– Мы продолжаем знакомство с Новосибирской духовной православной семинарией. О научной деятельности ее преподавателей пойдет речь сегодня в нашей студии. Я представляю участников программы: мой соведущий – доцент Новосибирского государственного университета, член Ученого совета Новосибирской духовной православной семинарии, ведущий научный сотрудник Института истории Сибирского отделения Российской академии наук протоиерей Димитрий Долгушин и проректор по научной работе Новосибирской духовной православной семинарии кандидат философских наук протодиакон Димитрий Цыплаков.
Мы в одной из наших программ уже начали разговор о таком необычном учебном заведении, как Новосибирская духовная православная семинария. Сегодня продолжим. Отец Димитрий, о чем предлагаете поговорить сегодня?
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Предлагаю поговорить о научной атмосфере семинарии, потому что в любом учебном заведении кроме преподавательской деятельности еще есть и научная. Отец Димитрий как раз руководит научной деятельностью в Новосибирской православной духовной семинарии. Но я бы сказал, что в высших учебных заведениях еще очень многое определяется созвездием преподавателей, которое в них складывается, потому что каждый человек привносит сюда какие-то свои интересы, исследовательские проблемы, подходы. И это неповторимо в каждом учебном заведении.
Мне бы хотелось, чтобы в результате наших встреч, которые мы начали в прошлый раз с беседы с отцом Борисом, у наших слушателей и зрителей составилось представление о той научной проблематике, с которой человек, поступивший в Новосибирскую православную духовную семинарию, может соприкоснуться, будучи студентом или, может быть, даже участвуя в каких-то мероприятиях, научных конференциях, читая научные доклады семинарии. Первый вопрос к отцу Димитрию: в чем выражается научная деятельность семинарии, где можно с ней соприкоснуться, откуда о ней можно узнать? Может быть, Вы расскажете о каких-то научных мероприятиях, которые проводит семинария?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Из последних стала известна на всю Россию конференция, посвященная гуманитарным аспектам использования искусственного интеллекта. Она прошла в ноябре 2024 года в рамках форума «Учебная Сибирь-2024», который проходил в Новосибирском экспоцентре. Эта конференция, форум молодых ученых, привлекла широкое внимание, в том числе и на федеральном уровне, потому что тема искусственного интеллекта сейчас волнует общество очень сильно. И ведущие гуманитарии из Москвы, Новосибирска, представители церковной науки обсуждали эту животрепещущую проблему, было много откликов.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Отец Димитрий – философ, кандидат философских наук, и у него диссертация на степень кандидата философских наук была посвящена проблеме свободы в русской философии. Мне кажется, что как раз искусственный интеллект ставит проблему свободы. Когда происходит экспансия искусственного интеллекта, сокращается пространство свободы в современной жизни или нет? Потому что вроде бы все говорят, что будущее связано с искусственным интеллектом. Это значит, что в нашей жизни будет больше искусственного интеллекта и меньше свободы? Или в этом ничего страшного нет?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Это был один из вопросов, который обсуждался на форуме. Прежде всего всесторонне были выявлены те аспекты, в которых искусственный интеллект может помочь человеку, и обозначена четкая позиция, что искусственный интеллект никогда человека заменить не сможет. И именно потому, что человек свободен, разумен по-настоящему и ценен. Эта ценность человека подчеркивалась на форуме.
Свобода всегда связана с ценностью, потому что несвободный человек не может производить ничего ценного и значимого в нравственном и этическом плане. Вынужденное и насильственное, по слову святых отцов, не может быть добродетелью. То есть человек может быть добрым, только если у него есть этот серьезный и даже страшный дар свободы, который он может употребить не только на добро, но и во зло.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Эта проблематика, наверное, уже как-то входит не только в пространство Ваших собственных размышлений, но и в педагогическое пространство. Вы читаете курс апологетики. Затрагиваете там такие сюжеты? Потому что это действительно очень интересный сюжет – свобода.
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Может, не все понимают, что такое апологетика. Апологетика – это защита веры. Ближайшая калька – латинское слово «адвокат». То есть апологеты – это адвокаты христианства, они защищают христианство, православие перед лицом светского общества, его запросов, вопросов, недоумений. И, конечно, тема свободы человека в апологетике является одной из самых важных.
Скажем, серьезная теологическая богословская проблема теодицеи: если Бог Благ, Всемогущ, то откуда зло? И ответ, который давали святые отцы, такой: потому что дар свободы неотменяемый. И без него понять ситуацию выбора между добром и злом в нашей жизни, который мы делаем ежесекундно, ежечасно, без осмысления свободы человека очень сложно.
Свобода может пониматься по-разному. У нас, к сожалению, в обществе распространено примитивное представление о свободе как о своеволии (что хочу, то и ворочу) или как о возможности сделать то или другое. Но это только отрицательное понимание свободы.
Корень свободы лежит глубоко в человеческой личности. Если бы у человека не было личного духовного начала, то и возможность чисто внешне сделать то или другое (то, о чем рассуждает либеральная мысль) не приводила бы к каким-то ценным результатам в человеческой жизни. Какой смысл в том, что человек может поступить так или иначе, если он не может привнести что-то в свою жизнь? А это связано с проблемой свободы человеческой воли, насколько человеческая воля свободна. Потому что многие социальные проблемы, которые мы сейчас имеем (наркомания, алкоголизм и другие), связаны с тем, что порабощена человеческая воля. И человеческая воля, не будучи свободной, делает внешнюю свободу для человека бесполезной.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Иначе говоря, свобода – это не просто механический выбор между одним и вторым вариантом какого-то набора, который нам предлагают как в супермаркете, а всегда устремление к какой-то ценности или, наоборот, отторжение какой-то ценности.
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Совершенно верно. Об этом и говорят церковные, соборные документы – о достоинстве человека: что человек его приобретает, когда свой дар свободы использует во благо. И есть ценности более высокие, чем свобода, как ни странно. Вот в чем отличие церковной позиции от простой либеральной. Церковь признает ценность свободы в том, что она ставится в аксиологическую иерархию, ей отводится соответствующее место, потому что есть ценности более высокие (жертвенность, любовь, милосердие), которым свобода должна служить.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Но они подразумевают свободу, потому что без свободы нельзя совершить акт милосердия, жертвенности и так далее, как Вы замечательно сказали в начале нашего разговора. Очень интересно. А можно ли сказать, что русские философы тоже были христианскими апологетами (наверное, не все, но некоторые)?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Большинство из них были апологетами. Франк, Ильин, Флоренский, Вышеславцев – все писали апологетические работы, в той или иной степени обращались к этой теме. В конце концов они пришли к тому, что людям необходимо объяснить глубину христианского мировоззрения на доступном для них, понятном уровне: для ученых – на научном уровне; для философов – на философском уровне; для широких масс – может быть, с привлечением какого-то образного языка. Скажем, Николай Онуфриевич Лосский написал интересную работу о Достоевском, его мировоззрении, которая может быть интересна широкому кругу читателей, не только погруженным в науку или философию.
Так что, конечно, они были апологетами и писали об этом. Самое главное – какой у них русский язык! Сейчас, читая современные работы, человек, обладающий литературным вкусом, буквально спотыкается о те лингвистические конструкции, к которым мы уже привыкли и которые употребляем (иногда они даже сорные). А здесь именно высокий, глубокий, ясный язык, который знает классическую русскую литературу и обращается к широким массам слушателей, читателей.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Возвращаясь к тому набору дисциплин, которые Вы преподаете в Новосибирской православной духовной семинарии, я хочу теперь сделать переход к разговору о еще одном предмете, который Вы ведете. Этот предмет называется «Русская патрология». Опять необычное слово для широкого зрителя и, может быть, не совсем понятное. Я думаю, патрология для широкого зрителя не менее загадочна, чем апологетика. Может быть, тоже нужно пояснить, что такое патрология и что такое русская патрология?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Особенность семинарской патрологии заключается в том, что она преподается в православной семинарии. А в чем отличие православия как веры от различных христианских деноминаций, которые мы называем протестантскими? Оно заключается в том, что Православная Церковь ощущает себя во всей исторической полноте, она раскрывает ту веру, которую нам передали апостолы и донесли до нас святые отцы. Это не просто какое-то выражение, а конкретные великие учители Церкви, которые раскрыли для нас глубину апостольской веры и наследие которых определяет наше святое православие. Изучение святых отцов в семинарии является условием того, что она может называться православной духовной семинарией.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– То есть патрология – это наука о святых отцах.
– А русская патрология?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– И здесь возникает вопрос: почему мы вообще такой предмет изучаем? Но он связан с тем, что эта же самая вера Церкви проповедовалась на старославянском языке, церковнославянском и русском. Значит, те святые деятели Церкви, которые излагали эту же самую единую веру Церкви (но в нашей культурной ситуации), являются предметом изучения русской патрологии.
