Слово пастыря. Охлаждение духовной жизни

10 декабря 2022 г.

В студии протоиерей Алексий Носач, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка

Мир вам, братья и сестры! Сегодня будем говорить об охлаждении духовной жизни. Иногда к священнику приходят прихожане с вопросом: «Почему так происходит? Раньше, когда мы посещали храм, участвовали в таинствах Церкви, выполняли все предписания, мы чувствовали при этом большую радость, благодать в своем сердце. Сейчас чувствуется какое-то охлаждение, нет даже желания молиться. Что с этим делать?»

Чтобы разобрать этот вопрос, нам необходимо обратиться к Священному Писанию и вспомнить о той интересной истории, которую рассказал Господь. Это притча о блудном сыне. И нас интересует в этой истории не сам блудный сын, а старший сын. Младший, мы знаем, ушел на страну далече, жил без отца, промотал свое имение и потом вернулся с покаянием к своему отцу. Старший же сын всегда находился рядом со своим отцом, он исполнял все его предписания. И когда блудный сын вернулся и отец устроил в его честь пир, то старший сын обиделся на отца, говорил: «Отец, я исполнял все твои указания, ничего не нарушал, служил тебе, а ты не давал мне даже иногда козленка для пира со своими друзьями. А этот человек, который промотал все, сейчас испытывает большую радость. Ты встречаешь его с большой любовью, какую не оказывал мне». И ответ отца очень интересен: «Сын мой, все мое твое, ты со мною, а младший сын пропадал и нашелся, был мертв и ожил, поэтому мы так радуемся».

И вот этого старший сын не понимал: что он всегда с отцом. Он не понимал своего счастья, он привык находиться рядом со своим отцом, пользоваться всем и не понимал ценности всего этого. Он, наверное, даже уже и скучал, ему не хватало какой-то радости, и он говорит об этом напрямую своему отцу, что тот даже козленка ему не давал, чтобы возрадоваться с друзьями.

На самом деле мы видим: блудный сын, который оставил своего отца и ушел на страну далече, только тогда все осознал, когда лишился всего этого. Он осознал всю ценность того, что имел раньше, только тогда, когда пришел в бедственное положение, когда стал испытывать голод, находиться при смерти и пытаться насытиться пищей свиней, а ему даже этого не позволяли делать.

Можно вспомнить также другую историю Священного Писания, которая связана с грехопадением Адама. Мы знаем, что первозданный человек находился в раю, и нам, грешным людям, находящимся на земле, кажется, что в раю не может быть необходимости в чем-либо, что человек не испытывал в раю никаких ограничений, для него все было прекрасно, он испытывал блаженство (по сравнению с тем, конечно, что мы сейчас испытываем в своей жизни). Это действительно так. Но чувствовал ли себя так Адам, находясь в раю? И мы видим, что нет, что и Адаму в раю что-то не понравилось, что и Адам считал себя в чем-то обделенным, и ему об этом напрямую говорит дьявол, искушая его: «Тебе запрещено есть от древа познания добра и зла. Съешь плод, и ты станешь таким, как Бог».

И вот в этом как раз причина грехопадения Адама и причина наших мыслей о том, что нам чего-то не хватает в нашей жизни. Дело в том, что только один Бог является Вечным, Бессмертным, Самобытным Существом, Неизменяемым, ни в чем не нуждающимся, а все остальное является творением Божьим. И все является ограниченным и в чем-то нуждающимся. И только Бог дает потребное Своему творению, только от Бога это зависит. Бог сотворил ангелов, и даже ангелы, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), по сравнению с Богом являются очень грубыми и несовершенными. А в Священном Писании прямо  говорится, что Бог и в ангелах Своих усматривает недостатки и что ангелы являются несовершенными существами. И вот ангелы возомнили о себе, сатана возгордился своей красотой, увидел, что ему чего-то не хватает, и захотел сам стать Богом. И именно это искушение он предлагает человеку и говорит: «Если будете есть плоды от древа познания добра и зла, вы не умрете, но станете как боги, знающие добро и зло». Преподобный Ефрем Сирин, говоря о заповеди, данной человеку в раю, говорит о том, что заповедь эта была дана не случайно Богом, потому что она смиряла человека, научала его послушанию Богу и смирению. И благодаря именно соблюдению этой заповеди человек не мог возгордиться подобно дьяволу и захотеть стать Богом, но даже в этом случае дьявол приступил к человеку и стал соблазнять его именно на это: вкуси с древа познания добра и зла, сними с себя это ограничение. Адам искусился и в итоге лишился даже того, что имел. И только когда Адам потерял рай, он осознал, чем же был для него рай. И об этом говорится в церковном песнопении: «Седе Адам прямо рая… и плакаше».

