Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

29 августа 2024 г.

Владыка, я думаю, что сегодня мы с Вами просто вынуждены поговорить на тему, которая очень актуальна для нашего региона. Томск зачастую называют студенческой столицей нашей страны. Так это или нет вопрос, конечно, весьма дискуссионный. Но я считаю, что это так, поэтому объявляю тему нашей программы: «Учеба и молитва».

Вы сами много учились и учите, продолжаете преподавать. Скажите, пожалуйста, совместима ли учеба с молитвой? Или человеку, когда он находится на занятиях, все-таки гораздо уместнее освободить свой ум для тех знаний, которые преподносят ему преподаватели?

На самом деле я бы не стал разделять молитву и учебу. И почему только учеба? Ведь человек в жизни много чем занимается. Производственник находится на производстве, врач у постели больного, студент в студенческой аудитории, школьник в классе, и все они чем-то занимаются. И значит ли это, что мы оставляем для молитвы лишь какую-то периферию нашей жизни и молимся только тогда, когда переделаем все наши дела и больше нам вроде бы нечем заняться? Конечно, это не так.

На самом деле вся наша жизнь должна быть наполнена молитвой. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: непрестанно молитесь. И тогда возникает вопрос: а насколько это вообще уместно, особенно когда речь идет о какой-то деятельности, не связанной с физическим трудом? Например, когда каменщик кладет кладку или повар занимается приготовлением пищи, они вполне могут в это время произносить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Но когда человек занимается какой-то умственной деятельностью, молиться ему гораздо сложнее.

Но даже тогда, когда человек выполняет кладку, насколько он может быть погружен в молитву? Если он не будет думать о той же кладке, можно положить ее неровно и этим испортить все здание. Я сужу об этом не понаслышке в молодые годы мне пришлось немного поработать каменщиком и выполнять эту работу. Должен сказать, что это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд.

Поэтому участие нашего ума в любой работе, по-видимому, необходимо. Оно необходимо и в работе повара, который, не думая, может насыпать в борщ вместо соли перца или еще чего-нибудь, испортив все. Тем не менее молитвой должна быть наполнена вся наша жизнь. И прежде всего мы совершаем молитву перед началом любой работы.

Есть особые молитвы благословение на учебу. Человек, прежде чем приступить к занятиям, должен призвать Божие благословение. С точки зрения верующего человека, каждое дело, которое мы совершаем, может быть во всех отношениях благоуспешным и в конечном счете принести позитивные результаты, если на него есть Божие благословение. Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж, – говорится в Священном Писании. Поэтому любое дело нужно начинать с молитвы.

Это не говорит о том, что если человек помолился перед началом какого-то дела, то дальше он может не проявлять какой-либо инициативы: «Вот я помолился, и пусть Господь все сделает за меня». Мы молимся Господу совсем не об этом. Господь не наш слуга, и мы не можем возложить на Него наши обязанности. Но когда мы просим помощи Божией, Господь содействует нашим трудам Своим благословением.

Когда авва Дорофей говорил о том, что человек очень немощен и по своей немощи не может достигнуть каких-то результатов без помощи Божией, ученики спросили его: «А есть ли тогда нам смысл трудиться? Может быть, нам нужно просто молиться и просить, чтобы Господь Сам все устроил, поскольку Он Всесилен?» В ответ на это авва Дорофей привел, на мой взгляд, очень разумный пример, который я часто использую в своих проповедях. Он сказал: «Посмотрите на младенца. Разве может младенец, грудной ребенок, сам себе помочь? Например, когда он голоден, может ли он сварить себе кашку и сам себя накормить или поменять себе пеленки, памперсы? Конечно, не может. А что он может? Он может только плакать. Но может ли плач принести какую-то реальную помощь этому маленькому человечку? Нет, конечно. Он не станет от этого сытым, и пеленки не поменяются, сколько бы он ни плакал. Но мама, слыша, что ребенок плачет, поймет, что с ним что-то не так. Она прибежит к нему, посмотрит, здоров ли он, может быть, он голоден и его нужно накормить, или мокренький... И мама его кормит, пеленает, лечит и оказывает ему всевозможные знаки внимания.

