Слово пастыря. О возможном и невозможном. Продолжение

14 января 2023 г.

В студии прот. Сергий Косых, настоятель храма в честь прп. Сергия Радонежского г. Липецка.

– Сегодня у нас третья встреча, и мы размышляем, рассуждаем, беседуем о возможном и невозможном и о посольстве пророка Ионы в Ниневию.

Я вкратце напомню, о чем мы беседовали в прошлые две встречиИ было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. Иона воспротивился слову Бога. Казалось бы, когда мы знаем волю Божию по отношению к нам – это же счастье, это же ясность. Апостол Павел говорил, что мы всё в этом мире видим как сквозь тусклое стекло, а тут ясно Господь говорит: вставай, иди, проповедуй. Но Иона воспротивился.

Чисто по-человечески его понять можно, поскольку он, как сын своего народа, был убежден, что язычники – это враги Бога Иеговы, у них нет шанса на спасение. Поэтому зачем ему идти и о чем говорить? Хотя Господь говорил, куда идти и о чем говорить, но он противился, считал, что это все не нужно для них. Но это он так считал. А вспомним слова пророка Исаии. Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Все понятно. Но Иона противился. И вместо того, чтобы идти в Ниневию (а если посмотреть по карте, Ниневия была расположена на левом берегу реки Тигр, и ему надо было идти на восток), он избрал другой путь, прямо противоположный – на запад. Но опять-таки Господь говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. И если мы избираем другой путь – ну что же, как говорится, все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Мы можем избрать другой путь, но все-таки сообразовывать свою волю с волей Божией обязательно, без этого никак нельзя. Иона выбрал другой путь. Значит, на этом пути жди того, чего не хочешь. Это ко всем относится.

И вот Иона сел на корабль и отправился в Фарсис, город, который расположен где-то в Испании. Ну а дальше – буря, корабельщики взволновались, они, как опытные люди, знали, что эта буря серьезная, они всполошились, стали молиться каждый своим богам, они, по всей вероятности, были язычниками. Буря не утихала, тогда они бросили жребий, чтобы узнать, в ком причина. Жребий выпал на Иону, а Иона в трюме. Видимо, путь к морю его утомил, он сел на корабль, вошел в трюм и там спал. Нашли Иону, разбудили и спрашивают: ты кто? Он говорит: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. Для язычников это было непонятно, но в то же время и понятно: это значит, то тот Бог, Которого чтит Иона, по сути, Бог всей Вселенной.

Они спрашивают у него: «Что нам делать? Ибо жребий нам указал, что причина в тебе». Иона теперь и сам понимал, что причина в нем. И вот, несмотря на свою неприязнь к язычникам и понимая, что люди через него могут пострадать и даже погибнуть, он проявил подвиг человеколюбия. Он сказал: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. Но язычники тоже проявили благородство, они понимали, что если он почитает Бога Вселенной, то как бы им не пришлось ответить за смерть этого человека. Они все усилия приложили для того, чтобы высадить его на берег, чтобы спасти его, но это у них не получалось. Тогда они сначала помолились Богу и попросили, чтобы Он не вменил им в грех смерть этого человека. Взяли Иону и бросили его в море. И море действительно затихло. И буря стихла, и ветер стих, и море успокоилось. Это тоже было для них чудо. Они упали на колени и стали молиться этому Богу Вселенной, принесли жертву на корабле и дали обет. Как говорит еврейское предание, они по возвращении приняли новую веру и стали поклоняться Господу Богу небес, сотворившему море и землю. То есть они стали прозелитами иудейства.

А Иона очутился в пучине морской, и повелел Господь большому киту проглотить Иону. И был Иона во чреве кита три дня и три ночи.

Здесь возникает, конечно, очень много вопросов. Что это за большой кит? Это кит, или акула, или, может, какая-то неизвестная нам рыба? Как он в это чрево попал и как там не умер? Как он там находился три дня и три ночи? Вопросов много, но, как нас учит Господь, мы должны ответы искать в Священном Писании. А Священное Писание говорит, что Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. И на вопрос учеников Своих, апостолов, кто же может спастись, Он сказал: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. Фарисеи подошли и спросили у Господа: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. И тем самым, обращением к тем событиям, связанным с пророком Ионой, Господь и подтверждает истинность всего того, что произошло с Ионой. Поэтому каким бы невероятным и необъяснимым нам это ни казалось, слово Божие говорит, что это именно так.

А что касается слов «три дня и три ночи», то на библейском языке это вовсе не означает, что трое суток. На библейском языке это может быть 26–28 часов. Это понимается как конец одного дня, второй день и начало третьего дня. На библейском языке это три дня и три ночи.

Здесь главное молитва, с которой обращался Иона к Богу, оказавшись во чреве кита. Если прочитать внимательно эту молитву, а еще лучше прочитать толкование к этой молитве, то получается, что Иона, очутившись во чреве кита, как в Священном Писании написано, почувствовал себя в безопасности, он почувствовал, что спасен. И эта молитва, с одной стороны, содержит вопль о спасении, а с другой стороны, уже и благодарение о спасении. Вот главная мысль: вопль о спасении и благодарение за спасение. И когда эта молитва дошла до Бога, Господь сказал киту, и изверг кит Иону на сушу. И было слово Господне к Ионе вторично:  встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона, и пошел в Ниневию.

Рассуждая о возможном и невозможном, верующему человеку доказывать ничего не надо, он и так верует во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Он понимает, что есть Бог. А неверующему как доказывать, если для него вообще Бога нет?

Здесь в помощь этому человеку я бы хотел привести слова Жан-Жака Руссо, писателя, мыслителя, французского философа XVIII века. Он писал: «Я не в силах верить... чтобы слепая случайность могла произвести разумные существа, чтобы немыслящее могло произвести существа, одаренные мышлением… Я верю, что мир управляется могущественною и мудрою волею». И еще интересные слова известного человека, мыслителя, писателя, математика, физика Паскаля. Он сказал математически точно: «Одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут; эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны». В нашей следующей встрече мы закончим наши размышления о возможном и невозможном, подведем итоги, сделаем выводы.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать