Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

21 марта 2024 г.

Владыка, я в очередной раз был приятно удивлен, когда убедился в том, что нашу программу не только смотрят, но и обсуждают, в том числе далеко за пределами нашей страны. Наш телезритель иеромонах Игнатий предлагает обсудить тему «Патриотизм и Отечество», и я сегодня хотел бы предложить именно эту тему для обсуждения. 

– Хорошо, давайте попробуем.

Не знаю, насколько уместно давать нам советы из России в другие страны, но раз такая просьба прозвучала, думаю, имеет смысл ее удовлетворить. Цитирую письмо иеромонаха Игнатия: «В современном мире часто наблюдается ситуация, когда человек рождается в одной стране, вырастает в другой, затем переселяется жить в третью и, выезжая на долговременные заработки в четвертую, мечтает жить в какой-то пятой стране. Какая страна в этом случае будет для него родной?»

– Во-первых, я бы не стал считать себя неким советчиком. Скорее всего, наша площадка предназначена для обсуждения каких-то вопросов, для совместного размышления над ними. Поэтому, думаю, как у каждого человека есть родители, так у каждого человека есть и своя страна. Но это вовсе не означает, что другие страны должны быть чужды.

Понятно, что мы называем своей малой родиной какой-то город, поселок или деревню, где родились. И куда бы потом Промысл Божий нас ни определил, куда бы ни направил наши стопы, где бы мы ни жили, когда мы приезжаем в то место, где родились, мы чувствуем что-то близкое, родное. Мы можем учиться и затем трудиться очень далеко от своих родных мест, можем прожить в тех городах всю нашу жизнь (и со временем они даже становятся нам близкими, родными), но все равно малая родина у нас одна.

И понятие «Родина» – это ведь не какое-то территориальное понятие. Родина – это нечто большее. Прежде всего это наша вера православная, наша культура, это духовное наследие, что передали нам наши благочестивые предки. И мы, будучи причастными к этому наследию, вместе с какими-то географическими привязками воспринимаем это как нашу Родину.

Мне думается, что если человек переехал жить в какую-то другую страну, наверное, эта страна ему чем-то близка, он не может не любить ее, не отдавать ей своих симпатий, но забыть свою историческую Родину он не имеет права.  

Если человек оказался в другой стране, значит, эта страна ему чем-то дорога, я абсолютно с Вами согласен. С другой стороны, в нашей современной реальности случаются и иные ситуации, когда многие люди уезжают туда, куда можно уехать.

Например, с началом специальной военной операции, чтобы не идти на фронт, мужчины из России уехали в Грузию, Казахстан, в какие-то иные страны, и они уехали туда не потому, что хотели этого, а потому, что у них была возможность туда уехать. Могут ли эти страны стать для них родными или вынужденное никогда не может стать близким?

Ну, я бы не стал столь категорично говорить, что эти страны никогда не смогут стать для таких людей родными, потому что одно все же может сочетаться с другим. И если человеку по тем или иным причинам необходимо куда-то уехать из своей родной страны, то, наверное, в первую очередь он выберет для отъезда ту страну, которая ему наиболее близка.

Но если выбора у человека все-таки нет, то ему придется ехать не туда, куда ему хочется, а туда, куда у него есть единственная возможность уехать. И совсем не исключено, что, поближе познакомившись с этой страной, человек увидит там нечто для себя привлекательное и даже полюбит эту страну.

Если семья принимает к себе какого-то странника и проявляет по отношению к нему свою любовь, то воздать ответной любовью этой семье долг каждого нормального человека. Но насколько эта страна сможет стать для человека второй родиной это вопрос, ведь настоящую Родину человеку ничто не сможет заменить.

Но если человек удалился из своей страны, чтобы как-то пересидеть или, как сейчас говорят, перекантоваться в другой стране, то, конечно, он рассматривает эту страну просто как некое средство для решения своих задач, но далеко не как свою вторую родину и тем более не как страну, которую он любит.

Есть много стран, к которым мы относимся с большой симпатией. Например, в последние годы я довольно часто ездил в Грецию, на Святую Афонскую Гору, и я искренне полюбил эту православную страну и ее народ. Но это вовсе не означает, что чем больше я люблю Грецию, тем меньше люблю Россию. То есть эти два чувства могут во мне соединяться, но Родина у меня одна наша Россия.

В истории России случались времена, когда люди уезжали в какие-то другие страны. Так было, например, в годы революции. Скажите, такие люди, оказавшиеся в других странах и, как Вы сказали, всем сердцем полюбившие эти страны, могут ли считаться патриотами Франции, или Англии, или Греции?

Я думаю, это не исключено. В послереволюционное время, когда из России были большие волны эмиграции в разные страны, наши русские эмигранты становились неотъемлемой частью той или иной западноевропейской страны, ее культурной, общественной жизни, тем не менее они не порывали связей с Россией. Эти люди не всегда испытывали симпатию к той власти, которая была в нашей стране, некоторые не принимали ее вплоть до самой смерти, но они все равно любили Россию. Для них было дорого все связанное с Россией.

И когда нашей стране угрожала опасность, они не воспринимали это так, что опасность угрожает советской власти, они воспринимали это как опасность для их исторической Родины, и именно поэтому во время Второй мировой войны многие из них оказались в лагере антифашистов. Хотя бывали и другие случаи – из числа таких эмигрантов по разным причинам появлялись предатели. Так было раньше, такое иногда бывает и в наше время.

Сейчас у молодежи есть термин «человек мира», когда люди говорят: «Я хочу быть человеком мира. Я не хочу иметь привязанность к России или еще к какой-то стране». Я лично знаю такого человека. Скажите, могут ли на самом деле быть такие люди, или это все-таки граждане, что называется, без родины, без флага?

– Сами по себе люди такими быть не могут. Это антихристова идеология. Когда придет антихрист, ему нужно будет сосредоточить на себе управление над всеми странами, над всеми народами, и лишение человека его национальных, культурных, религиозных и прочих особенностей это задача максимум для водворения власти антихриста на земле. Эта идеология антихриста искусственно насаждается уже долгое время, когда у людей стираются все индивидуальные особенности. И мы видим, что в последние десятилетия эти процессы идут очень интенсивно.

Одним из таких «плавильных котлов», в котором нивелируются особенности целых народов, является так называемый Европейский союз. Евросоюз изначально создавался как союз экономический, призванный создавать удобные экономические связи без каких-либо таможенных барьеров, которые должны делать жизнь, общение людей и их перемещение с места на место в пределах Евросоюза намного проще.

Однако вскоре над странами, вошедшими в Евросоюз, стало довлеть правительство, которое никто не избирал, за которое никто не голосовал, то есть к власти пришли кем-то выдвинутые, поставленные люди. Теперь понятно, что эти люди поставлены той самой антихристовой закулисой, которая и продвигала, и продвигает их, и начался процесс стирания каких-то национальных отличий, стали навязываться какие-то нормы, которые подаются как более современные, более прогрессивные, более продвинутые. И если эти нормы шли вразрез с культурными, национальными или религиозными особенностями этой страны, то эти особенности ломались.

Мы видим, как сейчас, например, ломают через колено народ Греции. В последнее время в Греции был принят скандальный закон о легализации однополых браков, причем Греция страна, где православие является государственной религией. Это первая православная страна, где были легализованы однополые браки. Несмотря на протесты народа, Церкви, этот закон был навязан греческому народу под давлением как раз этих евроструктур, которые теперь носят наднациональный характер.

Подобные тенденции очень разрушительны, и в конечном счете они служат не делу Божию, не духовному совершенству человека, а его деградации, удалению от Бога и расцерковлению мира, в котором мы живем.

Вы сейчас сказали настолько серьезные слова, что я вынужден их уточнить. Вы упомянули антихриста, связанные с его именем истории. Правильно ли я понимаю, что мы сейчас находимся, по сути, в состоянии ожидания прихода антихриста?  

Мир находится в состоянии ожидания прихода антихриста уже давно, ведь еще апостол Павел в своем послании писал: тайна беззакония уже в действии. Когда в этот мир пришел Христос, силами зла были запущены механизмы противодействия Христу, антихристианские силы.

В последнее время мы видим некую активизацию этих сил, что, конечно, должно призывать нас к бодрствованию, к чему, собственно говоря, призывал Своих верных еще Господь наш Иисус Христос. Один из самых частых Его призывов в Евангелии бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. И поэтому духовное бодрствование должно быть присуще каждому человеку в любую эпоху, в нашу в том числе.

– Сегодня мы начали говорить о патриотизме и Отечестве, и я предлагаю продолжить разговор на эту тему в одной из наших следующих программ, потому что, думаю, в полной мере эту тему мы сегодня не раскрыли. Тем не менее, если отвечать иеромонаху Игнатию на его вопрос, можно ли сказать, что своей Родиной следует воспринимать ту страну, которая хранит веру православную, которой ты предан? 

Для меня, православного человека, православные кенийцы, которые проходят сейчас обучение в Томской духовной семинарии, более русские, чем какой-нибудь безбожник, родившийся где-нибудь в российской глубинке, который никогда в жизни не читал Пушкина, не испытывал никаких чувств при посещении, скажем, Третьяковской галереи.

Понятно, что православная вера является тем стержнем, на который нанизывается всё. Все мы едины во Христе Иисусе, Господе нашем. Существует Беларусь, которая является независимым государством, существует Россия, также являющаяся независимым государством. В этих государствах живут православные люди, православные братья.

Но и на Украине, с которой у нас сейчас непростые взаимоотношения, тоже живут православные братья. И когда сейчас говорят о противостоянии России с Украиной, мы понимаем, что идет противостояние не с Украиной, а с теми силами зла, которые, по сути, поставили перед собой задачу погубить саму Украину.

Эти силы находятся далеко за океаном, и корни их уходят в ту темную сферу, которая готовит приход в мир антихриста. Поэтому сегодня на линии соприкосновения отстаиваются интересы истинно украинского народа, его православная вера, его культура. И вера православная – это то, что всех нас объединяет, что позволяет считать нас всех единой семьей.

Нашим телезрителям я скажу: поскольку тема патриотизма и Отечества поистине всеобъемлющая, мы с владыкой Ростиславом продолжим ее обсуждение в следующей нашей программе.

А пока переходим ко второй части нашей программы, и я предлагаю поговорить о сорока Севастийских мучениках, память которых Православная Церковь отмечает 22 марта. Это люди, которые возлюбили Христа всем сердцем и отдали за Него свою жизнь. Я думаю, что перед ними не стоял вопрос, что для них есть родина.

– Тема сорока Севастийских мучеников немного перекликается с нашей темой, ведь эти мученики были римскими воинами, военнослужащими. Когда встал вопрос их вероисповедания и от них потребовали отречься от своей веры, они поняли, что главное для них верность Царю Небесному, а не царю земному, и они были готовы умереть за свою веру.

По приказу военачальника в морозную погоду они были согнаны в воды озера. Они стояли и замерзали в этом озере, но для тех, кто решил бы отречься от христианской веры, от Христа, была уготована теплая баня, а следовательно, здоровая, комфортная жизнь. Всех же остальных ожидала долгая и мучительная смерть в холодных водах озера. Сорок героев духа мужественно претерпевали мучения, но один из них не выдержал и вышел из озера, став предателем.

Один из охранников, следивших за тем, чтобы воины не смогли выйти на берег, увидел, как на головы этих страдальцев спускаются с небес сорок венцов, то есть Господь еще при жизни увенчал тех, кто мужественно претерпевал гонения за Его святое имя, за Евангелие. Этот охранник, увидев, что человек, для которого спускался с неба сороковой венец, стал предателем и лишил себя его, решил воспринять на себя венец. Он исповедовал веру во Иисуса Христа и разделил со всеми мучениками их страдания.

Мы помним слова апостола Павла: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. Вот такая удивительная история. Память святых Севастийских мучеников празднуется во время Великого поста. В этот день совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Мне эта история особенно близка. Когда я служил на первой своей архиерейской кафедре в Магадане, там жила одна женщина, которая во времена сталинских репрессий оказалась в женском колымском лагере, где ее, как верующую, жестоко преследовали по сравнению с другими заключенными. Я бывал на месте этого лагеря и должен сказать, что место это очень страшное. Зимой лютые морозы достигают 50 градусов, а то и ниже. В этом женском лагере заключенные работали в теплицах, в которых даже в зимнее время выращивались овощи.

И вот от этой женщины стали требовать, чтобы она отреклась от своих убеждений, от христианской веры, и когда она отказывалась это делать, ее выгоняли на лютый мороз и говорили, что ей сразу же разрешат войти в теплицу после того, как она отречется от Христа. Но эта в то время молодая женщина мужественно стояла на морозе.

Она говорила, что когда чувствовала, что уже замерзает, у нее даже возникало внутреннее побуждение обмануть мучителей и сказать, что она якобы отрекается от Христа, а потом исповедоваться в этом. Но она вспоминала о сорока Севастийских мучениках и о том одном предателе, который добровольно вышел из холодных вод озера и лишился венца, и решала стоять до конца. Она рассказывала, что всякий раз после того, как принимала это твердое решение, она ощущала, как некая теплота охватывала ее и сохраняла ей жизнь. Пройдя через все эти страшные мучения, эта женщина осталась жива.

Еще она рассказывала о том, как за ее веру в летнее время ее ставили в тайге на пенек или на комариков, как говорили заключенные, связывали сзади руки или заковывали их в наручники, обнажали по пояс, и страшный гнус чуть ли не заживо ее сжирал. Эта женщина прошла через все испытания и не предала свою веру во Христа. Поэтому для меня история сорока Севастийских мучеников имеет как бы такую ретрансляцию или преломление и в наши дни.

Спасибо большое, владыка. Потрясающий рассказ. У нас еще есть вопросы телезрителей.

«На Пасху восклицают: ‟Христос воскресе!ˮ А студенты ТУСУР в день радио, 7 мая, скандируют лозунг: ‟Попов воскрес!ˮ Как к этому относится Церковь? Не является ли это нарушением ее законов и канонов? И вообще можно ли говорить об ученых, что каждый из них после смерти воскресает в своих научных трудах?»

– Что значит согласно канонам или не согласно канонам? Любые законы действуют на подзаконных. Важны ли для нас законы какого-нибудь государства? Например, Южной Африки, Австралии или Филиппин? Нет, конечно. Они важны для граждан этих стран. А вот если мы приезжаем на Филиппины, то эти законы становятся актуальными и для нас.

Конечно, словами, что кто-то воскрес, верующий человек бросаться не будет. И хотя заслуги Александра Степановича Попова, первого российского радиотехника, очевидны и в День радио он достоин особого внимания, но я все же не стал бы бросаться такими словами. Есть вещи, с которыми мы не можем шутить, и к вещам религиозного характера человек должен сохранять благоговейное отношение. Здесь я вижу не столько преступление через какие-то каноны, сколько очень вольное обращение с тем, с чем так обращаться нельзя.

Мы знаем третью заповедь Закона Божия: не приемли имене Господа Бога твоего всуе. И когда мы бросаемся такими словами, пусть даже имя Господа и не звучит, аналогия со словами: «Христос воскресе», все же напрашивается, и это звучит несколько вульгарно, что ли, по отношению к тому, что является для нас святыней. Нам нужно помнить, к чему мы должны относиться благоговейно, а где можем позволить себе какие-то вольности и шутки.

Еще один интересный вопрос от нашей телезрительницы: «Как понять смысл заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя? Я люблю людей, рада им помочь, но стыжусь себя». То есть, насколько я понимаю, суть здесь в том, как можно возлюбить своего ближнего, если человек не любит себя.

Я не думаю, что человек, который говорит, что не любит, стыдится сам себя, именно из-за этого решил себя не кормить и выгнал себя из дома в подворотню. Если человек говорит о том, что он стыдится сам себя, может быть, он имеет в виду, что у него есть какие-то недостатки, да и совесть ему подсказывает, что он далеко не совершенен. Но это правильное устроение, когда человек видит в себе эти свои несовершенства. Хуже, когда он считает себя каким-то эталоном совершенства и красоты. Если человек видит в себе недостатки, значит, он с ними борется.

Вот женщина говорит, что она сама себя стыдится. А что будет, если ее начнут стыдить другие? Когда мы осознаем свое внутреннее несовершенство, это одно, а если, скажем, окружающие нас на каждом углу будут называть нас проходимцами, естественно, это будет нам неприятно. Хочет ли эта женщина такого? Конечно, не хочет. Значит, и к другим не нужно так относиться. Не хочешь, чтобы тебе делали больно, не делай больно другим. Не хочешь, чтобы тебя обижали, не обижай сам.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 12 декабря: 12:30
  • Воскресенье, 15 декабря: 05:30
  • Вторник, 17 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X