– Давайте сегодня поговорим на тему, которая близка и светским людям, и людям воцерковленным: «Православная женственность». Почему мы сегодня возвращаемся к этой теме, я думаю, ни для кого не секрет. Грядет 8 Марта – праздник, который в Церкви воспринимается неоднозначно, но он никуда не делся. И замечать его – это одна реакция, не замечать – другая реакция. Какое у Вас отношение к этому празднику?
– Начнем с того, что практически все детство 8 Марта было для нас женским праздником, когда мы старались сделать какие-то поделки, открытки и от души поздравить своих мам. Вообще у этого праздника достаточно смутное происхождение. В нем есть и идеология, и политика, и феминистические идеи, которые, конечно же, принять невозможно, и в этом плане этот праздник для нас достаточно чуждый.
Но если есть традиция его празднования, желание особым образом отметить в этот день своих дорогих женщин, то, думаю, это может сделать любой человек. Другой вопрос, что мы часто акцентируем внимание именно на этом конкретном дне, а надо стараться, чтобы таких дней в течение года было больше. Если возможно применить к этому максимальный подход, то, конечно, было бы хорошо каждый день помнить о предназначении женщин, их ценности, о нашей к ним любви и добрых чувствах, о том, как много вдохновения они приносят. И тогда, может быть, не было бы такой категоричности в принятии этого праздника.
Если же говорить конкретно обо мне, моей семье, то для нас более важен день вскоре после Пасхи, когда празднуется память святых жен-мироносиц. И это не просто женский день, празднуемый по какому-то гендерному признаку. В этот день мы вспоминаем подвиг равноапостольных женщин и поздравляем всех женщин, понимающих, что в течение жизни им необходимо выполнить предназначение, Божий замысел о них, данный Господом.
В этом отношении для нас праздник святых жен-мироносиц гораздо более глубокий, более сердечный, нежели день 8 Марта. Но, повторяю, если есть традиция выражения каких-то чувств, признательности женщинам, то и в праздник 8 Марта можно о них помолиться и подарить им какой-то подарок, цветы. Почему бы и нет?
– Я так понимаю, что здесь важно правильно расставить приоритеты. Не нужно забывать, что первая неделя Великого поста особенно строгая, но при этом, я думаю, законы любви, которые никто не отменял, выше всех постов. Если я не прав, поправьте меня.
– Конечно же, чувства можно проявлять. Для нас время вхождения в пост – это действительно очень важное время, поэтому постные ограничения не отменяются. Мы помним, что какие-то внешние проявления поста служат тому, чтобы внутренне человек настроился на постное время, чтобы это время стало полезным для духовного здоровья каждого. Но проявить свои чувства, выразить свою любовь, сказать какие-то добрые слова и подарить подарок может каждый в этот день.
– «Православная женственность». Есть ли вообще такое понятие, а если нет, то можно ли его придумать? Или женщина в любом случае должна выглядеть православной, как она выглядела и 200, и 300 лет назад?
– Я бы сказал, что при православном устроении жизни женственность женщины проявляется в полной мере, потому что из Священного Писания, из Библии мы знаем о замысле Бога о человеке. На первых страницах Священного Писания – в Книге Бытия повествуется об актах так называемого творения Божия, когда Господь сотворяет все видимое и невидимое; и венцом творений Божиих является человек.
Там же описывается и то, как была сотворена жена. Кстати, это очень поучительное повествование, потому что очень часто со ссылкой на какие-то религиозные источники (я бы даже сказал, на источники псевдорелигиозные) почему-то принято считать, что религиозный взгляд на женщину – это взгляд на существо второго плана.
– Как на друга человека.
– Ну, можно и так мрачно пошутить. На самом деле из библейского повествования совершенно не так очевидно, что женщина имеет какое-то ничтожное, что ли, значение по сравнению с мужчиной или у нее есть какие-то изъяны. Дело в том, что даже в древнееврейском тексте, когда говорится о мужчине и женщине, употребляются однокоренные слова («иш» и «иша»). Уже из этого видно, что это равные существа.
При этом, как повествует нам Священное Писание, когда Господь творит человеку помощника, то Он творит помощника, соответствующего ему. И поэтому человек, желающий оправдать точку зрения, что женщина – это какое-то вторичное существо, не найдет для этого оснований в Священном Писании.
Другой вопрос, что мужчина и женщина – это разные существа. Можно сказать, что центром личности женщины является сердце, а мужчина более рационален, более разумен, поэтому центром личности мужчины является его разум. И, конечно, у мужчины и женщины есть разные жизненные задания, данные им Господом, разные предназначения, есть разный замысел Божий о мужчине и женщине. И мужчина реализует замысел Божий, вложенный Господом в него как в личность, в творение, и женщина реализует свой замысел, имея ряд уникальных свойств, не присущих мужчине.
– И здесь очевиден пример Пресвятой Богородицы. Я не знаю, кто из людей, когда-либо живших на земле, рожденных от человеческой плоти, был ближе ко Христу, чем Божия Матерь.
– Церковь прославляет Пречистую Владычицу как Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим. То есть здесь говорится о том, что Божия Матерь почитается выше не только мужчин, но и ангелов. И действительно, в истории человечества Божия Матерь играет спасительную роль. И поэтому не представляется возможным говорить о том, что женщина принижается религией, православием.
Люди же, так считающие, либо пытаются каким-то образом исказить православное учение, либо просто его не знают. И действительно, Ваш пример о почитании Божией Матери в Церкви говорит о том, какое великое предназначение, какая великая роль отводится Богом женщине… И в религиозном плане это тоже явственно и тоже отмечается.
– Но тогда я не могу не уточнить момент из апостольского послания о том, что женщина – это немощнейший сосуд. Как все это сочетается?
– Мы цитируем славянский вариант этого отрывка из апостольского послания. Сосуд немощный – это не значит сосуд с изъяном, с браком. Слово «немощный» означает, что это очень ценный и хрупкий сосуд, и эта метафора как бы дает мужчине направление в отношении к женщине.
Да, у женщины меньше сил и меньше физических возможностей по сравнению с мужчиной, поэтому мы видим, как в современной жизни преломляются эти вопросы, когда на спортивные соревнования порой допускаются те, кто позволил себе исказить свою природу. Люди, родившиеся мужчинами, а теперь называющие себя женщинами, имеют физические преимущества, и оспаривать это невозможно. И мы уже видим, что в некоторых странах идет уже некий реверс, обратное движение, когда законами запрещается такого рода участие в соревнованиях.
Поэтому нам нужно понять, что любовь дает возможность относиться к женщине именно как к немощному, то есть очень хрупкому сосуду, который нужно оберегать и охранять. Для этого и дается мужчина женщине, и он должен таким образом себя реализовать и раскрыть. И сравнение с немощным сосудом не означает, что женщина имеет какой-то недостаток, делающий ее неспособной быть равной мужчине в личностном плане.
– Как, на Ваш взгляд, должна выглядеть современная православная женщина, чтобы казаться женственной?
– Для этого мы должны осмыслить, что мы вкладываем в понятие женственности и какие сейчас существуют подходы к тому, как женщины проявляют себя в современной жизни. Безусловно, женщину красит скромность. И когда мы говорим о скромности, это опять же не какой-то изъян современной жизни, когда женщина (как некоторым кажется) не может себя проявить, показать, не может реализовать таланты, данные ей Господом.
Здесь речь идет о некой целомудренности и пристойном поведении. Поэтому мы говорим, что женственность современных православных женщин может быть реализована и явлена только в том случае, если они не забывают о своем предназначении, о замысле, вложенном Господом в первую женщину – Еву, а также в каждую женщину, приходящую в этот мир.
И в этом плане мы видим примеры успешных, целеустремленных женщин, признающих себя православными, сердца которых исполнены верой. И это совсем не мешает им быть успешными в карьере, проявлять себя в профессиональной области. Здесь, конечно же, не стоит думать, что если женщина хочет быть современной, то обязательно должна быть разнузданной, нескромной, со снятыми ограничениями и барьерами.
– Как Вы, как настоятель храма, относитесь к форме одежды женщины, когда она заходит в храм? Очевидно же, что современные прихожане одеты совсем не так, как это было век или полтора века назад. Нужно ли как-то мягко сказать женщине, что мини-юбка и косметика не совсем уместны в храме? Или Церковь уже к этому относится терпимо?
– Сейчас существует (назову это современным словом) некий дресс-код, обуславливающий внешний вид женщины, находящейся у алтаря, у святыни храма. Конечно, это и головной убор, и пристойная одежда… При первом посещении женщиной храма, конечно, никто не станет ругать ее за то, как она одета. Более того, давайте поразмыслим и представим себе, что мимо храма идет женщина, одетая не в юбку, а в брюки. И у нее возникают две мысли: первая мысль – зайти в храм и помолиться, а вторая мысль напоминает ей о том, что она одета как-то не так. И какую ее мысль стоит поддержать? Конечно, я бы поддержал первую мысль.
Другой вопрос – в храмах сейчас стараются помочь женщинам. Существуют, скажем так, «дежурные» платки, юбки, которыми женщины могут воспользоваться. Впоследствии, узнав о традиции и, самое главное, поняв, почему эта традиция существует, женщины будут придерживаться дресс-кода, принятого в пространстве храма, перед алтарем.
И еще нужно сказать, что верующей православной женщине необходимо не только в храме следить за собой и иметь какую-то особую одежду, но и когда она появляется в каких-то других местах, она должна выглядеть пристойно.
А если говорить о макияже, то он тоже может быть разным – и очень тонким, деликатным акцентом, и очень броским, вульгарным, видным издалека макияжем. Здесь стоит задать вопрос: для чего женщина наносит на свое лицо такой макияж? И, скажем так, ответ будет неутешительным, потому что в данном случае мотивация будет далеко не самой высокой. Поэтому здесь, конечно, необходимы и некая умеренность, и определенный вкус.
А еще я знаю женщин, которые вообще не пользуются макияжем, и они прекрасны. Без каких-то искусственных средств они являют собой ту женскую красоту, которой Господь наделяет каждую женщину.
– Отец Андрей, поскольку сегодня мы говорим о православной женственности, я бы хотел провести для себя некую грань; может быть, даже порассуждать на эту тему. Действительно, косметика – это вопрос дискуссионный, но при этом есть женщины, прямо говоря, выглядящие плохо. Наверняка они оправдывают себя тем, что раз они верующие, то им не нужно как-то прихорашиваться… Не может ли это быть каким-то лукавством, потому что таким женщинам просто лень ухаживать за собой?
– Возможно, есть и такие моменты… Наверное, мы можем отдать какой-то процент и такой точке зрения, такой жизненной позиции. Но в большинстве случаев каждая женщина старается выглядеть достойно.
Слово «достойно» не стоит забывать при проведении различного рода манипуляций, косметических процедур, потому что современная жизнь порой подает нам такие примеры (особенно среди людей, имеющих финансовые возможности), когда на лице не остается ни одного места, к которому бы не прикоснулась рука косметолога, а то и пластического хирурга. В этом плане это излишество можно назвать греховным и совершенно неоправданным.
А ведь еще есть понятие внутренней, духовной красоты, которую невозможно воспроизвести ни косметикой, ни какими-то процедурами. Эта красота либо есть в душе человека, либо ее нет. И поэтому для нас очень часто непонятна тайна любви одного человека к другому, когда большинство людей, находящихся вокруг, не находят ничего особенного в избраннике, а человек задает вопрос: «Разве вы не видите, как он (она) прекрасен (прекрасна)?» И это видит только он или только она. Эта внутренняя красота проявляется благодаря тому чувству, которое Господь дает этим двоим. Двум любящим сердцам.
– Не так давно я прочитал фразу, запавшую мне в душу, и я часто задумываюсь о ней. Эта фраза о том, что главная сила мужчины – его любящая жена. Она его вера, достоинство и честь.
– Да, с этим высказыванием можно согласиться. И то, как выглядит женщина, во многом зависит от мужчины, потому что для нас, людей, немаловажную роль играет вдохновение. Мужчина, вдохновленный своей любимой и любящей его женщиной, может сделать очень многое.
И очень много может сделать женщина ради мужчины, дающего ей возможность почувствовать себя действительно женщиной, проявить женственность (о чем мы сегодня и говорим), дающего ей возможность чувствовать себя за ним как за каменной стеной. И нам, мужчинам, не стоит забывать об этом, особенно в этот день, когда мы с Вами беседуем.
– А как Вы относитесь к тому, что женщины часто ведут себя не так и борются за свои права? Мне, например, совершенно непонятна женская тяжелая атлетика. Не скажу, что я против нее, я просто ее не понимаю. Сейчас есть виды спорта, которые изначально были мужскими, а сейчас стали универсальными. Не противоречит ли это вообще законам мироздания?
– Возможно, здесь могут быть разные вариации, разные подходы, и люди могут подбирать разные аргументы. Мне не нравятся эти «женские», в кавычках, виды спорта, когда женщины пытаются соревноваться в каких-то мужских проявлениях. Это, конечно же, вопрос феминизма, эмансипации. Понятно, что можно проявлять себя по-разному и можно добиваться любых прав.
И сегодня, вспоминая этот светский праздник, углубляясь в историю, мы можем сказать о том, что этот праздник возник, когда женщины стали бороться за свои права; например, за право участия в выборах, за то, чтобы женщины наравне с мужчинами могли отдавать свои голоса на выборах.
Сейчас у нас нет такой проблемы, только бы женщины пользовались избирательным правом, выражая свое желание в политическом поле отдать голоса за те или иные политические силы. Но есть как бы перегибы, перечисленные Вами, которых в жизни женщины быть не должно. Женщине нужно хранить себя для главного – она должна быть матерью, женой, должна вносить вдохновение в жизнь мужчины, и этого ей терять не стоит.
– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. В ближайшее воскресенье Православная Церковь будет отмечать праздник Торжества православия. Хотелось бы уточнить, в чем же торжество православия и почему именно в это воскресенье мы отмечаем этот праздник.
– Каждый воскресный день Великого поста имеет свою смысловую нагрузку и свое название. В первое воскресенье Великого поста действительно празднуется Торжество православия. Исторически этот праздник связан с победой иконопочитания над ересью иконоборчества.
Можно сказать, что с VI века Церковь сотрясали нестроения, и было много людей, придерживающихся той точки зрения, что иконопочитание – это еретическое учение, внесенное в учение Церкви и искажающее его истину. Тогда было достаточно ожесточенное и кровопролитное противостояние, и люди, придерживавшиеся истинного иконопочитания, подвергались репрессиям и гонениям. И за то, что человек поддерживал иконопочитание, он мог даже лишиться жизни. Но в IX веке иконопочитание одержало победу.
Почему же это так важно? Казалось бы, то, как человек относится к святым изображениям – иконам, признает их или не признает, использует при молитве или не использует, вопрос второстепенный. Более того, разве мы не можем помолиться Богу, не имея рядом с собой ни одной иконы, ни одного образа? Конечно, мы можем это сделать.
Но иконопочитание очень тесно связано с догматом о Боговоплощении, о том, что Христос пришел на землю, и этим исполнились древние пророчества, завет, заключенный Богом с первыми сотворенными Им людьми – Адамом и Евой. Бог обещал, что наступит момент, когда на землю явится Спаситель мира. Им будут разрушены преграды, возникшие на пути к Богу с момента грехопадения первых людей.
И вот этот момент настал. Господь пришел в этот мир, воплотившись и родившись от Пресвятой Богородицы Девы. И если Господь воплотился, если Он был виден телесными очами, следовательно, Его можно было изобразить. А как, например, может изобразить море художник? Если он видел море, то он может изобразить его в разном состоянии; спокойным или бушующим, как на картине Айвазовского «Девятый вал».
Если Бог сошел на землю, был с нами и обитал среди нас, если итогом земной жизни Господа явилась Его искупительная жертва на Кресте, то почитание святых икон – это как раз поддержка догмата Боговоплощения.
Но нужно сказать, что в то время были и перегибы, когда иконы признавались чуть ли не божеством, и в истории Церкви были описаны случаи, когда священнослужители соскабливали краску с икон и добавляли их в Чашу Причастия, чтобы усилить эффект Причастия. Безусловно, это недопустимо.
Но если Господь обитал среди нас и мы видели Его телесными очами, следовательно, Его можно изобразить. И икона является лишь изображением, образом (греческое слово «икона» в переводе на русский язык и означает «образ»). Поэтому в первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество православия, и мы поговорили об исторической канве этого праздника.
А если говорить о духовной его стороне, то это служит напоминанием всем вошедшим в пост и только начинающим постный путь к Пасхе, к воскресению Христову, что правая вера должна восторжествовать в наших сердцах, в наших душах. И время поста, являющегося для нас не только целью, но и средством, должно быть временем, когда мы осмысляем и реализуем себя как православные, правильно славящие Бога христиане.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Сказано, что нужно молиться за врагов. А как молиться за тех, кто тебе неприятен? Разве это не будет лицемерием?»
– Во всяком случае, Господь призывает нас к этой мере. И понятно, что эта мера не берется каким-то простым договором или усилием воли. К этому нужно стремиться. Может быть, это получится не сразу, тем не менее пусть изначально сердце человека, чувствующего обиду, не питает ненависти к недругу. А молитва за этого человека будет рождать уже более теплые чувства.
И когда Господь говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, – Он призывает нас к очень высокой мере – к мере христианской, которую явил Сам, молясь за распявших Его.
– «Грядут корпоративы, посвященные 8 Марта. На Ваш взгляд, уместно ли замужней женщине танцевать медленные танцы с другими мужчинами или в этом нет ничего вызывающего?»
– Медленные танцы бывают разными, и проявления этого тоже бывают разными. Если танец приличный и женщина считает это допустимым, а также ничего не имеет против этого ее муж, то она сама должна решить этот вопрос. Но если она от танца воздержится, то это тоже будет неплохо.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
У книжной полки. Екатерина Каликинская. Один в поле воин. Историческая повесть о святителе Луке
У книжной полки. Пасхальные рассказы
Божественная литургия 24 апреля 2025 года
Этот день в истории. 24 апреля
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!