Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

13 июня 2024 г.

Владыка, мы встречаемся с Вами в день Вознесения Господня, когда Господь поднялся к Отцу Своему Небесному, вознесся в ангельский мир, и мне хотелось бы поговорить с Вами на тему ангелов.

Ангельский мир это то, что сокрыто от обычных людей, но нас, людей верующих, это, естественно, влечет. Мне всегда было интересно, что есть достаточно подробная градация ангелов. Как же это можно было сделать, если, как говорится, оттуда никто не вернулся? Тем не менее такая классификация существует.

Вы сказали: оттуда никто не вернулся. Такое представление о том мире не совсем верное. Нам кажется, что все это где-то там, за чертой бытия нашего мира, куда совершенно невозможно проникнуть, но на самом деле это не так.

Что же такое Царство Божие? Этот вопрос беспокоил и современников Иисуса Христа, и на их вопросы о Царстве Божием Христос ответил так: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Поэтому Царство Божие – это не место, доступное или недоступное...

Царство Божие – это такое устроение человека, когда он, соединяясь с Богом, входит в состояние, которое святые отцы называют обожением. И поэтому мир, который мы иногда называем запредельным, для людей, достигших духовной высоты, является повседневной их реальностью, потому что они общаются со святыми угодниками Божиими, Небесными Силами, с Самим Богом.

С Богом общаемся и все мы, когда становимся на молитву. Молитва даже самого нерадивого молитвенника часто бывает услышана, и человек ощущает, что ему становится хорошо и спокойно после того, как он помолился, а это значит, что с тем миром мы все-таки соприкасаемся. И поэтому ангельский мир это не то, что совершенно недоступно, запредельно.

Конечно, в состоянии греховном, порочном к этому миру прикоснуться, приблизиться невозможно, но человек, очищающий себя покаянием и старающийся жить по заповедям Божиим, постепенно идет навстречу Богу, а значит, становится все больше и больше причастным тому миру.

О Боге мы что-то знаем. Потому что Бог Сам открыл и открывает миру какие-то истины о Себе. Господь являлся святым людям, в Духе Святом Он изрекал им Свои Божественные глаголы, которые мы называем Священным Писанием, где Господь дал нам представление о том, кто же Он.

С другой стороны, Господь открыл и другие тайны, связанные с миром духовным, в том числе и с миром ангелов. В каждой библейской книге чуть ли не на каждой странице есть различные упоминания об ангелах. И если мы выберем из Священного Писания все, что касается ангелов, то получим представление об ангельском мире, который не менее многообразен, чем тот материальный мир, в котором живем мы с вами, к которому относится человек.

Ангельский мир имеет определенные уровни. Стройную систему, учение о небесной иерархии на основании упоминаний о ней в Священном Писании составил Дионисий Ареопагит. Из Книги Деяний святых апостолов мы знаем, что Дионисий Ареопагит был одним из учеников апостола Павла, который и обратил его в христианство. Ареопагитом же его называют потому, что он был афинянином и даже председательствовал в ареопаге – высшем афинском совете Древней Греции.

Дионисий Ареопагит весьма известный христианин первых веков, он даже был епископом Афинским. Правда, некоторые считают, что его труды принадлежат какому-то другому христианскому автору, тем не менее традиция продолжает относить их к святому Дионисию Ареопагиту, поэтому в научных кругах эти труды называются «Ареопагитиками».

Но Церковь признает или не признает какие-то тексты не потому, что они исходят от какого-то авторитетного или менее авторитетного источника. Ведь даже святые отцы могли ошибаться, у них могли быть какие-то свои собственные воззрения, которые (хоть и не являлись еретическими) Церковь необязательно должна была разделять. В Священном же Писании содержится именно то, что Церковь признает как абсолютную истину.

Так вот, что касается этих «Ареопагитиков», Церковь увидела в них полностью соответствующее Священному Писанию учение об ангельском мире. У Дионисия Ареопагита есть творение, которое так и называется: «О небесной иерархии». В нем он подробно говорит об ангельском мире.

Но, даже не обращаясь к этому труду, в Священном Писании мы видим различные наименования представителей ангельского мира: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Апостол Павел добавляет к ним и другие ангельские силы: престолы, господства, власти, начала, силы.

