В народе есть традиция накануне этого праздника чего только не устраивать... Называется это по-разному, нет смысла перечислять всё. Иногда под эти «деяния» даже подводят какую-то духовную платформу. Как Вы считаете, есть ли смысл поговорить об этом или, может быть, не стоит мешать светлое с грязным? Вы что-то слышали о таких традициях?
– Есть такое понятие, как «вера»; и есть понятие «суеверие». От церковнославянского слова «суе» произошло слово «суета», и слово «суеверие» означает суетное, тщетное, ложное верование, это пустая, бессмысленная вера.
Множество суеверий связано с различными праздниками – Рождественским сочельником, Масленицей, праздником Рождества Иоанна Крестителя и так далее. Как правило, человеку, который ведет духовную жизнь, не так свойственны суеверия, тем же, кто не живет духовной жизнью, все это мешает приблизиться к Богу, засоряя их души.
Еще на рубеже II и III веков древний христианский философ, мыслитель, писатель Тертуллиан говорил, что душа каждого человека по своей природе христианка, она устремляется ввысь, к Богу. Иногда, когда душа устремляется ввысь, ей предлагается подлинная духовная пища, а иногда – суррогат.
Если человек вместо подлинной духовной пищи воспринимает этот суррогат, который есть не что иное, как пустота, то, думая, что он приобщается к чему-то духовному, культурному, возвышенному, на самом деле он наполняется пустотой. Причем пустотой человек наполняется в лучшем случае, ведь за суевериями иногда кроются какие-то инфернальные, демонические силы, а дьявол никогда не оставляет в покое духовную жизнь человека.
Дьявол пытается лишить человека подлинной духовной жизни и подсунуть ему какую-то подделку, потому что, как говорит о нем Священное Писание, дьявол искони обманщик и человекоубийца. Он всегда желает погибели человека и ищет для этого средства, лучшее из которых – обман.
Суеверие, по сути, уводит человека от подлинной духовной жизни в какие-то дебри, иногда пустые, ложные, а иногда и демонические. В наше время на праздник святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна суеверия приобретают характер какой-то игры, забавы, веселья, хотя имеют языческие корни.
Несколько лет назад, как раз в день Рождества Иоанна Крестителя, я шел по городу и увидел, что детвора обливает всех водой. Когда они проходили мимо меня, увидели, что идет священнослужитель, и не решились плеснуть на меня водой, как делали это по отношению к другим прохожим. Они спросили у меня разрешения, можно ли им побрызгать водой и на меня.
И вот вопрос – плохо это или нет? Если человек делает это осознанно, понимая, что связано это с чем-то антихристианским, антицерковным, то, конечно, это грех. Если же это простая забава, то здесь, думаю, опасность меньшая. Любым таким забавам можно даже придать некий христианский характер, ведь в этот день Предтеча и Креститель Господень Иоанн посредством воды и покаяния людей очищал грехи человеческие.
Если это обрызгивание друг друга водой, даже как бы полушутя, является напоминанием нам о том, что сегодня день Рождества Иоанна Крестителя, и мы, благодаря этому, еще раз вспомним о таинстве Крещения, то эта по своим истокам не христианская, не духовная забава может иметь и некую христианскую окраску. В противном же случае, мне кажется, все это не совсем уместно.
Особенно печально, что подобного рода развлечения пропагандируют и культивируют средства массовой информации, и люди, зная, что в этот день нужно обрызгать кого-то водой, забывают о том, что в первую очередь им нужно сходить в храм Божий. И хотя праздник Рождества Иоанна Крестителя не является двунадесятым, не входит в двенадцать основных праздников христианской Церкви, по своему уровню это великий праздник.
Есть пять праздников, которые примыкают к двунадесятым и по степени важности такие же. В их числе, помимо Обрезания Господня (и этот же день памяти святителя Василия Великого), Покрова Пресвятой Богородицы и памяти святых апостолов Петра и Павла, есть и два праздника, посвященные Иоанна Крестителю – Рождество Иоанна Крестителя и Усекновение его главы.
Праздник Рождества Иоанна Крестителя – великий, и в великий праздник мы должны думать не о том, как бы нам позабавиться и повеселиться, а о том, как позаботиться об укреплении своей веры, духовной жизни. Это тот день, когда мы должны прийти в храм и помолиться; может быть, еще раз прочитать житие Иоанна Крестителя и те части Святого Евангелия, где говорится об Иоанне Крестителе.
Иисус Христос в Евангелии говорит: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Потому этот день заслуживает того, чтобы мы провели его достойно и благочестиво.
– Почему Спаситель назвал Иоанна Крестителя большим среди всех пророков? Ведь, если заглянуть в Ветхий Завет, там есть такие величины!
