Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

20 июня 2024 г.

Владыка, в нашу программу написала одна наша телезрительница. Она сообщила, что недавно стала посещать храм и пока мало что понимает в богослужении. И вот  просит Вас рассказать, как нужно вести себя в храме, когда молиться, когда кланяться, креститься.

Насколько я знаю из общения с батюшками, чтобы рассказать обо всем этом, нужно в течение года каждый выпуск программы посвящать этой теме, и то мы вряд ли полностью ее осветим. Но если Вы готовы попытаться помочь этой женщине, я с удовольствием предоставляю Вам слово.

Да, хорошо. Хотя наша передача называется «Православный взгляд», общество всегда ждет ответа и от священнослужителей, и от Церкви на какие-то по большей части мирские злободневные вопросы, с которыми сталкивается и общество, и каждый человек в отдельности.

Честно говоря, сегодня мне приятнее говорить именно о таких вещах, как богослужение, Священное Писание, потому что они для меня более знакомы, привычны, ведь это та стихия, которой мы живем, дышим, которая является для нас своей средой, как является своей средой вода для рыбы.

Но начать я хочу с другого. Наша телезрительница говорит, что она только недавно начала воцерковляться, делает первые шаги в храме Божием и многого не понимает, но хочет во всем разобраться, и это ее желание весьма похвально. Со временем, конечно, все для нее встанет на свои места, но и сейчас смущаться, что чего-то не понимаешь, совершенно не следует.

Один человек спросил у старца, что ему делать (когда он читает Священное Писание, в частности Псалтирь, он не понимает многих вещей). На это старец ему ответил: «Ты не понимаешь, зато бесы понимают и отбегают от тебя в страхе, когда ты произносишь эти священные тексты».

Конечно, мы должны стараться осознанно участвовать в богослужении, для этого нам нужно изучать его ход: когда перекреститься, когда сделать земной или поясной поклон и так далее. Это далеко не самые главные вещи, и со временем, уже осмысленно участвуя в богослужении, человек начинает понимать, что в этот момент логично сделать поклон, а в этот момент лучше его не делать...

При первых же посещениях храма, если вы что-то сделаете не так, например, перекреститесь тогда, когда по уставу этого делать не нужно, либо, наоборот, не будете креститься, когда нужно, это нестрашно. С другой стороны, в храме мы не одиноки, ведь богослужение – это общее дело всей христианской общины, и если вы сами чего-то не знаете, но видите, что все осеняют себя крестным знамением, значит, это делать нужно. Здесь можно как бы идти от обратного делай как все и получишь некий навык, постепенно придет осмысление, почему нужно делать именно так.

А теперь я хочу сказать два слова о Божественной литургии как о самой главной церковной службе. Начало литургии было положено Самим Иисусом Христом. Господь перед Своими крестными страданиями, не желая покинуть Свою Церковь, Своих учеников, оставить их здесь, на земле, одних, для того чтобы всегда быть с ними, устанавливает таинство Причащения.

На Тайной Вечере Господь благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, и они прелагаются в Его Божественное Тело и Честную Кровь. Господь преподает их Своим ученикам и говорит, что когда они будут принимать Его Тело и Кровь, вплоть до скончания века Он будет входить в них – и они будут едины с Ним, как едины Отец в Нем и Он в Отце. То есть во время Божественной литургии происходит наше приобщение к Богу через таинство Причащения – кульминационную часть Божественной литургии.

Из чего же состоит Божественная литургия? Конечно, разные исследователи делят ее на разное количество частей в зависимости от того, насколько скрупулезно они разбирают каждую деталь литургии, но общих больших частей литургии три. Первая часть – приготовительная к литургии, она называется проскомидией. Это греческое слово означает «приготовление». Вторая часть – литургия оглашенных, третья – литургия верных.

Первая часть – проскомидия может показаться человеку, впервые оказавшемуся в храме, самой скучной, что ли, частью богослужения, когда почти ничего не поется, лишь  церковнослужитель читает на клиросе некие молитвы (молитвы третьего и шестого часа). Но в то время, когда читаются эти молитвы, в алтаре совершаются особые, очень важные священнодействия – приготовление всего того, что будет предложено верующим в конце богослужения.

В это время готовятся хлеб и виноградное вино, которые после призывания на них Духа Святого станут истинным Телом Христовым и истинной Кровью Христовой, и верующие будут ими причащаться, приобщаясь Самому Христу Спасителю. Для этого священник использует большую просфору, называемую Агничной (от слова «агнец», или «ягненок»).

