– Владыка, мы знаем, откуда берется христианская любовь, и мы говорим, что Бог есть любовь. Эти красивые слова, безусловно, имеют под собой основание, они являются истиной. Но все же для наших телезрителей хотелось бы уточнить, почему мы говорим, что Бог есть любовь, ведь мы знаем библейские моменты, когда эти слова сложно принять, например, когда Бог послал ангела смерти умертвить египетских младенцев. Где же здесь Божие милосердие, любовь?
– Пример, который Вы привели, как бы не совсем к месту, потому что никто никого не посылал умерщвлять младенцев. Если Вы имеете в виду события времен ветхозаветного пасхального Исхода евреев из египетского рабства, описанные в Книге Исход, то в Египте погибли не младенцы, а первенцы. То есть ребенок, первым родившийся в семье своих родителей, даже если ему уже 90 лет, остается первенцем, поэтому здесь речь идет о первенцах, а не о детях, и, конечно, взрослых тоже погибло немало. Но проблему это все равно не разрешило.
Если гибнут люди, которые на первый взгляд вроде бы ни при чем, где же здесь любовь Божия? Такие вопросы возникают и у наших современников, возникали они и раньше, в предшествующие эпохи. Да и пример, который Вы привели, может быть, не самый показательный, есть и куда более подходящие примеры.
Мы знаем, что старец Силуан Афонский подвизался на Святой Горе Афон почти в наше время – в первой половине ХХ века. Относительно недавно скончался его ученик архимандрит Софроний (Сахаров), написавший о нем книгу, которую он так и назвал: «Старец Силуан». В этой книге он описал подвиг жизни старца Силуана.
Когда я был еще совсем молодым, начинающим священником и служил в Троице-Сергиевой лавре, ко мне на беседу, на экскурсию, для духовного окормления приезжало много студентов из разных светских вузов, кто-то даже уже приезжал на исповедь, и для начала всем я рекомендовал прочитать книгу «Старец Силуан». Это были еще советские времена, книга была издана только за границей, а у нас она ходила либо в машинописном, либо в рукописном виде, либо в запрещенных тогда ксерокопиях, которые делались полуподпольно. Тем не менее по рукам эта книга ходила.
С чего же начинается эта книга? Первые ее слова такие: «Откровение о Боге говорит: ‟Бог есть любовьˮ, ‟Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмыˮ». Но мы смотрим вокруг себя и видим всевозможные катаклизмы –предательства, войны, стихийные бедствия, реки крови, в общем, огромное количество негатива, который окружает всех нас, живущих в этом мире. Но этот мир и человек в нем созданы Господом, почему же мы оказались в таких условиях? Где та безграничная, беспредельная любовь Божия, о которой говорит нам Священное Писание?
Этот внутренний вопрос старца Силуана как бы обращен к Богу, и ответить на него оказалось непросто. Старцу Софронию потребовалось написать целую книгу о старце Силуане, и она, по сути, является очень подробным, развернутым ответом на этот вопрос. Поэтому тех, кто хочет основательно разобраться в этом вопросе, я отсылаю к этой книге, благо сейчас это не связано ни с каким риском; и среди диссидентов читающие ее уже не окажутся.
Книгу эту можно приобрести в церковных лавках, можно найти ее и в электронных библиотеках. А для тех, кто все-таки не доберется до этой либо какой-то другой книги, я все-таки попытаюсь в двух словах ответить на вопрос, почему Господь попускает гибель людей, другие многочисленные беды и несчастья. Правда, сделать это не так-то просто.
Я преподаю библейскую археологию в Томской духовной семинарии, и когда мы даем археологические комментарии на каждую библейскую книгу и доходим до пятой книги Ветхого Завета – Книги Иисуса Навина, я всегда начинаю свою лекцию с постановки подобного вопроса.
Когда я был подростком, я читал Библию, но фрагментарно. Я не мог прочитать ее от корки до корки, но потом все-таки собрался и прочитал ее всю. Наверное, самое большее смятение или недоумение посеяла в моей душе эта пятая библейская книга, – Книга Иисуса Навина, где описывается то, что в наше время называется геноцидом, как Моисей 40 лет водил израильтян по пустыне, а в сороковой год этого странствования он скончался, душа его ушла к Богу, и эстафету принял Иисус Навин.
Иисус Навин ввел еврейский народ в землю обетованную, куда вел его Господь. Но земля эта не была пустынной – там столетиями, а то и тысячелетиями жили какие-то местные жители, и они совсем не горели желанием видеть у себя непрошеных гостей, пришедших из пустыни, поэтому столкновения были неизбежны.
