Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

12 сентября 2024 г.

Владыка, давайте сегодня обсудим тему: «Бездетные браки». Я с удивлением узнал, что, оказывается, в современной России существует движение, которое называется «чайлдфри». Исходя из названия, можно понять, что суть его заключается в том, что эти браки не предполагают наличия детей. Это принципиальная позиция людей, состоящих в таких браках. А нужны ли вообще такие браки?

– Принято считать, что движение, о котором Вы говорите, зародилось на Западе, но на самом деле оно зародилось не на Западе, а в дьявольском мире, в аду, и эта поистине бесовская идея была навязана людям.

Приверженцы таких идей пытаются переформатировать Богом зданный мир по неким дьявольским лекалам. Происходит переосмысление ценностей, начинают объявлять западноевропейскими ценностями то, что совсем ими не является, а является отвратительными нечистотами, помоями. Говорят: «Да, у нас такие ценности». Но сколько ни называй ценностями помои, они могут представлять собой ценность только в качестве известных удобрений.

Задача тех, кто стоит за подобными движениями, заключается в разрушении Богом зданного мира и устроении вместо него мира по дьявольскому образцу. Что же означает слово «чайлдфри» в переводе на русский язык? Оно означает «свобода от детей». Апостол Павел говорит, что эти люди обещают им свободу, будучи сами рабы тления. А как могут обещать свободу те, что являются рабами страстей, порока?

Если мы внимательно ознакомимся с чином венчания, благословения на супружескую жизнь, то увидим: когда в этом чинопоследовании говорится о чадорождении, оно рассматривается как величайшее Божие благословение. Так было всегда, еще с библейских ветхозаветных времен. Иметь ребенка означало иметь благословение Божие.

Мы знаем, что многочадие (или доброчадие, как говорится в чинопоследовании венчания) рассматривается как особое Божественное благословение. И, наоборот, неимение детей всегда рассматривалось как лишение человека Божия благословения. Правда, иногда это бывает Божиим попущением, потому что не всегда от человека зависит, есть у него дети или нет.

Мы знаем, что некоторые люди, будучи очень праведными, благочестивыми, были лишены возможности иметь детей. Иногда Господь давал им ребенка, когда все человеческие ресурсы уже были исчерпаны и надежда на рождение ребенка не просто ослабевала, но полностью уничтожалась, потому что в таком преклонном возрасте люди уже чисто физически не могли иметь детей.

Так случилось с родителями Пресвятой Богородицы праведными Иоакимом и Анной, которые были очень благочестивыми людьми, но Господь не давал им ребенка. И когда человеческая надежда у них уже иссякла, Господь послал им благословенное чадо Пресвятую Деву Марию, ставшую Матерью Христа Спасителя. От родителей, долгое время не имевших возможности родить детей, священника Захарии и праведной Елизаветы, родился святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Мы знаем и много других подобных примеров.

И когда люди вступают в брак, изначально для себя решив, что жить в браке они будут, но дети им не нужны, возникает вопрос: а какова цель этого брака? Кто-то может сказать, что есть люди монашествующие, которые отказываются от семейной жизни и всецело отдают себя Господу, и среди других обетов они дают и обет безбрачия. Но одно дело, когда человек берет на себя определенный подвиг, отказываясь от чего-то ради Господа, ради каких-то высших духовных целей, и другое дело, когда человек видит в детях некое обременение, обузу, мешающую ему всецело предаваться служению своим собственным страстям, собственным земным удовольствиям.

Мне даже немножко жаль этих людей, потому что они, по сути, лишают себя той любви, которую приносят в этот мир дети. И при всех проблемах, которые дети, конечно же, создают, лишиться этой любви – невыносимое горе. Такого и врагу не пожелаешь. Вы говорили про благословение. А если люди во время венчания не скажут, что они придерживаются таких убеждений, будет ли Божие благословение на этой паре?

Никто же от них не ждет какого-то ответа на земле. Каждый человек предстоит пред Господом, Который видит человеческое сердце, и скажем мы чего-то или не скажем это уже вопрос второстепенный. Важна внутренняя жизнь человека, внутреннее его устроение, важно, является человек христианином или нет, готов он жить по законам Божиим или не готов.

Что бы ни сказал человек, если он поступает по заповедям Божиим, то становится причастным благословению Божию. Если же он идет вопреки заповедям Божиим, то собирает раскаленные уголья на свою голову. И поэтому от каждого человека зависит, идет ли он тем путем, который указал ему Господь, либо отвергает этот путь и идет каким-то своим собственным путем.

На этот счет в Священном Писании сказано: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. То есть человек сам делает выбор, по какому из этих путей ему пойти. Если человек, отвергая путь Господень, идет по другому пути, то он должен знать, что конец этого пути весьма и весьма безрадостен, и не только в жизни будущего века, но иногда уже и здесь, на земле.

Понятно, что чайлдфри это бред. Это вражий навет, который не имеет права на существование. А как относиться к тому, что люди говорят: «Мы не будем заводить детей, потому что пока не можем их обеспечить»? Имеет ли право на существование такая позиция?

– Я думаю, что это более тонкое, но тоже дьявольское искушение. Дьявол искушает человека по-разному: иногда очень топорно, как в первом случае, а иногда найти подход к сердцу человека напрямую невозможно, и он вынужден находить какие-то обходные лазейки, чтобы человека обмануть, обольстить. Так что это тоже искушение когда дьявол внушает, что детей невозможно содержать.

Как показывает мировая статистика, уровень жизни людей, материальная их обеспеченность далеко не всегда отражаются на рождаемости. Иногда люди живут очень скромно, тем не менее, любя детей, они их рожают, и эти дети не становятся несчастливыми от того, что они лишены чего-то в материальном плане.

Может быть, такие родители не готовы обеспечить каждого ребенка крутым автомобилем или какими-то сверхблагами, которые на самом деле не нужны человеку для обычной, нормальной жизни, но обеспечить детям вполне счастливую, комфортную жизнь способны все.

В последнее время в нашей епархии довольно много многодетных священников, а еще 20 или 30 лет назад многодетным семьям было действительно сложно, потому что рождение и воспитание детей было полностью отдано в сферу ответственности родителей. Папа и мама могли содержать ребенка на свою собственную зарплату, но если у них было десять детей, то эти же средства распределялись между десятью детьми.

В настоящее время в нашей стране со стороны государства обеспечена очень мощная социальная поддержка семей, и не только многодетных, и это не только материнский капитал, не только всевозможные дополнительные выплаты, но и много других преференций. Поэтому, мне кажется, сегодня этот аргумент не имеет под собой никаких оснований, и даже живя в самых скромных условиях, иметь детей вполне возможно.

Помню, когда я был ребенком, в 60-е годы ХХ века, после хрущевских реформ, наша страна жила довольно небогато, в магазинах даже за белым хлебом выстраивались длинные очереди. Иногда смотришь на свои детские фотографии и видишь, в какую бедную одежду мы были одеты. Сейчас, я думаю, такую одежду и на помойке не найти. Тем не менее мы жили и были счастливы, и наши родители тоже были счастливы. А в наше время, когда материальное обеспечение семей, в том числе и многодетных, довольно существенное, я думаю, что это вообще не проблема.

– На Ваш взгляд, могут ли медицинские противопоказания явиться причиной того, что люди не заводят детей?

– Если люди говорят: «Мы не хотим детей, мы хотим пожить для себя», – по сути, это является греховным проявлением низменных человеческих страстей. И совсем другое дело, когда в семьях существуют какие-то объективные причины не иметь детей, например, медицинского или духовного характера.

Мы знаем супругов, которые, будучи мужем и женой, давали обет Господу сохранить свою девственность и всецело посвятить всю свою жизнь служению Богу, Церкви, Отечеству. Таким был святой праведный Иоанн Кронштадтский. У него была супруга, матушка, но они договорились между собой сохранять целомудрие, и это было их духовным подвигом.

Но нужно сказать, что Церковь к такому подвигу относится с большой настороженностью, и благословение на подобного рода подвиг получают очень немногие в исключительных случаях. Но если люди идут на этот подвиг ради каких-то высших целей, то это приобретает характер добродетели.

Но основания для супружеской жизни без детей могут быть и вполне прагматичными, например, медицинского характера, когда муж и жена воздерживаются от плотской жизни не потому, что не желают иметь детей, а потому, что для жизни женщины существует определенная угроза.

Если уж совсем строго подходить к этому вопросу, то когда у людей нет возможности иметь детей по любым показаниям, в том числе и по медицинским, им нужно хранить целомудрие, полное физическое воздержание, и это тоже будет своего рода подвигом. Но люди часто хотят жить супружеской жизнью и иметь детей не желают, и они изобретают какие-то способы, которые могут предохранять их от возможной беременности. С точки зрения Церкви это недопустимо, греховно. 

