– Владыка, мы медленно, но верно подходим к светлому празднику Крещения Господня, и сегодня я хотел бы взять за основу нашей беседы именно эту тему. Я думаю, что многие наши телезрители сталкивались с тем, что когда они приходили записать себя или своего родственника на крещение, в храме справедливо, по канонам требовали присутствия еще и крестных родителей крещаемого. А были ли крестные родители у Самого Спасителя?
– Во-первых, этот вопрос кажется мне совершенно неправомерным. Ведь для чего нужны крестные? Крестные нужны для того, чтобы помочь человеку адаптироваться в церковной жизни. Крещение – это, по сути, широко открытая дверь, через которую человек входит в Церковь Христову. Оказавшийся в новых обстоятельствах, в новых условиях человек всегда нуждается в том, чтобы кто-то ему что-то подсказал, наставил его.
Когда, например, впервые будучи в Санкт-Петербурге, я посещал Русский музей, я не сразу смог сориентироваться, куда, в какую сторону нужно пойти и какие залы посмотреть, поэтому нуждался в человеке, который проводил бы меня и все показал.
Так и в Церкви человек нуждается в том, чтобы у него был некий духовный провожатый, который подсказал бы ему, как себя вести, помог бы ему научиться молитве, разобраться в богослужении, в основах духовной жизни. Это своего рода старший друг, старший товарищ, прошедший уже этим путем, поэтому он может отчасти поделиться своим опытом.
В любом случае, если совершается крещение над младенцем и ему предстоит проделать путь духовной жизни буквально с нуля или если крещение принимает взрослый человек, он новоначальный, поэтому нуждается в таком провожатом.
Что же касается Господа, то считать, что какой-то человек может научить основам духовной жизни Самого Господа, пришедшего на Иордан, полная бессмыслица. Господь – источник всякого блага, и Он приходит на Иордан не потому, что нуждается в каком-то очищении, поскольку Он не имеет греха. Это замечает Иоанн Креститель, и он говорит: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Господь настаивает на том, чтобы Иоанн погрузил Его в воду, и погруженное в водную стихию тело Его освящает саму стихию воды и придает воде способность на все будущие века через таинство Крещения возрождать к новой благодатной жизни все новые и новые поколения людей.
Господь входит в воды Иордана не потому, что нуждается в очищении, обновлении и тем более в каком-то наставлении, а для того, чтобы на все века преподать или открыть перед нами эту дверь крещения, каждого человека приводящую в жизнь вечную. В наше время каждый крещаемый человек, будь то младенец или взрослый, в обязательном порядке нуждается в духовном наставнике, в крестном, а Господь наш Иисус Христос в нем совершенно не нуждался.
С другой стороны, говоря в наши дни о принятии человеком таинства Крещения, мы должны обращать внимание не просто на то, что крестный нужен, потому что он положен по канонам, по каким-то правилам. Скорее всего, каноны, правила и порядок определяют обязательное наличие крестного, потому что он жизненно необходим.
И здесь вопрос не только в том, что крестный должен быть, но и в требованиях к самому крестному – какой он. Если крестный не ведет духовной жизни, никогда не бывает в церкви (хотя, может быть, когда-то в детстве он и был крещен, но ни родители, ни крестные не выполнили данного Богу обещания привести его к Богу и помочь воцерковиться, потому он так и остался невоцерковленным), то приглашать такого человека в качестве крестного совершенно бессмысленно.
Задача крестного не в том, чтобы в день ангела, в именины, либо в день крещения крестный, помня о своем крестнике (или крестнице), пришел к нему в гости и сделал какой-то подарочек, преподнес какой-то сувенир, чтобы (как некоторые говорят) ребенок знал, что у него есть крестный. Важно, чтобы он не просто знал, что у него есть крестный, но чтобы находил духовную поддержку в этом человеке.
Когда у ребенка по мере его взросления будут возникать серьезные духовные вопросы, важно, чтобы крестный мог на них ответить. Если же крестный не сможет дать на них ответ, нужно, чтобы он взял подопечного за руку, привел в храм к опытному священнику и сказал: «Вот батюшка, к которому я всегда обращаюсь за советом, когда бывает трудно найти ответы на свои вопросы, и он всегда помогает. Познакомлю тебя с ним, пусть он поможет и тебе».
Вот такие задачи стоят перед крестным. Поэтому здесь важность вопроса не в том, что крестный обязательно нужен, а в том, что необходимо тщательно выбирать такого крестного, который принес бы человеку духовную пользу.
– Владыка, этот вопрос мы с Вами уже многократно озвучивали, но зачастую нам все же приходится возвращаться к определенным темам. Вы уже затронули тему крещения младенцев. Скажите, а нужно ли крестить младенцев? Ведь на этот счет есть противоречивые мнения. Насколько я помню, даже известный ученый-богослов Алексей Ильич Осипов говорит, что лучше дождаться, пока ребенок вырастет.