О плаче Адама много говорят святые отцы. О его покаянии уже после изгнания из рая говорит преподобный Силуан Афонский. Очень интересно почитать его писания на эту тему. И в результате этого покаяния Адама, именно в ожидании избавления от этого страшного состояния Бог послал нам Свое спасение в Лице Господа Иисуса Христа. Именно Господь Иисус Христос, Новый Адам, вернул нам рай, дал нам дорогу, по которой мы можем вернуться в рай. Он искупил грех Адама на Кресте, и в том числе грехи всего человечества. Он победил смерть Своим воскресением и дал нам возможность этого воскресения, и мы верим в это воскресение из мертвых. Также Господь нам дал все средства к тому, чтобы нам вернуться к этому раю. Он дал нам таинства  Святой Церкви, исповедь (когда мы исповедуем свои грехи, каясь в них). Он дал нам таинство Причащения, Кровь и Тело Свои, вкушая которые мы теснейшим образом соединяемся с Самим Христом, Самим Богом и уже на земле приобретаем Царствие Божие.

Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали говорить, мы может отметить, что у каждого христианина есть все то, что было и у старшего сына. Человек вроде бы не удалился от Бога, он исполняет все предписания Церкви, постится, посещает храм Божий в положенные дни, исповедуется и причащается, соединяясь с Самим Творцом, и это является счастьем для человека. И человек привыкает к этому. Ему кажется, что чего-то ему не хватает, а хотелось бы еще какой-то особой радости, особого счастья. И, подобно старшему сыну, христианин начинает возмущаться и думать: что-то в моей жизни не так; может, Бог мне чего-то недодал. Но, вспоминая ответ отца своему старшему сыну, мы можем сказать сами себе: «Все у нас есть, мы находимся рядом с Отцом Небесным, и все Его – наше, и все, что Он нам мог дать, Он дал. Он нам отдал Самого Себя, отдал Своего Единственного Сына, пострадавшего на Кресте и победившего смерть Своим славным воскресением. На вопрос об охлаждении веры в духовной жизни христианина можно указать и другие причины. Прежде всего это грех. Грех незаметен для человека. Это грех гордости, осуждения других людей, на что человек может не обратить своего внимания. Может, он кого-то обидел и это у него входит в привычку, он на это не обращает своего внимания, и благодать Божия оставляет человека, он не может понять, почему ему так плохо.

Бывают другие причины, бывает промыслительное оставление благодати Божией. Чтобы человека смирить и научить в жизни двигаться самому. Конечно, невидимая помощь Божия присутствует, но при этом человек не видит видимой поддержки Бога, ему кажется, что он оставлен Богом, и это тоже отдельные вопросы и отдельные темы, на что можно было бы уделить больше времени, посвятить этому отдельную передачу. Будем помнить всегда: как бы жизнь ни складывалась, Бог нам все уже дал для нашего спасения, и именно это является для нас самым главным. Мы должны это осознать, понять и не роптать, когда нам кажется, что мы в чем-то ущемлены и нам чего-то в жизни не хватает.  

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 28 апреля: 07:45
  • Суббота, 04 мая: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать