– Нельзя сказать, что я серьезно отношусь к приметам. Я четко понимаю, что есть приметы, за которыми находится некая объективная реальность, и есть приметы, относящиеся к категории суеверий, которые основаны на некоем мракобесии и не имеют ничего общего с реальностью.
– Полностью согласен с Вами. Так вот, сегодня я предлагаю поговорить о русских народных поговорках и пословицах, потому что они тоже не совсем однозначны, например, пословицы «работа не волк, в лес не убежит», «кашу маслом не испортишь», «индюк думал, да в суп попал» и так далее. Эти пословицы мне кажутся достаточно спорными. А каково Ваше отношение к такому фольклору?
– Ну, фольклор и приметы – это понятия несколько из разных сфер. Ведь что такое пословицы? Это какие-то крылатые фразы, передающиеся из поколения в поколение, в которых содержится некая народная мудрость. Понятно, что пословицы могут быть разными.
Мы не должны забывать о том, что человек несовершенен, после грехопадения на нем лежит печать греха и страстей, отсюда и разные пословицы и поговорки. Например, часто употребляемая фраза «глас народа – это глас Божий» не всегда соответствует действительности, потому что под словом «народ» предполагается некое сообщество людей, мнение которого и выдается за некую объективную реальность.
Но ведь объединения людей могут быть разными даже с точки зрения Церкви, с духовной точки зрения. Например, есть объединение людей – толпа. Может ли толпа быть выражением какой-то объективной истины? Маловероятно. Есть собрания людей по партийной принадлежности или по принадлежности к каким-то кланам. Но ведь партия отражает мнение какой-то группы людей, она не может представлять полностью объективные и цельные интересы.
И есть такое понятие, как «соборность». Это не просто объединение людей, это объединение людей в Духе Святом. Когда собирались Соборы, там произносились какие-то истины не только святыми отцами, но через них изрекал истины Сам Дух Святой, Сам Господь, поэтому решения святых Вселенских Соборов Церковь воспринимает так же, как и тексты Священного Писания. Здесь уже совершенно другой уровень восприятия.
Насколько я понимаю, в основе многих пословиц лежит не что иное, как тексты Священного Писания. Например, мы нередко произносим фразу: «не рой яму другому, сам в нее попадешь». Но разве не эту фразу мы читаем в Священном Писании, когда ее произносит Господь?
Некоторые пословицы из советских времен приписываются Ленину, например: «кто не работает, тот и не ест». Но ведь за две тысячи лет до Ленина именно эту фразу произнес святой апостол Павел, и в Новом Завете мы читаем: кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Поэтому многие пословицы имеют происхождение именно из Священного Писания.
Другая группа пословиц – это пословицы, которые родились в глубоко религиозной, духовной среде. Они выражают не просто народную мудрость, а мудрость духовную. Например, наши предки считали, что каждый верующий человек должен знать молитву Господню и каждый день возносить ее ко Господу, отсюда родилась пословица: «кто не знает ‟Отче нашˮ, сразу видно, что не наш», обозначающая важность и значимость этой молитвы для верующих людей.
Подчеркивая важность обязательного ношения нательного крестика людьми крещеными, верующими, говорили: «Не мы носим крест, а крест носит нас», – утверждая из глубокого духовного опыта, что крест сберегает, охраняет, носит нас, как крылья птицу. И, наоборот, о человеке, который ведет аморальный образ жизни либо совершает какие-то недостойные поступки или преступления, чуждые христианскому учению, даже если крест физически и присутствует на его теле, говорили: «Креста на тебе нет», – потому что этот человек своей жизнью как бы аннулировал этот крест.
Такие пословицы уходят своими корнями в церковную традицию либо в Священное Писание. И поэтому старцы приходящим к ним людям в своих поучениях не только цитировали святых отцов либо Священное Писание, но часто употребляли пословицы, поговорки и во многом поучительные хорошо известные людям крылатые выражения.
Один из наших современных исследователей книги «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника игумен Дионисий (Шлёнов), казалось бы, книги аскетической, в которой излагаются законы духовной борьбы с грехом, со страстями и возможность достижения и возрастания в добродетелях в схватке с врагом нашего спасения, насчитал в ней несколько десятков пословиц и поговорок, которые использовал преподобный Иоанн Лествичник. Но, конечно, это были не русские, а греческие пословицы и поговорки, нашедшие свое отображение в этой книге.