– Да, вариантов есть много, и все они как бы имеют право на существование. Когда мы читаем Книгу Деяний святых апостолов и видим, что какие-то люди прониклись верой во Христа Спасителя и их крестили апостолы, то говорится, что, условно говоря, был крещен Корнилий и весь дом его. Если христианином становился глава семейства, его супруга и близкие люди, то весь дом превращался в домашнюю церковь.
И когда в этой христианской семье рождался ребенок, призванный расти и воспитываться в христианской атмосфере, конечно же, никто не ждал, чтобы он повзрослел. Ведь он мог сделать в жизни другой выбор и не пойти по христианскому пути, и ждать было крайне глупо и бессмысленно. Поэтому такого ребенка нужно было крестить, но, крестив, нужно было, чтобы он возрастал в христианском духе, в христианской атмосфере.
Другое дело, когда ребенка крестят, но совершенно не заботятся о его духовном возрастании. И тогда семечко новой благодатной жизни, всеваемое в этого человека, долгие годы остается непроросшим, а значит, не приносит никакого духовного плода. Конечно же, это неправильно. И поэтому Церковь признает младенческое крещение как полезное и имеющее право на существование, но при условии, что, совершив крещение, родители, крестные, родственники, близкие и дальше продолжат выполнять свои обязанности.
Кто-то может сказать: «Никто не выполняет своих обязанностей, поэтому детского крещения быть не должно». Но, позвольте, если кто-то не выполняет своих обязанностей, то это не значит, что сам посыл, исходная точка непригодны. Поэтому нужно крестить детей в младенчестве, но при этом на родителей и крестных ложится еще большая ответственность, потому что нужно обеспечить и духовное воспитание этого человека.
А считать, что человек достигнет совершеннолетия и потом сам во всем разберется, совершенно глупо. Это все равно что не давать человеку изучать ни одного языка. Вот рождается человек, например, в России. И мы можем предположить, что вдруг он захочет стать англичанином, или австралийцем, или кем-либо еще; или захочет говорить на французском, немецком или английском языке. И пока ему не исполнится 18 лет, мы будем молчать и не дадим ему никакого языка, а потом он разберется, какой язык выучить, какую страну или национальность выбрать и прочее.
Воспитывает сама среда, и нет человека, абсолютно свободного от всех факторов. И вот человек, все взвесив и опираясь исключительно на какие-то объективные данные (хотя такие данные трудно найти), делает вывод, что есть Бог и есть много религий, и осознанно выбирает религию. Думать так – это какое-то отвлеченное от жизни кабинетное рассуждение.
На самом деле формирует человека воспитание, и тогда мы должны поставить вопрос о патриотическом, духовно-нравственном и любом другом воспитании. Зачем говорить человеку, что такое хорошо и что такое плохо?
Есть некие западные либеральные методики воспитания, когда ребенку дозволяется все. Я слышал от одного родителя, пытавшегося воспитывать своих детей как царей: «Вот когда они вырастут, они уже сами начнут понимать, что хорошо, а что плохо». Но когда они вырастут, то могут настолько оказаться в плену собственных страстей, что не они уже будут выбирать, а их низменные животные инстинкты будут выбирать за них, и вырастут чудовища, а не добропорядочные члены общества. Поэтому заниматься воспитанием, в том числе и духовным, нужно с младенчества.
Кто-то из западных миссионеров когда-то сказал: «Дайте мне на воспитание ребенка до семи лет, а потом забирайте и делаете с ним что захотите». Потому что в младенческом возрасте закладывается вектор, в том числе и духовно-нравственного развития, проявляющийся уже в осознанной жизни человека. И я бы не стал так оголтело считать, что вопрос о духовной жизни можно отложить до достижения человеком совершеннолетия.
Иногда бывает уже поздно, потому что человек оказывается настолько исковерканным, искореженным своими страстями, что исправить что-то бывает крайне сложно, и для того, чтобы достигнуть позитивных результатов, нужно будет приложить огромные усилия. Поэтому лучше предупредить какие-то негативные проявления в развитии человека и с рождения поместить его в христианскую церковную среду. И такой средой, конечно же, должна стать семья, которую апостол Павел называет домашней церковью.
– Когда я пытался найти для себя какую-то логику в том, чтобы не крестить ребенка в младенчестве, я ее не нашел. Независимо от того, верующий человек или неверующий, он старается дарить своему ребенку какие-то подарки на Новый год, на день рождения. И я не понимаю, почему мы должны лишать своих детей подарков, которые есть в Церкви, в том числе лишать самого драгоценного – Святого Причастия.
– Крещение предполагает начало духовной жизни. Если же человек сам не ведет духовной жизни и не собирается своего ребенка приучать к ней, то крещение обессмысливается. Зачем что-то начинать? Например, зачем строителю закладывать фундамент, если он не собирается строить дом? Поэтому, мне кажется, отказ от младенческого крещения – это некое оправдание своей собственной беспечности, что ли.
Конечно же, нужно заботиться о том, чтобы семья была благоприятным оазисом духовного возрастания младенца, и тогда его нужно крестить. Семья – это продолжение духовного пути человека к Богу, начавшегося в купели и поддерживаемого в Церкви, в том числе и святыми таинствами.
Некоторые примитивно, упрощенно считают, что младенца нужно покрестить, чтобы он меньше болел или не болел вовсе; и причащать нужно потому, что у него часто бывают простудные заболевания. Духовная жизнь не для этого. Конечно, Господь и исцеляет болезни, и укрепляет в Своих таинствах, но таинства существуют не ради этого.
– Могу предположить, что наверняка мы снова столкнемся с такой историей, что на праздник Крещения за крещенской водой будут стоять огромные очереди, а на праздник Богоявления народу будет гораздо меньше. Потому что существует поверье, которое мы с Вами уже стократно опровергали, что крещенская вода гораздо сильнее, чем богоявленская. И вообще как пользоваться освященной водой?
– Нет никакой разницы между водой, освящаемой в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения. Это одна и та же благодатная вода, и набирать ее можно и в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения Господня. И поскольку в праздник всю воду за один день раздать не успевают, то потом, как правило, ее раздают еще несколько последующих дней.
И совсем другое дело, когда люди, иногда идя в храм за водой, считают это для себя более важным, чем присутствие за богослужением. Поэтому здесь усматривается некое магическое отношение к святыням, когда духовную жизнь мы не ведем и не хотим вести, в молитве к Богу не прилежим, а вот святую воду, как некий амулет, что ли, некое магическое снадобье, приносим домой и ею пользуемся, считая, что она каким-то образом нам поможет.
Но любая святыня становится для нас силой лишь в том случае, если мы открываем перед Богом нашу духовную жизнь, наше сердце и душу. И первое усилие по открытию для Бога нашей жизни начинается с молитвы, с участия в богослужении.
Чин освящения воды, совершаемый в праздник Крещения Господня, начинается с Божественной литургии и как бы является завершением, финалом литургии. Но как бы то ни было, иногда и церковный устав предусматривает совершение великого водоосвящения и до литургии, и это связано с богослужением. И в отрыве от богослужения все это несколько принижает наше отношение к святыне. Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что в праздник Крещения Господня и во все дни, связанные с этим, нужно идти в храм не просто за водичкой, а для того, чтобы помолиться, тогда вода будет особенно полезной.
Мы хотим, чтобы вода принесла нам пользу, о которой так красочно, образно говорится в молитвах, читаемых в этот день на освящении воды: что вода – источник исцеления и благословения, освящающая сила, причастная действию Иордана. То есть она становится тем, чем был Иордан, когда Господь погрузил в нее Свое Божественное тело.
Для того чтобы вода стала для нас такой, нужно открыть двери нашего сердца через молитву, через богослужение. Поэтому игнорировать богослужение в праздник Крещения Господня ни в коем случае не следует, тем более что в этом году крещенские праздники приходятся на выходные дни.
Во многих христианских странах мира праздник Крещения Господня является выходным днем. В нашей же стране в послереволюционный период выходным он никогда не был – ни в советский период, ни сейчас, а если этот день будничный, то, как правило, он всегда рабочий, поэтому желающие побывать в этот день на богослужении, если они работают, могут не всегда.
В этом году праздник Крещения и сочельник попадают на субботу и воскресенье, то есть для всех это однозначно выходные дни, и ни у кого не будет оправдания, что они не смогли быть на службе. Если мы хотим получить большую пользу от святынь праздника Крещения, то сначала должны прийти на богослужение и помолиться.
– Владыка, в праздник Крещения Церковь будет еще воспоминать и святого Феофана Затворника.
– Память святого Феофана Затворника не в сам праздник Крещения Господня, а чуть позднее, и она немножко теряется в силу того, что сейчас идут святки, а потом попразднство Крещения Господня. Все эти дни, насыщенные воспоминаниями о важных библейских, евангельских событиях, как бы оставляют в тени святых, чья память совершается в эти дни.
Феофан Затворник – выдающаяся личность нашей Русской Православной Церкви, заслуживающая большого внимания. Помню, в 80-е годы, когда я был студентом Московской духовной академии, мои современники – подростки, молодежь и взрослые люди – больше интересовались наследием святителя Феофана Затворника, чем интересуются им в наши дни.
Сейчас литература, в том числе и духовная, стала доступной, а когда что-то доступно, это меньше ценится, люди стали значительно меньше читать творения святителя Феофана Затворника, а ведь они просто замечательные. По сути, он переложил опыт древних святых отцов, живших в совершенно других условиях, в другую эпоху.
Скажем, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный авва Дорофей и другие святые отцы жили в IV, V, VI, VII веках, и условия их жизни были совершенно другими. Святитель Феофан Затворник переложил святоотеческий опыт на язык и реалии XIX века – времени, очень близкого к нам, поэтому его аскетические творения весьма и весьма полезны. Многие оптинские старцы, многие духовники советовали регулярно читать замечательную книгу Феофана Затворника: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
В последнее время кто только не говорит о духовно-нравственном воспитании и какой только смысл не вкладывает каждый в это выражение… И когда перед какими-то воспитательными, образовательными учреждениями ставится задача заниматься духовно-нравственным воспитанием, чем только они не занимаются, в том числе даже и тем, что граничит с разрушением основ духовной жизни. А людям кажется, что они занимаются духовно-нравственным воспитанием.
Что же такое духовная жизнь? Ведь чтобы заниматься воспитанием духовности в людях, нужно знать, что такое духовная жизнь. Следуя за советами многих известных духовников, я очень рекомендую прочитать замечательную книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» и другую его книгу – «Путь ко спасению». В творениях святителя Феофана Затворника изложен замечательный опыт духовной жизни.
Кроме того, святитель Феофан Затворник был человеком не только весьма духовным, но и весьма образованным. Он оставил нам толкования многих святоотеческих писаний, в том числе и замечательных посланий святого апостола Павла – значительной части Нового Завета. Зная и древнееврейский, и древнегреческий языки, он истолковывал апостольские тексты очень глубоко и доступно, хотя апостол Петр в своем Соборном послании пишет о проповеди апостола Павла и его посланиях: «Об этом же пишет и апостол Павел, хотя есть в его посланиях нечто неудобовразумительное».
То есть даже апостол Петр не всегда понимал глубокие мысли, излагаемые философским языком апостолом Павлом, поэтому такие тексты требуют истолкования. И такие замечательнейшие толкования есть, и они принадлежат перу святителя Феофана Затворника.
Я бы очень хотел, чтобы наши телезрители не только молитвенно чтили память святителя Феофана Затворника, но и обязательно знакомились с его замечательными творениями. Я назвал лишь малую часть его творений. У него еще есть замечательные письма к современникам.
Люди обращались к святителю Феофану Затворнику со многими вопросами духовной жизни, с житейскими проблемами, но поскольку он пребывал в затворе и не всегда имел возможность лично общаться с людьми, он писал им письма, которые сейчас тоже уже опубликованы. И когда читаешь эти письма, то понимаешь, что у наших современников иногда возникают такие же проблемы, как и во время жизни святителя Феофана, и мы мучительно ищем на них ответы.
Но стоит нам открыть опубликованные письма святителя Феофана Затворника, в них мы найдем ответы и на животрепещущие вопросы сегодняшнего дня. И совсем необязательно покупать их в бумажном виде. Думаю, все это выложено в Интернете, потому что в настоящее время есть огромные электронные библиотеки духовной литературы. Так что всех поздравляю с памятью святителя Феофана Затворника и обращаю внимание на его весьма полезные труды, оставленные для Церкви, для нас.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Можно ли делать иконы из церковных календарей, вырезая лики и вставляя их в рамку?»
– Церковные Соборы, в том числе и VII Вселенский Собор, касающийся иконопочитания, говорит, что священные изображения допустимы на любых носителях. Тогда бумаги еще не существовало, поэтому бумага там не упоминается. На любых носителях – имеется в виду на дереве, на камне, на чем-то другом, а следовательно, священные изображения допустимы и на бумаге.
И если у кого-то есть календарь и там какое-то хорошее каноническое религиозное изображение, то вполне возможно вырезать это священное изображение и для большей сохранности вставить его в рамочку или наклеить на какую-то плотную основу.
В соответствии с церковной традицией эту иконочку нужно принести в храм. Какие бы ни были в календаре священные изображения, все-таки, скорее всего, это репродукции икон, а не сами иконы. А после того, как над этой даже изготовленной из календарика иконочкой священник прочитает молитву и призовет на нее Божие благословение, репродукция становится иконой. В Древней Церкви порядок освящения был несколько иной, но сейчас это так, и я думаю, что этому нужно следовать.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
У книжной полки. Аскетические слова преподобного Исаака Сирина
Свет невечерний. В Рай по пропускам
Преображение (Ставрополь). 11 февраля 2025
Читаем Ветхий Завет. «Пророчество о царе Тирском». Священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!