Слово пастыря. О праздности

17 декабря 2022 г.

В студии иерей Сергий Гришанов, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка.

                                                      – Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

                                             (А. С. Пушкин)

Сегодня мы будем говорить о праздности и лени и, возможно, как их следствии – унынии. Грех праздности именно как грех часто и не воспринимается православными христианами. Как часто приходилось слышать от своих знакомых: как хорошо бы иметь постоянный доход, чтобы не нужно было особо работать, заботиться о хлебе насущном, в свое удовольствие заниматься какой-то деятельностью, общественной, церковной, хобби… Чтобы у меня был такой доход и чтобы я не заботился о хлебе насущном, пребывая в труде. Абсолютное большинство соглашается с этим и думает, что это действительно почти рай на земле. А когда мы начинаем читать святых отцов по этому поводу, то они очень сильно взбадривают своими взглядами на этот вопрос, а порой даже и пугают. Потому что взгляд святых отцов ровно противоположный.

Вот что по этому поводу говорит Исаак Сирин: «Люби труд. Если он и не нужен тебе для твоего содержания, то может быть нужен как врачевство. Труд есть здоровье для тела и польза для души». Оказывается, что труд нужен не только для того, чтобы содержать себя материально в этой жизни, но как польза или врачевство, лекарство для души.

Что такое праздность и лень и чем они отличаются друг от друга? Лень – это когда особо ничего не хочется делать, и вследствие этого ты ищешь, чем бы развлечь себя. А праздность чуть-чуть отличается оттенком. Это когда есть что делать, и надо бы что-то делать, но ты не делаешь, потому что есть какое-то более приятное для тебя развлечение.

Если переиначить на современный лад, то лень – это когда тебе уныло, лениво, ничего не хочется, а ты не можешь просто ничего не делать, лежать и в потолок смотреть часами, и начинаешь фильмы смотреть, новости бесконечные, социальные сети.

А праздность – это когда дел куча, но у тебя какой-то сериал, например, недосмотренный и ты предпочитаешь этот сериал своим полезным делам. Отличие в оттенках. Но смысл в том, что душа человеческая не терпит пустоты, и Иоанн Златоуст говорит, что как поле, которое не засевается полезными растениями, обязательно прорастает сорняками, вредными, сорными растениями, так и сердце человеческое. Оно не терпит пустоты и праздности, и если ты его не заполняешь чем-то добрым, то оно обязательно заполняется чем-то недобрым. Можно даже так условно разграничить, что леность больше к телу относится, а праздность больше к интеллекту, к душе, к рассудку. Почему? Тело всегда хочет покоя, а рассудок, душа – развлечений. Они здесь как сестры, леность и праздность, они друг друга стоят.

Исаак Сирин по этому поводу говорил, продолжая свою мысль: «Как свежие воды превратившись в стоячие, портятся, так точно душа и тело человеческие портятся от праздности. Один мудрый основательно сказал, что труд есть страж добродетели. Покой и праздность – гибель душе…»

Мы это как грех не воспринимаем. Кто из нас не празден, кто не ленив? Как часто мы откладываем дела на потом. И термин уже психологи придумали этому: прокрастинация, откладывание на потом каких-то дел, может быть, важных, а может быть, не очень важных. И как часто мы, видя, как наши члены семьи трудятся, можем спокойно смотреть телевизор, сидеть в Интернете. Это нас совершенно не беспокоит, не отягчает нашу совесть то, как мы спокойно пользуемся трудами других людей, когда мы сами можем это сделать своими руками. И многое другое, на что мы даже внимание не обращаем. Ведь как мы воспринимаем грех? Грех – это что-то такое конкретное, сущностное, что-то такое ты совершил, за что совесть тебя мучает, за что хочется каяться. Кто-то обижен, огорчен тобой – это все понятно и остро. А праздность же нас настигает внезапно, вроде бы устал, что-то сделал – и хочется отдохнуть. Прошли целые часы – и ты понял, что в праздности и лени пребываешь.

Или ты хочешь развлечь немного ум, который устал от трудов или от мыслей каких-то, которые тебя постоянно терзают, мучают, – и закипел ум уже. Ты начинаешь просто сидеть, читать, и сперва ты получаешь отдохновение, а потом раз – и оказывается уже праздность. Эта грань практически неуловима, и, конечно, мы все будем постоянно в этом ошибаться. Но когда мы видим в этом проблему, видим в этом, как это ни странно и ни страшно, смертный грех, а святые отцы называют праздность смертным грехом, – то как-то обратив на это внимание, возможно, мы, с Божией помощью, возьмемся за решение этой проблемы. Как говорят святые отцы, суть праздности и лени в себялюбии, сосредоточенности на себе, эгоизме. А праздность и лень рука об руку идут с унынием.

