Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

5 сентября 2024 г.

– Владыка, сегодня хотелось бы обсудить с Вами тему: «Фан-клубы: зло или способ самовыражения?» Проблема фан-клубов достаточно острая, если, конечно, ее можно назвать проблемой. Мы знаем, что практически у каждого профессионального спортивного клуба, у каждого более-менее известного артиста, по крайней мере, раньше, был свой фан-клуб. Можно ли называть существование фан-клубов идолопоклонством или это все-таки безобидное явление?

– В Древней Церкви посещение конских ристалищ и других подобного рода состязаний считалось для христианина зазорным и недопустимым. С другой стороны, в Священном Писании, особенно у апостола Павла, у святых отцов христианский подвиг, христианская борьба очень часто сопоставлялись со спортивными состязаниями. Говорили: «Так христианин должен бороться с грехом, с дьяволом», – и приводили в пример спортсменов, которые сходятся в борьбе на какой-то площадке.

У апостола Павла есть замечательные слова, которые, как мне кажется, расставляют здесь все точки над i и дают исчерпывающий ответ на этот вопрос. Он говорит: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Священное Писание называет христианство религией свободы. К свободе призваны вы, братия, говорит апостол Павел. Но эта свобода не должна быть для человека поводом к греху, падению, разжиганию в себе греховных страстей и навыков.

Но иногда сообщества, созданные на основании неумеренных увлечений человека какими-то спортивными клубами, творческими коллективами, определенными личностями, по сути, развивают в нем некую страсть, которая не приближает человека к Богу, а удаляет его от Бога. Поэтому здесь нужна умеренность.

Человек, мирянин может проявлять интерес и к чему-то вполне земному. Есть люди, которые увлекаются искусством, кинематографом, у них есть любимые спортсмены, артисты, творческие коллективы, но делать из них идола и ставить на то место, которое должно принадлежать только Господу, неправильно и греховно. В конце концов это вредит человеку. Поэтому здесь, во-первых, должна быть умеренность, во-вторых, разумность.

Вообще разумность (или состояние трезвения, как называли это качество человека святые отцы) нужна во всем. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: когда человек начинает заниматься некими христианскими делами, стремится к стяжанию добродетелей и берет на себя какие-то христианские подвиги, поскольку эти подвиги очень важны и достославны, здесь нужна особая рассудительность, потому что иногда неумеренный подвиг приносит больше вреда, чем пользы.

Тем более это касается мирских дел: если в них видится некая неумеренность, чрезмерность, одержимость, когда не человек становится любителем чего-то, а эта страсть охватывает его, то воля такого человека, по сути, становится парализованной, и это, конечно, недопустимо.

Второй недостаток фан-клубов заключается в том, что в их деятельности очень часто наблюдается так называемый синдром толпы, когда у людей, увлеченных одной идеей, рассудочный, трезвый подход уходит на второй план. Охваченные неким экстазом, всеобщим устремлением, движением толпы, становясь частью какого-то бурного несущегося потока, люди становятся участниками какого-то действа, которого, по сути, быть не должно.

Иногда такие фан-клубы совершают не очень пристойные дела, хотя изначально в них рождались, казалось бы, неплохие идеи, например, когда их члены отстаивали национальные интересы своей страны, своего народа, но при неправильном развитии или при общем устремлении в единый поток иногда это перерастает в какие-то крайности – в крайние формы национализма и даже в фашизм.

Святые отцы говорят, что даже в творении добродетели нужно сохранять особое трезвение, внимательность к себе. Люди неверующие, нецерковные могут сказать: «Да что вы всё со своим Богом? У вас Бог, а у нас совсем другое». Но в том-то и опасность, что место Бога у таких людей начинает занимать что-то другое, и это вредит совсем не Богу.

Когда человек вытесняет Бога из своей жизни либо перемещает Его на периферию, а место Божие отдает чему-то другому, от этого страдает и сам человек, и на среде, в которой он обитает, это отражается. Поэтому в этом отношении человек должен быть особо собран, он не должен терять рассудок, духовное рассуждение.