Все представители ангельского мира имеют от Бога особые поручения, свое особое служение. Вообще слово «ангел» означает «вестник», которого Господь посылает в этот мир для того, чтобы сообщить людям какую-то Свою волю. Но на самом деле служение этих духовных сил бесплотных намного разнообразнее.

Конечно, каждому человеку наиболее близок, более известен его ангел-хранитель. Думаю, не только люди глубоко церковные, но и поверхностно знакомые с православной традицией, наслышаны о том, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, которого Господь дал ему при совершении над ним таинства Крещения.

Этот ангел, по сути, сопутствует человеку в его земной жизни, и когда душа человека разлучается с телом, ангел-хранитель провожает его душу туда, в иной мир, где она должна будет предстать пред Господом и услышать о себе определение: либо вечно пребывать с Богом, Которого эта христианская душа возлюбила, либо, наоборот, идти во тьму кромешную, если еще при жизни она отвергала все светлое и Божественное.

Но, как мы видим из Священного Писания, из учения святых отцов, ангелы-хранители даются Богом не только людям. Свои ангелы-хранители есть у целых народов, стран,  городов и даже у небольших населенных пунктов. Господь дает ангела-хранителя каждому объединению людей, и ангел-хранитель дается каждому храму, когда завершается его строительство и происходит чин великого освящения.

Ангел-хранитель не просто оберегает храм от каких-то неприятностей или еще от чего-то, задача его состоит не только в этом. На самом деле обо всем, что касается материального, земного устроения храма, Господь доверил попечение нам, людям, а ангел-хранитель в этом храме непрестанно возносит свою молитву Господу о людях, которые являются  прихожанами, о тех, кто принимал участие в строительстве храма и даже проектировании, кто с любовью расписывал его стены, создавал иконостас либо был жертвователем на нужды.

Ангел-хранитель храма непрестанно возносит свою молитву, совершая служение Богу наряду со служением священника. Некоторым духоносным людям было открыто, явлено присутствие ангелов во время богослужения. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, его ученики видели: когда преподобный Сергий совершал Божественную литургию, в алтаре ему сослужили ангелы, присутствовавшие при этом великом священнодействии.

Если же по какой-то причине храм со временем перестает существовать, от него даже не остается камня на камне и само место существования предается забвению, у Бога ничего не бывает забыто, и ангел-хранитель храма все равно будет совершать служение на этом месте до скончания века. Поэтому многие святые подвижники, удостоившиеся лицезреть иной мир, иногда на таких местах слышали пение ангелов, видели некое сияние света духовного, свидетельствовавшие о том, что место это святое, хотя в исторических воспоминаниях о существовании храма на этом месте никаких свидетельств уже не было.

Среди ангелов есть такие, которым Господь поручает какие-то конкретные служения, например, заботиться о здоровье человека, о его вразумлении либо о каких-то иных сторонах жизни. В ангельской среде есть архангелы. Вообще приставка archi- означает «старший», «главный», то есть среди ангелов есть своего рода начальствующее звено.

В духовном плане начальствование не подразумевает беспредельную власть над какими-то бесправными существами. В этом усматривается некое организационное начало, и поэтому ангелы одного уровня, например ангелы-хранители, имеют над собой архангелов. В этом сонме ангельском, как я уже говорил, присутствуют такие ангелы, как херувимы и серафимы. Эти ангелы, будучи существами бестелесными и духовными, ближе всех остальных приступают к Господу.

Если мы зайдем в какой-нибудь древнерусский храм или в современный храм, построенный по древнерусскому образцу, то увидим в многоярусном иконостасе над царскими вратами в так называемом деисусном чине (от греческого слова δέησις – «моление») икону Христа Спасителя. Но это не просто икона.

Если вы будете в нашем кафедральном Богоявленском соборе, обратите внимание на такую икону на втором этаже храма, где мы совершаем богослужения по праздникам и воскресным дням. На этой иконе Господь изображен в каких-то ромбических и других фигурах, где пересекаются два ромба один темный, а другой ярко-красный, и эти ромбы еще пересекаются неким кругом.

