Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

10 апреля 2025 г.

В студии – митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

– В апреле 1946 года святитель Лука взошел на Крымскую кафедру (именно поэтому его сейчас именуют Лукой Крымским). Я знаю, что Вы трепетно относитесь к этому святому, не раз слышал от Вас рассказы, проповеди о нем. Предлагаю именно этому святому посвятить нашу программу.

– Каким темам мы только не посвящали наши программы: и Интернету, и войнам, и человеческим взаимоотношениям… Конечно же, приятнее говорить о святых, потому что они являются для нас неким образцом исполнения тех заповедей, которые оставил нам Господь. Они проторили для нас дорожку, по которой, идя вслед за ними, мы можем прийти к Господу, как это сделали они. А почтить память святителя Луки воспоминанием его святого имени, его подвига – это дело весьма и весьма отрадное.

– Мне, как томичу, отрадно осознавать тот факт, что, оказывается, святитель Лука Войно-Ясенецкий побывал и в Томске, осчастливил нашу паству. В связи с этим хотел бы спросить: Вы ведь жили в советское время, и я это время застал, и мне непонятно, как мог человек, будучи крупным ученым, сочетать в себе и служение Церкви, и служение науке. В советское время, подчеркну, это было практически нереально. Как Вы думаете, почему это стало возможным?

– Во-первых, потому, что святитель Лука стал священнослужителем на заре советской власти, когда она еще не могла повлиять на выбор этого человека. Пройдет время, пройдут десятилетия, и богоборческая власть отточит свой инструментарий и научится не допускать к священнослужению людей с высшим образованием и людей, имеющих ученые степени. Хотя, я знаю, и в позднее советское время многие ученые принимали священный сан и служили, но это им давалось очень и очень непросто. Многим это удавалось сделать только тогда, когда они уходили на заслуженный отдых.

Я помню, когда я был семинаристом, в стенах Троице-Сергиевой лавры жил очень духовный, очень смиренный человек отец Филадельф, который перед смертью принял постриг с именем Моисей. Этот человек был крупным ученым, доктором наук, но в какой-то момент он понял, что его призвание – служить Господу. Он пришел в Троице-Сергиеву лавру и там принял монашеский постриг. Его посещали многие ученые, которые остались в миру, желая получить от него не только консультации по той научной проблематике, в которой он был сведущ, но и по вопросам духовной жизни.

А святитель Лука принял сан священника в 1921 году, когда советская власть только утверждалась на просторах бывшей Российской империи и начались первые гонения на Церковь Христову. Подвергались поруганию церковные святыни, осквернялись святые мощи, глумились над священниками, церковными таинствами. Впервые начали арестовывать и расстреливать многих священников. Святитель Лука в то время был хирургом в одной из ташкентских больниц, выдающимся ученым, светилом медицины того времени, но одновременно он был глубоко верующим человеком. Он понимал, что сейчас важно не только служение врача, который помогает людям возвращать их здоровье, но и защита Церкви Христовой. С точки зрения земной, житейской прагматики можно было бы держаться от Церкви на расстоянии, и многие так и поступали, но святитель Лука, будучи человеком решительным, ревностным и прямым, решил, что в этом вопросе идти на компромиссы не стоит. И тогда, когда Церковь нуждалась в защите, он принимает священный сан. Его рукополагают, и он становится священником одной из ташкентских церквей, одновременно оставаясь и ведущим врачом больницы. От него не могли отказаться как от врача, потому что доктора подобного уровня просто не было в Ташкенте. Но одновременно уже ничего не могли сделать и с его выбором, с проповедями, которые он произносил в храме в свободное от работы в больнице время.

Конечно, на него сразу обрушились преследования, гонения. Они носили и словесный характер, когда его пытались убедить изменить свою точку зрения, отказаться от сана, что он, конечно, категорически отвергал, а также его арестовывали. Но он проявлял твердость.

Кроме советской власти, которая пыталась уничтожить, ниспровергнуть каноническую Православную Церковь, были у нее и другие недруги: раскольники, так называемые обновленцы, которые подыгрывали советской власти, но не имели благодатного духовенства, не были каноничными, отколовшись от Церкви. Пройдет еще несколько лет, и, пользуясь поддержкой советской власти, они начнут изгонять верующих канонической Церкви из их храмов. В 1923 году в Ташкенте возникла реальная угроза захвата церковной жизни обновленцами. И тогда сохранившие верность патриарху Тихону и канонической Церкви духовенство и миряне организовали собрание, на котором приняли решение о том, что в Ташкенте должен быть канонический православный епископ. Выбор пал на святителя Луку: посчитали, что никто не сможет лучше защитить Церковь, пользуясь в том числе и своим непререкаемым авторитетом ученого.

Понятно, что в самом Ташкенте власти бы сделали все, чтобы не допустить этой хиротонии, поэтому она совершалась тайным образом. Святитель Лука, чтобы ввести их в заблуждение и не дать сорвать эту хиротонию, назначил на следующий день несколько серьезных операций. Но наутро, когда все собрались на операции, ассистент сказал, что сегодня святителя Луки нет и никто не знает, где он. А он в это время успел поехать в Самарканд, в окрестностях которого, в небольшом населенном пункте, находились в ссылке два епископа. Тогда советская власть нечасто бросала архиереев в застенки, но в ссылку отправляла часто. Эти два епископа под Самаркандом тайно рукоположили иеромонаха Луку (а перед этим он был пострижен в монашество, когда овдовел) в епископы. Эта хиротония совершалась в большом секрете: на архиерейском богослужении не было звона колоколов. Когда епископы, бывшие там священники и небольшое количество посвященных, верных Церкви прихожан собрались внутри, то двери закрыли, чтобы никакой случайный человек не смог проникнуть в храм. Так, при закрытых дверях, в очень скромной обстановке, при участии ограниченного числа людей состоялась хиротония святителя Луки. Через несколько дней он возвращается в Ташкент уже не только в качестве выдающегося ученого и хирурга, но и в качестве епископа Ташкентского.

Святитель Лука понимал, соглашаясь на рукоположение, что восходит на Голгофу, что защита Церкви Христовой не будет для него простой. И это было действительно так: святитель Лука пережил и страшные аресты, и мучительные допросы, и пытки, и тюрьмы, и ссылки. Но благодаря этому он оказался в свое время в том числе и в Сибири.

В годы Великой Отечественной войны он возглавлял Главный эвакуационный госпиталь в Красноярске. Ради его таланта он был освобожден из ссылки и назначен на эту должность. Ему неоднократно предлагали посещать нерелигиозные места и место его медицинской практики в светской одежде. Он отказывался и всегда был в рясе, с крестом. Ему это разрешали, потому что понимали, что этот человек незаменим. Научные заслуги святителя Луки были столь высоки, что он был удостоен Государственной (тогда она называлась Сталинской) премии за свой труд «Очерки гнойной хирургии», который, как говорят специалисты, не утратил своей актуальности и научной ценности даже в настоящее время. Благодаря новым методам, подходам к лечению больных в годы Великой Отечественной войны оказались спасенными тысячи и тысячи советских солдат, которые попадали в госпиталь не только к святителю Луке, но и к тем хирургам, которые пользовались его научными открытиями.

Потом святитель был переведен в Крым, где он и завершил свое служение. В 1961 году он скончался, в разгар хрущевских гонений на Церковь, когда началась новая волна преследований и закрытие храмов Божиих. Но похороны святителя Луки в то время, несмотря на всевозможные ограничительные меры со стороны властей, превратились во всенародную манифестацию веры. Тысячи и тысячи людей собрались на погребение святителя. Гроб его несли к месту захоронения, и к нему текла народная река, которая свидетельствовала о том, что десятилетия безбожия, попыток искоренить веру из сердец русских людей завершились ничем.

При жизни своей святитель Лука врачевал человеческие недуги, опираясь не только на свой глубокий опыт, знания и талант, который был дан ему от Бога, но и на молитву к Богу, и это обеспечивало почти стопроцентный результат его медицинской практики. По-моему, не было людей, оказавшихся неизлеченными у святителя Луки.

Святые вовеки живут, как сказано в Священном Писании, поэтому после своей кончины в 1961 году, переселившись в Храм Небесный, святитель не покинул и Церкви земной. Он продолжает пребывать на земле и своими мощами, и своими молитвами, и благодаря тем, кто чтит его память и призывает его на помощь. Он всем являет свою помощь, в том числе и в области медицины. Если в поисковой системе в Интернете набрать «современные чудеса святителя Луки», то можно прочитать не только о тех чудесах, которые были при его земной жизни и в прошлые десятилетия, но и о тех, которые совершаются вплоть до настоящего времени. Эти чудеса удивительны: люди с разными болезнями, в разных ситуациях, обращаясь к святителю Луке за помощью, получали эту благодатную скорую помощь. Причем эти случаи иногда настолько поразительны, что нельзя не удивиться тому, как скоро откликается святитель Лука на молитвы людей.

