– Если со светской точки зрения посмотреть, то, конечно, много. И если спросить наших неверующих сродников, они наверняка скажут: «Бедненькие, пожалейте себя, на вас и так лица нет, а вы еще себя лишаете мяса в самые важные дни года. Сейчас лето, надо молодому организму расти, а пожилому отдыхать. А осенью и весной надо витамины пить. А зимой и подавно на Руси всегда мясо ели, а у вас Рождественский пост».
Но, наверное, вряд ли Святая Церковь тысячелетиями хранит что-то, что не выражает любовь. Мы помним, что Сам Бог – это источник любви, и все, что заповедано в Святой Церкви, сделано для того, чтобы человеку было хорошо.
Есть такое понимание, которое с возрастом приходит: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Действительно, нам в детстве кажется благом совершенно иное, чем то, что кажется благом во взрослом возрасте. Спросите у ребенка, чего он хочет. Он скажет, что хочет танцевать, играть в любимые игрушки, не хочет спать ночью, есть манную кашу, спать днем. А потом мы слышим, как те же школьники говорят: сейчас дали бы поспать днем, как в садике, и я бы с удовольствием поспал.
И конечно, когда ребенок пинает изо всех сил маму в магазине, потому что она ему не покупает чипсы, это объяснимо, потому что по его мировоззрению она делает ему больно и плохо. Она запрещает смотреть много мультиков, не дает сидеть в Интернете, запрещает есть чипсы, запивая их минералкой, и десять мороженых за один раз. А вместо этого заставляет делать самые гадкие вещи, которые можно только придумать: пиликать на скрипке, читать летом литературу по списку, писать палочки и крючочки в тетради, наводить порядок в своей комнате. «Зачем его наводить, если я опять сделаю беспорядок?» – говорит ребенок. И только когда он подрастет спустя десятилетие, он начинает понимать, что родители были правы.
Этим и отличается, собственно, взрослый человек от ребенка: ребенок не может контролировать себя, не может прислушаться к голосу своего внутреннего «я» и понять, полезно ему что-то или нет. Мы помним, как в произведении Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» Малыш очень сильно расстраивается, что все самое полезное – невкусное. Почему нельзя сделать все и вкусным, и полезным? Почему нужно есть капусту, все эти овощи, а конфеты и все сладости неполезные?
Да, какое-то детское расстройство в этом есть, но человек с возрастом просто начинает понимать, как устроен мир. Мучая своего ребенка, как тому кажется, искренне желает ему блага. И ребенок, повзрослев и вырастив уже своих детей, начинает благодарить своих родителей: «Спасибо маме и папе, что отдали меня учить английский со второго класса, что отправили меня в спортивную секцию, что заставляли меня дружить с мальчиком из другого подъезда».
Но до этого нужно дорасти. И если рассуждать как ребенок, то, конечно, пост – это что-то непонятное, странное. Люди добровольно лишают себя вкусной еды. Ладно бы – они еще при этом худели. Далеко не факт, что они при этом похудеют. И человеку, который только начинает делать первые шаги в церкви, действительно искренне не очень понятно, зачем это нужно.
Попробуем объяснить. Дело в том, что в Церкви пост был всегда, даже тогда, когда Святой Церкви самой не существовало. Даже в Ветхом Завете, когда евреи, богоизбранный народ, исполняли заповеди Божии, уже была традиция поста. Даже тогда, когда еще не было заповедей, данных Моисею, когда праотцы, патриархи приносили жертвы, как знали и как умели, на тех местах, которые почитали за святые, люди знали, что такое пост. Ибо узнали они это понятие еще тогда, когда находились в раю, только что сотворенные Богом.
Бог запретил людям вкушать с древа познания добра и зла. Что это, как не заповедь поста? Все можно есть, а вот это – не ешь. И мы видим, что уже тогда у первых людей эта заповедь вызвала очень много сложностей. Так и сейчас: мы прожили 2000 лет – и ничего не поменялось. Нам действительно очень сложно. Тем более что магазины видят спад спроса и начинают увеличивать количество маркетинговых компаний. И мы сразу видим, что у нас на любимую колбасу скидка, молоко «3+2» продается. Известнейшие популярные артисты приезжают на гастроли именно в самые строгие дни длительного поста. И это все не случайно.