– Помню, как я был поражен, когда впервые услышал, что из-за абортов в России ежегодно погибает далеко не самый маленький город столько убивается в утробе матери неродившихся младенцев. Я хочу спросить Вас не как представителя Церкви, мне важно услышать Ваше личное мнение: может быть, уже созрела потребность запретить аборты на законодательном уровне?

– Многие люди высказывали такое мнение и выдвигали подобные предложения, в том числе и некоторые депутаты Государственной Думы. Но слишком уж много людей, движимых гнусными страстями, не желающих, чтобы их собственная свобода убивать была ограничена, начинают скрежетать зубами, топать ногами и кричать, что это ущемление прав женщины.

В нашей стране для начала предлагалось вывести совершение абортов из системы медицинского страхования, то есть запретить оплачивать их в том числе и всеми нами, потому что, получая зарплату, мы делаем отчисления и в Фонд медицинского страхования, а значит, убийство неродившихся детей совершается и за наши деньги.

И когда мы удивляемся, почему наш мир сотрясается катаклизмами, природа бунтует, преподнося нам всевозможные сюрпризы, мы ищем какие-то естественные причины этого глобальное потепление, глобальное похолодание, огромное количество сожженных углеводородов и так далее. На самом деле мы сожгли свою совесть.

В Библии четко говорится, что если мы живем по заповедям Божиим, то Господь благословляет нас и миром, и благополучием, и плодородием, и всем прочим. А если мы отвергаем закон Божий, то всевозможные катаклизмы являются вполне естественным следствием этого отвержения.

Многие говорят: «Монахи это люди, которые от всего отказались. Они взяли на себя такой труд!» На самом деле человек, создающий семью, не меньший подвижник, чем монах, потому что в семье он берет на себя ответственность сродни монашескому подвигу. Поэтому есть два подвига жизни: подвиг жизни монашеской и не менее легкий подвиг семейной жизни, связанный с чадорождением.

Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы: 13 сентября Церковь отмечает праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Давайте поговорим об этом.

Пресвятая Богородица в день Своего Успения не просто преставилась от земных обителей к небесным. Господь взял Ее в тот мир вместе с телом, в котором и Он пребывает прежде всеобщего воскресения, которое ожидает человечество в будущем.

Пресвятая Богородица оставила на земле не только Свои пречистые лики иконы, прославленные многими чудесами, но и некоторые вещи, которые были с Ней связаны. Это риза, которую Она носила на Себе, это пояс, которым Она была препоясана и который касался Ее утробы, когда Она носила в Себе Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, это покров, который покрывал Ее голову, так называемый мафорий.

Все эти святыни остались здесь, на земле, и они бережно передавались христианами из поколения в поколение. Так, риза и покров Пресвятой Богородицы в конце концов оказались в Константинополе, а пояс Сама Матерь Божия вручила апостолу Фоме, потому что он, единственный из апостолов, не присутствовал при Ее Успении и погребении.

Апостол Фома прибыл в Иерусалим только на четвертый день после Успения Божией Матери, и он пожелал посетить гроб Богородицы. И когда апостолы привели его к пещере, где была погребена Пресвятая Богородица, и отвалили камень, то гроб оказался пустым. Апостолы недоумевали, где же тело Пресвятой Богородицы, и когда они собрались все вместе за трапезой, Божия Матерь явилась им, спустившись с небесных высот. В знак того, что Господь взял Ее вместе с телом в мир иной, Она вручила апостолу Фоме Свой пояс, который тоже бережно сберегался христианами на протяжении этих двух тысячелетий, передаваясь из поколения в поколение.

В настоящее время пояс Божией Матери разделен на несколько частей. Одна из наиболее значимых частей в настоящее время хранится на Святой Горе Афон в монастыре Ватопед. Несколько лет назад по решению Священного Кинота – центрального органа управления Святой Горы Афон, эта святыня впервые в истории христианства посетила нашу Русскую землю, нашу Церковь Русскую.

Тогда за дни пребывания святыни в России миллионы людей смогли прикоснуться к ней и получить помощь и благословение Пресвятой Богородицы. Когда-то этот пояс находился на Востоке, где и проходили евангельские события, но потом он был перенесен в Константинополь. И вот в честь перенесения в Константинополь пояса Пресвятой Богородицы и был установлен сегодняшний праздник.