– Дело в том, что степень, глубина духовной жизни у каждого человека разная. В наше время часто используется понятие «церковность». Люди, посещающие храм Божий, бывающие на всех богослужениях, имеют разную степень церковности (или погруженности в церковную жизнь).
В Священном Писании сказано: не мерою дает Бог Духа. Каждый человек вмещает в себя столько духовного дарования, сколько способен вместить. Кому, как не Господу, знать человеческое сердце, и Господь определил, что из рожденных женами больше всех смог вместить Иоанн Креститель.
Наверное, именно поэтому Иоанн Креститель был призван к тому служению, которое возложил на него Господь: стать Предтечей, то есть предшественником Самого Христа Спасителя. Он был послан в этот мир как некий ангел, чтобы приготовить человеческий род к встрече Самого Бога, Который должен был прийти во плоти и родиться в Вифлееме.
Но чтобы принять Бога, человек должен быть духовно готов к этому, поэтому, прежде чем прийти на землю, Господь послал Своего вестника Иоанна Крестителя проповедовать людям покаяние, призывая их к очищению своего сердца. Ведь чтобы в сердце вошел Господь, нужно выбросить из него все, что мешает Богу войти, – все греховное, суетное, скоропреходящее.
И вот на берегах Иордана прозвучал призыв Иоанна Крестителя: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. А ведь покаяние с церковной точки зрения – это не просто сетование человека о каких-то своих дурных поступках, грехах. Это внутренняя его перемена, когда он старается полностью изменить свой образ жизни, осознавая, что совершенные им грехи – это некие болезни, требующие излечения, и берет другой курс, меняет направление своей жизни.
Иоанн Креститель призывал к покаянию, и, как внешний знак очищения, он омыл человека в водах реки Иордан. Но омыть душу человека от греха, конечно, способна не вода, а духовная жизнь, его покаяние, его определенный настрой, и об этом мы не должны забывать.
Господь называет Иоанна Крестителя большим из рожденных женами из-за важности служения, возложенного на него, и ни один другой человек не послужил делу прихода в мир Христа Спасителя так, как это сделал Иоанн Креститель. С другой стороны, Господь прозрел внутреннюю глубину этого подвижника.
Прежде чем выйти на проповедь покаяния, Иоанн Креститель всю свою жизнь, буквально с младенческих лет, провел в суровой пустыне. Он был великим подвижником, аскетом, полностью отсекавшим все греховное. И вот этот герой Духа, победитель плотских страстей вышел из пустыни на берег Иордана, и зазвучала его проповедь об обновлении. Это удивительный святой.
– Правильно ли я понимаю, что этот пророк исполнился Духом Святым еще до своего рождения? Ведь в Евангелии мы читаем, что когда Дева Мария пришла к Своей родственнице Елисавете, матери Иоанна Крестителя, и поприветствовала ее, младенец радостно взыграл во чреве Елисаветы.
– Младенец взыграл, потому что он почувствовал во чреве Девы Марии Того, приход Которого должен будет проповедовать в этом мире, – Спасителя, Мессии, Господа. Младенец, еще не осознавая этого умом, почувствовал это. Господь знал, что встреча Иоанна Крестителя еще в утробе матери со Спасителем в утробе Девы Марии не пройдет для него бесследно и что всю свою дальнейшую жизнь Иоанн посвятит тому, чтобы сердце его было обиталищем для Бога, Которого он и будет проповедовать.
– Не так давно мы говорили о том, что Бог есть любовь. Но Иоанн Креститель достаточно сурово обращался к тем, кто к нему приходил: «Порождения ехиднины». Почему он был так груб?
– Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что глубина болезни требует и врачевства особого. Если болезнь слишком опасна, то здесь нужен особенно мудрый врач. А если болезнь прогрессирует, то и лекарства могут быть весьма и весьма горькими. Старец Паисий Святогорец как-то сказал, что он не знает такого человека, который впал бы в уныние от горечи лекарств, что ему прописаны, он понимал, что за горечью этих медикаментов ожидается оздоровление организма.
Иоанн Креститель не всегда был таким, он не всегда встречал людей словами «порождения ехиднины». В Евангелии подробно описывается, что к нему приходили разные люди. Например, приходили военные, а ведь они, естественно, состояли в римской армии, то есть в армии языческой, потому что Иудея находилась тогда под властью Римской империи.
Так вот, когда к Иоанну Крестителю приходили воины и спрашивали, как им поступить в том или ином случае, ни одному из них он не сказал: «Бросай воинскую службу, потому что так ты погибнешь». Иоанн Креститель говорил, как нужно вести себя, будучи воином: честно выполнять свой долг, никого не обижать, никому не причинять зла.
