– Давайте сегодня поговорим о таком явлении, как мечты. Есть такая поговорка: «Мечтать не вредно». Но я в свое время узнал, что Церковь не очень хорошо относится к мечтам, потому что это отрывает человека от реальности. Я что-то не так понял или это на самом деле так?
– Мы часто затрагиваем такие темы, которые нельзя оценить однозначно, сказать: вот это – хорошо, а это – плохо. Слишком уж объемны те понятия, те чувства и настроения, которые мы обсуждаем. Говорить однозначно, что мечта – это плохо, я бы не стал. Смотря какой смысл мы вкладываем в это слово.
Действительно, в святоотеческих творениях мечтательность упоминается святыми отцами как порок, изъян духовной жизни. Но это в том случае, если человек в своей духовной жизни выдает какие-то ложные чувства, представления, мысли, навязанные самому себе, за духовные посещения свыше, за вдохновения. Эта мечтательность в аскетическом плане сродни такому явлению, как духовная прелесть. Ведь слово «прелесть» в настоящее время тоже употребляется в положительном значении, как что-то прекрасное, возвышенное. Но изначально слово «прелесть» происходит от слова «прельщать», т.е. обманывать. Это некий самообман. То же самое можно сказать и о мечтательности. Когда в духовной жизни человек свои собственные мысли, эмоции выдает за духовные переживания или настроения, это очень опасно. Такое состояние Церковь считает однозначно неправильным. От него нужно беречься, его необходимо изживать из своей жизни.
Но, как правило, когда мы в жизни употребляем слово «мечта», мы имеем в виду нечто другое. Это может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Я думаю, что большинство из наших телезрителей читали «Мертвые души» Гоголя и помнят, конечно, Манилова, который погрешал неумеренной мечтательностью. Его мысли, его воображение, его планы носили явно нереалистичный характер. Кроме того, что такое мечта? Это – предначертание в нашем уме неких планов, перспектив, в которых выражается наше желание. Мы в своих мечтах рисуем такие картины или образы, которые соответствуют нашим внутренним стремлениям и желаниям. Мы хотим что-то реализовать, чего-то достичь. И в своем воображении рисуем, что мы этого уже достигли. Эти мечты могут как реалистичными, так и нереалистичными. И даже в случае их реалистичности они могут быть воплощением как наших добрых желаний, так и недобрых. Например, если человек мечтает завладеть всем миром или о том, как он выйдет на большую дорогу и ограбит как можно больше людей, то понятно (даже если он никогда это не осуществит): в своих мечтах он обдумывает реализацию того, что своими корнями уходит в его душу. Это реализация его собственных страстей: сребролюбия, блуда, тщеславия, гордыни и других. Иногда человек, будучи не в состоянии реализовать все это в жизни, рисует себе такие недостойные образы.
Но есть мечты, которые можно назвать неким планом нашей жизни. Мы часто говорим, что дети, школьники мечтают быть кем-то: врачом, космонавтом, программистом. Плохо это или хорошо? Если этот ребенок, после того как ему чем-то приглянулась профессия, скажем, врача, решает, что ему хотелось бы быть врачом, когда он вырастет, и особенно активно начинает изучать в школе биологию, химию и другие предметы, которые будут необходимы ему для этого, то он постепенно идет к реализации тех добрых замыслов, о которых мечтал.
Это можно сказать не только о детях, но и о каждом человеке. У каждого человека есть какие-то планы на будущее, когда он хочет реализовать свои замыслы. Хорошие это мечты или плохие? Если они касаются чего-то доброго, возвышенного или положительного (например, человек желает построить дом, или заработать денег, чтобы приобрести себе транспортное средство, не ради того, чтобы потом хвалиться, что у него машина круче, чем у всех, а потому, что это поможет ему реализовывать другие его задачи, облегчит его жизнь) и человек не просто мечтает в своем воображении, а у него есть план и он под этот план подстраивает конкретные дела, то это хорошо. Он думает, как ему заработать, сколько он должен откладывать в месяц, чтобы эти планы реализовать.