Но вопрос здесь не в столкновениях, а в том, с какой жестокостью израильтяне изгоняли местных жителей с их, казалось бы, законных земель и как они истребляли буквально всех, не делая исключения ни для стариков, ни для женщин, ни для детей. Конечно, все это меня поражало.
Все это можно было бы списать на жестокость нравов того времени, но, как мы читаем в Книге Иисуса Навина, многие из этих повелений исходили не от людей, а от Господа. Иногда израильтяне по-человечески пытались проявить какое-то пусть минимальное, но милосердие, кому-то сохранить жизнь, но Господь потом наказывал их за это самовольство, и это было как бы совершенно противоположным тому, что мы обычно слышим о Боге: что Бог есть любовь. На самом деле все не так просто.
Когда мы идем к хирургу и он кладет нас на операционный стол, мы понимаем, что его задача – не поиздеваться над нами, не причинить нам боль, кромсая наше тело, а избавить нас от смерти, для чего необходимо вырезать пораженный болезнью орган, чтобы не образовались метастазы и чтобы весь организм не погиб. И это есть акт милости, акт спасения.
Так в чем же здесь вопрос? Этот вопрос задавали одному из святых отцов, Феодориту Кирскому, его современники: «Как совместить любовь Божию со всем, что описано в Книге Иисуса Навина?» И он ответил: «Я уверен, что Бог есть любовь, но как все это совместить, я не знаю. Очевидно, мы это узнаем только на Суде Божием».
Но, должен сказать, Господь так милостив, что Он дал нам возможность немножко разобраться в этих вопросах, не дожидаясь Суда Божия, потому что археология (и, в частности, археология библейская XIX, ХХ веков) пришла нам на помощь. Благодаря ей мы теперь подробно знаем, чем жили эти ханаанские народы, насколько страшны были их обычаи, насколько погибшими они были в нравственном смысле и до какой степени жестокими были их религиозные ритуалы.
Давным-давно в Ханаане не осталось этих культов, но отдельные анклавы тех, кто исповедовал эту ханаанскую религию, а именно финикийцы, основали колонии на севере Африки, в частности в Карфагене, и принесли эту религию туда. И когда в Ханаанской земле, которую мы теперь называем Палестиной, этих религий уже давно не существовало, эти культы еще были.
Помните, как римляне обошлись с завоеванным Карфагеном? Один из сенаторов Рима, какую бы речь ни произносил, всегда завершал ее одной и той же фразой: «Карфаген должен быть разрушен». Чем же ему так не угодил Карфаген? Тем, что увидели там римляне, которые вовсе не были слюнтяями, людьми добросердечными и ласковыми, руки у которых тоже были по локоть в крови. То, что увидели там римляне, превзошло все их представления о нравственности. В дни одного из местных религиозных праздников, когда римские воины должны были обеспечивать порядок на центральной площади, они увидели, что начались человеческие жертвоприношения, в жертву приносили даже младенцев, грудных детей. Это показалось римлянам настолько мерзким, что они разогнали все это псевдорелигиозное сообщество.
С римлянами, очень либерально относившимися к любым культам на завоеванных ими и присоединенных к Римской империи новых землях, это произошло впервые. Одному из сенаторов это показалось недостаточным. Он считал, что и сам Карфаген должен быть снесен с лица земли, потому что эта раковая опухоль может всюду пустить свои метастазы. И это лишь один фактор.
Я не буду сейчас говорить о духовно-нравственной составляющей ханаанской религии. В Библии часто говорится о том, что грех этих людей состоит в том, что они поклоняются на высотах, в священных рощах, но они собираются там не только для того, чтобы помолиться и покланяться. Там творилось такое страшное, о чем, я думаю, говорить здесь не стоит. Достаточно сказать, что доктор Мак Каллистер нашел страшное захоронение, в котором в кувшинах были останки грудных младенцев, принесенных в жертву хананеями.
Наконец чаша долготерпения Божия переполнилась, и Господь увидел, что если это беззаконие не остановить, то оно начнет заражать другие народы, которые соприкасались с ними, в конце концов раковая опухоль охватит все человечество и ему придет конец. Нечто подобное было перед Всемирным потопом, когда нечестие тоже достигло наивысшей степени, тогда погиб весь мир. Спасая этот мир, Господь вырезает эту раковую опухоль. Он попускает пришельцам вытеснить тех, кто не жил по слову Божию, преступал Божественные законы.
Сейчас мы видим нечто подобное. Скажу от себя, не претендуя ни на какую объективность: то, что происходит сейчас, например, с Западной Европой, которая повернулась к Богу спиной, поправ Божественные заповеди и живя исключительно по страстям человеческим, действительно ужасно.
Вообще людям свойственно грешить, но люди всегда грешили и каялись, на Западе же грех возведен в ранг нормы, закона, а те, кто противодействует этому злу, греху, наоборот, оказываются беззаконниками, и мы видим, как постепенно этот народ куда-то вытесняется.
