– Действительно, мы, люди, выросшие в Советском Союзе, были уверены в том, что с фашизмом покончено, что его нет и больше никогда не будет, но вдруг оказалось, что он есть и даже широко распространен. Я думаю, это происходит потому, что борьба добра и зла не прекращается, и борьба дьявола против Бога не прекращается. А поле этой битвы, по слову выдающегося русского писателя Достоевского, – сердце человека.
– То есть, на Ваш взгляд, фашизм – это явление духовное?
– Конечно, и в нашем материальном мире оно проявляется по-разному, иногда в таких уродливых формах, как нацизм.
– А можно ли его искоренить или это невозможно, поскольку борьба добра со злом будет вестись до Второго Пришествия Христова?
– Вы сами ответили на этот вопрос. Так или иначе, зло в этом мире присутствует всегда, иногда местами, локально, но оно может торжествовать и в больших масштабах до тех пор, пока будет существовать этот мир.
– Но, помимо фашизма, зачастую мы сталкиваемся еще с таким явлением, как нацизм. Почему некоторые люди считают, что их раса какая-то избранная?
– Мне трудно сказать, почему возникает такое представление, но очевидно, что оно есть. Совсем недавно глава дипломатии Европейского союза Жозеп Боррель с экранов телевизоров прямо сказал, что «привилегированная» Европа – это сад, а окружающий ее мир – джунгли. Конечно, этого быть не должно, но это есть.
– Как-то от одного священнослужителя я услышал, что человеческая душа (которая, как сказал Тертуллиан, по своей природе христианка) подсознательно ищет Бога, и когда она не находит Бога Истинного, в ней происходят какие-то подмены, и люди начинают мнить богами самих себя.
– Да. Блаженный Августин сказал: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Не умея найти Бога Истинного, люди начинают находить себе неких божков и поклоняться им. И, наверное, самое страшное в этом – когда они начинают богами считать себя: «Вот есть я, а все остальные – джунгли». Когда же эта идея начинает распространяться среди какого-то народа, возникает нацизм. Это все безбожие, это все зло.
– Отец Иосиф, а как могло получиться, что вот было в Советском Союзе пятнадцать республик – пятнадцать сестер и все они жили друг с другом вроде бы по-родственному, мирно, но вдруг некоторые народы решили, что они лучше других народов? Здесь им помогли извне или это тоже какие-то духовные явления?
– Я думаю, это комплексная проблема, и однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Никто же не хочет сказать, что он какой-то ущербный, второсортный, и это правильно. Каждый народ по-своему красив, самодостаточен, со своей историей, традициями. Но когда кто-то начинает кого-то ущемлять, все это заканчивается, и тогда возникает эта нелюбовь. Это, конечно, неправильно, но мы такое видим часто.
– А где эта тонкая грань между национальными традициями и национализмом? Ни для кого не секрет: когда приезжаешь куда-нибудь на Кавказ или на Восток, тебе сразу сообщают, что национальные традиции нарушать нельзя. Это тоже национализм? И всегда ли национализм – это плохо?
– Я думаю, что любовь к своей Родине, к своему народу может превратиться в национализм, если эта любовь неразумная, если люди вдруг начинают думать, что они лучше всех. Мне кажется, именно в этом кроются корни национализма.
Когда мы едем в какую-то страну, мы должны понимать, что там есть свои традиции, что нарушать их нельзя. Мы же знаем выражение, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Если тебя что-то в этой стране не устраивает, то лучше туда не ехать; или же нужно помалкивать и радоваться, что люди тебя принимают. Ведь народы Кавказа, как и Средней Азии (да и любые другие народы) очень гостеприимные и доброжелательные.
– Согласны ли Вы с тем, что нам, россиянам, как раз очень не хватает уважения к своим национальным традициям?
– Думаю, не только россиянам, но и многим другим этого сейчас не хватает. Иначе бы не было этих уродливых явлений – национализма, нацизма. Вспомним заповедь Божию о любви: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя. Нам нужно научиться любить себя, и любить не так, как любит себя нарцисс, а любить и уважать себя как творение Божие, несущее в себе образ Божий. И тогда все встанет на свои места. Тогда мы и в другом увидим творение Божие, икону Божию, и не будет никаких проблем ни в семье, ни между соседями, ни между народами.
– Вы сказали, что победить зло не удастся, что оно будет существовать до Второго Пришествия Христа и какое-то время даже будет господствовать. Так есть ли тогда смысл с ним бороться?
– Ну, господствовать оно не будет, потому что в этом мире господствует Бог. Человеку дан божественный дар – свобода, и он волен выбирать, как ему жить – с Богом или против Бога. Третьего варианта здесь нет. И когда человек выбирает жизнь без Бога, а значит, против Бога, зло будет существовать в этом мире, хоть оно и не будет господствовать. Но когда любовь среди людей уменьшится настолько, что не останется смысла в существовании этого мира, все закончится.
– Правильно ли я понимаю, что в первую очередь нужно победить зло в себе?
– Конечно.
– Мы начали наш разговор с того, что скоро грядет 9 Мая. Хотелось бы услышать Ваши воспоминания о том, как Вы когда-то отмечали День Победы.
– Знаете, наверное, мне повезло – в нашей семье пошло еще от бабушек и от дедушек считать этот день великим праздником. У нас не было какого-то специального застолья, но это был праздник. Я помню с детства, что, когда, например, по телевидению объявлялась минута молчания, все мы вставали. У нас это был святой день, как Пасха.
– Вы ходили друг к другу в гости?
– Нет, такого я не помню, но дома День Победы чувствовался.
– После войны в нашей стране осталось много пленных. Скажите, у Ваших бабушек, дедушек не было ли какого-то негативного отношения, ненависти к этим людям? Или, может быть, наоборот, к ним было сострадание?
– Они об этом не говорили. Я тогда вообще ничего об этом не знал. Потом, чуть ли не в конце школы или уже будучи студентом, я стал обращать внимание на то, что люди говорили: «А это пленные немцы построили».
– Господь сказал: любите врагов ваших. Это означает, что наши бабушки, дедушки, испытавшие на себе ужасы войны, должны возлюбить тех, кто когда-то на нас напал.
– Но любить врагов не означает бросаться к ним в объятия или заключать их в свои объятия. Православный человек знает, что человек и грех в нем – это, в общем-то, разные вещи. Ненавидя грех, нужно с любовью, с жалостью относиться к этому несчастному, больному человеку. Мы же не идем громить больницы, где лежат больные, мы их жалеем, мы понимаем, что у них проблемы. Так и здесь есть проблема. Но если эта проблема человека вдруг выплескивается на мою территорию и становится моей проблемой, то я буду защищать свою семью, своих детей, свою территорию, свою Родину.
– Мы сейчас сталкиваемся с тем, что в разных странах пересматривают итоги Второй мировой войны, Великой Отечественной войны. Но мы знаем, кто отец всякой лжи. Это означает, что в мире умножилось зло?
– Может быть, оно и не умножилось, просто приобрело какие-то другие формы. Мы видим, как переписывают историю, не признают не то что решающую, а просто значимую роль Советского Союза в победе во Второй мировой войне. Но мы не можем заставить их молчать, не можем залезть к ним в голову и изменить их сознание. Мы должны любить свою Родину, знать ее историю и относиться ко всему трезво, чтобы никакие доморощенные или закордонные фантазеры не морочили нам голову.
– Принимает ли Церковь участие в патриотическом воспитании? И если да, то каким образом?
– У нас проводятся специальные акции. А вообще быть православным и не любить свою Родину, свою землю невозможно. Это настолько едино, что разделить это невозможно.
– Говорят, что никто не может стать гражданином Царствия Небесного, если он не стал достойным гражданином царства земного. Вы согласны с этим?
– Да, конечно. Эта замечательная формула отражает суть нашего вероучения.
– Помимо того что Вы являетесь секретарем Томской епархии, Вы еще и ректор Томской духовной семинарии. Скажите, наставляют ли каким-то образом будущих батюшек на то, чтобы они были людьми патриотичными?
– Знаете, система семинарского образования, пожалуй, как никакая другая, включает в себя и духовное воспитание через изучение житий святых, церковной и гражданской истории, богослужений. Церковная и гражданская история неразделимы, их нельзя разорвать. Через это и идет воспитание. Если, к примеру, точные науки дисциплинируют ум, то духовные науки дисциплинируют душу.
– Много ли предусмотрено уроков истории учебным планом?
– Учебные планы составляются в соответствии с государственными стандартами.
– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 6 мая Русская Православная Церковь отмечает праздник Георгия Победоносца. Несмотря на то, что этот святой не был русским человеком, в России он очень почитаем. Он даже изображен на гербе Москвы. Как Вы думаете, почему?
– Георгий Победоносец не был также и эфиопом, и англичанином, и латышом, но в этих и во многих других странах его любят и знают, а Грузия считает его своим небесным покровителем. Георгий Победоносец и святитель Николай почитаются потому, что люди реально ощущают их благодатную молитвенную помощь. Вы правы, герб Москвы украшен его святым изображением.
Великий святой Георгий Победоносец жил в III веке в Каппадокии (теперь это территория современной Турции). Красивый, умный, образованный, воспитанный матерью в христианской традиции, он поступил на военную службу к императору Диоклетиану и, благодаря своим качествам, вскоре стал военачальником.
Но в какой-то момент он открыто заявил о своем исповедании христианства. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император Диоклетиан приказал подвергнуть своего любимца различным мучениям, но святой Георгий с помощью Божией стойко переносил страдания. Предание гласит, что и мучители, и свидетели страданий святого Георгия, видя его стойкость, сами принимали христианство. Итогом семидневных мучений стало решение обессилевшего в своей злобе Диоклетиана обезглавить святого Георгия.