Вы в начале передачи упомянули, что святитель бывал в Томске. Действительно, это так, об этом свидетельствует профессура, а также документы нашего Томского медицинского университета. Когда святитель Лука был в Красноярске, его приглашали оттуда, чтобы он почитал лекции в университете и поделился своим опытом, своими знаниями с профессурой и студентами. До недавнего времени еще были живы те люди, уже ветхие старцы, которые помнили это и рассказывали о том, как с большим удивлением они вдруг увидели лектора, облаченного в рясу и с панагией на груди. Да, наша земля видела и слышала голос святителя Луки. Поэтому почитание святителя, характерное не только для регионов нашей страны (его знают, почитают и молятся ему во многих странах: в Греции и других), в Томске особенное, и не только потому, что его стопы прошли через наш город, но и потому, что верующие люди, чтя его память, получают от него благодатную помощь. Память святителя Луки у нас имеет и некое вещественное преломление: в кафедральном Богоявленском соборе есть ковчег с частицей его мощей, и все желающие в Томске могут помолиться перед его святыми мощами.

Два года назад в Томске открылась стоматологическая клиника на набережной реки Ушайки. Основатель этой клиники обратился с прошением, чтобы учреждение получило имя святителя Луки. Благословение было преподано, поэтому у нас в городе есть не только храмы в его честь, а еще и Православный центр социальной поддержки (с домовым храмом святителя Луки), клиника имени этого великого подвижника.

 Почему сравнительно быстро Лука (Войно-Ясенецкий) был причислен к лику святых? Хотя другие святые столетиями могут дожидаться своей канонизации. Настолько много было чудес?

 Чтобы подвижник был причислен к лику святых, не столько нужны чудеса, хотя при рассмотрении вопроса о канонизации они тоже учитываются. Не люди ведь причисляют либо отчисляют из состава святых кого-то. Принять человека в сонм святых – это не то же самое, что принять его в какую-нибудь организацию.

Канонизация того или другого святого – это общее свидетельство или общее признание Церковью несомненной святости подвижника. Поэтому есть такие подвижники, святость которых Церковь вынашивала, осознавала, и на это иногда уходили годы или столетия. Помните известного советского поэта, который говорил, что большое видится на расстоянии?

Например, в святости преподобного Андрея Рублева никто не сомневался, но он был причислен к лику святых только в 1988 году, когда мы праздновали 1000-летие Крещения Руси. Одни святые прославлялись через десятилетия, другие – через столетия. Святость архиепископа Луки, как и святость многих других подвижников, изначально была очевидной.

Помню, когда я был семинаристом в 1980-е годы, мы заказывали машинисткам перепечатку его отдельных проповедей. В то время не издавалась духовная литература, а у нас в библиотеке Московской духовной академии сохранилось многотомное машинописное гомилетическое наследие святителя Луки. Опубликована лишь малая часть его проповедей.

В настоящее время некоторые исследователи наконец-то обратили внимание на то богатство, которое хранится в библиотеке Московской духовной академии. Начинают изучать, публиковать, и слава Богу! Почитание святителя Луки было всегда, поэтому ничего удивительного, что довольно скоро произошла его канонизация.

Мощи святителя и место его последнего служения в Крыму, который был частью Украинской Православной Церкви. Конечно, она входит в Русскую Православную Церковь, но является самоуправляемой ее частью. Сначала было принято решение о местном почитании святителя Луки в рамках Украинской Православной Церкви. Прошло совсем немного времени, и на общецерковном уровне приняли такое же решение. Оно засвидетельствовано глубоким почитанием этого святого и теми чудесами, которые совершались и до сих пор совершаются не только в России, но и в других странах, даже очень далеких.

– Владыка, Вербное воскресенье, если говорить по-народному, в этом году празднуется 13 апреля. Предлагаю этому посвятить вторую часть нашей программы.

Вербное воскресенье – один из двунадесятых праздников, который люди очень любят, даже по сравнению с другими праздниками, очень важными и значимыми. С тем же Благовещением Пресвятой Богородицы, например, о чем мы говорили в прошлой нашей передаче.

До Светлого Христова Воскресения остается неделя. Люди идут в храм с вербами, а на Востоке когда-то шли и идут с пальмовыми ветвями. Потому что пальмовая ветвь была тем, чем в настоящее время является спортивный кубок, который вручается победителю состязаний.