Пост – это форма проявления любви к Богу. Пост – это тогда, когда мы, принимая на себя добровольное обязательство постараться изменить свою жизнь, говорим: «Да, я решил взяться за эту привычку». И сейчас у современных людей, даже неверующих, есть такое понятие, как трекер привычки. Многие в ежедневник заносят рисуночек, что нужно выпить стакан воды или какое-нибудь важное дело сделать, зачеркнуть полосочку, если ты прочитал страничку книжки. То есть люди понимают, что очень важно работать над своей силой воли, заставлять себя делать пусть даже и не очень радостное, но нужное, обязательное дело. И оно дает результаты. Говорят, три недели нужны, чтобы привычка вошла в бытовую жизнь человека.
У нас посты меньше не длятся. И у человека действительно возникает привычка. Привычка ограничивать свое чревоугодие и гортанобесие. Привычка молиться, потому что до этого человек мог позволить себе тут пропустить, там пропустить; здесь он заболел, там устал. Привычка чаще бывать в церкви, делать добрые дела. Это особый период, когда человек старается вместе с окружающими его людьми настроить, приготовить свою душу к принятию великого и светлого праздника.
Обычно многодневные посты находятся перед самыми важными православными праздниками: перед Воскресением Христовым, перед праздником святых апостолов Петра и Павла и сразу после памяти апостола Филиппа (почему и называется Филиппов пост), в преддверии Рождества Христова. Но есть еще один праздник. Он немного выделяется, потому что посвящен памяти Пресвятой Богородицы. Ему посвящен Успенский пост. И мы видим, что в году есть два поста подлиннее, два – покороче, два – построже, два –помягче.
На каждое время года условно выпадает свой пост. Потому что нам нужно умудряться держать себя в руках. Когда большая компания, в ней регулярно проводится инвентаризация, потому что нужно проверить, соответствует ли количество товаров или инвентаря по бумаге и в реальности. Можно сказать, что мы таким образом проводим инвентаризацию нашей души. А способны ли мы на добрые дела? Есть ли у нас чувствующее и милующее сердце? А готовы ли мы отказаться от чашки любимого кофе и пожертвовать своим временем, силами ради Бога? Готовы ли мы уделить время нуждающемуся, посидеть с больным, сходить в тюрьму к тому, кто там сидит? Это очень серьезные и важные вопросы, которые прежде всего нужно ставить человеку тогда, когда он собирается поститься. Он принимает на себя добровольные обязательства и старается вместе с окружающими его единоверцами измениться.
Многие зачастую об этом не думают. К сожалению, для большинства людей пост – это просто игра. «Ой, у меня тут новое развлечение, я в Интернете его показываю: третий день уже не ем это». Естественно, человек очень быстро срывается. Даже если это не игра, человек обычно воспринимает чисто бытовую часть поста. Он понимает, что пост – это только про еду, закупает множество литературы про постную пищу, заставляет поститься своих родственников. Он может позволить себе продолжать жить точно такой же жизнью, несмотря на ограничения в еде.
Это тоже свидетельствует о том, что человек слабо понимает смысл поста. Смысл поста не в том, чтобы несчастные три-четыре недели не поесть любимой колбасы, а в том, чтобы за эти три-четыре недели измениться: перестать быть рабом колбасы – стать рабом Христа; перестать быть рабом Интернета – стать рабом Христа; перестать быть рабом осуждения – стать молчаливым рабом Христа. И тогда, по окончании поста, человек становится свободнее.
Очень часто с грустью слышишь, как люди говорят: наконец-то пост закончился, можно жить как раньше. Нет, не в этом его смысл. Как человек, покоряющий вершину, покорил несколько метров – и не спустится обратно, ему нужно подниматься высоко наверх, так и человеку-христианину каждый пост дан не для того, чтобы потерпеть временные неудобства, а потом вернуться к своему положению, а чтобы достичь пусть маленького, но все-таки пика. Например, в этот пост я перестал курить, а в этот пост стал реже материться. В этот пост я стал откладывать деньги на отпуск семье. А весь этот пост я ухаживал за больной бабушкой. Вот так это работает.
Это добро накапливается. Но не как какие-то индульгенции, как у католиков, когда человек делает доброе дело или платит деньги – и за это ему прощаются грехи. Нет, для самого человека меняется восприятие мира. Он сам становится другим: более внимательным, чутким, трепетным, ощущающим Божественную благодать на себе. И тогда становится понятно, для чего нужен пост: для преображения человека.
Зачем хозяйка отмывает перед приездом гостей свою квартиру? Зачем она готовит самые лучшие тарелки, если все равно из них будут есть? Зачем она ставит свечи, если они все равно сгорят? Зачем она покупает алкоголь, который выпьют сразу же, в этот же вечер? Но она понимает, для чего она это делает.