Народ назвал великомученика Георгия Победоносцем, то есть носителем победы, причем победы не в земном, материальном понимании, а победы духовной. Его считают покровителем воинов, сражающихся за христианскую веру и Отечество.
– На гербе Москвы мы видим, что сидящий на белом коне Георгий Победоносец поражает копьем змея. Скажите, это какой-то образ или реальная история из его жития?
– Это изображение основано на предании о посмертном чуде святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, суеверные люди периодически отдавали какому-то чудовищу из озера, пожиравшему людей, красивых девушек для утоления его ярости. Однажды, когда очередную жертву отвели к озеру, по ее молитве вдруг появился некий светлый юноша на белом коне, который копьем поразил змея. Этим юношей и был великомученик Георгий.
На его иконе можно отметить три момента: самого святого Георгия, поражающего змея – символ зла, а на втором плане мы видим чистую, невинную девушку – символ добра. Это как бы зеркало нашей души, где есть и добро, и зло, и с помощью Божией мы поражаем это зло в себе.
– Мы с Вами изначально начали говорить о празднике Победы. Думаю, сложно назвать совпадением тот факт, что день памяти Георгия Победоносца по времени очень близок ко Дню Победы: память Георгия Победоносца мы чтим 6 мая, а день Победы празднуем 9 Мая.
– Военные действия закончились именно 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, а 9 мая был подписан акт о капитуляции Германии. В том памятном 1945 году 6 мая была еще и Пасха.
– И маршала Победы у нас тоже звали Георгием. Ничего же случайного не бывает, правда?
– Да, конечно.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Как принимать несправедливую критику, например, от священника и родителей и избавиться от чувства обиды на них?»
– Что касается несправедливой критики, здесь нужно просто найти в себе силы и внимательно посмотреть, что именно подвергается критике, может быть, эта критика вовсе не является несправедливой, и попытаться понять, что подвигло этих людей на критику. Возможно, Вы сами как-то спровоцировали на это людей.
– Но ведь это может быть и плюсом, ведь одна из заповедей блаженств звучит так: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
– Ну, если человек верующий и он умеет принимать подобные поношения, то для него это будет большим духовным плюсом. А обижаться, впадать в истерику – это совсем неконструктивно. Опять же что значит – человека обидели? Он сам обиделся. Может быть, его никто и не хотел обижать.
– А как избавиться от этого чувства обиды?
– Нужно молиться. Помните замечательные слова молитвы: «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брага моего»?
– Слова великопостной молитвы.
– Она читается и в течение всего года. Кто читает Псалтирь, тот читает ее если не каждый день, то очень часто. А обида – это и есть невидение своих проблем, своих грехов и обостренная гордыня.
– И не так важно, на кого человек обижается: на родителей или священника?
– Какая здесь разница?
– «Один священник сказал, что венчаться необходимо для Царства Небесного. Как это понимать? Ведь у Спасителя есть такие слова: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».
– Может быть, эти слова вырваны из контекста? Что такое «венчание»? Двое, девушка и парень, любят друг друга, и они решили создать семью. Они приходят в храм и просят благословения Божия на свою дальнейшую совместную жизнь. В таинстве Венчания Господь подает им благодатные силы вместе идти по жизненному пути, преодолевая все трудности, которые могут им встретиться.
– И двое становятся одной плотью.
– Да. В этом смысле это их совместный путь в Царство Небесное. Не поодиночке, а вдвоем. И когда они перейдут в другую жизнь, там они снова будут вместе, но между ними уже будут другие отношения – райские.
– Наша телезрительница спрашивает: «Добрыми намерениями выстлана дорога в ад. А как добро может привести человека к неприятностям? В чем, на Ваш взгляд, смысл этой поговорки и не противоречит ли она другой русской поговорке – “Добродетель доброму не вредит”?»
– Мне кажется, это совершенно разные поговорки. А вот поговорка «добрыми намерениями выстлана дорога в ад», думаю, возникла из-за того, что люди не всегда правильно понимают, что есть добро. Мне приходилось встречать молодые семьи, в жизнь которых вмешивались родители. Мать с удивлением говорила: «Но я же хочу ей добра!» – а они не хотели ее видеть, бежали от этого добра. И так бывает часто. Есть такое выражение: «Я тебя так залюблю, что мало не покажется». Ну, не хочет человек такой неумной, неразумной любви.
– Один томский батюшка мне рассказывал, что они на приходе часто употребляют словосочетание «причинить добро».
– Это бывает не только у них на приходе, и все потому, что человек живет без Бога. Когда человек с Богом, он слушает свою совесть, а это есть голос Божий. И совесть ему говорит: «Не надо, не делай этого». Значит, и не нужно, как бы тебе ни хотелось, как бы ты ни желал их облагодетельствовать.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!