Мы знаем, что в древности, в дохристианские времена, в жертву Богу часто приносили именно ягнят. Христос Спаситель назвал Себя Агнцем (и так же Его называл Иоанн Креститель), взявшим на Себя грехи мира. То есть Господь пришел в этот мир, чтобы уподобиться жертвенному агнцу, но взойти не на жертвенник, а на крест, который, по сути, стал жертвенником искупления человеческого рода. Поэтому этот хлеб и называется Агнцем.

Из Агничной просфоры священник вырезает центральную кубическую часть – Агнец, на верхней части которого имеется оттиск с надписью IC XC NIKA по сторонам от четырехконечного равностороннего креста, что означает: Иисус Христос – Победитель. На него и будет призываться Дух Святой, и этот хлеб станет истинным Телом Христовым.

В это же время из других просфор, так называемых заздравных или заупокойных (специального церковного хлеба с изображением в верхней части, как правило, креста), особым острым ножичком священник вынимает мелкие частички, читая при этом имена живых и усопших людей из записок, которые мы подаем в церкви. Эти частицы затем оказываются на большой тарели вокруг Агнца. Когда во время литургии Агнец становится Телом Христовым, частички как бы символизируют всех нас как братства, теснящегося вокруг Христа.

Забегая вперед, скажу: когда Божественная литургия будет подходить к концу и все верующие причастятся Святых Христовых Таин, эти частички будут всыпаны священником в Чашу с Кровью Христовой, оставшейся после причащения. При этом священник произносит очень важные, глубокие слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Эти частицы погружаются в Чашу, и все, кто поминался на Божественной литургии, получают великую милость от Бога, потому что Господь в это время омывает наши неправды, недостоинства, изъяны Своей Божественной Кровью. И нет более высокой молитвы, поминовения человека, чем таинства, которые при этом совершаются.

Так вот, после того как Святые Дары приготовлены, начинается Божественная литургия, священник произносит первый возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!» Литургия – это не что иное, как Царство Христа Спасителя, наша небесная родина.

Царство Небесное не где-то там, за облаками, не где-то вдалеке от нас. Во время Божественной литургии оно открывается здесь, перед нами. Пока мы еще странники в этом дольнем мире, мы приходим в храм, чтобы получить гражданство в Царстве Небесном. По сути, наше участие в Божественной литургии и обеспечивает нам это гражданство.

На Божественной литургии поются определенные очень важные и значимые песнопения, читается Священное Писание – отрывок из апостольских посланий и из Евангелия, а также произносятся ектении – прошения, каждое из которых завершается пением слов «Господи, помилуй» или каких-то иных подобных слов. Эта часть богослужения называется литургией оглашенных.

Кто же такие оглашенные? Слово «оглашение» происходит от слова «голос» и означает подготовку к таинству Крещения. В Древней Церкви в этой части Божественной литургии разрешалось присутствовать даже некрещеным людям, потому что читалось Священное Писание, произносилась проповедь, полезная и для некрещеных, и возносилась особая молитва о тех, кто только готовится принять крещение.

После этого оглашенные должны покинуть храм; в храме остаются одни верные – крещеные христиане, принадлежащие Церкви. Начинается главная часть Божественной литургии, когда священник в алтаре, читая определенные молитвы, призывает Духа Святого на хлеб и вино, находящиеся на престоле. В этот момент Дух Святой сходит на Святые Дары, и они становятся истинным Телом и Кровью Христа Спасителя.

После некоторых молитвословий Божественная литургия постепенно подходит к завершению, и завершается она причащением, когда из алтаря выносится Чаша Христова и звучит обращенный ко всем призыв священника: «Со страхом Божиим и верою приступите». Люди, которые готовились к Причастию постом, молитвой, исповедью, подходят друг за другом к Чаше Христовой, и священник видимо преподает им Святое Причастие – Тело и Кровь Христа, на самом же деле преподает их Сам Господь, а священник является лишь орудием милости Божией.

Сам Господь протягивает Плоть и Кровь Свои верующим людям, и человек, причастившийся Святых Христовых Таин, возвращается домой, имея в себе Христа и испытывая высшую степень радости и счастья для православного верующего человека. Мне кажется, это самое важное, что нужно знать о Божественной литургии, и это куда важнее знания, когда нужно перекреститься, куда можно поставить свечу и так далее. Все это придет со временем и с опытом.

– Вы сейчас заговорили о Духе Святом. Святая Пятидесятница выпадает в этом году на 23 июня. Расскажите, пожалуйста, о празднике Святой Троицы, как его чаще называют в народе.

– Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов иногда богословами называется днем рождения Церкви. Мы говорили о литургии – таинстве Церкви, которое вне Церкви не может быть. Господь оставил это священнодействие Своей Церкви. Так вот, Церковь появилась в день Пятидесятницы.

Что же такое Церковь? Мы неоднократно говорили об этом. Это не организация, не сообщество единомышленников. Это духоносная стихия, это Дух Святой, сошедший в день Пятидесятницы на апостолов. Сначала Духу Святому, наполнившему Сионскую горницу, были причастны святые апостолы. Они проповедовали слово Божие и крестили людей, веровавших во Христа, возлагая на них руки, и те тоже получали Духа Святого.

Когда апостолы не могли уже сами всех крестить и возлагать на всех руки, появилось миро – особое благовонное вещество, которое освящали святые апостолы, а затем их преемники – епископы передавали священникам. Священники помазывали этим миром новообращенных людей, и те через это помазание также получали Духа Святого, становясь частью Церкви Христовой.

На Руси известно выражение – «одним миром мазаны». Я думаю, многие, произносящие эти слова, не особо понимают, что они означают. На самом деле миро освящается всегда в одном месте собором епископов во главе с патриархом. В новосваренное миро всегда добавляется немного мира, оставшегося от предшествующих эпох, и эта преемственность мира сохраняется на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Если кто-то был крещен и помазан миром тысячу лет назад, а кто-то – два дня назад, святое миро все равно то же самое, и через него в таинстве Крещения крещающемуся преподается Дух Святой. Батюшка при этом произносит слова: «Печать дара Духа Святаго», – и совершает помазание миром.

Почему именно эти слова произносит священник и что такое «печать»? Печать – это предмет, на котором есть какое-то изображение или надпись, и если эту печать мы прикладываем к другому предмету, то на нем остается оттиск этого изображения и этой надписи. Так вот, когда нас помазывают святым миром, при произнесении священником этих слов Дух Святой входит в нас. По сути, Господь оставляет в нас Свой отпечаток, словно Он ставит печать, поэтому мы уже не просто люди – мы несем в себе печать Божию, которую получили в миропомазании.

Миропомазание, как и таинство Крещения, совершается над человеком только один раз в жизни, оно никогда не повторяется. Но бывают случаи, когда Церковь все-таки повторяет миропомазание. Когда человек отрекается от Бога либо изменяет православию и уходит из Церкви, он лишается этой печати Божией – Духа Святого, лишается Божественной благодати. Когда же люди, отрекшиеся от православной веры и оказавшиеся вне Церкви – в каких-то тоталитарных сектах и так далее, снова возвращаются в Церковь, над ними совершается таинство Миропомазания, и через миропомазание они вновь воссоединяются с Церковью.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Правда ли, что на некоторые отделения духовных семинарий могут поступать и светские люди? Если это так, то что это дает Церкви и тем, кто поступает, если священниками они быть не смогут?»

– Во-первых, в семинарию поступают только светские люди. Зачем поступать в семинарию мне, епископу? Я уже отучился в семинарии, когда был светским человеком. А что такое «светский человек»? Это человек, не являющийся носителем священного сана, и понятно, что все поступающие в семинарию не имеют священного сана.

Вообще у каждого человека своя цель обучения в семинарии, как и у каждого человека, поступающего в любой светский вуз. Кто-то хочет стать инженером, кто-то врачом, кто-то, как это часто было в советские времена, поступает в институт, чтобы не идти в армию, если ему не хочется служить, были и какие-то другие варианты.

Если человек поступает в семинарию, значит, у него есть какая-то цель. И стать священнослужителем – это высшее, чего может желать человек. Но ведь одного желания человека, даже окончившего семинарию, мало. Для этого необходим еще целый ряд определенных условий. Более того, в Церкви есть много служений, для которых необязательно принимать священный сан, и эти многообразные служения тоже требуют от человека определенной подготовки.

В настоящее время практически при всех больших приходах есть помощники настоятеля по работе с молодежью, помощники настоятеля по социальной работе, потому что Церковь проявляет заботу и попечение о людях, которые нуждаются в какой-то определенной помощи, окормляет больницы, детские дома, места заключения.

Одному священнику все это не по силам, и у него есть помощники, и, конечно, лучше, когда это делают люди, имеющие богословское образование. Более того, в последнее время в духовные семинарии, получившие аккредитацию по такой программе, как теология (то есть богословие), принимаются не только мужчины, но и женщины.

Понятно, что, согласно церковным установлениям, женщина не посвящается в священный сан, но это не значит, что для женщины нет места в Церкви. Есть много видов церковных служений, где женщина не просто востребована, но и необходима. Церковь очень высоко это ценит, поэтому в духовные семинарии принимаются и женщины.

Для того чтобы поступить в семинарию, нужно подать не просто определенные стандартные документы, но и рекомендацию приходского священника, заверенную архиереем. Человек делает очень важный выбор, который не терпит не очень вдумчивого отношения. Он может решить: «А попробую-ка я поступить в семинарию». Но, проучившись два месяца, убеждается: «Нет, это не мое. Лучше пойду учиться в какое-нибудь другое заведение».

Такой подход в корне неправильный. Здесь очень кстати пословица – «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если же человек все взвесил и понял, что у него есть призвание служить Богу, Церкви в любом качестве – священника, диакона либо помощника священника по социальной, молодежной, миссионерской работе, какой-то иной работе, то помоги ему Господи.  

– «Я видел, что во время крестного хода верующие несут вокруг храма крест, иконы и пасхальный хлеб. С крестом и иконами более-менее понятно, а для чего из храма берут пасхальный хлеб и затем возвращают его на прежнее место к царским вратам?»

– Этот хлеб – не просто пасхальный. Этот хлеб имеет название «артос», хотя в греческом языке слово «артос» и переводится как «хлеб». Что это за хлеб? Вот в пасхальную ночь заканчивается пасхальное богослужение, и перед царскими вратами поставляется этот пасхальный хлеб, на котором при выпечке сверху нанесен отпечаток иконы Христа Воскресшего.

Этот хлеб освящается в пасхальную ночь. Читаются особые молитвы, в которых мы просим воскресшего Христа Спасителя благословить, освятить этот хлеб и через этот хлеб передавать, как бы ретранслировать пасхальную радость всем верующим людям, которые будут его вкушать.

Но этот хлеб раздается верующим не сразу. Всю пасхальную неделю, когда торжество совершается со всеми присущими ему пасхальными особенностями, этот хлеб находится в храме. В это время в храме звучат очень радостные, оптимистичные, преисполненные торжества победы Христовой над всем злом пасхальные песнопения, и этот хлеб, как губка, аккумулирует в себе эту радость Святой Пасхи.

Когда мы идем крестным ходом, как заметил наш телезритель, мы берем с собой этот хлеб, и он вместе с нами становится участником пасхального торжества и священнодействия, совершаемого в пасхальном крестном ходе, во время которого тоже звучат пасхальные песнопения, молитвы, люди христосуются.

Когда мы обходим храм, хлеб снова занимает свое место, потому что Светлая пасхальная седмица еще не закончилась. И вот в последний день Светлой седмицы, в субботу утром, совершается последняя литургия Иоанна Златоуста пасхальным чином, вокруг храма проходит последний пасхальный крестный ход, все возвращаются в храм, и священник читает над этим хлебом еще одну молитву, которая называется «Молитва на раздробление артоса».

Прочитав эту молитву, священник особым острым ножом разрезает артос на части, и они раздаются присутствующим за богослужением людям. Когда они приносят этот хлеб домой, чтобы он дольше хранился, разрезают его на более мелкие кусочки, тщательно высушивают и хранят в специальном ковчежце.

И если вдруг человек приходит в стрессовое состояние, или чувствует недомогание, или заболевает, или в жизни у него что-то не ладится, а на душе, как говорится, кошки скребут, он, сотворив молитву Господу, осенив себя крестным знамением, достает из ковчежца кусочек артоса, вкушает его, запивая святой водой, и пасхальная радость, которую вобрал в себя этот хлеб, передается его сердцу.

Конечно, дни Пасхальной седмицы уже позади, но, Бог даст, мы доживем до следующей Пасхи. Я советую тем нашим телезрителям, кто не знал всего того, о чем мы сегодня говорим, в первую послепасхальную субботу обязательно найти возможность и прийти в храм Божий на литургию, после литургии получить этот святой артос и в течение года употреблять его, и вы почувствуете, как Христос Спаситель укрепляет и благословляет вас.

– Я думаю, благодаря Вам нашей телезрительнице стало понятно, что происходит в храме во время Божественной литургии.

– К сожалению, невозможно объять необъятное, а литургия – это как раз необъятное. Но у каждого человека есть возможность самим погрузиться в стихию Божественной литургии – изучать литургику, и он найдет для себя очень много полезного.

Храни всех Господь! Я сердечно поздравляю всех с наступающим праздником Святой Живоначальной Троицы, днем Святой Пятидесятницы! И пусть Божественная благодать Духа Святого пребудет со всеми нами. Храни вас Господь!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 12 декабря: 12:30
  • Воскресенье, 15 декабря: 05:30
  • Вторник, 17 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X