У нас еще есть вопросы телезрителей.  

«Как поступить человеку, который не знает, был ли он крещен в детстве, и спросить об этом ему не у кого? В советское время во избежание неприятностей родственники зачастую умалчивали о проведенном крещении».  

Если у человека нет никаких сведений относительно его крещения и его близкие, родственники не отличались религиозностью, никогда не только не посещали храм, но и не говорили о Боге и никаких признаков религиозной жизни в их доме не было, то, скорее всего, такой человек не был крещен. И если этот человек уверовал во Христа и желает связать свою жизнь с Богом, то ему нужно принять святое Крещение.

Если все-таки есть какие-то сомнения, какие-то основания для этих сомнений, например, известно, что в семье этого человека была очень верующая бабушка и могла тайно отнести ребенка в церковь (о чем не знали даже родители, что в советское время было сплошь и рядом), то человек должен прийти в храм и рассказать об этих обстоятельствах священнику.

В Церкви принята так называемая условная формула крещения, когда есть сомнения в том, был ли человек крещен. В таком случае перед крещением священник произносит слова: «Аще не крещен…» И далее следуют обычные для крещения слова: крещается раб Божий такой-то (называется его имя). Следуют три погружения со словами: во имя Отца, аминь (первое погружение в воду), и Сына, аминь (человек погружается в воду второй раз), и Святого Духа, аминь (третье погружение). И человек становится крещеным. Если человек все-таки ранее был крещен, то благодатность и сила того крещения сохраняются, и это священнодействие уже не рассматривается как таинство. 

Может ли считаться освященным мед, если в храме он находился в закупоренной пластиковой бутылке и святая вода во время окропления на него не попала?  

– Мед освящается не потому, что на него попадает святая вода. Стекло не является препятствием для благодати, и вода освящает что-то в силу того, что после молитвы она становится причастной Божественной благодати. Когда мы что-то окропляем святой водой, то освящает не вода, а Божественная благодать, которая сопряжена с этой водой. И когда мы освящаем что-то даже в каких-то сосудах, святость этого действия не умаляется.

Мы прикладываемся к иконам, но часто они находятся за стеклом. Но мы ведь не считаем, что к стеклу мы приложились, а до иконы не добрались. В некоторых старообрядческих сообществах принято открывать это стекло, чтобы люди прикладывались к самой иконе, но это неправильно, потому что мы почитаем не краски, не доску и не стекло, а того, кто изображен на иконе.

И освящение происходит не через окропление святой водой, а через чтение даже одной молитвы, когда священник призывает на что-то Божие благословение. А для молитвы, конечно же, не может быть препятствием ни стеклянная банка, ни крышечка на ней.

Откуда взялась традиция приносить в храм и освящать мед 1 августа по старому стилю и 14 августа по новому стилю? В это время обычно начинали собирать мед нового урожая, и люди считали, что начатки этого меда должны принадлежать Господу, и они приносили в храм мед не для того, чтобы освятить его, а потом принести домой и самим же съесть.

К примеру, в день Преображения Господня существовала традиция освящать виноград (у нас этот праздник называется Яблочным Спасом, в этот день освящаются яблоки). Люди приносили виноград в храм не для того, чтобы освятить его, а потом прийти домой и поесть. Они приносили в храм виноград, жертвуя его, а потом, собрав весь принесенный виноград воедино, делали из него евхаристическое вино, которое в течение года использовалось для совершения Божественной литургии, для таинства Причащения. И каждый человек считал себя причастным к этому общему делу к литургии.

Потом необходимость приносить виноград для изготовления вина отпала, вино стало доставляться в храм благодаря другим процессам. В наше время, принося виноград в храм, люди какую-то гроздь иногда и оставляют в церкви, жертвуя священнослужителям, сотрудникам храма, малоимущим людям, но все-таки большую его часть уносят с собой, вкушая виноград уже как благословение Божие.

В этом есть определенная логика, ведь когда мы отдаем часть чего-то выращенного нами Господу, то Господь ради этой части посылает Свое благословение на весь наш урожай. И уже в силу того, что мы принесли что-то в храм, даже если это не было окроплено водой и не была прочитана молитва, это уже стяжает благословение Божие. И это уже хорошо.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 05 ноября: 03:00
  • Четверг, 07 ноября: 12:30
  • Воскресенье, 10 ноября: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X