Как часто бывает – человек разленился, ничего не хочется, но это долго не может продолжаться. Тут есть разные варианты развития, и два из них как минимум плохие. Один вариант – впасть в состояние уныния, опустошения, когда руки опускаются и ничего не хочется делать. Приходят мысли, что ты никчемный, ни к чему не приспособленный, ничего в жизни, может, и не достиг, тебя кто-то не понимает, не слышит, а ты такой замечательный, а может, и не замечательный, и ничего в тебе хорошего нет, – но это не смирение, в этом нет никакого смысла.

Но есть второй вариант: люди поактивнее из состояния лени выходят развлечениями. Хорошо (в кавычках, конечно), если ты дома сидишь, читаешь что-то, но это же может быть и такое развлечение, как пьянство, поход во всякие заведения, не очень хорошие и полезные. С кем-то ты идешь и кого-то осуждаешь – и это доставляет некое утешение тебе, осуждать другого, что кто-то хуже, чем ты. И дело в том, что на этом нельзя остановиться. Если человек начинает увлекаться алкоголем, такого рода развлечениями, то чувства притупляются, и хочется дозу повысить как интеллектуальных развлечений, так и греховных, как, например, объедение, пьянство.

И человек, сам того не замечая, постепенно входит в такое нездоровое состояние души, и уже другие страсти прилепляются к этому состоянию уныния. А все началось с такого маленького, незаметного состояния праздности, которое мы и грехом порой не считаем. И об этом авва Исаия говорит, что душа ленивого делается жилищем всякой постыдной страсти. То, о чем говорилось выше.

Что же в этом случае делать? Святитель Тихон Задонский говорит: «Всегда будь в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или будь в богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности». То есть человек должен занимать себя. Конечно, сейчас мы все-таки говорим о людях, которые имеют много свободного времени, сейчас мы не говорим о людях, которые целыми сутками в трудах и порой для сна время не могут себе толком уделить. Но дело в том, что современный мир от многого освободил человека. Стиральные машины, газовое отопление, водопровод – не нужно много трудиться, чтобы обеспечить свой быт. И вот об этом речь. Человек должен менять свою деятельность, хотя бы немного молиться, читать, и хорошо бы духовную литературу, Священное Писание, трудиться. Опять же человек живет в квартире. Где он может трудиться? Наверное, держать в порядке свое жилище. Конечно, сейчас физкультура может заменять труды, которые совершали крестьяне, и это тоже хорошо: двигаться, ходить, заниматься спортом. То есть чем-то заниматься, не находиться в состоянии какого-то такого нехорошего покоя, когда человеком одолевают или тоска с унынием, или желание броситься «во все тяжкие».

И, конечно же, причина во многом в том, что мы не находим себе деятельности, которая бы нас радовала, утешала. В том, что мы не имеем цели и смысла своей жизни. Это очень важно. Это не страшно, потому что Господь, по Своей милости, может подать нам просимое, если мы будем просить. Хорошо по этому поводу говорит наш отец дьякон Олег: нужно «промаливать» ситуацию. Он говорит это просто, но суть-то ясна. Мы совсем не обращаем внимания на то, что мы можем взывать к Богу: «Господи! Нет смысла в моей жизни. Нет цели в моей жизни!»

В стихотворении Пушкина в начале передачи это отсутствие цели прозвучало, но он же в этом стихе выводов никаких не сделал, он же не спросил: что мне сделать, чтобы этого не было? Мы можем обозначить в себе это состояние пустоты и бесцельности своего существования, но мы можем из этой глубины, из этой бесцельности воззвать к Богу: «Господи, помоги мне, дай мне смысл, дай мне цель, помоги узнать Тебя!» Господь очень быстро отзовется Своей помощью и Своим милосердным, любовным вмешательством в нашу жизнь. И постепенно мы увидим рассвет в темноте своего сердца и, дай Бог, будем двигаться к этому рассвету шаг за шагом.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 мая: 02:45
  • Воскресенье, 26 мая: 07:45
  • Суббота, 01 июня: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать