Слово в образе. Фра Анджелико – «Капелла Никколина»

24 мая 2023 г.

В студии историк искусств Юрий Соколов.

– Мы уже однажды говорили о доминиканском монахе из монастыря Святого Марка в местечке Фьезоле под Флоренцией – Фра Беато Анджелико. Это один из крупнейших мастеров итальянского Возрождения, предшественник так называемого высокого кватроченто.  И сегодня мы поговорим об одной из его последних и, наверное, одной из самых совершенных и самых сложных по замыслу работ – росписи в капелле Никколина. Эта капелла является личной капеллой римских понтификов, она находится в самой старой части Ватикана.

Капелла, возможно, относится к XIII веку, а возможно, и к еще более раннему времени, но здесь, в непосредственной близости от личных апартаментов римского епископа, и будет встроена в эти крепостные теснины капелла Никколина. Она совсем небольшая, имеет размеры чуть больше, чем шесть на четыре метра, фактически это пространство жилой комнаты.  Довольно высокая, перекрытая крестовым сводом с очень сильно выделенными поперечными нервюрами, на правой стороне есть два окна. Сами стены образуют, как это и принято при крестово-купольных пространствах, арки. Напротив входа – арка, в которой должен был находиться алтарь, он там и находится, и она, наверное, самая бедная, потому что фреска Фра Беато Аджелико на алтарной стене погибла, и эта алтарная стена осталась самой невыразительной – гладкая поверхность, на которую повешена единственная в этой капелле живописная станковая картина на холсте, причем она повешена без рамы. Тема – мучения святого Стефана.

Капелла посвящена мученикам двух Церквей – Иерусалимской, или Восточной, и Римской, то есть Западной. Это святой Стефан, который был побит камнями в Иерусалиме, и святой Лаврентий, который был сожжен на решетке. Они не являлись епископами, не являлись яркими проповедниками, имевшими право выступать с программными речами, они были всего лишь дьяконами. Им посвящена эта домашняя капелла, которую расписывал Фра Беато Анджелико.

Капелла появилась благодаря решению папы Римского Николая V, именно он ее задумал как личную капеллу римского понтифика, в этом качестве она была создана и таковой остается по сию пору.

Это – территория так называемого скрытого Ватикана, место, куда не любят пускать экскурсионные группы, они там почти и не бывают, а вот если, с согласия главы Церкви, кого-то приглашают в эту капеллу (а это, как правило, крупные политические или медийные фигуры), это всегда означает какое-то особое отношение Римской Церкви к этому человеку.

Папа Николай V положил начало знаменитым музеям Ватикана, он же, как интеллектуал, положил начало и Ватиканской библиотеке. Это не значит, что в Ватикане библиотеки не было, не было архивов, но они носили случайный характер, случайно комплектовались, не были систематизированы. При нем это систематизируется, формируется программа комплектования Ватиканской библиотеки; кроме того, эта библиотека занимается еще и крупным исследовательским трудом в сфере церковной истории, богословия.

Замечательный, казалось бы, понтифик, тем более что мы его ценим за исключительный вкус. Это тот человек, который безошибочно определил, кто может расписать его капеллу так, чтобы это стало произведением искусства.

Капелла посвящена двум дьяконам, она разделена на две части, но разделена по вертикали. Весь верхний ярус посвящен более древней Иерусалимской Церкви и старшему по времени святому дьякону Стефану. А второй ярус посвящен Церкви Западной, это дьякон Лаврентий. Эти фрески парные. Например, первая (верхняя) группа, относящаяся к святому Стефану, – это получение дьяконства святым Стефаном от святого Петра. И здесь же – святой Стефан раздает милостыню.

Следующая фреска – это проповедь святого Стефана, и здесь же органично в нее входит композиция диспута. Вот такие диптихи. И, наконец, последняя – Стефан выходит из города, он идет на казнь, и здесь же, как продолжение ее, без четкой границы – сама казнь, то есть побивание камнями святого Стефана.

Мы должны обратить внимание на удивительное искусство Фра Беато как композитора. Как умело, не суетно, не создавая какого-то мешающего в этой небольшой капелле сверхэмоционального поля, он формирует достаточно многофигурные композиции. Как точен он в определении необходимых деталей, как сглаживает тональность в своих колористических поисках! Фра Беато отлично понимает разницу воздействия росписи в больших масштабах, для которых необходима определенная монументальность, яркость формы, экспрессия, сила эмоций, для которых возможен яркий и драматичный жест. Для капеллы столь камерной, как Никколина, Фра Беато использует именно камерные решения композиции.

И то же самое мы видим в том ярусе, который касается святого Лаврентия. Это опять же диптихи. На первом диптихе мы видим, как богатство Церкви вручает святому Лаврентию святой Сикст. Вглядимся в папу Сикста. Это ведь и портрет заказчика капеллы, Томмазо Парентучелли, то есть папы Николая V. И парная композиция – раздача святым Лаврентием милостыни.

Далее мы видим очень драматичную, красивую, развернутую композицию – святой Лаврентий перед папой Валентинианом и трибунами: мирное, спокойное судилище, полное внутреннего драматизма, но без излишних эмоций. Работа, характерная, наверное, для венецианской школы. Ровный, спокойный, повествовательный тон с внутренним напряжением.

И парная, довольно жесткая композиция, решение этого суда – казнь святого Лаврентия.

Кроме фресок Фра Беато, в капелле мы встречаем и так называемые медальоны, которые находятся по граням арок. В одном случае это святые учители Церкви, в этой капелле это блаженный Августин, блаженный Иероним, святой Фома Аквинский и святой Амвросий Медиоланский. Они образуют первую группу медальонов.

Вторая группа медальонов – просветители, проповедники, создатели активной Церкви: святой Афанасий Александрийский, святой Григорий Великий, папа Римский, и Лев Великий, замечательный подвижник, который фактически спас и Апеннинский полуостров, и Церковь от вестготских погромов, в какой-то степени вандальских. И, наконец, это святой Иоанн Златоуст. Они образуют вторую группу. Это все-таки вспомогательный, декоративный элемент.

И среди всех этих замечательных фресок, среди прозрачной, струящейся цветовой симфонии, тонально выровненной, изысканной по композиции и колористическому решению, увы, самой грубой и невыразительной является, конечно, алтарная стена, на которой так и не нашлось в XX веке фрески Фра Беато Анджелико, она была уничтожена.

Эта капелла тем не менее является совершенно удивительным памятником первой половины XV века, практически аутентичным. Еще не наступила эпоха Высокого Возрождения, в этих работах, в композиции, в самой манере исполнения, которая характерна для Фра Беато Анджелико, еще сохраняется средневековый готический стиль, еще сохраняется нежелание актуализировать тему, приблизить ее формальными средствами к дню современному. И это делает капеллу Никколина, безусловно, уникальным памятником художественной культуры.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать