Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

22 августа 2024 г.

Владыка, предлагаю сегодня обсудить тему, которую я озаглавил так: «Мне не нужны посредники». Немного поясню. Зачастую, общаясь с невоцерковленными людьми, мы слышим: «В принципе, я верующий человек, я верю, что Бог есть, но в церковь не хожу». – «Почему?» «А мне не нужны посредники в общении с Богом». Для чего же все-таки нужны посредники в виде священников?

– Посредники нам действительно не нужны, кроме одного, на Которого указывает нам Священное Писание, без Которого никто не может обойтись: един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. Это слова апостола Павла из Священного Писания.

Господь наш Иисус Христос, став Человеком, преодолел пропасть между отпавшим от Бога человечеством и Богом. Оставив Свою Божественную славу, Он воспринял на Себя человеческую природу, вознес ее на Древо Крестное, пострадал за нас на Голгофе, пролил Свою животворящую кровь, чтобы мы снова вернулись к Богу. И без этого Посредника не может обойтись никто.

Что же касается Церкви, то она далеко не то, что можно назвать словом «посредник». Церковь – не посредник, Церковь – это благодатная среда, благодатная стихия Духа Святого, Которого в день Пятидесятницы Господь ниспослал на землю.

Перед вознесением на небеса Господь дал Своим ученикам последнюю заповедь: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Господь сказал, что, укрепленные силой Духа Святого, апостолы будут проповедовать о Его воскресении из мертвых, о Его делах и учении, о спасении через веру в Него. И Дух Святой действительно сошел на апостолов и наполнил их Собою. День Пятидесятницы стал днем рождения Церкви Христовой, про которую Господь сказал: врата ада не одолеют ее.

В благодатной среде Церкви нуждается всякий человек, а тот, кто говорит, что он в Церкви не нуждается, подобен человеку, перед которым стоит задача переплыть океан. Такой человек теоретически не нуждается ни в корабле, ни в лодке, он может горделиво заявить: «Мне не нужны никакие плавсредства, я и сам способен достигнуть того берега».  

Но способен ли человек без поддержки Церкви, без благодатной среды, которую дает нам Господь, достигнуть Царства Небесного, достигнуть Бога? Конечно, нет. И дело здесь не в том, что человек может молиться и дома, не только в храме.

Мы знаем многих великих святых, которые десятилетиями не имели возможности быть в церкви; например, преподобную Марию Египетскую, которая первую часть своей жизни прожила в страшных грехах блуда и порока. Но когда она осознала, что это путь в погибель, движимая призывом Божиим, она ушла в пустыню и прожила там 34 года.

В пустыне не было храма, и Мария Египетская не имела возможности укреплять себя церковными таинствами. Но даже она, достигшая высот духовной жизни, поднимавшаяся во время молитвы на воздух, переходившая водную стихию Иордана как по суше (чему был свидетелем старец Зосима), нуждалась в том, чтобы перед уходом в вечность исповедовать свои грехи старцу Зосиме, облеченному священным саном. Только священник через апостольское преемство имеет власть от Бога разрешать человека от грехов.

Господь сказал апостолам: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Мария Египетская просила Господа, чтобы Он не лишил ее возможности перед смертью исповедоваться. И когда она встретила в пустыне старца Зосиму, тот принял у нее покаяние и по ее просьбе на следующий год принес ей Святые Дары и причастил ее Святых Христовых Таин, которые имеются только в Церкви.

Церковь это не только благодатная среда, в которой человек проводит свою духовную жизнь, но и место, где совершаются церковные таинства, где особым образом действует Господь, прелагая хлеб и вино в Тело и Кровь Свои, без которых человек тоже не может спастись, и об этом сказано в Священном Писании.

Человеку, который утверждает, что ему не нужны посредники в общении с Богом, Господь отвечает словами из Священного Писания: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

То есть человек может надеяться на жизнь вечную, на вечное общение с Богом только через участие в церковных таинствах. И когда Господь говорит человеку, что нужно делать так и так, а человек возражает, что ему это не нужно, то на самом деле он противоречит не людям, не священнослужителям, а Священному Писанию и Самому Богу Тому, с Которым у него якобы непосредственное общение.

Церковь – не только благодатная среда. В Церкви мы не одиноки в нашем предстоянии перед Богом. Конечно, когда человек лично предстоит перед Богом, когда у него личная вера, личная молитва, личная духовная жизнь, это похвально. Но наряду с этим человеком такую же духовную жизнь проводят и другие люди. И когда человек не одинок, когда он совершает духовный подвиг совместно со своими братьями и сестрами, делать это намного легче.

В Священном Писании мы читаем слова Господа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Если двое или трое согласятся вместе о чем-то молиться, то Господь услышит их молитву. Сам Господь говорит, что духовные наши дела мы совершаем не в одиночестве, не в горделивом самопревозношении.

Люди объединяются даже для решения земных задач. Есть самые разные объединения людей; например, любители искусства объединяются в какие-то творческие коллективы Союз художников, Союз кинематографистов; есть профессиональные союзы – Союз строителей, Союз врачей и так далее. Есть объединения людей со схожими политическими взглядами, когда люди объединяются в партии для достижения  определенных политических целей.

Когда я учился в школе, мы изучали творчество Маяковского – известные стихотворения о партии, и в памяти людей нашего поколения, думаю, остались такие слова:

Единица вздор,
единица
ноль,
один

даже если
очень важный

не подымет
простое
пятивершковое бревно,
тем более
дом пятиэтажный.

И если в решении земных вопросов единица – это вздор, то не является ли еще большим вздором, когда человек горделиво говорит, что в духовной жизни он ни в ком не нуждается, что он – сам по себе?

Церковь не стоит между Богом и человеком как некое посредническое звено. Это та среда, то окружение, в котором мы ощущаем, что мы не одиноки в нашем предстоянии перед Богом. И когда мы изнемогаем (а ведь каждому человеку свойственно изнемогать), важно, что есть кто-то, кто поддержит нас.

Важно для человека, что, когда он возвращается с работы, дома его встречает жена, приготовившая вкусный обед, окружающая его теплом и лаской. Важно, что у человека есть верные друзья, готовые во всем его поддержать, добрые коллеги, которые никогда его не оттолкнут и не предадут. То же можно сказать и о духовной жизни.

Люди стоят плечом к плечу перед лицом Божиим именно в Церкви Христовой, и безрассудно поступают те, которые считают, что им никто не нужен. Пожалуй, это признак некой гордости, когда человек ставит себя чуть ли не вровень с Богом и считает, что он может предстать перед Богом, ведь Бог наш есть огнь поядающий. И не поглотит ли пламя огненное этого неготового человека с его грехами и пороками, не станет ли огонь для него огнем испепеляющим?

Или все-таки человек нуждается в окружающих его собратьях, которые поддержат его в его немощи? Может быть, молитва его еще недостаточно сильна, чтобы достичь Престола Божия, а когда она поддерживается молитвой братьев и сестер и устремляется вверх, то она, как фимиам, восходит прямо к Престолу Божию.

Здесь с Вами сложно не согласиться. В советское время, когда молодой человек приходил на завод, ему давали наставника. Что уж говорить о духовной жизни, где на кону стоит душа человека? Но опять же могу снова привести довод людей, которые оправдывают свое нежелание ходить в церковь: «А если, к примеру, человек живет в какой-то глухой деревне и там храма нет вообще, Бог его не спасет, что ли?» Что можно ответить таким людям?

Господь готов спасти всех. Но когда человек оказывается в морской пучине, начинает тонуть и ему бросают спасательный круг, а он его отталкивает, то благоразумно ли он поступает? Так и в духовной жизни: Бог готов спасти человека, и Он его спасает, а человек говорит: «Мне Твои спасительные средства не нужны. Я сам по себе спасенный». Но спасенный ли он?

Другое дело, когда человек вынужден находиться в удалении от храма Божия. Но ведь быть далеко от храма это совсем не значит быть вне храма, ведь можно каждый день ходить в церковь, но быть чуждым Церкви Христовой, далеким от Христа.

Вспомним эпизод из жизни блаженного Василия, хорошо известного каждому нашему соотечественнику по храму Василия Блаженного на Красной площади, воздвигнутому над мощами этого святого. Василий Блаженный современник Ивана Васильевича Грозного. Однажды Иван Грозный был в храме на Божественной литургии, а Василий Блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, а Василий произнес: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил по Воробьевым горам и думал о том, что построишь там себе новый дворец».

Есть люди, которые живут вдалеке от храма Божия и не имеют возможности часто посещать храм, они молятся дома. Но когда у них возможность появляется, они с радостью и любовью бегут в храм Божий, участвуют в богослужении и понимают, насколько благотворно церковная среда действует на их внутренний мир. Душа их наполняется миром и радостью.

И совершенно другая ситуация, когда храм находится в том поселке или городе, где живет человек, но в храм заходит только два раза в год на Рождество и Пасху. И вот представим себе, что на Суд Божий пришли эти два человека: один, который жил вдалеке от храма, но очень хотел бы посещать его как можно чаще и шел в храм Божий, как только у него появлялась такая возможность, и другой человек, живший чуть ли не напротив храма, но не ходивший в него. И кто из них будет оправданным?

Но нам не нужно забывать: когда все становится слишком доступным, человек перестает этим дорожить. А чтобы это было дорого, нужно проводить некую работу над собой, напоминать себе важность всего этого.

Как-то один владыка (ныне уже скончавшийся), несший свое служение в Луганской епархии, рассказывал мне: «Ты совершаешь богослужение в храме и не знаешь, вернешься ли со службы, потому что постоянные обстрелы, постоянно летят снаряды. И начинаешь осознавать важность и ценность возможности посещать храм в мирных условиях. И как же люди не дорожат тем, что никто их не обстреливает, что вокруг мирная жизнь и храмы открыты…»

Но все это может быть когда-то и отнято, как было отнято у русского народа в 20-е, 30-е годы прошлого столетия, когда стали массово закрывать храмы, и к 1941 году на всем пространстве Советского Союза осталось чуть больше ста действующих церквей. На территории Томской области в 1941 году не было ни одной действующей церкви последняя закрылась в 1939-м. Первый храм открылся в конце 1945 года, и это был наш Петропавловский собор.

Не дорожили люди храмами, которые были чуть ли не в каждом квартале, и Господь отнял их. Тогда истинно верующие люди, понимая важность храма Божия, рискуя своей свободой, а иногда и жизнью, попадая в списки неблагонадежных для советской власти, добивались того, чтобы храмы снова открылись.

На Суд Божий придут и эти люди, и те, которые говорят: «Зачем нам все это? У нас свои отношения с Богом». На самом деле либо у этих людей непомерная гордыня, либо они так прикрывают свою леность, нерадение, беспечность. 

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Предлагаю поговорить о человеке, который точно дорожил своей принадлежностью к Церкви: 23 августа Церковь отмечает память Саввы Сторожевского. Но, наверное, не каждый наш телезритель знает об этом святом.

– Савва Сторожевский – один из достойнейших учеников преподобного Сергия Радонежского. Опять же, в продолжение нашей беседы, насколько важна Церковь, как важно совместно заниматься вопросами духовной жизни, когда есть опытные наставники, которые научат, помогут в деле духовного возрастания…

Примером такого духовного возрастания под руководством великого подвижника и учителя духовной жизни преподобного Сергия Радонежского и является Савва Сторожевский. Еще молодым человеком он пришел к преподобному Сергию, стал его учеником, и он, взирая на него, учась, как можно стать близким к Богу, возрастал духовно.

Однажды к преподобному Сергию прибыл звенигородский князь, который решил, что в его княжестве тоже нужен монастырь. Он хотел, чтобы монастырь стал ориентиром в духовной жизни для светских людей, чтобы он поднял на новый уровень духовную жизнь в княжестве. Князь попросил преподобного Сергия помочь открыть ему монастырь.

Преподобный Сергий выбрал из своих учеников самого духовно опытного монаха, и во главе основанного в Звенигороде монастыря встал преподобный Савва, который положил немало трудов для монастыря. Тот, кто побывал в Звенигороде, не сможет забыть этот удивительный монастырь, основанный преподобным Саввой. В этом монастыре находятся и его святые мощи.

Этот монастырь немного напоминает Троице-Сергиеву лавру, и преподобный Савва Сторожевский был как бы отображением преподобного Сергия Радонежского. Достигнув высот духовной жизни, он стал учителем для своих учеников, и под его духовным руководством возрастала целая школа подвижников. Монастырь, существующий до настоящего времени, является зримым выражением плодов деятельности преподобного Саввы Сторожевского одного из великих русских святых из сонма учеников преподобного Сергия, молитвенников за Русскую землю. 

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Как и кому должны молиться родители, у которых детей призвали в армию? И отличается ли молитва за тех, кто воюет, от молитвы за проходящих срочную службу?»

Что такое молитва? Это общение человека с Богом. И когда встает вопрос, как и кому молиться, мне кажется, это вопрос вторичный, второстепенный, ведь когда мы становимся на молитву, мы молимся Богу. И даже когда мы призываем на помощь Пресвятую Богородицу, Николая Чудотворца, святых угодников Божиих, мы молимся им как нашим сомолитвенникам.

Помочь нам может только Господь, поэтому мы просим Господа: «Господи, спаси! Господи, помоги!» А когда мы обращаемся к святым, мы просим: «Преподобный отче Сергие, святителю отче Николае, молите Бога о нас!» То есть мы просим о том, чтобы мы не одни молились Богу, но чтобы нашими сомолитвенниками стали святые угодники Божии, которые походатайствовали бы за нас; «много бо может молитва праведника ко благосердию Владыки».

Мы понимаем, что мы грешные, недостойные, ничего еще не достигшие в своей духовной жизни, и задаемся вопросом, примет ли Господь нашу молитву. И чтобы не быть нам одинокими в молитве, в том числе и о людях, которые находятся на военной службе, мы призываем в помощь Пресвятую Богородицу, Которая молится за нас у Престола Божия заботится обо всех, кого мы доверяем Ее материнскому попечению.

Если речь идет о военных, то в первую очередь мы призываем для молитвенной помощи тех святых, которые сами когда-то были воинами и знают, что такое рисковать своей жизнью на передовой. Среди таких святых воинов самые известные и почитаемые святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, наши отечественные святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Мы молимся этим святым воинам, как молимся Николаю Чудотворцу милостивому молитвенному помощнику, к которому обращаемся в любых обстоятельствах.

Отличаются ли чем-то молитвы о тех, кто находится на передовой, и о тех, кто призван на срочную службу? По сути, они ничем не отличаются. Понятно, что человек на передовой находится в большей опасности, и здесь можно вспомнить слова из стихотворения поэта Аполлона Майкова:

Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

Когда человек находится в опасности, когда он ощущает эту опасность, как бы из глубин своего сердца он возносит искреннюю молитву к Богу. И более глубокой становится молитва о нем близких ему людей, переживающих за него, особенно молитва матери, потому что материнское сердце, пожалуй, преисполнено наибольшей любовью к своему ребенку.

Поэтому я хотел бы попросить всех мам особенно молиться о своих детях, где бы они ни находились на передовой, на фронте или будь они срочники в армии, или проходят обучение в вузе, пытаются устроиться на работу, начинают свою самостоятельную жизнь. Молитва матери может многое, поэтому молитесь о ваших детях, и Господь по вашим молитвам не попустит им где-то заблудиться и испытать какие-то горести.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 17 октября: 12:30
  • Воскресенье, 20 октября: 05:30
  • Вторник, 22 октября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X