Православный взгляд. Беседа с секретарем Томской епархии архимандритом Иосифом (Еременко)

5 декабря 2024 г.

Отец Иосиф, сегодня я хотел бы обсудить с Вами тему: «Стихийные бедствия». Я думаю, каждый из нас сталкивался со стихийными бедствиями в той или иной ситуации или, по крайней мере, точно о них слышал. Как следует к ним относиться? Это просто явление природы или, может быть, какая-то Божия кара?

Действительно, в течение года мы постоянно слышим о пожарах, наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, цунами. Говорить о том, что это кара Божия, неправильно. Почему же это происходит? По большому счету я не могу ответить на этот вопрос. Единственное, можно сказать, что этого не было, когда человек жил с Богом в раю. А когда человек восстал против Бога и решил жить самостоятельно, гармония, в том числе и в окружающей природе, разрушилась, и с тех пор трясет и человека, и весь мир.

Все эти ситуации провоцирует грех человека. Иногда кажется, что если согрешает конкретный человек, то это его личная проблема, что можно грешить так, чтобы об этом никто не знал, даже окружающие. Но это неправильно. Любой грех – это то, от чего содрогается вселенная, и не важно, что он не касается общества, всего мира.

Личный грех человека все равно отражается на природе. И, может быть, все эти катаклизмы – это Божественная попытка остановить грех, чтобы человек одумался. Мы считаем себя всемогущими царями природы, но это всемогущество мгновенно исчезает, когда река выходит из берегов, а ты ничего не можешь сделать.

– Объясню, почему я предложил такую тему для разговора: как раз в эти дни очередная годовщина страшнейшего землетрясения в городе Спитак в Армении. Я думаю, Вы помните, как практически город был тогда полностью разрушен. Что Вы подумали, когда услышали эту новость?

Конечно, это вызвало огромное огорчение. Это страшно. Я тогда жил в Алма-Ате, а это тоже сейсмоактивное место. Там очень часто чувствовались землетрясения, но они не были такими разрушительными. Страшно было даже представить, что такое может случиться.

А почему это произошло в Спитаке, опять же я сказать не могу. Для чего это было нужно? Может быть, для того, чтобы люди смогли проявить свою доброту, милосердие, участие. Ведь тогда весь Советский Союз устремился туда, чтобы, как ранее в Ташкенте, помочь людям, поддержать их.

Может возникнуть вопрос: почему погибли невинные люди? Когда мы живем в атеистической парадигме, что есть только эта жизнь и все, то, конечно, это кошмар, трагедия, безысходность. Но для человека верующего жизнь продолжается, и смерть – это не конец и не уничтожение. Это продолжение жизни в другом качестве.

Я помню эти события, потому что мой папа, тогда военнослужащий, был отправлен туда в командировку (правда, не в сам Спитак, но в Армению) помогать армянскому народу. В тот момент достаточно сильно ощущалось единство страны, несмотря на то что страна уже доживала свои последние дни в качестве Советского государства.

Да. Я знаю, что и Казахстан, и томичи принимали в этом участие, и я встречался с ними. Это был огромный опыт милосердия, доброты.

– Вы жили и в Грузии, и в Казахстане, сейчас живете в Томске. Доводилось ли Вам сталкиваться с какими-то подобными явлениями, стихийными бедствиями?

– Слава Богу, нет. Землетрясения, что я пережил, даже будучи в командировках в Ташкенте, были в пределах четырех баллов.

Если говорить с точки зрения Священного Писания, Апокалипсис как-то будет связан со стихийными бедствиями или все будет иначе?

Мы говорим о Втором Пришествии Христа Спасителя в этот мир.

Да, но до того, как это случится?

Когда это случится, нам знать не дано. Но Священное Писание говорит, что перед этим будут и землетрясения, и моры, и голод, и другие страшные стихийные бедствия, причина которых – оскудение любви, праведности и расцвет греха. По всему этому можно будет судить о том, что Пришествие будет скоро, но его ждут уже с первых веков христианства. Оно может случиться завтра или через десять минут, а может, еще через тысячу лет.

Не нужно ждать этого, нужно продолжать жить. В Евангелии мы читаем, что люди жили, выходили замуж, женились, рожали детей, так будет и тогда, когда все это случится. Мы помним, как некоторые баламуты назначали конец света то на одно время, то на другое, а он не случался. Но народ это все же тревожило. Все начинали закупать какие-то продукты, свечи, спички, соль, и совершенно непонятно, для чего они это делали.

– Они готовились.

К чему? Это не переживешь и не переждешь. Мы знаем, что это будет изменение мира, и никто от этого не уйдет. Для верующих это будет радость, а для безбожников огромное горе и огорчение, потому что это будет Суд. Этот период бытия человечества закончится и начнется другой, а каким он будет для каждого конкретного человека – для того и совершится Суд.

Для людей неверующих все эти разговоры, конечно, страшные, но все же не нужно совершать всяких неразумных поступков, например, закупать какой-то товар в ожидании и надежде все это переждать. Все это пустое, только трата денег. А для верующих людей это радость встречи со Спасителем, с Богом. Это то, ради чего мы живем.

А эти слухи о конце света могут ли разгоняться сознательно? Ведь не секрет, что как только такие слухи появляются, с полок магазинов сметаются крупы, сахар, соль, спички…

Вы имеете в виду торговые компании, что пытаются избавиться от залежалого товара?

Да, как вариант.

Я не знаю. Это задача для силовых структур.

А может ли человечество оградить себя от стихийных бедствий молитвой? Или, поскольку вся вселенная уже повреждена первородным грехом, это неизбежно?

Я думаю, не может. На этой земле Царства Небесного не будет.

Тогда невольно возникает вопрос для чего же молиться?

– Эта наша жизнь подготовка к той жизни. И ты молишься и за себя, и за окружающих, чтобы они перешли в райскую жизнь, а не в ад. К этому нужно быть готовым всегда, поэтому и молиться нужно всегда. Не стоит город без праведника, и мы не знаем, от скольких бед наш город избавлен молитвой.

У нас есть и наши личные, собственные небесные покровители. Один из них старец Феодор Томский. Может быть, он защищает нас там, у Престола Божия. Если мы живем благополучно, то это не значит, что мы такие хорошие и это результат нашей умной активности. Это их молитва за нас. А если этой молитвы не будет, то вообще неизвестно, что может случиться.

Но когда мы открываем православный молитвослов, там есть молитвы и от засухи, и от стихийных бедствий. Значит, поскольку такие молитвы существуют, все-таки святые отцы рекомендуют читать какие-то сугубые молитвы в период, когда происходит что-то из ряда вон выходящее.

Это молитвы, касающиеся локальных ситуаций, скажем так. Вот в этом году в том-то районе чего-то нет дождика, и народ обращается к Богу, чтобы Господь послал дождь. Это совсем не та молитва, чтобы не извергались вулканы или не происходило что-то глобальное. На нашей прошлой встрече мы говорили, что гром грянул, а человек не умеет креститься.

Вы говорите, что такие явления в любом случае будут продолжаться, и началось это после отпадения человека от Бога. Но люди невоцерковленные могут возразить: «О чем вы говорите, если такие явления научились прогнозировать? При чем здесь грех?» Скажите, Вы уверены, что грех и стихийные бедствия связаны между собой?

– Они связаны между собой. Но это не значит, что если ты сейчас согрешил, сделал что-то нехорошее, то небо тут же разверзнется. Все это накапливается... А насчет прогнозирования давайте не будем себя обманывать. Это тоже очень условно. Даже сейсмоопасные страны прозевали цунами (землетрясения в море или в океане) и так далее.

Хорошо, вот спрогнозировали, что сегодня что-то случится. И что от этого? Если наши дома разрушились, то какой прок от этого прогноза?

А почему есть сейсмоопасные участки? Это же не значит, что люди там грешат больше, нежели в Сибири, где землетрясения случаются гораздо реже?

Нет. Здесь происходят какие-то объективные физические процессы, потому что где-то есть разлом, а где-то землетрясений нет, но происходят наводнения или пожары. Мы же говорим не конкретно о какой-то местности, не говорим, что томичи более благочестивые, потому что здесь нет землетрясений, а люди, живущие в Ташкенте, сплошь безбожники. Мы говорим о самом принципе. Землю трясет, и она стенает и плачет.

Животные стали опасны для людей, потому что они перестали видеть в человеке своего повелителя, царя, как это было в раю. И мы видим, как это восстанавливается в отношении святых, когда им начинают служить самые страшные животные крокодилы, медведи, волки, лисы, змеи, потому что они обоняют в святых райское состояние.

А можно ли связать количество стихийных бедствий с деятельностью человека? Не является ли прогресс, к примеру, в атомной энергетике, еще в чем-то строительством некой Вавилонской башни, когда человек, может быть, залез туда, куда ему не следовало бы залезать, несмотря на то что он получил какие-то знания?