Например, святитель Филарет (Дроздов) – величественная фигура XIX века. Или митрополит Иларион Киевский, написавший «Слово о законе и благодати». Это сокровищница богословской мысли, которую мы изучаем в рамках этого курса.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Значит, этот курс, я предполагаю, скорее синтетический, то есть у него есть исторические элементы, да?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Элементы отечественной церковной истории.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Естественно, в нем есть богословские элементы. Но строится он по историческому принципу? Как некоторый обзор?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– В большинстве случаев – по историческому принципу. Это домонгольский период, послемонгольский, Синодальный, современность. Скажем, самые известные святые XIX века у нас сейчас на слуху, и православные люди их активно читают. Это святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, оставивший и литературное, и эпистолярное наследие.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Я знаю, что в Новосибирской семинарии есть журнал, который так и называется: «Новосибирский временник». Можете рассказать об этом?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– У нас два журнала: «Богословский сборник» и «Новосибирский временник». Они входят в общецерковный список. Те, кто там опубликовался, могут защищаться на степени кандидата и доктора богословия.
«Богословский сборник» выходит очень давно (уже десятилетия) и представляет из себя, можно сказать, вершину богословской мысли, которую удается собрать в рамках Новосибирской митрополии и Новосибирской епархии. А «Новосибирский временник» выходит уже несколько лет и представляет более широкий спектр публикаций, в том числе связанных и с историей, и с краеведением. И мы чаще публикуем студенческие богословские работы, потому что наши студенты тоже занимаются научной деятельностью, активно выступают на конференциях регионального и даже всероссийского уровня. У нас студенты очень успешно выступают на конференциях в Москве и Санкт-Петербурге, их доклады вызывают огромный интерес (я без преувеличения говорю).
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– А тематика этих выступлений какая?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Различная. Скажем, одной из последних была литургическая тематика. Студент 4-го курса (готовящийся к выпуску) сделал прекрасный доклад по историческим церковным артефактам, хранящимся у нас в митрополии, – церковным антиминсам, на которых (без преувеличения) отпечаталась история Церкви XX века. И вот его интереснейший доклад сейчас активно смотрят, он очень объемный.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Это специальная тема, требующая специальных знаний.
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Специальных знаний и специальной подготовки, изучения.
– А студенты сами выбирают темы или им их предлагают?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Я помогаю, конечно, но если бы студенты сами на это не откликались, то проректор по научной работе не смог бы это сделать. Действительно, интересные ребята.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Интересно, как родилась эта тема об антиминсах (действительно, очень оригинальная)?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Конечно, во многом благодаря контактам семинарии с нашей широкой краеведческой общественностью, в том числе в рамках митрополии. В наших епархиях есть активные батюшки, священники, которые занимаются церковным краеведением. Благодаря активности отца Тимофея Морева, протоиерея Игоря Затолокина мы выходим на краеведческие открытия.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Есть еще один не менее интересный предмет, который преподает отец Димитрий: «Государство, общество, Церковь». Это что-то вроде спецкурса, насколько я понимаю?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Нет, это курс, в основе которого лежат базовые документы, принятые в последние годы. Это «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые на юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Но с тех пор уже были добавлены дополнительные документы: «О правах и достоинстве человека», «Канонические аспекты церковного брака» и другие, которые позволили сформировать социальную концепцию Русской Церкви.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Мне кажется, мы живем в такое время, когда все стремительно меняется и мысль просто не поспевает за тем, чтобы осмыслить происходящие изменения.
– В Конституции изменения происходят.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Меняется и технологический, и геополитический контекст нашей жизни, в обществе многое меняется, в психологии общества. Я даже имею в виду изменения исторического масштаба. Мы живем в эпоху каких-то очень больших перемен. И, может быть, здесь роль философии становится очень важна. Когда эти перемены постфактум пытается осмыслить историк, он это может сделать, только изучая прошлое, скрупулезно находя исторические источники, анализируя их. Социолог пытается проанализировать это в настоящем синхронном варианте, но тоже с помощью своих методологий, предполагающих всякие статистические инструменты, выборки и прочее.
А чем отличается подход философа к осмыслению происходящих изменений? Ведь очень важно для истории Церкви и вообще для Церкви, существующей здесь и сейчас, в современности, понять, какова наша современность: секулярная или уже нет.