Европейцев, некогда традиционно исповедовавших христианство, пусть и в западном его варианте –католичестве, становится все меньше и меньше. А мигранты, которые пришли на эту территорию со своими культурными и духовными традициями, более здоровыми, чем традиции европейцев, постепенно захватывают все это пространство.
И когда мы говорим о любви Божией, даже самые сложные и болезненные операции, которые Господь иногда нам попускает, стараясь уберечь нас от вечной погибели, сродни тому, как родители ведут иногда своих детей к хирургу или зубному врачу, и ведут они их совсем не потому, что хотят, чтобы дети их помучились, а для того, чтобы они были здоровыми.
– Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы: 7 июня Церковь празднует Обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Третье. Давайте поговорим об этом. Сколько вообще было обретений главы святого пророка?
– Всего было три обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В Евангелии мы читаем, что Иоанн Креститель предвозвестил приход в мир Спасителя и приготовил человеческий род к встрече с Богом. Об этом очень наглядно показывает нам художник Александр Иванов в своей бессмертной картине «Явление Христа народу», на которой разные группы людей разных социальных слоев ждут, что вот-вот к ним придет Господь, и Предтеча Иоанн пытается приготовить каждого из этих людей к встрече с Богом.
Все эти люди разные, у каждого из них разный уровень веры, менталитета, разное социальное положение. Кто-то ожидает Христа с насмешкой, кто-то с благоговейным трепетом, кто-то с сомнением, кто-то со слабой надеждой. И вот Иоанн Предтеча ведет всех этих людей ко Христу.
Но препятствием между человеком и Богом всегда был грех, поэтому Иоанн Предтеча не просто вел людей ко Христу, он пытался разрушить эту преграду, обличая грешников за их страшные злодеяния. И в первую очередь он обличал сильных мира сего. Мы знаем русскую пословицу – если хочешь быть у власти, победи сначала страсти. То есть правитель всегда должен быть образцом для своих подчиненных, для своего народа.
Иудейский царь Ирод Четверовластник отличался своим беззаконием. В частности, он отбил жену у своего брата Филиппа и стал с ней сожительствовать. Конечно, Иоанн Предтеча в первую очередь обличал именно его. Царь этого не потерпел и заключил его в темницу.
Закончилось все тем, что по требованию дочери своей незаконной сожительницы царь отдал приказание отсечь Иоанну Крестителю голову, и после казни голову Иоанна Крестителя принесли Иродиаде, сожительнице Ирода. Та настолько ненавидела Иоанна Предтечу, что бросила его главу в отхожее место, и в то время, как тело Иоанна Крестителя было с честью, достойно погребено его учениками, глава была брошена в нечистоты и долгое время пребывала там.
Но святые отцы говорят: как невозможно спрятать в каком-то потаенном месте ароматическое вещество, так и здесь благоухание этой святыни было настолько сильным, что нечистоты не могли сокрыть место пребывания главы Иоанна Крестителя. Это было открыто Господом святым Божиим людям, и по прошествии времени глава была обретена.
История главы Иоанна Крестителя была очень непростой, при определенных обстоятельствах христиане были вынуждены ее прятать, но спустя какое-то время она снова обреталась, и таких обретений было три. В начале марта по нынешнему календарю установлено особое празднование в честь 1-го и 2-го Обретений главы Ионна Крестителя, и вот 7 июня празднуется 3-е Обретение его главы. В настоящее время глава Иоанна Крестителя хранится в одном из католических храмов во Франции. Она сохранилась нетленной, причем ученые проводили ее исследования и подтвердили достоверность этой святыни.
Что же касается отношения Церкви к святыням, мощи, останки святых – это святыни бесценные. Глава Иоанна Крестителя тоже не предалась тлению, сохранилась даже кожа. Но мы поклоняемся не каким-то мертвым, безжизненным останкам. И кто такой святой? Святой – это человек, стяжавший благодать Божию, и не только его душа, но и тело наполнено Божественной благодатью, Божественным светом. И когда мы с трепетом прикладываемся к святым мощам, лобызаем их, возносим перед ними свою молитву, благодать Божия касается нас.
Глава святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – это одна из особо чтимых святынь Православной Церкви, в честь этой святыни и установлен этот праздник. Должен сказать, что Сам Иисус Христос назвал Иоанна Крестителя самым важным и главным святым среди всех христианских святых. И когда Его спросили об Иоанне Крестителе, он сказал: истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Именно поэтому в православных храмах в центре иконостасов справа и слева от Христа Спасителя всегда изображены молящиеся и ближе всех стоящие к Богу Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Почему раньше священников называли попами, а теперь иереями? В России часто встречаются фамилии Попов, Протопопов, а фамилию Иереев можно услышать куда реже. В чем вообще отличие попа от иерея?»