Но даже когда мы мечтаем о чем-то положительном и эти мечты реалистичные, а не фантасмагорические, мы должны всегда помнить, что на все еще есть воля Божия. И все то, что мы считаем добрым, полезным, нужным, даже необходимым нам, необязательно полезно нам для духовной жизни. Иногда человек намечает себе в жизни какие-то цели, мечтает о достижении определенных рубежей, а когда не достигает их, печалится и даже впадает в уныние, не понимая, что, может быть, Господь, не допустив реализации этих планов, спас и оградил его от чего-то очень нежелательного. Человек, например, очень хотел приобрести машину, шел в этом направлении, но что-то произошло, что разрушило его планы, и он ее так и не купил. А если бы он ее купил и попал на ней в аварию? Пусть даже не он был бы виновником, а кто-то другой. Эта авария могла сделать человека инвалидом на всю жизнь, а может быть, это было бы и завершением его жизненного пути. Так Господь иногда, не позволяя осуществиться каким-то нашим планам, ограждает нас от чего-то худшего. Поэтому апостол в одном из своих посланий пишет о том, что если человек что-то планирует, надо всегда говорить: «если будем живы и будет на то воля Божия». А когда мы забываем о Боге, Его Божественной воле, благословении Божием, сами мечтаем о чем-то и к реализации этой мечты прилагаем исключительно свои собственные усилия, не призывая Божьего благословения и не учитывая воли Божьей, то иногда бывает в нашей жизни так, как сказано в старой хорошей русской пословице: «Если хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Не всегда планы и мечты человека соответствуют замыслам Бога о нем.
Поэтому мечта мечте рознь. Если это реалистичная мечта осуществить что-то доброе, светлое, то тогда, призвав Божие благословение и положившись на волю Божию, человек идет к осуществлению этой цели. Если необходимо для этого получить образование – человек систематически получает это образование, поступив в соответствующее учебное заведение и обретая определенный опыт… И в конце концов он этой цели достигает. Но опять же помня, что на все должна быть воля Божия. Если же в своих мечтах мы хотим реализовать наши греховные страсти (иногда мы стремимся осуществить, и не только в воображении, то, что у нас есть в подсознании греховного, темного), то, конечно, это уже недоброе настроение. И если эти наши фантазии совершенно неосуществимы, нереалистичны, носят чуть ли не сказочный характер, то, конечно, это уводит человека от реальной действительности в область иллюзий, и это однозначно плохо.
– Вы заговорили про автомобиль. Давайте представим ситуацию, когда человек распланировал свой рабочий график, стал откладывать деньги на машину. Но при этом он начал беречь то, что накопил, и когда кто-то нуждается или просит взаймы, у него возникает подспудно жадность, сребролюбие… Есть ли такая духовная опасность и как от нее оградиться?
– Даже если человек не будет копить деньги на автомобиль, если у него есть страсть сребролюбия – она в нем есть. И Вы говорите, что якобы причиной сребролюбия может быть то, что человек начал копить деньги, но это не так. Если в человеке есть болезнь, то она просто есть. И если в человеке есть какая-то страсть, то какие-то внешние условия даже помогают человеку выявить ее. Может быть, он и не подозревал, что он – жадина, скупердяй и сребролюбец. Но появились такие обстоятельства, когда вдруг эта страсть стала заметной. И нужно бороться не с накоплениями, а со своей страстью, чтобы ее не было.
Конечно, ситуации бывают разные. Допустим, человек копит средства на покупку квартиры, машины, еще чего-то, возможно, очень нужного, и у этого человека смертельно заболевает его ребенок или его мать. Если он скажет: «Нет, я коплю деньги на квартиру, а ты умирай, твоя болезнь меня не касается», – это будет крайне странно, бесчеловечно и даже мерзко. Я специально обострил ситуацию: не какой-то человек, который внезапно в твоей жизни нарисовался и попросил взаймы... Конечно же, иногда наши планы корректируются в зависимости от приоритетов. Поэтому мы и говорим, что на все есть воля Божия. Что важнее в данной ситуации? Мы шли к одной цели, но она может измениться: мы копили средства на одно, так и не успев их накопить, и вдруг встает задача: помочь выздороветь близкому и дорогому нам человеку, и эта цель становится более приоритетной. Тут появляется новая цель, которую человек желает реализовать в своей жизни.