Господь – Победитель смерти, Победитель греха. Он идет в Иерусалим, чтобы низвергнуть дьявола и даровать человеку духовную свободу. Он входит как Победитель, Его встречают жители Иерусалима с пальмовыми ветвями, постилают перед Ним по дороге свои одежды, восклицают «Осанна Сыну Давидову!», но Господь идет для установления не земного владычества, а Царства Небесного. Путь к этому установлению лежит через Голгофу, через Крестную жертву, которую приносит Господь.

В Вербное воскресенье, по сложившейся русской традиции, мы несем в руках своих, за недоступностью пальмовых ветвей, вербы. Почему? Верба – это первое растение после зимы, которое в наших северных регионах подает признаки жизни. Появляются у нее первые почки, верба начинает распускаться и становится символом Воскресения, символом обновления жизни.

Поскольку Господь воскреснет, то Его воскресение будет залогом нашего совоскресения Христу, воскреснем потом и мы. Если веруем в воскресение Христово, то мы идем в храм, неся в себе эти символы, знаки нашего воскресения.

Они обычно освящаются, причем освящение верб бывает не столько в сам день праздника, а накануне, на вечернем богослужении, потому праздничная служба начинается уже в субботу вечером. В середине богослужения священник читает особую молитву на освящение верб, и они окропляются водой.

Многие люди этого не знают, поэтому идут освятить свои вербы на следующий день, когда совершается Божественная литургия. Церковь, конечно, этим людям не отказывает. И в этот день во многих храмах окропляются святой водой эти вербные веточки.

Они напоминают нам о воскресении Христовом, о том, что должна обновиться и наша духовная жизнь, как обновилась жизнь в этих вербных веточках после зимы, после такой, казалось бы, внешней мертвой формы.

Они стоят вместе с иконочками, некоторые держат их целый год, до следующего праздника Воскресения, некоторые относят потом на кладбище, чтобы поделиться радостью о том, что воскреснут и все, кто был связан верой со Христом в этой земной жизни. 

В настоящее время в Томске зарегистрирован приход в честь Входа Господня в Иерусалим. При въезде в город, в микрорайоне «Северный парк», строится храм в честь Входа Господня в Иерусалим. Бог даст, этот храм будет построен, и тогда, въезжая в наш город, первое, что мы будем встречать, это храм, построенный в честь праздника. Он будет помогать осознавать и осмыслять наш город Томск не просто как место, где мы живем, трудимся, где проходят наши бытовые будни, но и место, где происходит наша духовная жизнь, которая соотносится с реалиями горнего мира.

– Вопрос от телезрителя: «Может ли монах быть мясоедом?» 

 Я не знаю, кто это спрашивает: монах ли? Если это монах, то пусть он спросит у своего духовника. Если спрашивает мирянин, то хочется сказать: «А какое ваше дело, едят монахи мясо или нет?» Как говорит Священное Писание, каждый перед Господом ходит.

Бывают отдельные случаи: например, преподобный Герман Аляскинский разрешал своим ученикам вкушать оленье мясо. Потому что они на Аляске проповедовали слово Божие, где не было растительной пищи. Кроме оленины – нечего вкушать. Там не растут огурчики и помидорчики, картошка, поэтому преподобный Герман благословлял есть мясо.

У каждого монастыря есть свой устав. Например, в дни Великого поста строго запрещается вкушать рыбную пищу, но в отдельных русских северных монастырях (Соловки) разрешалась рыба, потому что там в зимнее время не было других продуктов. Нечем было питаться, кроме рыбы. Всегда делалось какое-то исключение.

Если монах живет в монастыре, то он должен питаться так, как предусматривает устав этого монастыря. Но если монах оказался вне монастыря, например, он, будучи иеромонахом, направлен священноначалием на служение на каком-то приходе, то он должен держаться устава того монастыря, откуда вышел, к которому приписан. Однозначного ответа здесь не должно быть.

Поздравляю всех с грядущим праздником Входа Господня в Иерусалим, с приближающейся Страстной седмицей! Желаю всем доброго здоровья, хорошего настроения и обильных благословений Господа и Спасителя нашего!

Ведущий Виталий Степкин

Записали Валерия Макарова и Павел Зюзин

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 13 мая: 03:00
  • Четверг, 15 мая: 12:30
  • Воскресенье, 18 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X