У кого-то может возникнуть вопрос, что это за ромбические фигуры, на фоне которых изображен Господь. Но если мы внимательно приглядимся, то увидим, что эти фигуры испещрены живыми существами теми Небесными Силами, о которых я говорил. И даже Престол, на котором восседает, как бы покоится Господь, не какой-то материальный, изготовленный из золота, серебра или  каких-то других вещественных материалов, но это тоже живые духовные существа – ангелы.

Как говорит апостол Павел, ангелы, как облако славы, окружают Господа и возносят Ему молитву о тех, кто просит их о такой молитве, а также, выполняя Божественные поручения, оказывают помощь и поддержку людям, которые пребывают в этом мире. 

В Священном Писании Господь говорит: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. То есть получается, что ангелы, для того чтобы увидеть Отца Небесного, оставляют в этот момент человека?

– Говоря о духовных вещах, мы иногда рассуждаем категориями, к которым привыкли в этом мире. Мы считаем, что если мы находимся здесь, то нас нет в соседней комнате или где-то еще. Но законы духовного мира, к которому принадлежит и мир ангельский, совершенно другие.

Мы знаем, что Воскресший Христос Спаситель иногда в считанные минуты преодолевал десятки, а то и сотни километров. Он мог явиться Своим ученикам в одном месте, а буквально через несколько минут уже являлся другим ученикам в противоположной части страны. Ангелы непрестанно видят Отца Небесного, а когда же они заботятся о людях, которые вверены Господом им в попечение?

В апостольских посланиях есть замечательное указание, которое впоследствии нашло свое отражение в богословских трудах некоторых святых отцов, подвижников. В частности, очень красиво оно изложено в акафисте преподобному Сергию, и говорится здесь не только об ангелах, но и вообще о святых, которые созерцают Бога.

Наглядно мы можем это увидеть в храмах, где в том же деисусном чине, о котором я упомянул, в центре изображен Господь, справа и слева Божия Матерь и Иоанн Предтеча, а далее изображены два архангела, как правило, Архангел Михаил и Архангел Гавриил (но могут быть и другие ангелы).

Эти два архангела держат в руках какие-то непонятные шарики, и на этих шариках иногда написано: Иисус Христос. Это иконографическое изображение так называемого зерцала (зеркала). Божественную природу не дано видеть никому тварному, в том числе и ангелам. Но, предстоя Божественной славе, ангелы созерцают эту Божественную славу, пребывая в Духе Святом, и в этой Божественной славе, как в зеркале, они видят весь мир, всех тех людей, которые поручены их попечению.

Они видят в Боге, в Духе Святом тех, кто нуждается в их помощи, кто молится и просит поддержать их молитвой перед Престолом Божиим. И поэтому, созерцая славу Божию, предстоя Престолу Божию, они одновременно видят в Духе Святом и нас и сразу возносят молитву к Богу.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Мы уже упомянули о празднике Вознесения Господня; пожалуйста, расскажите о нем подробнее.

– Раз у нас сегодня разговор зашел об ангелах, хочу сказать, что во время Вознесения Господня тоже было явление ангелов, когда Господь в последний раз явился Своим ученикам, дал им последнее назидание, наставление и возвел их на гору Елеонскую. Это место до сих пор бережно оберегается христианами, и хотя оно принадлежит мусульманской общине, благодаря законам Святой Земли относительно святых мест по отношению к нему используется статус-кво, то есть оно доступно для людей, исповедующих разные религии.

На вершине Елеонской горы, где Господь стоял в последние минуты перед Своим Вознесением, на камне остались отпечатки Его святых стоп. Дав последнее назидание Своим ученикам, Господь стал благословлять их. Священное Писание говорит, что, благословляя учеников, Он стал от них отдаляться, возносясь все выше и выше в небеса, а апостолы смотрели Ему вслед, в высь небесную. В конце концов Господь скрылся от их очей.

Один известный богослов, проповедник говорит: «Посмотрите, как Священное Писание описывает благословение Господне. Господь начинает Свое благословение и, продолжая его, скрывается от глаз апостолов. Это значит, что благословение вознесшегося Господа до сих пор не завершено. Оно изливается на этот мир и на нас с вами, если мы празднуем праздник Вознесения Господня, если наше сердце открыто Господу».