Приходили к нему люди и других категорий, и он также давал им наставления: оставаясь в том же призвании, в той же должности, на том же поприще, общественном или государственном, всегда соблюдать заповеди Божии, жить по Божественным заповедям. Причем делал он это с большой кротостью и любовью.
Что же касается любви, то и тогда, когда человек поступает кротко, и тогда, когда он поступает резко, он не должен пренебрегать любовью. Куда более опасной и чуждой духу любви является ситуация, когда кто-то видит, что его ближний погибает – совершает какие-то поступки, которые обрекают его на вечную погибель, но ласково улыбается и говорит: «Все у тебя хорошо, замечательно». То есть человек льстит, и эта лесть служит к погибели человеческой.
Разве это является любовью? Человек проявляет свою любовь, когда помогает другому избавиться от каких-то неприятностей. А вообще ситуации бывают разные, поэтому иногда грозная проповедь Иоанна Крестителя совсем не противоречит духу любви.
– Владыка, время перейти ко второй части нашей программы: 5 июля – день памяти святого праведного старца Феодора Томского. Давайте поговорим о нем.
– Да. Счастлив тот город, тот населенный пункт, у которого есть свой святой. Когда мы говорим «свой святой», наверное, это звучит несколько странно, потому что святой – он святой для всех. Но если те или иные подвижники жили в определенной местности, несли свои подвиги в определенном городе или селе, то, конечно, этот город или село, этот населенный пункт и люди, проживающие здесь, этому святому особенно близки.
Если мы почитаем этого святого, не забываем его в наших молитвах, то и этот святой, вне всякого сомнения, не забывает перед Престолом Божиим в своих молитвах и всех нас.
Старец Феодор Томский провел последние годы своей жизни на томской земле, Томск стал для него родной землей. Он заботился о томичах во время своей земной жизни, преподавая всем необходимые духовные советы, назидания, вознося молитвы о них. Здесь он совершал свои аскетические подвиги. И когда он ушел в вечность, о городе Томске особые его молитвы. Но чтобы эти молитвы действительно преломлялись на этом городе, нужно, чтобы Томск не забывал его как своего святого.
Иногда, когда речь заходит о старце Феодоре Томском, многие люди вольно или невольно начинают смотреть на него как на некую визитную карточку нашего региона. Я не раз слышал от людей, отвечающих за туристическую отрасль, что мы должны обратить внимание на старца Феодора как на некий бренд нашего региона. Но мне кажется, что это унизительно для нашего святого, такие подходы – это некие утилитарные подходы, когда святые нам нужны лишь для того, чтобы привлекать сюда туристов или паломников или обеспечить известность городу.
В таких случаях мне всегда вспоминаются слова одного известного философа-славянофила: «Часто, когда речь идет о вере в Бога, мы относимся к нашей религии как к хорошей, доброй соседке, которая, в принципе, нам не особо нужна, ничего нас с ней не связывает. Но когда вдруг нам понадобится соль, а у нас ее нет, мы вспоминаем про соседку, стучимся к ней в дверь и просим соли. Точно так же мы иногда вспоминаем о вере в Бога, святых, православии, когда хотим получить что-то чисто утилитарное, земное. Когда однажды утром мы просыпаемся и видим, что в нашей жизни расплодилось слишком много нигилистов и нравственность в народе падает, мы вспоминаем, что есть религия, которая учит великим нравственным законам. В принципе, Бог и религия нам особо не нужны, но слишком уж стало некомфортно жить среди преступников и прочих подобных людей. Поэтому давайте-ка мы вспомним о религии».
На самом деле подход к вере в Бога должен быть другим, ведь абсолютная ценность для человека – это Сам Господь и то, что связано с духовной жизнью, и святые – наши небесные друзья, которые сейчас близки к Богу и молятся пред Престолом Божиим обо всех, кто чтит их память.
И залог будущей успешности, что ли, любой земли и ее процветания не только в том, что она будет осваивать свои недра и разумно пользоваться тем достоянием, которое создали наши благочестивые предки, но и в том, что мы будем чтить наших святых молитвой, посещением мест, связанных с их подвигом.
Томск празднует память святого старца Феодора дважды в году: 2 февраля – в день его кончины, и 5 июля – в день обретения его мощей, которое состоялось в 1995 году. Святые мощи старца Феодора покоятся в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря, и наша задача – чтить своего святого, и мы всегда будем ощущать, что его молитвы и благословение всегда с нами.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«В одной из серий известного сериала ‟Секретные материалыˮ в качестве второго пришествия антихриста называется момент появления искусственного интеллекта и его внедрение во многие сферы человеческой деятельности. В связи с этим вопрос: как Церковь и религия относятся к искусственному интеллекту? Может ли верующий человек заниматься развитием и исследованием средств и методов искусственного интеллекта? На Ваш взгляд, уместно ли это?»
