– Среди вопросов, задаваемых священнику, есть весьма злободневные, волнующие многих людей, и один из них – как избавиться от греха осуждения. Согласитесь, действительно волнующая многих проблема, об этом мы сегодня и побеседуем. И начнем с того, что попробуем разобраться, в чем вред греха осуждения.
Во-первых, когда мы осуждаем другого человека, то смешиваем и самого человека, и его грех в одну кучу, а это неправильно. А во-вторых, когда осуждаем, нам хочется его как-то зацепить, досадить ему, но при этом мы даже и целью себе не ставим изменить человека, сделать его лучше. И поэтому наше осуждение получается совершенно безрезультатным, бесперспективным, человек каким был плохим, таким и остался.
А вот как избавиться от греха осуждения? Для этого нам нужно научиться правильно смотреть на человека. Что здесь имеется в виду? Мы обычно, когда встречаемся, общаемся с человеком, то обращаем внимание на его внешность, на его лицо, на его внешние качества. А вот наша православная вера учит нас смотреть глубже, в суть самого человека. Поясню на примере учения священника Павла Флоренского. В одной из своих бесед он говорил, что если мысленно снять с человека одежду, то мы увидим тело. Если убрать телесную оболочку с человека – то по логике мы должны бы увидеть его душу, человек ведь из души и тела состоит. Но нет, не душу мы увидим, а толстую корочку греха на душе. И вот когда мы общаемся, душа с душой, – мы часто этими корочками друг друга царапаем, раним. Но если эту корочку греха с души соскоблить страданиями, некими жизненными испытаниями, то тогда из-под нее, как говорит отец Павел, вспыхнет яркий свет такой силы, что сможет залить собой все вокруг.
Примерно так же говорил и преподобный Серафим Саровский – если бы волей Божией приоткрылась душа самого ничтожнейшего из людей на земле, то из нее хлынул бы такой свет, что затопил бы всю вселенную. И Иисус Христос говорил, что внутри нас Царство Божие, Небесное, особое содержание – или, по-другому, образ Божий внутри человека. И вот так учит смотреть на человека наша Православная Церковь. Поэтому, когда мы осуждаем человека, то вместе с его деяниями мы осуждаем в нем и то Божественное, что в нем есть.
Итак, нам необходимо правильно смотреть на человека, это поможет нам его не осуждать. Но здесь нужно сделать некоторое уточнение: мы человека как носителя образа Божия – уважаем, ценим, любим, прощаем. А вот его дурные или порой даже мерзкие деяния, его грехи мы ненавидим, с ними мы боремся беспощадно и стараемся помочь человеку от них освободиться.
Это примерно так же, как доктор относится к своим пациентам: врач любит своего пациента, но беспощадно борется с его болезнью. Если попала инфекция в организм, то врач уничтожает все бактерии и вирусы, чтобы сохранить жизнь своего пациента.
Или возьмем другой пример: педагог, конечно, любит своего ученика, но если ученик допустил ошибку в задаче, то учитель ему скажет: «Петя, я тебя люблю, ты для меня очень дорог, но то, что ты написал, – это неправильно, поэтому я это перечеркиваю и ставлю тебе двойку за ошибку».
Когда мы встречаемся с человеком и его грехами, то должны уметь отделить одно от другого, это поможет нам найти правильное отношение и к человеку, и к его грехам. И повторяю: человека мы жалеем, уважаем, а с грехами его стараемся бороться и ему самому стараемся помочь от них освободиться.
Грех осуждения крайне невыгоден для нас с точки зрения веры, потому что он причиняет нам большой ущерб. Предположим, вы добрыми делами, подвигами свою душу окружили как бы некой стеной, и никакой враг пробиться внутрь вашей души не может. Но стоит вам допустить грех осуждения – вы сделали пролом в своей стене, и за эту стену тотчас хлынут враги, а то, что другие участки стены целые, вам уже не поможет. Это как пробитое отверстие в сосуде. Вы хотите сварить суп в кастрюле, а у вас вся вода вытекает. Сколько бы вы сосуд своей души ни наполняли благодатью, сколько бы ни стяжали Духа Святого – вся благодать уйдет как из дырявого сосуда, потому что не может душа сохранить благодать, если в ней есть грех осуждения.