Я бы хотел пожелать всем нашим телезрителям быть внимательнее к своей мере поста. Очень часто приходится слышать, как люди все время торгуются: «А можно мне молочка или сыра? У меня тут болезнь, там болезнь». О чем вообще разговор? Пост – это не игрушка. Если есть любые предписания от врача во время беременности или ты болен сахарным диабетом и нужен инсулин, то вообще невозможно делать вид, что ты здоровый.
У нас проверяют людей, прежде чем выдать им оружие, посадить за руль автомобиля. И прежде чем начинать соблюдать пост, надо полностью отдавать себе отчет, что ты здоровый, не сляжешь на третий день в больницу, тебя не увезут на скорой. И это очень важный момент.
– Такое бывает?
– Конечно. Во-первых, мы неаккуратно входим в пост, в последний день перед постом наедаемся так, что потом три дня болит живот. А потом совершенно неаккуратно выходим из поста, начиная съедать все, что есть, и с панкреатитом или с чем-то посерьезней нас забирает скорая.
Поэтому, помимо таблеток, хочется пожелать нашим православным иметь некоторое воздержание. Есть люди, которые в воду сразу залезают. Но обычно в холодную воду заходят потихонечку. Надо поберечь свой организм и быть готовым к тому, что будет дискомфорт первое время. Никто не соблюдает пост – ты соблюдаешь. Все едят это – ты не ешь. Для всех что-то является нормой – для тебя нет. Это всегда тяжело, в том числе психологически. Но, во-первых, на то мы и единомышленники, чтобы друг друга поддержать. Если я знаю, что не только я, но и Вы, Инесса, поститесь, мне проще и легче. Я прихожу в храм и вижу всех своих единомышленников разного возраста, пола, социального статуса. И я знаю, что они тоже постятся.
– Время отпусков, лето. Как быть в этой ситуации? Вроде и хочет человек поститься, но не всегда это получается.
– С одной стороны, есть замечательная традиция советоваться со священником. Я бы подчеркнул слово «советоваться». Правда, жизнь показывает другую традицию, когда люди приходят выпросить у священника послабление. Кто такой священник, чтобы разрешить человеку изменить свой пост? Это твое личное дело. Представьте себе, худеющий человек придет к тренеру в зал или к диетологу и скажет: «Можно я все-таки буду есть мороженое на ночь? Я так хочу». – «Ну, ешь, пожалуйста. Только так не похудеешь. И не обвиняй в этом меня».
Так и здесь. Безусловно, если у человека есть противопоказания по здоровью, не надо играть в героя. Надо так и признать: «Господи, прости меня, я сейчас в таком состоянии, что не могу полностью соблюдать пост, но я буду что-то по-другому делать». Это важная мысль, потому что часто приходят люди и говорят: «Я не могу без молока». – «Хорошо, пей молоко, но за каждый глоточек молока читай Иисусову молитву. Или выпил стаканчик молока – сделай земной поклон». Это же несложно. Ты никому ничем не обязан, тебя никто не будет перепроверять, но Господь видит твое чистое сердце, для чего ты использовал этот обряд.
Когда мы крестимся, мы понимаем, что делаем. Когда ставим свечу, мы тоже понимаем, что делаем. Когда постимся, нам надо понимать, зачем мы это делаем. А то очень часто в церковной среде батюшка с амвона объявляет, что наступает пост – и по храму разносится горький вздох. Это свидетельствует о полном непонимании смысла поста.
Посмотрите на спортсменов, которым объявляют, что скоро будут спортивные сборы. Посмотрите на военных, которым объявляют, что скоро будут военные сборы. Они вдохновляются, они готовы к этому, им интересно показать себя перед другими. Воинам важно знать, что они могут быть мобильными, оперативно на все реагировать. И только мы, православные, почему-то очень стесняемся этой самореализации. Нам кажется: я не смогу, на меня все будут смотреть. И пусть все смотрят. Это тоже форма проповеди. «Да, дорогие, у вас там тусовка, а у нас пост, мы молимся». Мы постимся: прочитаем книжку ребеночку на ночь и ляжем спать, а могли бы на дискотеке быть.
И если с возрастом мы понимаем, что, может, нам эта дискотека не очень-то и нужна, то и по мере духовного взросления мы тоже начинаем понимать, что и колбаса-то не очень нужна и без шашлыка можно обойтись. Это очень тонко – человек преображается.
Я уже говорил про хозяйку, которая готовит дом к своему празднику. Она же старается его вычистить, вымыть даже в тех местах, куда гости не пойдут. Ей приятен запах чистоты.
