– Эта история случилась в III веке нашей эры в Антиохии, в правление соправителей Валериана и Галлиена, примерно между 253 и 260 годами. В это время в Антиохии жили два христианина, два друга, одного звали Никифор, он был мирянином, другого – Саприкий, он был пресвитером. Имели они между собой любовь Христову, и узы дружбы их связывали, но случилось так, что дьявол посеял между ними распрю и рознь, и узы этой дружбы были разрушены. По какой причине – житие нам не указывает, но ведь мы люди грешные, иной раз нам достаточно косого взгляда, чтобы неприязнь и ненависть поселились в наших сердцах. И первым одумался мирянин Никифор, он стал приходить к своему некогда другу, прося у него прощения. Но не находил никакого прощения. Случалось даже так: видя, что Саприкий возвращается к дому своему, подбегал он к нему, кланялся и падал ниц, прося о прощении, но Саприкий проходил мимо.
И вот наступило время гонений, и поскольку Саприкий был пресвитером, и пресвитером ревностным, то на него тут же донесли – и он был схвачен властями. Преподобный Нил Сорский говорит, что в обыкновении у язычников того времени было подолгу мучить и принуждать христиан исполнить какие-либо повеления царя-язычника для того, чтобы они отвратились от Христа. Они долго принуждали к этому либо ласками, либо уговорами, дорогими посулами и в конечном итоге переходили непосредственно к физическим истязаниям. Каждый день, выходя на место мучений, они принуждали и уговаривали христиан отречься от Христа. Так было, например, с великомучеником Георгием Победоносцем, которого мучили целых полгода. Так было и с пресвитером Саприкием, которого выводили каждый день, требуя от него отречься от Христа, но он пребывал тверд и говорил мучителям, что даже до смерти будет исповедовать Христа.
Наконец жестокому правителю данной области это надоело, и он назначил день и время казни. Узнав об этом, Никифор, зная, какой дорогой поведут будущего мученика, прибежал и стал ожидать конвой, ведущий Саприкия. Увидев Саприкия, стал просить его вновь о прощении, но услышал лишь насмешки конвоиров, а прощения от самого Саприкия не услышал. Он вновь отбежал и вновь увидел на дороге своего друга, снова стал его просить: «Прости мне мои грехи, если словом или делом обидел тебя, прости меня, мученик Христов!» Но Саприкий снова прошел мимо него. Так повторилось три раза.
И вот Саприкий приведен на место мучения, уже голова его на плахе, палач вознес меч свой, чтобы отсечь ему главу, а Саприкий встрепенулся и спрашивает палача: «За что же ты хочешь меня казнить?» И получает ответ: «За то, что ты противишься повелению нашего правителя и не хочешь принести жертвы идолам». «Оставьте, не мучайте меня, – отвечает он. – Я устал и готов принести жертвы». Услышав это, Никифор закричал, увещевая его не отрекаться от Христа, но было уже поздно. Тогда он, обратившись к правителю, сказал: «Я христианин, возьми и отсеки голову мне, а его отпусти». Взошел на плаху и принял мученическую смерть.
Вот такое житие мученика Никифора Антиохийского. И оно актуально в это время Великого поста, ведь оно нам говорит о прощении, о том, как мы должны прощать ближних своих. Но дело в том, что прощение не есть дело только Великого поста. На самом деле нам нет нужды ожидать Прощеного воскресенья целый год или ждать время Великого поста, какого-либо еще, чтобы примириться с ближними своими. На самом деле прощать и испрашивать прощения есть дело всей нашей жизни. Христианство начинается с прощения, им же и заканчивается. И зачастую мы используем это слово, но вкладываем в него какие-то свои мысли и заблуждения. Давайте же, братья и сестры, посмотрим поближе, что значит прощать и как это делать.
Слово «прощать» и слово «прощение» имеют один корень со старославянским «прост». Данное слово «прост» означает быть прямым, исправляться, не иметь изъяна и не иметь никакой нагруженности. И отсюда мы понимаем, что прощать – означает делаться прямым, выпрямляться. Это означает сочувствие, участие, исцеление. Таким образом, прощать – это сбросить с себя весь груз обид, груз зависти, неприязни, зложелательства и злопамятства, которые мы имеем по отношению к ближнему своему. Вот что означает простить.
Простить – означает стать выше, вознестись над этими чувствами, вознестись над той пропастью, которая разделяет двоих. Ведь когда мы находимся в обиде – между нами пролегает эта огромная пропасть, и мы зачастую не только не можем общаться с человеком, которого обидели мы или который обидел нас, но даже не имеем желания смотреть в его сторону. И простить – означает изгладить, засыпать этот ров неприязни и отчуждения между нами. И причиной для этого может быть только Господь Иисус Христос. Какова понуждающая нас причина простить ближнего своего? Это Христос. Ведь в молитве «Отче наш» Он заповедовал нам молиться, чтобы мы прощали должников наших. Исходя из этого и Господь будет прощать нас.
Таким образом, когда мы услышим слова о прощении, обращенные к нам, мы не должны уязвляться чьей-то добротой и чьим-то снисхождением, ведь тут же посетит нас мысль, что и мы могли так же испросить прощения, или лукавая мысль о том, что этот человек не совсем искренен. Но мы должны держать в сердце своем одну простую мысль: человек возлюбил нас до того, что грех, который он увидел в нас, изгладил и посчитал ни за что. И вот этот разрыв между нами посредством этого греха он покрыл любовью.
А зачастую бывает так, что у нас просят прощения, а мы не обращаем внимания на брата своего, как пресвитер Антиохийский не обращал внимания на брата Никифора. Ведь и мы тоже можем проходить и возносить голову, не внимая словам истины. И житие святого Никифора-мученика говорит нам о контрасте. Не потому плох пресвитер Антиохийский или хорош Никифор (неизвестно нам, какие они друг другу нанесли обиды), но смысл здесь заключается в том, что человек, который прощает, имеет любовь Христову и единый мир с нашим Господом Иисусом Христом. А тот, кто не прощает, – не имеет этого единого мира с нашим Господом.
Вспомните притчу о неразумных девах, которые не взяли с собой масло для поддержания огня. И святые отцы толкуют, что если бы Господь, Который возбраняет им войти на брак, даже и впустил их, то они не блаженствовали бы с Господом, не радовались Его присутствию, потому что имели иной дух.
Так же произошло и в рассказанном житии. Человек, будущий мученик, идет пострадать за Христа, принять величайший венец от Господа, но не имеет с Ним единого мира, единого духа, потому что пребывает во вражде, не любит брата своего. А Священное Писание нам говорит, что тот, кто любит Бога, а брата своего ненавидит, – лжец.
Братья и сестры, в дни Великого поста надо об этом помнить. Наше покаяние, наше прощение ближнего не должно быть формальным, оно не должно исходить только из уст, оно должно исходить из сердца, любящего сердца. И тогда вы спросите: как же так? Есть множество заблуждений по поводу прощения. Многие считают, что простить означает забыть. Нет, это не означает забыть. Простить – означает отринуть всякое желание мести, всякое желание о воздаянии, пусть и справедливом, как считает наша греховная совесть. И возлюбить ближнего. Возлюбить его, как самого себя, как Бога. И таким образом эту вражду преодолеть.
Как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 32). Этими словами – быть добрыми друг к другу и прощать друг друга – я и хочу напутствовать всех вас в эти дни Великого поста, чтобы этот пост действительно дал свой плод, плод прощения, смирения и любви. И тогда наречемся истинными чадами Божиими.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!