– Скажу честно, я против фанатизма во всех его проявлениях, потому что нормальному человеку сложно понять, для чего молодые ребята, как правило, из вполне благополучных семей, толпами мутузят друг друга только потому, что болеют за разные команды.

Владыка, а какие-то собрания по интересам (к примеру, клуб любителей шахмат, клуб любителей литературы) – это хорошо или плохо?

– Опять же это и не хорошо, и не плохо. Здесь нужно учитывать, помогает ли это человеку быть лучше, возвышеннее, благороднее. Либо, наоборот, это человека разлагает, низводит с той высоты, на которую поставил его Господь, до какого-то животного, что ли, состояния.

Мы знаем, что даже многие святые отцы, помимо Церкви, принадлежали к разным сообществам. Например, святые отцы-каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст первоначально проходили обучение у неких философов в тех или иных философских школах – своего рода научных клубах по интересам.

Среди святых угодников Божиих мы почитаем покровителей врачебного искусства, которые принадлежали к профессиональному сообществу врачей, и самый известный из них – святой великомученик и целитель Пантелеимон. Все они стремились нести благо окружающим их людям и своей собственной душе, и такое их устремление становилось своего рода служением.

Многие люди, в том числе и наши соотечественники, проявляли интерес, казалось бы, к чему-то совершенно земному. Они объединялись, например, в сообщества любителей искусства. К примеру, братья Третьяковы испытывали особый интерес к русской живописи. Они поставили для себя цель – собирать то, к чему тянулась их душа, то есть картины.

Впоследствии это их стремление переросло в целенаправленное приобретение картин, составивших большую ценную коллекцию, среди которых не было ничего случайного. Братья Третьяковы понимали, что они собирают это не для себя и даже не для своих детей и внуков, а для всего русского народа, для всей России.

Павел Третьяков передал эту коллекцию в Москву в вечное пользование на благо всего народа, и сегодня не только Россия, но и мировое сообщество в целом обладает удивительным собранием картин в Третьяковской галерее. Собирательство картин не разрушало духовной жизни Третьяковых, а, наоборот, помогало им в этом.

Поэтому увлечения могут быть самыми разными: они могут приносить пользу человеку, но могут и вредить ему. И заниматься этим нужно очень внимательно, и нужно помнить эти очень важные слова апостола Павла: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Мы должны подчинять себе наши страсти, но ни в коем случае страсти или какие-то привязанности не должны обладать нами.

– Мне очень понравилась Ваша мысль о том, что нас, православных, тоже зачастую называют фанатиками. Я не раз слышал от людей, далеких от Церкви: «Православные – это самые большие фанатики». Что можно ответить им на это? И почему это не фанатизм, а нечто другое?

– Мы знаем русскую пословицу – «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Святые отцы предупреждали людей от таких крайностей, в том числе и в неких религиозных устремлениях. Многие по своей неразумности, неопытности брали на себя подвиги, которые не приносили им духовной пользы. Наоборот, приносили им только вред и готовы были раздавить человека, который брал на себя то, что явно не мог понести.

Поэтому духовное рассуждение, а в начале духовного подвига – послушание, необходимость вверить духовную жизнь руководству более опытного наставника всегда были неотъемлемой частью подлинной и здравой церковной жизни.

Когда человек принимает крещение, у него, помимо родителей, появляется еще крестный или крестная. Некоторые люди говорят: «Если человек принимает крещение уже во взрослом возрасте, он сам делает осознанный религиозный выбор. Зачем же ему нужны крестные?»

Помню, как я впервые в жизни собрался посетить Святую Гору Афон. Я никогда не был за границей, никогда не был на Афоне. Мне нужен был человек, который мог бы составить мне компанию в моей паломнической поездке. И я попросил одного из своих собратьев, чтобы он поехал вместе со мной и все мне там показал и рассказал. То есть даже в каких-то земных делах человек нуждается в руководстве, в совете более опытного человека, который уже прошел этим путем и знает об этом не по книгам, не понаслышке, а на своем собственном опыте. И поэтому человек, который только вступает в Церковь, в церковную жизнь через таинство Крещения, обеспечивается Церковью неким проводником, наставником в лице крестного, который всегда подскажет, научит, как правильно молиться, вести себя в церкви.

Когда человек начинает вести церковную жизнь, он приходит к приходскому священнику на исповедь, на духовные беседы. Он слышит проповеди этого священника и уже каким-то образом руководствуется его наставлениями, которые помогают ему избегать неких крайностей, недоумений.

Человек начинает читать Священное Писание, творения святых отцов, являющиеся выражением опыта их духовной жизни, которым они делятся с нами. И когда мы это читаем, мы получаем некое руководство, как нам поступать, чтобы не уйти в какие-то крайности. Поэтому мнение о том, что всякий церковный человек преступает некую грань дозволенного и чрезмерностью погрешает, не имеет отношения к настоящему духовно трезвенному человеку.

Конечно, иногда какие-то поступки верующего человека нецерковному человеку кажутся со стороны совершенно нелогичными; например, когда человек выдерживает долгий Великий пост, который продолжается семь недель. Людям, которые угождают исключительно своему чреву, кажется, что прожить семь недель без мяса, молочных продуктов – это сущее издевательство над своим организмом.

Но когда эти же люди садятся на какую-то диету, которая якобы должна привести в порядок их внешний облик, физическое здоровье, никого это не удивляет. Но это как раз показывает, что в рассуждениях таких людей есть некая дьявольская хитрость, внушаемая им бесами для их погибели, когда темные силы пытаются опорочить все, что делается ради духовной жизни, ради высшей цели человека.  

Поэтому какие-то вещи, которые неверующие люди видят как проявление фанатизма, на самом деле являются весьма продуманной духовной практикой, направленной на оздоровление души человека. И как организм человека нуждается в некой диете, в некоторых ограничениях, без которых невозможно обрести физическое здоровье, так и в духовной жизни необходим подвиг, являющийся проявлением не какого-то фанатизма, а здравого подхода к своей духовной жизни.

– В православных сообществах еще существует практика объединения людей в так называемые братства; например, братство преподобного Силуана Афонского, братство великомученика и целителя Пантелеимона. На Ваш взгляд, для чего это делается? Ведь существует Церковь, существуют приходы. Для чего нужны еще такие братства?

Духовная жизнь людей многообразна, поэтому даже в каких-то интересах, связанных с духовной жизнью, один человек отличается от другого. Есть люди, склонные к семейной жизни, есть люди, которые стремятся к монашеству. Кто-то получил духовный опыт на Святой Афонской Горе и так полюбил это место, что часто туда ездит. Но ведь этот человек не один такой. Есть люди, которые разделяют его чувства и хорошо его понимают, и появляется, например, братство Силуана Афонского, братство почитателей Святой Горы Афон...

Но это совсем не значит, что эти люди не являются членами своих приходских общин. Каждый человек посещает свой храм, у него есть духовник, и в то же время он состоит в каком-то братстве, где его единомышленники разделяют не только его христианские убеждения, православную церковную позицию, но и какие-то его устремления к чему-то и его интересы внутри Церкви.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 6 сентября Русская Православная Церковь празднует перенесение святых мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Предлагаю поговорить о святителе Петре.

– Святитель Петр – великий святой Русской Православной Церкви. Его святые мощи находятся в Успенском соборе Московского Кремля. Святитель Петр возглавлял Русскую Православную Церковь в самом начале XIV века. Как мы помним, в XIII веке Русь подверглась жестокому нашествию монголо-татар, которые, словно смерч, накрыли Русскую землю. Тогда многие города были разрушены, другие сильно пострадали.

Монголо-татарские орды дошли до Киева, и в 1240 году Киев был полностью разорен, превращен в руины полчищами Батыя. А ведь Киев – матерь городов русских, всегда был не просто главным городом Киевской Руси, но и центром Русской митрополии. Именно там находился глава Русской Православной Церкви митрополит всея Руси.