Я знаю, что пословицы и поговорки очень любил преподобный Амвросий Оптинский. Приходящим к нему людям он иногда давал совет и духовное наставление по очень сложному вопросу духовной жизни, лишь произнеся какую-то пословицу или поговорку. Наряду с пословицами и поговорками преподобный Амвросий Оптинский использовал и басни Ивана Андреевича Крылова, потому что в них тоже есть очень много поучительного и, по сути, созвучного Священному Писанию.
Иногда старец Амвросий мог позволить себе процитировать не только какие-то тексты из Священного Писания, но он произносил всю басню или какой-то ее отрывок. По сути, эти фразы из басен Крылова тоже стали пословицами и поговорками, и мы используем их до сих пор. Например, стала крылатой фраза «а Васька слушает, да ест» из басни «Кот и повар» и много-много других фраз.
– Однажды на просторах Интернета я нашел запись старца Николая Гурьянова. В ней он произнес фразу, которую я как-то уже упоминал в нашей программе: «Над умными есть разумные, над разумными есть мудрые, над мудрыми есть премудрые, а над премудрыми – святая простота». А есть ли у Вас какая-то любимая пословица, поговорка?
– В принципе, те поговорки или пословицы, которые я часто употребляю, я уже выдал в сегодняшней программе. Но как-то ближе всех мне пословица, которую я сегодня уже приводил: «Не мы носим крест, а крест носит нас». В этой старинной русской пословице выражена глубокая вера нашего народа в ограждающую и спасающую силу Честного и Животворящего Креста Господня. Всегда ощущая на своей груди Честной Животворящий Крест, я чувствую, как его сила хранит, поддерживает, укрепляет меня, является для меня источником радости, вдохновения и силы. И поэтому для меня это не просто крылатая фраза, которую любили наши предки, каждый день я ощущаю ее действие в моей жизни.
– Когда я служил на корабле в Военно-морском флоте, там был особый флотский фольклор. А есть ли какой-то особый церковный фольклор?
– Сказать, что есть что-то, что употребляется только в Церкви или не может употребляться в Церкви, я не могу. Хотя есть много фраз – плоть от плоти, кровь от крови церковной жизни. Эти фразы произошли из недр Церкви, по сути, они являются цитатами из Священного Писания.
Многие нецерковные люди даже не подозревают о том, что они цитируют Евангелие, но на самом деле эти крылатые фразы взяты именно оттуда. Поэтому можно ли считать этот фольклор (если его можно назвать фольклором) церковным? Конечно, можно, но он является и общим достоянием.
С другой стороны, есть произведения писателей (скажем, творчество Ивана Андреевича Крылова), которые вроде бы к Церкви не имеют никакого отношения (хоть Иван Крылов и был православным христианином, но все-таки не был священнослужителем), тем не менее многие его басни вполне можно охарактеризовать по духу христианскими, церковными.
Правда, их форма не всегда была церковной, потому что, следуя античной традиции, иногда он изображал какие-то ситуации в контексте древнегреческой или древнеримской мифологии, и вдруг речь заходила не о Боге, а о богах, например о Зевсе. Но, конечно же, он использовал это не потому, что разделял языческие воззрения, а для придания своим басням какого-то поэтического смысла, и сами нравственные идеи, которые там отражены, вполне разумны.
– Мне кажется, даже фраза «не все коту масленица» тоже имеет определенное отношение к Церкви. Другое дело, что ее немного сократили, и она приобрела несколько иносказательный смысл, а изначально эта пословица звучала так: «Не все коту масленица, будет и Великий пост». Я думаю, что ее тоже вполне можно отнести к церковной.
– Конечно. Разве можно говорить во внецерковном ключе о таких понятиях, как «пост», «масленица»? Это же религиозные понятия. Понятно, что масленица – это последняя неделя перед Великим постом, когда поста еще нет. А Великий пост – это время самоограничения, время подвига.
Но какая же мысль заложена в этой пословице? Это мысль о том, что в жизни человека все может быть не только очень красочно и эйфорично, но могут наступить и какие-то трудные времена. Тем не менее и эти трудные времена проходят, и после них наступает Светлое Христово Воскресение. Вот изначальный смысл этой пословицы.
– А как Вы понимаете пословицу «кашу маслом не испортишь»? Ведь, допустим, в пост кашу маслом однозначно испортишь, и если в кашу положить много масла, это тоже плохо. На Ваш взгляд, какой смысл заложен в этой пословице?
– Смысл-то здесь, конечно, есть, но я думаю, что не нужно в ней глубоко копаться, как говорится, разбирать ее на запчасти. Если раскладывать на части нечто цельное и живое, то цельность этого как бы утрачивается.