Наверное, это не очень церковный вопрос. Мое личное мнение (да и техногенные катастрофы говорят сами за себя), что все это провоцирует деятельность человека. Вот Чернобыльская авария – в чем здесь были виноваты люди? Насколько мы знаем, здесь сработал человеческий фактор. Я не знаю, какие там были личностные причины – невнимательность ли, грех ли какого-то одного человека. Но прозевали, и это произошло.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 6 декабря Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Думаю, далеко не все знают, что этот святой в схиме еще и Алексий. Расскажите, пожалуйста, о нем чуть подробнее.

О нем столько можно рассказывать! С одной стороны, это легко, с другой стороны, чтобы обо всем этом рассказать, нужна отдельная передача, а может быть, даже несколько передач. Конечно, Александр Невский великий святой, и велик он не только для Церкви, но и для Российского государства, хотя бы потому, что в 2008 году его имя стало именем России в телепроекте «Имя России», олицетворением России. Народ сделал именно такой выбор. В 2021 году мы широко отпраздновали 800-летие его преставления.

Александр Невский великий полководец, дипломат, государственный деятель и искренне, горячо верующий человек. Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Наверное, это можно сказать и в отношении святого князя Александра Невского. На все его поступки накладывается отпечаток святости, исключительности, правильности, и они уже становятся не поступками, а великими деяниями.

Вот таким был великий князь Александр Невский, и он в полной мере, насколько это возможно для человека, выполнил свое предназначение в этом мире, и эту возможность дала ему искренняя вера в Бога и обращение к Богу перед совершением какого-либо поступка. И к самому ответственному моменту в жизни к переходу в вечность он подготовился достойно, приняв ангельский образ с именем Алексий.

– Но при жизни на святого Александра Невского многие роптали, поскольку, будучи князем, ему приходилось подавлять какие-то бунты, но все это делалось во благо. В противном случае, насколько я понимаю, могли быть вырезаны целые княжества. Это ведь тоже проявление какого-то сознания из двух зол выбрать меньшее, и ему постоянно приходилось лавировать.

Наверное, в этом тайна святого человека. Я абсолютно уверен в том, что по его вере, молитве Бог давал разумение поступать правильно, даже если кто-то был с этим не согласен. Он принимал непопулярные меры, и были недовольные этим, но мы понимаем, что в результате он был прав. А если бы он был этаким добреньким, то, как мы говорили в прошлый раз, наступили бы лихие 90-е.

Нужно было обуздать эту вольницу и даже самих этих людей во благо государства. И мы имеем великое государство в том числе благодаря Александру Невскому и, возможно, непопулярным действиям, воспринимавшимся так некоторыми его современниками.

Правильно ли я понимаю, что если бы не Александр Невский, мы могли бы не сохранить православную веру?

Да. Может быть, и этого государства вообще не было.

Почему?

Опять же был вопрос выбора веры, и были очень привлекательные предложения с политической и военной точек зрения. Великий Александр Невский ответил отказом и пошел в Орду, к людям совершенно другой веры, другого менталитета, и оказался прав.

Потому что, как в свое время сказал Патриарх Кирилл, Орде были нужны наши кошельки, а не наши души.

– Да. И, как всегда, у нас были всякие проблемы с Западом.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Можно ли брать советы у разных священников, если нет духовника? Или все же лучше спрашивать у одного священника?»

Конечно, идеальный вариант – если Господь послал духовного отца. Но наличие духовного отца – это не игра в одни ворота. Это значит, что ты должен его слушаться и исполнять то, что он скажет, посоветует, даже если это кажется не очень оправданным или даже невыполнимым.

Если же нет духовного отца, надежно проводящего тебя между подводными камнями в этой жизни, то ты можешь подойти за советом к священникам и послушать, что отвечает один священник, другой, третий, и самому принять решение. Тут ты останешься один на один с собой, и это самая плохая ситуация. Но верующий человек, даже если у него нет духовного отца, все возлагает в молитве на Бога, и Господь все делает правильно.

– «Может ли верующий человек работать в винно-водочном магазине или заниматься на вахте упаковкой сигарет?»

– Может. Это не будет противоречить его духовной жизни и заповедям Божиим, если он, будучи продавцом, не будет обманывать людей. Я думаю, если человек действительно верующий, то он должен выбирать и соответствующую работу.

Мне кажется, здесь еще важно, помимо совета священников, слушать и голос своей совести.

Конечно. Еще раз скажу, не у каждого есть духовник, потому что не каждый способен отдать себя в духовное руководство. А совесть – это голос Божий в человеке, и, конечно, ее нужно слушать. И если она иногда говорит, что не нужно этого делать, то лучше не делать, потому что будут проблемы.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 16 января: 12:30
  • Воскресенье, 19 января: 05:30
  • Вторник, 21 января: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X