Казалось бы, что здесь праздновать? Это день разлуки, ведь Господь вроде бы оставил Своих учеников, Свою Церковь. Он вознесся, и когда Он придет во второй раз судить Вселенную? Уже два тысячелетия человеческое сообщество ждет этого дня, но пока он еще не наступил. И разве разлука может быть поводом для праздника?

На самом деле никакой разлуки нет. Очень важны последние слова Христа Спасителя, которые Он сказал перед Своим вознесением: Я с вами во все дни до скончания века. И Господь с нами! Возносясь телесно к Отцу Своему Небесному, Он продолжает Своей Божественной благодатью, Своей силой пребывать здесь, на земле.

Господь оставил здесь Свою Церковь. И не следует заблуждаться, полагая, что Церковь это некая организация, объединяющая единомышленников по их религиозным воззрениям. Ничего подобного. Церковь это духоносная стихия, это пребывание Господа, Духа Святого на земле. Всякий, кто входит в церковь, как бы становится частью этой духоносной стихии Церкви Христовой. Поэтому в день Своего вознесения Господь не покинул нас, Он с нами, и каждый человек, являющийся человеком Церкви, это знает.

Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей.

«Почему в учебниках школьной истории первобытные люди сильно отличаются от Адама и Евы? Как можно объяснить, что, согласно Библии, Адам и Ева были практически такими же, как мы, а наука говорит, что первобытные люди выглядели иначе и знаний почти не имели?»

– Трудно отвечать на вопросы, где априори, заранее утверждаются какие-то вещи, которые вовсе не принимаются как нечто общеизвестное, установленное и неоспоримое. Разве археологи нашли останки Адама и Евы и воспроизвели, как они выглядели? Откуда человеку, который задал этот вопрос, известно, как выглядели Адам и Ева? Мы этого не знаем.

И потом, нам до сих неизвестны переходные стадии, например, от питекантропа до нынешнего человека, когда было бы видно, что вначале он был питекантропом, через тысячу лет стал таким, еще через тысячу лет стал таким и в итоге дорос до человека. Человек разумный, Homo sapiens, не имеет ничего общего с теми первыми существами, поэтому здесь могут быть разные мнения уже не с богословской, а с научной точки зрения.

Мы не знаем, как выглядели Адам и Ева. Наверное, неправильно думать, что они выглядели как питекантропы, и этот вопрос остается открытым. Какую мысль доносит Священное Писание? Что человек является высшим творением Божиим. Но, помимо человека, Господь сотворил много других живых существ, и теория эволюции Дарвина – это лишь гипотеза.

Когда в зоопарке мы видим каких-то животных, немного напоминающих человека, тех же обезьян, мы же не говорим: «Это наши предки!» Может быть, кто-то считает так, но мы спорить с ними не будем. Все не так просто.

– «Праздник Пасхи отмечается сорок дней. Скажите, можно ли в течение этого срока снова красить яйца, конечно, не освящая их в храме, но как бы напоминая себе о светлой радости? Можно ли повторно красить яйца в Пасхальную седмицу?»

Ну, запрета на это нет, хотя и большого смысла в этом тоже нет. Есть пословица, что красное яичко дорого к Христову дню, и с этим связана народная традиция в Великий четверток, причастившись Святых Христовых Таин и вернувшись из церкви, красить яйца. Эти освященные в Пасху покрашенные в Великий четверток яйца так и назывались четвертковые яйца.

Эта традиция не обусловлена какими-то канонами, церковными законами. Ну, нравится людям красить яйца, и они могут красить их не только в пасхальный период, но и в любой другой. Здесь мы все-таки должны понимать, что в общей массе может несколько размыться сам праздник Пасхи.

Некоторые считают, что в Радоницу в день пасхального поминовения усопших, хорошо бы принести в храм и положить на панихидный стол крашеное яичко или оставить крашеные яички на могилках усопших близких, как бы похристосовавшись с ними. И понятно, что не у всех сохраняются яйца свежими с Пасхи до вторника следующей недели, поэтому можно их еще раз покрасить. В общем, запрета на это нет, но хорошо, когда все делается в меру и осмысленно.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 16 февраля: 05:30
  • Вторник, 18 февраля: 03:00
  • Четверг, 20 февраля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X