Так и мы. Мы трудимся и делаем все, что можем, а Господь Своей Божественной волей восполняет наши немощные силы. Но, конечно, все это предполагает труд самого человека. Если человек пребывает в нерадении, лености, то Господь не будет ему помогать.

В Православной Церкви любое дело принято начинать с молитвы. И поскольку учеба является одной из важных составляющих в жизни человека, то перед ее началом тоже нужно молиться. И здесь важно не только то, что когда человек помолится, обязательно получит хорошие отметки. Дело не в отметках, ведь можно иметь красный диплом и только отличные отметки, но знания могут не привести человека ни к какому положительному результату.

Иногда человек, обладая какими-то знаниями, может обратить их во вред и себе, и своим ближним. Эти знания не станут источником радости, помощи для людей, а будут источником какого-то яда, вреда как для самого человека, так и для его окружения. И поэтому очень важно, чтобы эти знания принесли добрые плоды, а это значит, что они должны сочетаться с добрым устроением сердца человека.

Если человек добрый, то инструментарий в его руках будет использован для достижения добрых, благих целей. А если человек злой, греховный, то он будет пользоваться этим инструментарием во вред окружающим людям и себе самому. И для того, чтобы это не происходило, и нужно возносить молитву ко Господу, чтобы труды наши, которые мы предпринимаем, приносили только добрые, позитивные плоды для всех. Конечно, здесь необходимо благословение Божие.

Хочу напомнить один эпизод из Евангелия, который кажется мне очень показательным. Однажды апостолы ловили рыбу. Всю ночь они провели за этим занятием, но не поймали ни одной рыбки. И когда уже начали сворачивать сеть, им явился Господь и, благословив их, сказал: «Забросьте сеть снова».

Поначалу апостолы стали возражать: «Господи, мы всю ночь трудились, но ничего не поймали и только-только начали сворачивать сеть». Но потом они забросили сеть снова. Но теперь Господь благословил их, и сеть наполнилась таким количеством рыбы, что едва не порвалась. С большим трудом они извлекли свой улов из воды. Из этого эпизода видно, насколько важно иметь Божие благословение на наши труды.

Перед началом учебного года во всех православных храмах совершаются особые молебны, когда мы не просто сами молимся: «Господи, благослови на новый учебный год», а приходим в храм Божий и молимся вместе со всеми, и от этого молитва обретает особую силу.

А если человек не испрашивает Божия благословения, то он предоставлен себе. Конечно, в силу дарований, которые Господь изначально дал человеку при рождении, тот способен и своими силами чего-то достигнуть, но без помощи Божией его силы ограниченные и могут не принести ожидаемого результата. Поэтому мы и должны испрашивать Божия благословения, чтобы все послужило нам на пользу, было во спасение.

– Владыка, хочу еще обратиться к Вашему опыту. Если творить Иисусову молитву во время занятий чем-то, не будет ли это мешать, отвлекать от восприятия информации?

Знаете, трудно говорить об этом в телевизионной студии, потому что в житейских делах есть разный уровень профессионализма. Одно дело, когда к больному, который попадает в больничную палату, приходит практикант и больной уже ведет себя настороженно, а другое дело, когда в палату заходит профессор с мировым именем, человек сразу успокаивается. Хотя, может быть, аспирант очень хорошо освоил свою специальность и действительно может оказать квалифицированную помощь.

Но все-таки опыт даже в житейских делах значит очень многое. Опыт есть и в духовной жизни, и в молитве. Есть молитва новоначальных, есть молитва тех, кто уже достиг определенного духовного уровня, и есть молитва совершенных. Когда люди занимаются умным деланием и молитва у них уже исходит из сердца, то они молятся даже тогда, когда спят. Но достижима ли такая молитва, если человек погружен в суету обыденной жизни или, скажем, учится в вузе?

Мы знаем, что многие подвижники уходили в пустыню, чтобы шум жизни не мешал их молитвенному сосредоточению. В одном древнем патерике описывается, как один подвижник жил в пещере, вход в которую был обращен к морю, то есть единственным, что он мог видеть из своей пещеры, было море. Этот подвижник провел в пещере несколько десятилетий, и он ни разу не взглянул на море, потому что был погружен в себя и непрестанно молился Господу.

Перед его очами было не море, не великолепные виды, не прекрасный закат, любуясь которыми можно было прославлять Бога, Сотворившего все это. Человек был погружен в молитву, и не творения Господа он созерцал и через них уже познавал Бога, а Самого Господа, предстоя Ему в сердце своем.

Насколько это возможно? Наверное, теоретически это возможно, если человек достиг молитвенной вершины. Но представить себе, что таких вершин достиг студент какого-то вуза или школьник (если, конечно, у них это не дар свыше, который изначально дал им Господь), крайне сложно.

Перед тем как пойти в университет или в школу, человек может встать дома перед иконочкой и помолиться: «Господи, благослови мой труд по изучению предметов, который я понесу в течение дня!» – и с молитвой может отправиться на учебу. И пока он будет идти в свой вуз или в школу, он может тоже пребывать в молитве, а не размышлять о чем-то постороннем. Придя в аудиторию и видя, что входит преподаватель, он может в сердце своем обратиться к Богу: «Господи, благослови!» и приступить уже к занятиям.

Мы ведь тоже, погружаясь в работу, не забываем о Господе и обращаемся к Нему: «Господи, благослови!» И мы с удивлением узнаем, что получили какие-то новые знания, и в душе своей благодарны не только преподавателю, но и Господу: «Господи, слава Тебе! Благослови преподавателя, через которого я познал для себя нечто новое, нужное!»

Когда человек пребывает в таком молитвенном устроении, это не значит, что он отодвигает лекции на второй план. Наоборот, он одухотворяет, что ли, эти лекции и сам становится более спокойным, менее напряженным и все воспринимает в позитивном ключе.

Он благодарен Богу за то, что Промыслом Своим Он сподобил его оказаться в этой аудитории. Он благодарен преподавателям, которые ради него читают эти лекции и сообщают ему что-то новое, благодарен людям, которые создали когда-то эту школу, этот университет, и с благодарностью относится ко всему тому, что было до него и что окружает его сегодня. Достигнуть этого устроения можно в том числе и благодаря молитве.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 31 августа, накануне Дня знаний, Церковь чтит икону Божией Матери «Всецарица». Эта икона достаточно известная, но я думаю, что не будет лишним, если Вы расскажете о ней еще раз.

– Хотя эта икона древняя и встречается на очень многих древних византийских изображениях, особенно известной она стала благодаря небольшому образу, который прославился чудесами в одном из афонских монастырей. Среди афонских обителей есть монастырь Ватопед, в котором находится очень много святынь, чудотворных икон, в том числе и икон Богородицы. В этом монастыре хранится всемирно известная святыня Пояс Пресвятой Богородицы.

Так вот, среди святынь этого монастыря есть и икона Божией Матери «Всецарица». Раньше эта икона была келейной иконой одного афонского старца, который перед своей кончиной передал ее в Ватопедский монастырь. Чем же прославилась эта икона? Люди заметили, что Божия Матерь особенно быстро откликается на возносимые именно перед этой иконой молитвы об исцелении больных, страдающих онкологическими заболеваниями. И таких случаев не единицы, не десятки и даже не сотни, а тысячи по всему миру.

Первую такую помощь люди стали получать в Ватопедском монастыре после молитвы перед этим чудотворным образом, который в благодарность они завешали различными приношениями. Сейчас эта икона полностью покрыта золотыми цепочками, серьгами, кольцами, которые благодарные люди принесли к этой иконе.

Поскольку Святая Гора Афон это место уединенного подвига монахов и посетить Гору Афон не так-то просто, а женщинам вход туда вообще возбранен, но многие желали бы помолиться перед этой иконой, с иконы стали делать списки. Они получили распространение по многим храмам не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Православных Церквей, и Матерь Божия и через списки с этой иконы продолжает оказывать помощь людям, страдающим онкологическими заболеваниями и находящимся в других тяжелых жизненных ситуациях.

А что касается нашего Томска, лет пять назад, будучи в Ватопедском монастыре, я приобрел увеличенную копию, список с этой иконы, которую там, в Ватопеде, мы освятили, приложили к древнему первообразу и привезли в город Томск. Эта привезенная с Афона икона находится в Богоявленском кафедральном соборе в притворе нижнего придела. Я знаю, что многие люди приходят туда и молятся перед ней, и Матерь Божия благословляет их через Свой афонский образ.

Поскольку вскоре начинается новый учебный год, я хотел бы сказать, что в первое воскресенье после Успения Пресвятой Богородицы (а это, как правило, последнее воскресенье августа) Церковь чтит еще один образ, который называется «Прибавление ума». Когда называешь эту икону, обычно у некоторых на лице возникает улыбка, и они как бы говорят: «В прибавлении ума нуждается тот, у кого своего ума не хватает».

Но если человек считает, что он полностью самодостаточен и у него и своего ума хватает, он поступает весьма горделиво, потому что любой человек, даже великий ученый, понимает, что у него есть к чему стремиться, что развивать. И очень важно, когда ум человека озаряется Божественной благодатью. Поэтому в последнее воскресенье августа в преддверии нового учебного года Церковь чтит этот святой образ.

У нас в Тимирязево недавно появилась церковь, и в этом году мы ее освятили в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума». В последнее воскресенье августа мы проводим там не только молитвенные торжества, но и в ограде этого храма проводятся и культурные мероприятия, связанные с началом нового учебного года.  

– У нас еще есть вопросы телезрителей. Вот такой не совсем обычный вопрос: «Для чего Бог создал людей? Первое, что приходит в голову, потому что Ему было скучно».

– Каждый человек ищет ответы на какие-то возникающие вопросы в своем уме, в своем сердце, и, как говорится, какие люди, такие и ответы. Если мы посмотрим, что говорит нам Священное Писание о Боге, то прежде всего нам вспоминаются слова Иоанна Богослова: Бог есть любовь. Именно Божественная любовь является причиной появления мира, в котором мы живем.

Когда мы смотрим на звездное небо, любуемся восходом или закатом солнца, деревьями, шумящими в лесной чаще, красотой цветущего луга и каждого маленького цветочка, наблюдаем за какими-то большими животными или маленькими букашками, мы понимаем, какая безграничная любовь Бога Творца стоит за созданием этого мира.

И не бездушная природа, благодаря каким-то определенным совпадениям и комбинациям, вдруг выдала такую красоту. За этим стоит Великий Разум, как назвал Его Альберт Эйнштейн, Божественный Промысл. И когда мы говорим о причине появления человека, конечно же, этой причиной является любовь Божия. А любовь никогда не замыкается на себе, она всегда на кого-то изливается.

Бог это Троица. Этот христианский догмат смущает некоторых представителей нехристианских конфессий, исповедующих иудаизм, магометанство, какие-то другие религии. На самом деле Бог един, но Он исповедуется именно как Троица, в трех Ипостасях. Бог может быть любовью даже тогда, когда нет Вселенной, потому что три Лица Единосущной Троицы изливают любовь Друг на Друга.

Но эта Божественная любовь желает изливаться и на что-то иное, поэтому появляются Божественные творения. Вершиной этих творений является богоподобный человек. Бог создает не просто еще одно Свое творение наряду с животными, предметами вещественного мира. Он создает богоподобное существо, по сути, маленького Бога, некое Свое отображение в этом земном мире, некое Свое подобие, и это тоже есть проявление Божественной любви.

Свободный Бог идет на риск, наделяя такой же полной свободой и человека, причем Бог знает, что человек может воспользоваться этой свободой не только ко благу, но и ко злу. И чтобы исправить этот изъян, исцелить эту образовавшуюся рану, Сам Бог должен будет пострадать на Голгофе, став Человеком. Но Бог идет на этот риск и создает человека. И дело тут совсем не в скуке, потому что Богу несвойственно то, что мы определяем словом «скука».

– А кто появился раньше ангелы или люди?

Согласно Священному Писанию, Господь вначале сотворил ангелов. Библия начинается со слов: в начале сотворил Бог небо и землю. Святые отцы, истолковывающие эти слова, говорят, что под небом нужно понимать не ту небесную высь, которая распространяется над землей (речь о ней будет идти в Библии позднее), а мир ангелов, духовный мир, который дополняет мир физический, материальный. Духовный мир сотворен Богом в первую очередь.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 06 октября: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X