– В вопросе прозвучали два совершенно разных подхода: как Церковь относится к этому и как я считаю? Так вот, это не всегда совпадает. Церковь считает так, как написано об этом в Священном Писании, как определили святые Соборы, как учат святые отцы. Понятно, что в эпоху Вселенских Соборов, в эпоху святых отцов искусственного интеллекта не было.
Насколько мне известно, в настоящее время Церковь, как и, собственно говоря, все научное сообщество, продолжает изучать этот вопрос. В Томске на базе Томского университета совместно с Томской духовной семинарией при поддержке Комитета по этике Московской Патриархии мы провели несколько конференций, посвященных искусственному интеллекту, в которых принимали участие ведущие специалисты нашей страны в этой области, представители нашего университета и церковного сообщества, ученые из других мест.
Отношение Церкви к искусственному интеллекту постепенно формируется, но, насколько я понимаю, этот вопрос открыт, впрочем, как и многое другое. Когда, например, спрашивают: «А Интернет – это зло или благо?» – однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Интернет – это некая мировая сеть, куда закладывается информация, которая может быть разноплановой.
Как пользоваться этой информацией? Один человек ищет в Интернете творения святых отцов на языке оригинала, а другой – как изготовить какое-нибудь орудие убийства, которое унесет человеческие жизни. То же можно сказать и об искусственном интеллекте, ведь в настоящее время разработкой искусственного интеллекта занимаются люди, которые изначально закладывают в него определенные алгоритмы, что ли, которые свойственны этим людям, их мировоззрению.
Поскольку этими программами в большей степени занимаются на Западе, то сейчас искусственный интеллект оперирует такими заложенными в него понятиями, как, например, толерантность и прочее. И когда на Западе предпринимались попытки задать искусственному интеллекту вопрос, в чем большая опасность – в ядерной войне или в том, что чернокожего человека назовут негром, искусственный интеллект выдал, что куда меньшее зло – нажать на кнопку ядерного взрыва, чем назвать чернокожего негром.
Конечно, такой искусственный интеллект несет в себе определенные угрозы. Но науку вспять не обратишь, тенденции, которые сейчас есть, никуда не денутся, и искусственный интеллект будет развиваться. Но какие в него будут закладываться основы – это во многом зависит от тех, кто стоит у истоков его разработки.
Конечно, есть определенные опасения, что искусственный интеллект может выйти из-под контроля, но это уже, как говорится, другой вопрос, достаточно неоднозначный и трудный. Но рассматривать искусственный интеллект как некую панацею от всех бед, как то, на что мы можем полагаться, полностью исключая из этого человека, – подход в корне неверный.
– «Может ли монах быть мясоедом?»
– Дело в том, что Православная Церковь не держится строго вегетарианских правил, как, скажем, некоторые восточные религии, и нигде не прописано, что это можно, а это нельзя. Апостол Павел говорит, что тот, кто вкушает мясо, не должен осуждать питающихся овощами, а кто питается овощами, не должен осуждать тех, кто ест мясо.
С другой стороны, когда человек принимает монашество, он дает несколько обетов: обет безбрачия, или целомудрия, обет послушания и обет постничества – всегда пребывать в посте. А что значит – пребывать в посте? Человек не может ничего не есть, а абсолютное понимание слова «пост» – это полное воздержание от всего, когда человек ничего не ест и не пьет. Все же остальное – это воздержание, а не пост.
Так как же монашествующий человек должен воздерживаться? Здесь уже каждый монашествующий сам определяет свое поведение уставом того монастыря, в котором он живет или из которого вышел и живет вне монастыря. Ведь бывает так, что монашествующему благословляют нести приходское послушание, но он знает, какой устав действует в его монастыре, и если он держится его, то, как мне кажется, поступает разумно.
Я не знаю, кто задал этот вопрос, но если это мирянин спрашивает, как монахи должны что-то делать, то я в этом усматриваю некую опасность для самого вопрошающего, потому что выходит, что он смотрит не за собой, а за другими, например, как кто постится. Этот человек выступает в роли некого духовного полицейского, надзирающего за другими людьми. Но каждый должен смотреть за собой.
Если же об этом спрашивает монашествующий, то он должен сам себе сказать: «А в чем мое всегдашнее постничество, которое я обещал Господу при своем постриге?» Если это всегдашнее постничество при определенных условиях не возбраняет вкусить и мясную пищу, наверное, Господь этого не осудит и примет. Поэтому здесь каждый должен поступать в соответствии со своей совестью.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Допотопные времена
Учимся растить любовью. Семья и Церковь
Этот день в истории. 16 января
День ангела. 16 января
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!