Поскольку город был разорен и находиться там митрополиту было практически невозможно, предшественник митрополита Петра перенес кафедру из Киева во Владимир-на-Клязьме – в Северо-Западную Русь, которая тоже подвергалась нашествию монголо-татар, но к тому времени уже восстановилась и могла нормально функционировать в отличие от Киева. После перенесения кафедры митрополита во Владимир митрополит Киевский начал именоваться митрополитом Киевским и Владимирским.

Митрополит Петр возглавил Русскую Православную Церковь. Это был очень дальновидный, мудрый и духовный человек. Он понимал, что будущее нашего Отечества, нашего народа связано не с Владимиром-на-Клязьме, а с Москвой, что именно вокруг этого маленького городка объединятся все русские земли.

И тогда святитель Петр явился к московскому князю Иване Калите и сказал ему, что если тот построит собор в честь Успения Божией Матери здесь, в Кремле, и упокоит его в этом соборе, когда Господь призовет его в вечность, Москва будет благословлена Господом и станет центром всей земли Русской.

Благоразумный князь Иван Калита последовал совету митрополита Петра. Он заложил церковь в честь Успения Богородицы, и митрополит Петр перенес свою митрополичью кафедру – центр управления Русской Православной Церковью, из Владимира-на-Клязьме в Москву. Тогда митрополита Московского стали называть митрополитом Киевским, Владимирским, Московским и всея Руси, и предстоятели Русской Православной Церкви долгое время носили такой титул.

Таким образом, благодаря митрополиту Петру центр духовной, а в дальнейшем и политической, и экономической жизни был перенесен в Москву. Москва постепенно стала столицей, вокруг которой начали объединяться русские земли.

Когда святитель Петр скончался, мощи его были положены в недостроенном Успенском соборе. Строительство собора в том виде, в каком мы его видим в настоящее время, было завершено к 1479 году под руководством итальянского зодчего Фиораванти. До 1917 года собор был главным кафедральным собором России и усыпальницей почти всех московских патриархов первого патриаршего периода.  

– Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей.

«Недавно президент Владимир Путин публично поцеловал священную книгу мусульман Коран. Можно ли считать это признаком его вероотступничества от православной веры?»

– Я думаю, что это признак уважения нашего президента, возглавляющего многонациональную, многоконфессиональную страну, к представителям этой религии. На днях Россию с официальным визитом посетил глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. Он встречался с президентом нашей страны, и я обратил внимание, что Махмуд Аббас говорил о том, как он уважает христиан, проживающих на палестинских землях, и что посещает христианские богослужения, которые совершаются христианами на этих территориях. Я думаю, что в этом же ключе нужно расценивать и поступок нашего президента.

– В России проходит акция «Всероссийский молебен о победе», в ходе которой в разные города страны привозят для молитвы Казанскую икону Божией Матери. Будет ли святой образ, перед которым молились Минин и Пожарский, в Томске?

– Общероссийский крестный ход с этой святыней начался по благословению Святейшего Патриарха чуть более полугода назад. Казанская икона Божией Матери долгое время пребывала в безвестности, ведь в годы советской власти многие святыни как-то терялись из поля зрения. Совсем недавно святыня, с которой ополчение Минина и Пожарского когда-то освобождало Москву от иноземных захватчиков, от которой происходило множество чудес, снова была обретена.

Совсем скоро, в конце сентября, этот святой образ прибудет и на нашу землю. Традиционно мы будем встречать его в Богоявленском соборе и будем иметь возможность вознести перед этой святыней молитву об Отечестве нашем, о нас самих, наших близких,  о том, чтобы и сейчас Матерь Божия не лишила нас Своего покрова, который не раз дивным образом простирался над нашей Святой Русью.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 17 октября: 12:30
  • Воскресенье, 20 октября: 05:30
  • Вторник, 22 октября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X