Есть такая наука антропология, когда мы говорим о человеке как о некой сущности, и совсем другое, когда мы разбираем человека с точки зрения анатомии, человек вдруг превращается в набор органов. Но разве человек – это набор различных органов? Конечно, человек есть нечто большее. То же и с пословицами и поговорками. Мне думается, что этот вопрос более глубокий.
– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 19 августа Церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Преображение Господне. Давайте поговорим об этом подробнее.
– Действительно, Преображение Господне – один из двенадцати основных праздников Православной Церкви, говоря по-славянски – двунадесятых праздников. Для меня этот праздник особенно любимый и долгожданный, несмотря на то что он бывает летом, в августе, когда многие люди в отпусках, на своих огородах, и в храмах бывает немного меньше людей, чем в другие двунадесятые праздники в зимнее или осеннее время года. Для меня это праздник особенный, потому что первый приход в моей жизни, где я был крещен, куда ходил еще в детстве, – это Преображенский храм.
Этот праздник установлен Церковью в честь одного из евангельских событий, которое произошло незадолго до крестных Христовых страданий. Шел последний год земной жизни Христа Спасителя. Господь желает показать Своим ученикам, что страдания, которые Он воспримет на Себя в Иерусалиме, носят добровольный характер, что Он Сам идет на них для спасения человечества и это не является вынужденной ситуацией, когда зло побеждает добро, но для победы над злом Господь на время отдает Себя в обладание этого зла, показывает Своим ученикам не только Свою человеческую, но и Божественную природу.
Конечно, ученики и раньше видели и понимали, что перед ними не простой человек. Они были свидетелями того, что Господь творил удивительные чудеса, которые не под силу обычному человеку, что словом Своим Он не только исцелял самых неизлечимых больных, но и воскрешал мертвых, что Он ходит по водам, был способен насытить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
Они понимали, что через этого необычного Человека действует Господь. Но то, что перед ними Сам воплотившийся Господь, от них было еще сокрыто. И вот Господь решает показать Своим ученикам не только Свою человеческую природу, через которую все равно блистал свет Его Божества, но и полноту Своего Божества.
Христос возводит трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – на высокую гору Фавор, которая находится в Галилее (в северной части нынешнего Израиля). Местность там ровная, и посреди нее находится возвышенность, куда и восходит Господь со Своими учениками. Там, на вершине горы, Он начинает молиться, и в это время внешний вид Господа преображается: просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
На горе Фавор явились и два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия. Они беседовали со Христом о грядущих событиях – о страданиях Христа и Его воскресении. Вдруг появилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Апостолы, созерцая Божество Христово, свет Божественной благодати, изливавшийся из Христа, преисполнились этого света, и апостол Петр воскликнул: хорошо нам здесь быть! Ведь благодать Божия – это источник подлинной духовной радости. В честь этого события Церковью и установлен праздник Преображения Господня, напоминающий нам о том, что недоступный и непостижимый человеку в Своей сущности Бог близок к нему Своей Божественной благодатью.
Как солнце недоступно для нас в силу своей особой энергетики (и все, что приближается к нему, неминуемо сгорает, испепеляется, но мы, находясь на земле, греемся в его лучах, наслаждаемся солнечным светом), так и Божественная сущность Христа непостижима для всего тварного. Тем не менее мы приближаемся к Богу, постигаем Его через Божественное сияние Его благодати, через тот Фаворский свет, который созерцали святые апостолы, приобщаясь к Божеству.
Церковь учит нас, что этот Фаворский свет может быть доступен каждому человеку, и по мере очищения нашей жизни, нашего сердца мы преисполняемся этого Божественного света. И тогда уже Бог пребывает в нас и является источником нашего и освящения, и обожения.
– Правильно ли я понимаю, что Вы были на этом месте?
– Да. Полтора года назад впервые в жизни я сподобился побывать на Святой Земле. Там я посетил многие святые места – место Рождества Христова, место Его распятия – Голгофу и Его воскресения – живоносный гроб, место Успения Божией Матери. Среди этих святынь, конечно же, мы не могли миновать святую Фаворскую гору. Мы посетили вершину этой горы, где поклонились тому месту, где стоял Господь во время Своего преображения.
