Когда я размышлял об этом, я невольно задавался вопросом: «А для чего неволить человека?» Хотелось бы, чтобы Вы разъяснили и мне, и нашим телезрителям, для чего Господь это сказал. Вы приводили в пример человека, который работал на заводе. Он ненавидел эту работу, мучился, но все же не оставлял ее. Мне кажется, это из этой же серии.
– Дело в том, что здесь очень важно, какую человек имеет перед собой цель. Из Священного Писания мы знаем замечательные слова апостола, который говорит, что человеку, любящему Бога, все содействует ко спасению, а тому, кто не любит Бога, что бы он ни делал, все идет во вред. Если у человека есть какая-то духовная цель, то даже самые неблагоприятные обстоятельства могут быть для него полезными, он извлечет из них несомненную духовную пользу для себя.
С великим подвижником XX века афонским старцем преподобным Силуаном Афонским как-то произошла ситуация, которую можно охарактеризовать именно этими словами: кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Когда он подвизался на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре, однажды к нему пришел один из его собратьев – монах этого же монастыря, и сказал, что в такой-то пустыньке на Афоне живет великий подвижник, старец, он хотел бы пойти к нему, чтобы испросить у него каких-то духовных советов и назидания. Монах спросил у старца Силуана, не пойдет ли он с ним, и старец Силуан отложил все свои дела, надел рясу и пошел с этим собратом.
По пути собрат, рассказав о своих проблемах, которыми он хотел бы поделиться со старцем и испросить у него совета и благословения, спросил у старца Силуана: «А ты с чем идешь к нему?» Преподобный Силуан ответил, что на данный момент у него нет никаких проблем, которые можно было бы разрешить со старцем. И тогда удивленный монах спросил: «А зачем же ты согласился пойти со мной?» И старец Силуан ответил: «Я подчинил свою волю твоей воле, и в этом моя польза».
В тот момент старец Силуан боролся за стяжание такой добродетели, как послушание и отсечение своей воли, и он увидел для себя шанс преодолеть свою самость, свою гордыню, свое «я», и в этом была его польза. Если бы он не жил духовной жизнью, наверняка либо отказался бы со словами: «Мне незачем идти к старцу», – либо, если бы и согласился, шел бы и роптал на брата своего, который нарушил его уединение, извлек из кельи, роптал бы и на какие-то другие обстоятельства, и в результате этот поход не стал бы для него полезным. Поэтому человек, который ищет пользы для своей души, в любых обстоятельствах извлечет эту пользу для себя.
– Мы говорили с Вами о том, что в наше современное время в виртуальном мире люди общаются чаще, чем в реальном. Мне кажется, что в той или иной степени это касается абсолютно всех. Признаюсь, если какой-то человек в соцсетях нарушает мое душевное равновесие, я просто его блокирую. Скажите, насколько это правильно в применении к нашей теме, и, может быть, этого человека все же нужно терпеть, как-то с ним общаться? Или все же собственное душевное равновесие нам дороже?
– Как я уже сказал, здесь важно, какую цель имеет человек, с кем-то общаясь. Потому что весьма странно и совершенно неправильно, если мы общаемся в виртуальном пространстве, не имея общения с людьми в реальной жизни. И это касается не только молодежи, но и взрослых людей, что иногда общаются в Интернете с людьми, которых совсем не знают, с которыми они познакомились на какой-то виртуальной площадке.
Я знаю одного священника, он совершает служение далеко от того места, где живет его престарелая мама. Этот батюшка каждый вечер в определенное время выходит в Интернет, и в это же время на связь выходит его мама, и они какое-то время виртуально общаются. Батюшка узнает, все ли у мамы в порядке, не нуждается ли она в чем-нибудь, и такое общение вполне понятно.
Если между родственниками бывают какие-то трения и если вдруг что-то происходит между детьми и родителями, вряд ли в данной ситуации они станут банить или блокировать друг друга. Что же касается малознакомых людей, то, конечно, и в реальной жизни, и тем более в Интернете мы должны быть крайне разборчивыми.
У преподобного Иоанна Лествичника в книге «Лествица» описана третья по счету ступень в духовной жизни, на которой он подробно останавливает свое внимание, и называется она странничеством. Преподобный Иоанн Лествичник объясняет, что странничество – это уклонение или избегание тех лиц, обстоятельств и мест, которые не способствуют ко спасению, к духовному росту, а ведут к духовной деградации, к погибели.
И поэтому мы должны не просто избегать общения с какими-то людьми, которые нам не особенно приятны, но, стремясь к духовной жизни, искать не чего-то приятного, а пользы. Иногда бывает неприятно, когда какой-то человек скажет нам в лицо правду. Нам куда приятнее слышать какие-то льстивые речи, ласкающие наш слух, наше самомнение. А когда человек говорит нам правду в глаза, нам становится печально и неприятно. Но это не та ситуация, когда мы должны избегать таких людей, ведь они иногда помогают нам избавиться от каких-то недостатков, трезво взглянуть на слабые стороны нашей жизни.
С другой стороны, есть люди, общение с которыми разрушает внутренний духовный мир человека, и это касается общения как в Интернете, так и в реальной жизни. Апостол Павел говорит: худые сообщества развращают добрые нравы. И в одном из псалмов царя Давида мы читаем: с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.
Поэтому за странничеством, за тем, что Вы назвали баном, когда людей блокируют в каких-то социальных сетях или в телефоне, должны стоять духовные мотивы. А если таких духовных мотивов нет, то нет и смысла не общаться с кем-то только ради какого-то своего комфорта.
– Понятно, что на работе мы сталкиваемся с разными людьми и вынуждены общаться и с теми, кто нам нравится, и с теми, кто нам не нравится. Но в свободное от работы время должны ли мы руководствоваться тем, что можем быть кому-то полезными, или все-таки нам не следует выбирать себе людей по интересам, по духовному состоянию?
– Во-первых, духовная жизнь не знает разделения по времени, что есть свободное время и есть время работы. Но если в свободное время мы стараемся жить духовно, то на работе мы заняты, и тут нам не до духовности. Мы вдруг превращаемся в каких-то людей, далеких от христианских, евангельских идеалов, и так быть не должно, поэтому общение как в свободное, так и в рабочее время должно подчиняться тем же критериям.
Если же какой-то человек агрессивно навязывает некий определенный формат общения, который нам явно неполезен, то у христианина есть много способов навести в этой части порядок. В одной книге рассказывается о подвижнике, к которому приходили его знакомые, собратья для беседы, и очень часто эти беседы сводились к пересудам, пустым праздным разговорам, а то и к осуждению ближних.
Этот подвижник крайне тяготился этим и до поры до времени старался не принимать участия в этих разговорах. Но когда он увидел, что все это не заканчивается, а продолжает развиваться и пользы от такого общения не получает не только он, но и приходящие к нему братья, он сказал: «Братья, сейчас время молитвы, давайте почитаем Псалтирь».
Он предложил им встать перед святыми иконами, и они начинали молиться. И в следующий раз вместо праздных разговоров он предложил им почитать Псалтирь, и тогда люди, которые приходили не ради духовной пользы, а ради праздного времяпрепровождения, постепенно утратили желание ходить к этому старцу.
Если мы стараемся вести себя духовно, вряд ли станем интересными собеседниками для людей, которые ищут чего-то земного, а тем более греховного. Поэтому я считаю, что и в свободное, и в рабочее время, всегда и везде мы должны вести себя в нашем окружении духовно.
– Зачастую на улице мы сталкиваемся с определенными обстоятельствами, когда не знаем людей, с которыми общаемся, но говорят же, что случайных встреч не бывает. Получается, мы всегда должны помнить о том, что люди, которых мы случайно встретили, на самом деле совсем не случайные наши собеседники?
– Ну, ситуации бывают разными. Кто-то посылается нам для нашей пользы, а кто-то, возможно, для испытания нашей веры, или добродетели, или той же рассудительности. Когда я иду по улицам нашего города либо в каком-то другом городе, какой-нибудь прохожий, увидев человека в рясе, подходит и задает вопросы. И если я могу быть ему полезным, то с радостью и удовольствием отвечаю на его вопросы, что-то ему подсказываю.
Но бывают ситуации, когда подходит явно нетрезвый человек. У таких людей, как правило, всегда есть огромное количество вопросов, и у них возникает жизненная необходимость побеседовать со священником. Но я по своему опыту знаю, что с этими людьми разговаривать бесполезно, ведь когда они наутро протрезвеют, они ничего не помнят из того, что я им говорил. И разговор с такими людьми – это просто переливание из пустого в порожнее.
Обычно я говорю таким людям, что сегодня они перебрали лишнего, поэтому я жду их завтра, допустим, в 9 часов утра в таком-то храме, и мы обо всем обстоятельно поговорим. Но сколько таких встреч я ни назначал, ни разу никто ко мне не пришел, потому что, как я уже говорил, утром человек ничего не помнит о нашем разговоре.
Поэтому ситуации бывают разные, и если с одними есть смысл пообщаться, то с другими никакого смысла в общении нет. Когда начинается такая беседа, я сразу вижу, куда эта беседа заведет. Есть люди, которые любят поспорить, подискутировать. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что человеку духовному принимать участие в таких досужих прениях не подобает. Здесь я не имею в виду какие-то научные или богословские диспуты и прочее, я говорю о ситуации, когда каждый пытается, что называется, перетянуть одеяло на себя и с пеной у рта доказать свое.
Христианин свидетельствует о своей вере, но вот готов ли его собеседник принять это свидетельство – это уже другой вопрос. Если, беседуя, мы видим, что человек начинает горячиться, приходить в состояние гнева, а иногда и ярости, пытаясь доказать свою точку зрения, что он совсем не готов услышать нас, то нужно оставить этого человека в покое. Насильно слово Божие ни в кого запихнуть невозможно.
– Владыка, а есть ли среди Ваших знакомых люди, которых, условно говоря, Вы отправили бы в бан, с которыми Вам неприятно общаться?
– Ну, в Интернете я особо ни с кем не общаюсь, а что касается живого общения, то такие примеры я уже приводил. Можно ли назвать отправлением в бан, если я уклоняюсь от общения с пьяным или даже захмелевшим человеком, понимая, что это будет пустое времяпрепровождение? И с людьми не совсем мирного устроения тоже бессмысленно вести мирные беседы.
В других же случаях, если у меня есть время и возможность, общение может быть полезным и для меня, и для собеседника. Другое дело, что иногда я спешу на службу, время уже поджимает, а подходят люди, и я им тоже рекомендую прийти в храм в другое время, либо встретиться с каким-то другим свободным в это время священником, если дело у них срочное и неотложное, либо дождаться меня по окончании богослужения.
– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Предлагаю поговорить на тему, которая называется «Петров пост». В этом году этот пост совсем коротенький, и начинается он уже в понедельник. Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем этот пост отличается от Великого, Успенского, Рождественского и для чего он нужен.
– В настоящее время у нас есть четыре продолжительных многодневных поста, которые Вы уже назвали, и это посты Великий, Рождественский, Успенский и Петров, который по-другому еще называют Апостольским. В отличие от однодневных постов – среды и пятницы в течение всего года, кроме сплошных недель, есть еще и особые постные дни – в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Крестителя.
Петров пост – один из многодневных. В отличие от остальных постов, продолжающихся строго определенное количество дней, длительность Петрова поста бывает разной – от одной с небольшим недели до полутора месяцев. Это связано с тем, что этот пост всегда заканчивается в день памяти святых апостолов Петра и Павла, 12 июля по гражданскому календарю, а начинается всегда в разное время – через неделю после того, как мы отпразднуем день Святой Пятидесятницы.
День Святой Троицы называется Пятидесятницей, потому что он всегда празднуется в пятидесятый день после Пасхи. Если Пасха поздняя (а в этом году она была поздней, мы ее праздновали 5 мая), то и праздник Святой Троицы тоже бывает достаточно поздно. Неделя после Троицы всегда бывает сплошной – в среду и пятницу поста не бывает, и на следующий день и начинается Петров пост.
Что же касается самого Петрова поста, то он менее строгий, чем Великий и Успенский. Этим постом по субботам и воскресеньям даже для строго постящихся разрешается рыба. Рыба разрешается и в праздничные дни, которые бывают в этот период. Миряне иногда вкушают рыбу на протяжении всего этого поста, кроме среды и пятницы, хотя это не совсем по уставу, но ведь устав в первую очередь относится к монашествующим.
Петров пост не очень строгий, но это не означает, что он неважный. Как и любой другой пост, это средство дает нам Господь, чтобы мы привели в порядок нашу душу. А четыре многодневных поста в Церкви в разное время года существуют для того, чтобы мы никогда не забывали о своей духовной жизни.
Петров пост позволяет нам собраться, мобилизовать свои силы и не просто достойно встретить праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но и привести в порядок нашу собственную духовную жизнь.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Что делать, если хорошо знакомый человек как бы из вежливости интересуется твоими делами, а потом довольно часто случается негатив? И существует ли такое понятие, как ‟глазливый человекˮ?»
– Во-первых, в подобной ситуации мы должны проявить мудрость, что ли. Мы должны понимать, когда человек спрашивает, как у нас дела, из вежливости, а когда его это действительно интересует. И если, например, врач интересуется нашим здоровьем, то оно его интересует не просто ради того, чтобы мы сказали, что все у нас в порядке или не в порядке.
Если какой-то очень близкий нам человек волнуется за нас и видит, что, возможно, что-то с нашим здоровьем не так, то, конечно, он задает искренние вопросы, исходящие из души, и мы должны рассказать ему о своем здоровье. Но если человек, с которым у нас не очень тесные связи, спрашивает, как наши дела, а мы начинаем зачитывать ему данные из нашей медицинской карты, вряд ли это будет уместным, и здесь виноват уже не тот человек, который вынужден все это выслушивать, а мы, не умеющие различать элементарные вещи.
Что же касается всяких сглазов, порчи и прочего, чему люди иногда уделяют очень много внимания, должен сказать, что человеку, открытому для Бога, старающемуся жить духовной жизнью, не может навредить никакой глазливый человек. Более того, если мы живем благочестиво, а кто-то желает нам зла, то это зло возвращается к самому человеку, пожелавшему нам его.
Об этом говорится в одном из псалмов: если какой-то нечестивый проклинает праведника, то проклятие вернется на голову этому нечестивому, и в яму, вырытую им благочестивому, угодит он сам. А слова из известной пословицы «не рой яму другому, сам в нее попадешь» впервые прозвучали в одном из псалмов Давида во времена Ветхого Завета.
Мы не должны бояться подобных вещей. Мы должны крепко держаться за Господа, зная, что если мы с Богом, то нам ничего не может навредить. Если же кто-то все-таки имеет к нам какие-то недобрые чувства и желает нам зла, то Господь обратит это зло нам в добро, а зло возвратится к самим злопыхателям.
Нам нужно возлагать упование на Господа, а если мы иногда боимся каких-то людей, каких-то обстоятельств, порчи или сглаза, то это свидетельствует о недостатке веры у нас. Получается, что в нашей жизни Бога нет, мы не надеемся, не уповаем на Него. Но ничего не бывает без воли Божией. Если мы преданы Господу, то Господь нас и защитит, и покроет.
– «Я знаю людей, которые поженились по воле родителей и при этом прожили всю жизнь вместе. Но в ХХI веке все-таки это немыслимо. Как Вы к этому относитесь?»
– Это добрая древняя традиция. На протяжении тысячелетий родители искали избранников для своих дочерей, руководствуясь не какими-то вспышками страстей или эмоций, а здравым рассуждением, основанным на житейском опыте. И, как правило, такой выбор всегда был оправдан.
В настоящее время это стало редкостью, и не только потому, что сейчас молодежь стала другой – более раскрепощенной, самостоятельной, но и потому, что родители стали менее богомудрыми. Ведь раньше, если родители жили глубокой внутренней духовной жизнью, то, выбирая избранников для своих детей, они руководствовались не только житейским, но и духовным опытом. Благодать Божия умудряла их как родителей, и они давали добрый и полезный совет.
Сейчас родители чаще всего довольно далеки от Церкви, они не ведут духовного образа жизни, либо их духовная жизнь очень слабая, и они берутся искать суженого или суженую для своих детей, руководствуясь своими собственными греховными страстями. Результат их поисков оказывается таким же, как и у молодого человека, который ищет свою вторую половину, опираясь только на страсти.
Для того чтобы быть более объективным в поиске своей второй половины, есть совет, который дают не только подвижники, но и некоторые психологи: молодому человеку нужно искать себе такую девушку, которую он захочет увидеть мамой его детей. А все остальное должно уходить на второй план. Конечно, это не единственный и не самый объективный подход, но один из возможных подходов.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
У книжной полки. Лариса Калюжная. Из жизни Коли и Вани
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!