– И он останется потом.
– Абсолютно верно. Так и здесь. Господу тоже важно наше сердце. И Он видит сердце чистое, видит то, что хочет приготовить для него скромный человек, который не может ничего дать Богу, кроме того, что Бог дал ему. Это послушание, смирение, терпение. И наступает совершенно новая духовная жизнь. Поэтому поверьте, что пост – это уникальная возможность начать работать над собой, быть с Богом.
Да, всегда будут трудности. Будет очень хотеться то, от чего ты отказался. Будут люди, которые будут искушать. Не поймут родные и близкие. Будут пальцем у виска крутить на работе. Возможны срывы. И что? И как?
Если ребенок уронил мороженое, он что – больше никогда не будет есть мороженое? Нет, конечно. Поэтому наивно полагать, что если у человека не получилось так попоститься, как он хотел, то все пропало. А у него и не получится, в этом весь секрет. Потому что ему хочется так, как ему хочется, а надо говорить: Господи, да будет воля Твоя, Тебе виднее, как я должен поститься, что должен сделать.
Безусловно, пища – это важно. Многие сейчас говорят: вы на пище зациклились, это совсем не так важно. Важно! Сытый голодного не разумеет. Очень важно быть в этом плане минимально подкованным. Но, с другой стороны, одними молитвами и стоянием в храме не заменишь реальной жизни. Поэтому забота, любовь, проявление своей милости к людям – это все тоже форма служения Ему, тоже входит в понятие поста.
Пост не унижает нашу свободу, не делает нашу жизнь скучнее и тоскливее, а, наоборот, делает ее интереснее. Мы видим, каким может быть праздник, как радостно после Великого поста садиться за пасхальную трапезу, как чудесно встречать Рождество Христово после поста. Еще и Новый год был, и все равно мы радуемся Рождеству, потому что чувствуем, что это совершенно другое празднование.
Какой должна быть мера поста? Если вы беременны, сидите с маленькими детьми, если у вас есть какое-то хроническое заболевание, скачет давление, не надо искушать Господа. Богу не нужны бездумные жертвы. Ему гораздо приятнее, когда мы жертвуем чем-то трогательным…
Святитель Иоанн Златоуст очень четко разъяснял. Он говорил, что пост создан исключительно для того, чтобы человек, постясь, научался новому духовному состоянию. И когда человек в конце поста видит, что он больше не раб своей скверной привычки, что он стал лучше чувствовать Бога, значит, наверное, все правильно в его духовной жизни происходит.
А методы аскезы человек выбирает сам. Для кого-то будет просто лишить себя мясных, молочных продуктов. Для кого-то это будет очень тяжело. А кто-то говорит: я вообще привык обходиться без этого, ем сосательные конфеты и жую семечки. Значит, семечки стали твоей страстью. Попробуй не жевать семечки. Попробуй сделать так, чтобы тебе было неудобно, неприятно.
Хотя, послушав со стороны, люди скажут: почему я должен делать себе неприятно? Да потому, что это временная жизнь. Чтобы добиться какого-то результата, нам необходимо сделать себе неприятно. Правда же? Почему ученый человек стал таким? Потому, что когда ребята гуляли на улице и звали его погонять мяч, он отказывался и писал реферат. Хотя ему не нужен был реферат.
Почему музыкант становится музыкантом? Когда ребята играют на улице, он в сотый раз играет одно и то же произведение. Он ненавидит уже и эти ноты, и учебник, по которому занимается. Но когда он вырастет, мы увидим, чего достиг этот человек.
В духовной жизни действуют такие же законы. Если мышцы нужно качать каждый день, чтобы они не стали мягкими, рыхлыми, то и духовной жизнью нужно заниматься каждый день. Наличие поста не означает, что мы не молимся и не постимся вне поста. Наличие поста означает, что мы в это время становимся как бы более бдительными, внимательными. И глаза наши следят не за соседом: «Ага, ты колбасу ешь? Ага, вы молочко себе позволяете? А у вас в хлебе сыворотка молочная, вам нельзя его есть».
Но пост ведь не про это: не про злословие, не про нахождение недостатков в ком-то, а прежде всего про любовь. Давайте будем стараться любой пост, даже один постный день проводить со вниманием.
– Вы сейчас говорили про четыре многодневных поста. Еще хотелось бы задать вопрос про однодневные посты в среду и пятницу. Чем важны эти дни?
– Это тоже отдельная тема. Сначала даже скажу не про них, а про то, что в Церкви есть вообще однодневные посты. Например, праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Написано, что это день постный. Почему так? Очень логично. Усекли голову нашему любимому Пророку, Предтече Божьему. И этот день для нас скорбный. Логично, что в этот день как-то не лезет кусок в горло, потому что ты воспринимаешь святого как своего близкого человека.
Но помимо этих однодневных постов, которые иногда случаются, мы каждую неделю постимся в особые дни, кроме тех седмиц, которые называются сплошными. После Троицы была сразу сплошная седмица. После Пасхи – сплошная седмица. После Рождества Христова – святки. То есть Церковь дает людям возможность наесться, напитаться.
Но, кроме сплошных седмиц, каждую неделю в среду и пятницу происходит то же, что и в многодневные посты. Мы не вкушаем определенную еду. Почему? У каждого из этих дней есть свое как бы сакральное предзнаменование. В среду Иисуса Христа предал один из Его ближайших учеников – Иуда. И в пятницу, по наущению Иуды, Христа схватили и распяли. Поэтому в эти дни – день страшного предательства и день распятия Христа – мы тоже стараемся поститься. Это привычка, традиция Церкви. Мы это делаем с самого раннего утра и до самого позднего вечера. То есть этот день для нас считается постным, мы стараемся его не нарушать.
– Евхаристический пост – как его соблюдать?
– Да, само понятие некоторых людей смущает: это что – три дня ничего не есть? Евхаристический пост означает невкушение пищи с полуночи. Литургия совершается обычно в 7–9 часов утра, и мы с вами уже с 12 часов ночи ничего не пьем и не едим. А утром встали, почистили зубы, но уже не пьете любимый кофе, не едите любимый бутерброд...
Эти дни нужно посвятить молитве, но у нас не всегда это получается. Среда и пятница – это рабочие дни, но дома-то можно помолиться, открыть Евангелие, сделать доброе дело. А часто, конечно, бывает, что для людей тоже все ограничивается едой: сегодня пятница – нельзя мясо. Да не в мясе дело. Сегодня пятница – Христа распяли. Подумай немного: ты в своей жизни распинаешься с Ним или нет? Готов ли ты завтра, в выходной, в храм пойти? Или у тебя опять 350 дел, которые ты запланировал, и ты в своей жизни вообще не помнишь, что есть Христос?
И когда мы говорим о постах в целом, мы всегда понимаем некоторую ограниченность. В частности, Евхаристический пост подразумевает, что мы с ночи до утра ничего не едим. Почему так получилось? Когда-то христиане причащались после ужина. Они приходили после тяжелой работы, приносили каждый еду, кто сколько мог. Старший священник поднимался и говорил: давайте, братья, теперь помолимся.
И здесь сказался человеческий фактор. Один уже все съел, а эти еще только едят. Этот выпил вина один стаканчик, а тот – три бокала. Здесь уже готовы молиться Богу, а там – еще нет. И апостолы, увидев, во что стали превращаться вечери любви – агапы, строго сказали: не можете соблюдать приличия, тогда будем причащаться рано утром натощак. И с тех пор мы стараемся приходить на литургию голодными.
Однако отмечу: это не касается лекарств. Если очень что-то болит, если надо принять жизненно важное лекарство, не надо экспериментировать и падать в обморок в церкви, чтобы батюшка вызывал скорую вместо причащения. Надо выпить лекарство и спокойно идти причащаться. То же самое касается какой-то неординарной ситуации с сахаром, инсулином, глотком воды…
Теперь мы причащаемся в церкви натощак в 10–11 часов утра. Но бывает, что служба по времени иногда передвигается. Если богослужение совершается, например, вечером или ночью, то классический пост для мирянина – это 6 часов минимум. То есть, например, если в 12 часов начнется праздничное богослужение (пасхальное, например), то уже в Великую Субботу после 6 часов вечера принято ничего не вкушать. Как правило, священники говорят: поужинаешь – и готовься с Богом ко Святому Причащению.
Будем надеяться, что наши телезрители проникнутся темой сегодняшней передачи и будут внимательнее и осознаннее относиться к теме поста, помня каждый раз, что они сораспинаются таким образом со Спасителем, несут свой в меру тяжелый, но очень важный христианский крест.
– И будем готовиться к празднику первоверховных апостолов Петра и Павла.
– Пусть сподобит нас на это Господь. Божьего благословения!
Ведущая Инесса Титова
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 16 октября 2024 года
Евангелие в современном мире. Мир начинается с души. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий
Читаем Ветхий Завет. «Пророчество о Вавилоне». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Корень радости
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!