– А если, предположим, монах, молясь, мечтает попасть в Царствие Божие?
– Мы начали с того, что святые отцы говорили о некоей мечтательности как об изъяне в духовной жизни, особенно во время молитвы. Когда человек начинает что-то воображать в своем уме, сам строить себе некие замки, видения, образы, принимая их за реальность. Если рассматривать эту мечту как некую цель, то не так важно, монах это или не монах. Каждый человек призван Богом к вечной жизни, каждый человек в этой жизни должен стремиться к Царству Небесному, должен жить этой мыслью. Что такое Царство Небесное? Это пребывание человека с Богом и в Боге. Христос в Евангелии говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Это познание Бога, связь с Богом, общение с Богом. Монах ты или не монах, когда совершаешь какие-то дела – все должен делать во славу Божию, ради Господа, устремляясь навстречу Ему. Это составляет стержень духовной жизни человека.
– А есть ли, на Ваш взгляд, какая-то грань, где мечта отличается от цели?
– Как может быть какая-то грань, когда это почти одно и то же? Цель и мечта. Что такое мечта? Мечта – это когда человек в своем воображении четко сформулировал какую-то цель, увидел то, к чему он должен стремиться, и начинает это реализовывать. И никакой тут грани нет, цель и мечта – это одно и то же. Другое дело – какая цель и какая мечта.
Я как-то посмотрел в этимологическом словаре, что значит слово «мечта». Это оказалась очень сложная статья. Если у некоторых слов смысл лежит на поверхности, то у этого слова смысл оказался глубоко спрятанным. Но в конце концов абсолютное большинство ученых склонны видеть в слове «мечта» некое подмигивание. Это как бы то, что у человека может быть в будущем. Более того, если мечта и цель – это не одно и то же, то получается, что мечта – это просто построение воздушных замков, чего не должно быть в жизни человека. Человек мечтает о реализации чего-то прагматичного, поэтому мечта его, по сути, и есть цель. Мечта ли это о Царствии Божием в большом, глобальном смысле или какие-то промежуточные цели достижения чего-то здесь, на земле: здоровья, семейного благополучия. Вот приближается время вступить в брак. Думаешь: кто же будет моим спутником (или спутницей) жизни? Мечта это или не мечта? Можно, конечно, сидя в кресле, рисовать себе принцев на белом коне, а можно поставить цель. Какая у тебя должна быть семья, чего ты хочешь? Какого ищешь спутника жизни, что будет отцом (матерью) твоих детей? С кем готов пройти по жизни рука об руку, разделять печали и радости? Это тоже цель, а не просто мечтательность.
– Это интересно. Человек, который поставил себе такую цель, мечтает о хорошей жене, должен ее сам искать или просто молиться, чтобы Господь послал ему эту встречу?
– Мне кажется, должно быть сочетание того и другого. Во-первых, как бы мы из кожи вон ни лезли, если Господь этого не пошлет, ни одной цели мы и не достигнем. Но это не значит, что мы должны совершенно бездействовать. Я не раз приводил пример преподобного аввы Дорофея, когда его ученики спрашивали: если человек немощный и не может самостоятельно достичь каких-то целей (а в рамках нашей темы мы могли бы перефразировать: реализовать свои мечты), то стоит ли тогда к этому стремиться? Не остается ли, помолившись, ничего не делать и ожидать, что Господь Сам все устроит? И преподобный авва Дорофей говорит: посмотрите на младенца; когда ему что-то необходимо, он начинает совершать посильные для него действия. Он начинает плакать, махать ручками и ножками… Может ли младенец этими действиями помочь сам себе? Ответ на поверхности: с точки зрения прагматической это совершенно бесполезные действия. Как ни плачь, сыт от этого не будешь; и здоровее тоже. Но мама или папа, слыша плач ребенка, оставляют свои дела, выясняют причину плача, кормят его, пеленают или лечат. Дают ребенку то, что ему необходимо. И когда мы видим перед собой какие-то цели, мы говорим о том, что нужно, во-первых, просить благословения Божиего, чтобы воля Божия в этом деле проявилась. И Господь дает нам много средств для реализации того, о чем мы просим в молитве. Человек должен этим пользоваться.
– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 18 мая Церковь отмечает празднование в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Насколько я знаю, очень часто перед этой иконой молятся люди, которые страдают определенными недугами. Расскажите об этом подробнее.
– Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – это действительно та святыня, перед которой многие люди возносят молитвы об избавлении себя или своих близких родственников от таких страшных пороков, как наркомания, алкоголизм, пристрастие к табаку, и подобных греховных привязанностей. Эта икона прославилась чудесами и явилась в подмосковном древнем городе Серпухове. Первое чудо от этой иконы было как раз связано с избавлением человека от алкогольной зависимости, когда Матерь Божия помогла человеку побороть, преодолеть эту страсть. С тех пор люди, молящиеся перед этой иконой, действительно обретают силы, крепость и возможность бросить вызов тому пороку, который готов был сожрать, поглотить этого человека. И человек милостью Божией и заступничеством Божией Матери этот порок преодолевает.
Сегодня в Серпухове есть два монастыря, мужской и женский. В обоих монастырях есть списки той древней иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И от обеих икон и в настоящее время совершается огромное множество чудотворений. Лет десять-пятнадцать назад, по благословению митрополита Ювеналия, в епархии которого, когда он был правящим архиереем, находились обе эти обители, в город Томск привозили эту чудотворную икону. Я помню, как огромное множество томичей приходило для того, чтобы принести молитву перед этим чудным образом Божией Матери и как многие потом делились своим опытом получения благодатной помощи: сил и крепости от Самой Царицы Небесной для борьбы с пороками и недугами такого порядка. Это действительно святыня, которая очень известна, почитаема людьми. Она относится к иконографическому типу «Оранта» (то есть «Молящаяся»). На иконах этого типа Богородица изображается с молитвенно воздетыми кверху, к Богу, руками. Но особенность этой иконы в том, что на груди Богоматери изображен не просто Младенец Иисус Христос, как, например, на иконах «Знамение» или «Великая Панагия». Здесь Спаситель изображен в Чаше. Это евхаристическая Чаша, которую Господь не просто благословил и преподал Своим ученикам на Тайной Вечере. Он Самого Себя как пролившего Свою кровь на Голгофе предал Своей Церкви, Своим верным, чтобы во все века, до скончания этого мира, люди не разрывали благодатной связи со своим Учителем, Господом и Спасителем. И чтобы за Божественной литургией в таинстве Причащения мы приобщались Самому Христу. Чтобы через это таинство Господь входил в нашу жизнь, а мы были причастны жизни Божественной.
Евхаристическая Чаша, внутри которой изображен Сам Господь наш Иисус Христос, находится на груди Богоматери. Эта икона напоминает нам о том, что избавление от любых греховных навыков и недугов, оздоровление нашей духовной жизни возможны только тогда, когда в нашей душе пустота заполняется подлинными духовными ценностями, Божественной благодатью Духа Святого. Вселенная, в которой мы живем, не терпит пустоты. Вакуум всегда нуждается в заполнении. И если духовная жизнь не заполнена благодатью Духа Святого, то этот вакуум заполняют грехи, страсти, пороки. Для того чтобы этого не произошло, необходимо изгнать всю нечистоту из нашей жизни и призвать Господа, Который бы пребывал в нас, в нашей душе. Это – залог духовного здоровья человека, его счастья. Каждый желает быть счастливым, но подлинное счастье человека возможно только тогда, когда он соединил свою жизнь с Господом. Потому что источник счастья – это не какие-то внешние удовольствия, слава, честь, почет, высокие должности. Мы знаем огромное количество несчастнейших людей, которые были миллиардерами или занимали самые высокие государственные должности и посты, и счастливых людей, которые не имели ничего, но зато были с Господом в душе. Эта икона напоминает нам в том числе о том, что мы должны соединять свою жизнь с Богом, и тогда легко будем преодолевать страсти и пороки. И Господь будет источником радости в нашей жизни.
Ведущий Виталий Степкин
Записала Валерия Макарова
У книжной полки. Священник Назарий Эйвазов. Братья наши меньшие. Учение о животных в Православии
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Благие вести. 14 июня 2025
Всенощное бдение 14 июня 2025 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!