Сейчас на горе Фавор два монастыря – католический и православный. В православном монастыре пребывает одна из очень известных почитаемых святынь – чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», история которой поистине удивительная. На этой иконе множество украшений, которые оставляют паломники в память о чудесных исцелениях и другой помощи, что являла и являет людям Матерь Божия через эту икону.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Как поступить, если батюшка, у которого я спросил совета, честно ответил, что не знает, что мне посоветовать? Может быть, мне стоит спросить об этом у другого священника или нужно довериться воле Божией?»
– Священник, о котором идет речь, не единственный, кто так поступает. Даже святые отцы не всегда могли ответить на все вопросы вопрошающих. Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришел один человек и спросил у него совета, как поступить в определенной ситуации. Преподобный Амвросий помолился Господу, но Господь не положил ответа на его сердце. Тогда он сказал этому человеку: «Приди ко мне через три дня. Я буду молиться о тебе». Через три дня этот человек пришел к преподобному Амвросию, и тот сказал: «Я три дня молился и просил Господа о правильном ответе на твой вопрос, но Господь не отвечает, Господь молчит».
То есть такое бывает даже у святых людей. Бывает, что батюшка не находит ответа не в силу того, что Господь не открывает ему какие-то определенные истины, а потому, что, возможно, священник еще молод, не имеет достаточного духовного и житейского опыта.
Например, паломники, приезжая в Троице-Сергиеву лавру с какими-то очень трудными, тупиковыми вопросами, обращаются за советом к священнику, который оказывается исповедующим. Но исповедовать может как монах, обладающий духовными дарованиями, житейским и духовным опытом, так и молодой священник, либо даже священник в возрасте, но недавно рукоположенный и поэтому не обладающий достаточным духовническим опытом. В таком случае монахи рекомендуют обратиться с вопросом к священнику, который исповедует за соседним аналоем и таким опытом обладает.
Если какой-то священник не дал ответ на вопрос, то этому человеку можно обратиться к кому-то другому. Но плохо, когда человек, получив ответ, чувствует, что этот ответ не по нему, и начинает идти ко второму, третьему, пятому священнику. Это равносильно тому, как если бы больной человек начал бегать по врачам. Понятно, что у каждого врача свой подход, свое видение лечения той или иной болезни. Если обойти всех врачей и все они дадут разные советы, то здоровью человека это вряд ли принесет пользу.
То же касается и духовной жизни. Если мы идем к духовнику с таким расположением, что Сам Господь даст нам ответ через батюшку, то не нужно бегать по другим священникам. У каждого человека есть свой духовник (или должен быть, по крайней мере), поэтому, получив ответ, мы должны этим удовлетвориться.
Если же батюшка все-таки не дал нам ответ на наш вопрос, то тогда можно задать свой вопрос другому священнику, может быть, более опытному, имеющему больший духовный и житейский опыт. Но прежде всего мы должны помолиться Господу, чтобы Господь дал нам верный ответ.
Но мы знаем, что иногда человеку, имеющему очень крепкую веру, Господь открывает Свою волю даже не через священника, а через мирянина, а иногда даже и через детей. Иногда человек, не имея возможности спросить у священника о каком-то очень важном деле, не зная, как лучше поступить, помолится Господу: «Господи, открой мне это», – и затем спросит об этом у ребенка, и Господь дает ему ответ через ребенка.
Но все-таки испытывать Бога, в каждом случае искушая Его, не следует. Это скорее исключительная мера, чем обычное правило. У каждого человека должен быть духовник, и человек должен руководствоваться его советами.
– Можно ли покупать вещи в ломбардах? Туда ведь наверняка часто сдается ворованное; или человек что-то продает по нужде.
– Вообще я слабо себе представляю, что такое эти ломбарды. Я никогда ничего там не покупал. Но я могу примерно представить себе, что у человека есть нужда в деньгах и он относит туда какую-то ценную вещь. Но ведь этого человека никто туда насильно не гонит, никто не заставляет его это делать. По-видимому, человек может продать эту вещь на рынке либо сдать ее в комиссионный магазин.
Другое дело, что иногда для этого человека ломбард не является средством выгодной продажи. Он сдает туда свою вещь за более дешевую цену в надежде на то, что потом выкупит ее, но сделать этого не может. Поэтому мне думается, что если человек добровольно отнес вещь в ломбард и эта вещь не какая-то криминальная, то почему бы ее и не купить, если она действительно нужна? Я считаю, что к ломбарду может быть тот же подход, что и к любому другому магазину.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 16 октября 2024 года
Евангелие в современном мире. Мир начинается с души. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий
Читаем Ветхий Завет. «Пророчество о Вавилоне». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Корень радости
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!