Слово пастыря. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий

19 ноября 2022 г.

Иерей Сергий Гришанов, клирик Христо-Рождественского собора Липецка. Слово пастыря. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий

– В последние несколько столетий в России поднимается вопрос о месте нашего государства в общемировой политике, геополитике, географии. Кто-то говорит, что Россия – это Европа, кто-то – что это Азия, а кто-то говорит, что у нее особый путь между Европой и Азией, неповторимый. И, наверное, не было бы этих вопросов, если бы не святые просветители славян Кирилл и Мефодий. Их деятельность, их труды, их подвиг дают нам возможность поднимать эти вопросы о месте нашего государства.

Эти святые люди родились в Фессалониках, или Салониках, или Солуни, как называли город в древности, в семье уважаемого человека, аристократа Льва. Мефодий был старше, чем Кирилл. Я сразу оговорюсь, что я их буду называть традиционными именами. Дело в том, что святой Кирилл всю жизнь был Константином и только перед смертью принял монашество и поменял имя на Кирилл. И чтобы не путаться, я буду называть их именами, которые были даны им в монашестве. Святой Кирилл был моложе Мефодия примерно лет на двенадцать и был очень слабым. А Мефодий, старший, наоборот, был крепким, он пошел по воинскому пути, был офицером, потом правителем одной из провинций в Македонии, на тот момент это был протекторат Византийской империи. Предание доносит до нас историю, как Кирилл обратился к духовной жизни. Он был большой любитель ястребиной или соколиной охоты, и вот его любимая птица потерялась во время охоты, и он так расстроился, рыдал, плакал несколько дней. Но Кирилл был умный, недаром прозвище у него было «философ», он начертал у себя на стене крест, стал молиться, с этого момента, как говорит предание, стал изучать творения Григория Богослова, святых отцов. Он отправляется в Константинополь, где проходит традиционное для аристократов того времени обучение: это и математика, астрономия, музыка, поэзия, философия, богословие, учится он у самых высоких людей. Патриарх Фотий был его учителем. Кирилл не захотел выбрать мирскую жизнь, хотя у него была возможность удачно жениться. Он становится сперва дьяконом, потом священником, продолжает уже обучать студентов того времени. Так как он был близок ко двору, он обратил на себя внимание императора Михаила III, и его отправляют в Арабский халифат, где он говорит об истинах веры. А проблема была в том, что там стали очень плохо относиться к христианам, и он, как представитель византийского императора, отправился туда, удачно там себя зарекомендовал, потому что он обладал глубоким умом, острым словом, и возвратился с почестями обратно.