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Мы живем в эпоху масштабного слома секулярной парадигмы. В XХ веке многие богословы поспешили перед ней сдаться, как англиканский теолог Джон Робинсон в труде «Быть честным перед Богом». Он вызвал большое огорчение среди теологов. Фактически все восприняли это так, что он поднял руки перед агрессивным секуляризмом. А у нас в стране тогда вообще происходил разгром Церкви, церковная мысль вытеснялась в своеобразное церковное гетто: «Сидите в храме и не высовывайтесь, чтобы вас в публичном пространстве не было».
А сейчас происходят масштабные процессы, когда Церковь, единая с народом, участвует во всех трудных обстоятельствах, серьезных вызовах. И постепенно этот лед отчуждения между Церковью и обществом тает на глазах, когда начинают воспринимать Церковь, церковные организации, приходы как полноценных участников нашего гражданского общества, которые оказались в эту переломную эпоху большой и важной силой, поддерживающей нашу страну.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– А вписывается это в какую-то общую парадигму? Я знаю, что Вы в своих последних статьях, исследованиях занимались проблемой постсекулярности, секулярности. Сами по себе эти термины дискуссионные. Что стоит за ними? Что за проблематика? Что за странное слово «постсекулярность»?
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Как любой отрицательный термин, постсекулярность требует положительного наполнения. Оно может быть разным. Суть его заключается в том, что нам нужно наполнить его содержательно диалогом между Церковью и нашим светским обществом, понять, что мы не должны быть в конфронтации, а должны искать пути для взаимодействия. Это и означает постсекулярность – взаимодействие между Церковью и светским обществом, между различными организациями, чтобы сглаживать конфликты, которые неизбежно возникают.
Это может быть, как у философа Хабермаса, и через поиск взаимных контактов. Скажем, мы принимаем закон, который касается и людей религиозных, и людей светских, и обосновываем его с религиозной точки зрения одним способом, со светской – другим, но закон один и тот же. Но это самое слабое понимание постсекулярности.
Самое главное понимание постсекулярности: Церковь входит в жизнь общества, не восстанавливая модели прошлого (чаще всего у нас начинают бояться, что Церковь станет какой-то государственной силой). Церковь – это народная сила (была и есть), она проистекает из самой гущи народной жизни. И понятие «постсекулярное общество» должно включать в себя возможности для активного участия народа в жизни общества, в том числе посредством приходов церковных организаций. И это уже осуществляется, когда волонтерская помощь активно включается на епархиальном уровне в деятельность общественных организаций и в деятельность государства.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– А семинария в этом смысле ведет какую-то просветительскую работу? Насколько я знаю, есть контакты со школами того города, где находится семинария.
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Да, активно проводятся конференции, и школьники приходят к нам. Но и сам факт, что семинария стала аккредитованным учебным заведением и выдает дипломы государственного образца, показывает, что семинария активно участвует в инициативах по продвижению богословского образования, чтобы молодые люди обучались в семинарии. Потому что теперь мы полноценные участники образовательного пространства, в том числе государственного.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Семинария осуществляет и образовательные проекты, о которых говорит отец Димитрий и которые являются его профильной деятельностью, и разного рода просветительские проекты.
Отец Димитрий, я хотел еще спросить у Вас про просветительские конференции (не узкоспециальные), которые называются «Никольские чтения».
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– «Свято-Николаевские чтения». Мы проводим активную работу с культурными учреждениями. У нас была интересная конференция, посвященная художнику Поленову. Широко известной стала история, что у нас в семинарии сейчас хранится экземпляр книги, выпущенной нашим первопечатником Иваном Федоровым.
Протоиерей Димитрий Долгушин:
– Она была здесь, на этой передаче.
Протодиакон Димитрий Цыплаков:
– Мы активно сотрудничали с ГПНТБ, с другими библиотеками. И последние проекты, весьма успешные, у нас с Министерством образования Новосибирской области.
– Незаметно пролетело время, было очень интересно. Спасибо Вам, батюшка, за интересный рассказ. Спасибо Вам, отец Димитрий, за интересных гостей. Будем ждать продолжения.
Ведущая Инесса Титова
Записала Елена Кузоро
Томск. Акция «Подари книгу»
Челябинск. Курс «Волонтерское служение в храме»
Челябинск. Марафон «Добрые покупки»
Прогноз погоды на 20 марта 2025
Митрополия (Рязань). 19 марта 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!