Была такая история, которую рассказывал святитель Димитрий Ростовский. Некий подвижник, отшельник-пустынник, стяжал к концу жизни такую благодать, что когда он вставал на молитву, видел себя перед распятием Иисуса Христа, как бы переносился через пространство и время в тот день, когда Господь страдал на Кресте. И молитва этого подвижника была необычайно сильная, он плакал о своих грехах, о мире. Но случилось так, что однажды к нему пришел знакомый монах из монастыря и, рассказывая о делах монастырских, поведал об одном монахе, который был ленивым, молиться не любил, трудиться не хотел (и зачем он поступил в монастырь?)... И вот наш подвижник, выслушав эту историю, даже ничего не ответил, он просто вздохнул осуждающе и сказал: «Ох!»
Монах ушел, подвижник, когда наступил вечер, встал на молитву, но что-то в этот раз было по-другому, какие-то грозные облака закрывали небо, там же был Господь, распятый на Кресте, и вдруг Господь обращается к ангелам и говорит: «Уберите от Меня этого антихриста. Он посмел прежде Моего Суда осудить брата своего». И с тех пор больше у подвижника не было той молитвы, которая была раньше. Десятилетиями он стяжал эту благодать и в один миг потерял. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что один осуждающий вздох – и все прежде накопленное оказалось впустую, все утратилось. Вот насколько велик грех осуждения и насколько опасен для человека, он может перечеркнуть все наши предыдущие подвиги.
Но порой бывают ситуации, когда нам встречается человек, не совершающий какого-то явного зла, греха, просто он ведет себя как-то непривычно, необычно, не так, как принято, и здесь есть опасность осудить человека ни за что. Дело в том, что все мы люди разные, у нас разные подходы ко многим вещам, или как говорят психологи – у каждого своя апперцепция, то есть особенность восприятия. Помню, когда я начинал занятия со студентами семинарии по догматическому богословию, я им как раз про эту апперцепцию рассказывал и иллюстрировал ее на таком примере: представьте себе красивую девушку (а они все молодые, им легко это представить). И спрашиваю у одного: «У твоей девушки, самой красивой на свете, какого цвета глаза?» – «Зеленые». – «А у твоей, Андрюша?» – «Синие». – «А у твоей, Костя?» – «Карие». Вот вроде бы красивая девушка – одна, а глаза у нее разные. Спрашиваю, какого цвета волосы. Тоже разные: у кого-то блондинка, у кого-то брюнетка, шатенка... Смотрите – понятие о красивой девушке есть, оно одно, а взгляды у всех разные. Это пример апперцепции.
А если мы даже о знакомых вещах можем по-разному думать, по-разному это представлять, то о Боге, Которого никто никогда не видел, какие у нас могут быть разные представления! И не только о Боге, но и о многих других вещах. И бывают такие ситуации, когда мы, не понимая другого человека, начинаем его невольно осуждать. Это уже будет называться недоразумением. А чтобы этого избежать, необходимо попробовать хоть на время принять его точку зрения, его глазами посмотреть на ситуацию. И возможно, мы поймем, почему он так непривычно себя ведет, и недоразумение само собой разрешится. И таким образом мы спасем себя от глупого и ненужного осуждения.
Проявив терпение, великодушие к другому человеку, к его точке зрения, мы не только сохраним добрые взаимоотношения с человеком, но и, вполне вероятно, обогатимся новым и весьма полезным для себя опытом.
Итак, мы видим, что грех осуждения действительно тяжелый и опасный для духовной жизни человека, с ним нужно бороться. А какими способами – мы узнали. Нужно правильно смотреть на другого человека, видеть в нем образ и подобие Божие. А чтобы избежать разного рода недоразумений, проявлять определенную гибкость, великодушие, терпимость. И тогда мы с вами можем надеяться услышать очень хорошие, радостные для нас слова Иисуса Христа, относящиеся к тем людям, которые стараются не ссориться, не враждовать, а, напротив, угашать всевозможные конфликты. А один из способов этого – неосуждение близких. Мы можем надеяться услышать от Него: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Чего я вам от всей души желаю!
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!