– Слово «поп» пришло в русский язык из латыни, и означало оно «папа», «отец». На Руси до поры до времени было принято говорить и даже писать в некоторых официальных документах «протопоп» или «первопоп», но все-таки это не было распространенным названием. Русский народ называл священников по-простому батюшками, то есть, по сути, отцами.
Что же касается наименования «поп» по отношению к священнику, то здесь, наверное, нужно интересоваться у историков, филологов, почему в последнее время оно приобрело некий негативный, что ли, оттенок. Если сейчас священника называют попом, то, как правило, это звучит как-то пренебрежительно. Официально обращаясь к священнику, говорят «отец» или «протоиерей» и добавляют его имя.
Слово «иерей» – греческое, означает оно «священник». Протоиерей – это первосвященник, и это тоже иностранное слово, а вот «батюшка» – слово русское. Почему же слово «поп» стало негативным – трудно сказать, но в истории языков есть много таких примеров.
Например, в настоящее время считается совершенно неприличным называть человека еврейской национальности жидом. Это слово стало чуть ли не ругательством. На самом деле изначально в старом русском языке оно не имело никакого негативного характера. Слово «иудей» в настоящее время вполне благопристойное, потому что так мы называем последователя определенной религии. Но на определенных европейских языках это слово звучит как «джуда», и в русском языке оно постепенно приобрело произношение «жид», то есть «иудей».
В древнерусском, славянском языке это слово было весьма почтительным, уважительным, оно не содержало в себе никакого негатива. Например, один из тайных учеников Иисуса Христа Никодим именуется князем жидовским, и здесь нет ни иронии, ни насмешки.
Понятно, что в настоящее время слово «жид» в повседневной жизни мы никогда не используем, потому что понимаем, что оно стало восприниматься по-другому. Это же касается и слова «поп», хотя в нем нет ничего плохого, на самом деле это то же самое, что «батюшка» или «отец», но, видимо, уже в постсоветское время, а может быть, и раньше оно приобрело некий негативный оттенок.
– А может быть, после написания Пушкиным известной сказки?
– Этого я не знаю. Я не проводил здесь никаких исследований, поэтому этот вопрос не ко мне. Но в настоящее время ни один уважающий себя человек не будет использовать слово «поп» по отношению к священнослужителям, как не будет использовать слово «жид» по отношению к представителям еврейской нации. И вовсе не потому, что эти слова какие-то плохие, а потому, что сейчас в них заложены некие пренебрежительные смыслы.
Если же меня, священнослужителя, кто-то называет попом, то я понимаю, что либо этот человек меня совсем не уважает, либо он просто безграмотный. Поэтому обращаться к священникам лучше со словами «отец», «батюшка». Если же обращение официальное, то нужно использовать слова: «Ваше преподобие», «Ваше высокопреподобие».
– «Владыка, как Вы думаете, можно ли согрешить в Царстве Небесном?»
– Царство Небесное – это такое состояние человека, которое святые отцы называли непадательным состоянием. Как-то в одной из наших передач я говорил, что когда человек был сотворен Богом, его силы были полностью уравновешены. Он обладал абсолютной свободой для того, чтобы и делать добро, и творить зло. Для этого человеку требовалось одинаковое приложение сил, ровное положение, что ли. Хочешь делать добро – склоняйся в эту сторону, хочешь делать зло – в другую.
После Адамова грехопадения, когда природа человека изменилась, он стал более склонным ко злу, поэтому сделать зло для него стало легче, чем сделать добро. Для того чтобы сотворить доброе дело, мы должны преодолеть какие-то свои внутренние инстинкты, страсти. Мы считаем, что путь добродетели – это всегда тяжелый подъем в гору, а путь деградации, скатывание с горы намного легче.
Когда же человек достигает Царства Небесного, он не просто возвращается в то состояние, в котором был Адам до своего грехопадения, он приобретает так называемое непадательное состояние. То есть там, наоборот, чтобы согрешить, нужно сильно изощриться, а это в принципе невозможно. Именно поэтому тот, кто достигает Царства Небесного, пребывает в Божественной благодати. И вкусивший здоровой, сладкой пищи вряд ли захочет потом питаться помоями, нечистотами греха и порока.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
У книжной полки. Детям о Заповедях блаженства
Божественная литургия 19 февраля 2025 года
У книжной полки. Начало спасения — страх Божий
ВОЗЛЮБИВШИЕ МУЧЕНИКОВ. Народное почитание. Чистая душевность
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: противодействие неоязыческой угрозе
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!