Следующая поездка была к хазарам, это уже нам ближе. Нужно отметить, что Мефодий к тому времени оставил светскую службу и ушел на гору Олимп подвизаться в монастыре, где потом стал игуменом. Кирилл, тогда он еще был Константин, был просто священник, а его старший брат Мефодий – монах. И они отправляются к хазарам. Для чего они туда отправляются? Дело в том, что, как мы знаем, хазары приняли иудейскую веру, как это ни странно. Мы привыкли, что разные племена чаще всего принимают ислам, или славянские племена – христианство. А тут – иудаизм. Братья участвовали там в диспутах с мусульманами, иудеями, по результатам их трудов вместе с ними с почетом отпустили около 200 греческих пленников. И наступает время, когда моравский князь, а Моравия – это территория нынешней Чехии, просит императора Византии отправить к нему учителей. Дело в том, что Моравия в церковном отношении находилась под Римом, а точнее под немецкими священниками, богослужение там проводилось на латинском языке, который был абсолютно непонятен простому народу, и князь, заботясь о своем народе, просит перевести богослужения, книги на славянский язык. Но легко сказать – перевести. Не было славянской азбуки, не было славянской письменности, была только устная речь. Кириллу и Мефодию помогло то, что они жили в Солуни, где было смешанное греко-славянское население, они знали с детства славянский язык в совершенстве. И они разрабатывают славянскую письменность, азбуку, чтобы в письменной форме можно было адекватно передать богословские истины, Священное Писание, творения святых отцов. Они едут в Моравию, занимаются переводами. Это Священное Писание Нового Завета, Псалтирь, Требник. Их миссия была очень популярной, широкой, народ к ним потянулся, они начали проводить богослужения на славянском языке. Представим себе, где оказался весь народ? В тех храмах, где велось богослужение на славянском языке. Надо сказать, что Церковь тогда была еще единой, не разъединена, и немецкие священники латинского обряда возмущались, в том числе и теряли свои доходы. Они начали жаловаться в Рим на братьев, и после такой удачной трехлетней миссии их вызывают в Рим. Папа римский выслушивает братьев, находит их просветительскую деятельность доброй, благословенной. Их переведенные на славянский язык книги были положены на алтарях храмов в Риме. Константин умирает и перед смертью принимает монашество с именем Кирилл. Он умер очень молодым, ему 42 года было от роду, а Мефодий рукополагается папой Римским в епископа, и уже в сане архиепископа отправляется в Паннонию и Моравию.  Там он мог рукополагать священников-славян. Сейчас нет такой страны Паннония. Туда входили несколько стран: и часть Венгрии, и Словения, и Словакия, и Хорватия. Вот на стыке этих стран и была Паннония. Конечно же, немецкие священники еще больше возмутились, Мефодия арестовывают, и он где-то два с половиной-три года проводит в узилище в Швабии, в Германии, в монастыре, где был заточен как в тюрьме, пока папа Римский об этом не узнал и не приказал его оттуда выпустить.

Очень много трудился Мефодий со своими учениками. Это и Горазд Охридский, и Климент, и Ангеляр Охридский. Жизнь свою он окончил в преклонных летах, в 885 году, когда ему было под 70 лет. Многие его ученики мученически пострадали, их казнили. Был период, когда богослужение на славянском языке было запрещено, и оставшиеся ученики, в частности Климент и Горазд Охридские, отправились по приглашению князя Бориса в Болгарию. Болгария стала центром славянской культуры, славянской письменности. Интересно то, что, по мнению большинства историков, святые братья изобрели не те шрифты письменности, которыми мы сейчас пользуемся, мы ее называем кириллицей, а изобрели глаголицу, там был 41 знак, впоследствии количество было сокращено до 30 знаков. Потом уже ученики, в частности Климент Охридский, переработали, взяли буквы греческого алфавита и ввели в славянский обиход ту азбуку, которую мы знаем как кириллицу. Кто-то скажет, какая же здесь деятельность Кирилла и Мефодия, если даже алфавит был немного другой? Нам кажется, что это очень просто, мы вспоминаем свое детство, когда в школе каждый из нас писал секретный алфавит, делал какие-то знаки. Что тут такого – создать новый алфавит? Придумывай какие-то значки и обозначай их звуками. Ученые-филологи говорят, что это титаническая работа. Вычленить в устной речи звук и адекватно его зафиксировать на письме. И такую титаническую работу провели эти учителя. Они вычленили звуки и зафиксировали их в письменной речи. А ученики, которые уже сформулировали кириллицу на базе греческого алфавита, воспользовались результатом этих титанических трудов братьев – просветителей славян.

Выше было сказано о том, что не возник бы вопрос о месте России в мировой истории, если бы не деятельность братьев. Какое отношение к этому имеет деятельность Кирилла и Мефодия? Братья создали письменность, сделали перевод основных значимых текстов для человечества на славянский язык, они дали возможность семье славянских народов занять свое место в мировой цивилизации. Мы пользуемся плодами их подвигов, их трудов и даже мученичества их учеников. Благодаря просветителям славянские народы (и, в частности, русский народ) уже тысячелетия имеют свой вес, свою значимость в мировой истории. И, конечно, самый главный, самый высокий вклад – это возможность славить Бога, читая Священное Писание и участвуя в богослужениях на своем родном языке.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать