А выбрал именно эту тему я потому, что скоро грядет 2 августа – День Воздушно-десантных войск. К сожалению, иногда случается так, что в этот день наше общество нужно защищать от находящихся в определенном состоянии десантников, которые когда-то защищали Отечество. Как Вы считаете, должен ли человек, который служил в армии (а Вы тоже когда-то служили), кичиться тем, что он был военнослужащим?
– Кичиться вообще ничем нельзя. Если кто-то считает, что служба в армии – это престижно, и начинает этим кичиться, то этим он только разжигает свою гордыню. Другое дело, насколько важной человек осознает для себя службу в армии.
Помню, как я был призван на службу в армии в 1981 году. Служил я два года, до 1983-го. Должен сказать, что нисколько не жалею об этом, хотя был достаточно домашним человеком и воспитывали меня в основном женщины. Папа мой умер достаточно рано, когда мне было совсем немного лет, и в нашей семье, кроме меня, были только мама и бабушка.
Первоначально мне не очень хотелось отрываться от привычных домашних условий и идти в армию, но потом я ни разу не пожалел о том, что прошел через армейскую службу, потому что она мне многое дала. Помимо каких-то навыков, которые, я думаю, необходимы в жизни любому мужчине, армия закладывает и основы армейской дружбы, армейских взаимосвязей, которые долгие годы не прерываются.
Иногда, когда связь уже давно прервалась, люди, служившие когда-то вместе, вдруг начинают разыскивать друг друга. В последнее время меня разыскивает довольно много бывших моих сослуживцев, которые сейчас, конечно, уже немолоды. Они хотят встретиться со мной, пообщаться.
С некоторыми сослуживцами я не прерывал связь, мы общаемся на протяжении всех этих лет, и я этому очень и очень рад. Именно армия закладывает многолетнюю дружбу, которая не забывается. И даже если в жизни люди не пересекаются, воспоминания об армии все равно остаются. Армейский период – это очень яркий период в жизни любого мужчины, который отдал долг Родине и прошел через военную службу.
– Были ли у Вас встречи с сослуживцами за то время, когда Вы стали уже нести архиерейское служение?
– Да, я встречался с одним человеком, который за это время тоже стал церковным. Когда я служил в армии, была еще советская власть, и быть верующим тогда было не так-то просто, поэтому официально все в большинстве своем были неверующими. После службы со временем кто-то из моих сослуживцев приходил к вере, начинал ходить в церковь и вспоминал о том, что еще в советские времена служил с ним парень, который уже в то время был верующим.
Как-то у одного из моих бывших сослуживцев зашел разговор со священником, с которым он то ли в больнице лежал, то ли отдыхал в санатории. И когда этот бывший мой сослуживец завел речь обо мне, батюшка в его словах узнал меня и сказал, что я теперь служу митрополитом Томским.
Мой сослуживец сначала не мог поверить, что тот верующий мальчишка вдруг стал митрополитом, и начал изучать этот вопрос, благо сейчас в Интернете можно найти любую необходимую информацию. В общем, он удостоверился в том, что это именно я, написал на официальную епархиальную электронную почту письмо, мне его передали из канцелярии, я ему ответил, и после этого мы неоднократно встречались. И это далеко не единственная история.
– То, что люди отмечают какие-то профессиональные праздники по родам войск, способствует их сближению или, наоборот, как-то их разъединяет? По большому счету все, кто служил в армии, являются защитниками Отечества, и не так важно, моряки они или пехотинцы.
– Да никакой разницы здесь нет. Но если посмотреть на этот вопрос с теоретической стороны, то разница все же имеется. Людей всегда объединяет общность каких-то интересов. И вообще нужно ли праздновать профессиональные праздники, например, врачам, строителям, работникам правоохранительных органов? Зачем их праздновать? Разве все мы – не граждане одной страны? У нас же есть праздник – День России.
Конечно, можно все объединять и расширять, но у людей есть какие-то более близкие интересы. Понятно, что праздник, который отмечают все имевшие отношение к защите нашего Отечества, это День защитника Отечества, но, кроме этого праздника, есть еще и локальные праздники.
Например, если я служил в каком-то роде войск, то, конечно же, я встречаюсь со своими сослуживцами, а не с людьми, которые когда-то где-то служили, ведь в советские времена в армии служили почти все. Хочется ведь не просто встретиться, а что-то повспоминать, и вообще в каждом роде войск есть какие-то свои традиции, свои особенности.
Когда, например, о своей службе вспоминают десантники, наверное, это не очень интересно слушать подводникам, у которых есть свои истории. И поэтому люди, которым хочется вспомнить время своей службы, собираются по определенным родам войск, и я думаю, что это вполне разумно и естественно.
– Как Вы считаете, должен ли каждый мужчина служить в армии? И если у человека есть официальная возможность не идти в армию (скажем, он получает образование в вузе) и он этим воспользуется, не будет ли это предосудительно?
– Я уже сказал, что служба в армии многое дает человеку. Человек же, который не служил, потому что просто не хотел этого, сам себя как бы обкрадывает. Но есть целая категория людей, которых можно назвать убежденными пацифистами. Кто-то не может брать в руки оружие по каким-то своим религиозным либо каким-то иным пацифистским взглядам, и такие люди с начала 2000-х годов стали направляться на альтернативную службу взамен военной. Альтернативная служба востребована в нашей стране, и этой службой можно воспользоваться.
Мне иногда приходилось слышать такие рассуждения: «А почему я должен отдавать Родине какой-то долг? Что такое она дала мне взаймы, что я ей должен?» На самом деле все, чем мы пользуемся, мы имеем благодаря нашей стране, благодаря тем многим поколениям наших людей, которые тысячелетиями жили до нас и созидали все блага и страну, в которой мы родились и выросли.
Зачастую человек до конца не понимает, что буквально с рождения и даже с зачатия он оказывается в ареоле внимания, что ли, всей страны, всего общества. Когда он еще находится в утробе матери, мама посещает женскую консультацию, содержащуюся благодаря нашему бюджету, который складывается из налогов всего общества. Потом человек находится в роддоме и так далее.
Человек может получить бесплатное образование. Другое дело, что кто-то начинает рассуждать, достаточно ли оно качественное. Но если оно недостаточно для него хорошо, то кто мешает воспользоваться какими-то альтернативными видами образования?
Кто-то, например, считает, что какие-то услуги оказываются на более высоком уровне где-то за рубежом. Но, во-первых, когда бывшие наши люди видят выставленные им счета, то, если они не олигархи, глаза у них делаются очень большими от изумления. Во-вторых, многие вещи, которые издалека казались в радужном свете, вдруг оказываются не такими уж и радужными.
Конечно, наше государство дает нам очень много. Но даже если бы оно и ничего не давало, все равно мы – сыновья и дочери нашего Отечества, и каждый должен решить для себя, какую пользу он может принести не себе лично, а стране, в которой он живет, и стараться делать это. Служить Отечеству можно на разных поприщах, не только в военных мундирах, поэтому здесь возможны разные варианты.
– Сейчас существует некая обеспокоенность, что рано или поздно специальная военная операция закончится, люди вернутся домой и у них может возникнуть конфликт интересов с теми, кто в СВО не участвовал, тем более с теми, кто, пока шла СВО, сбежал в какую-то страну, а потом решил вернуться. Разделяете ли Вы такие опасения?
– Нет, не разделяю. Я считаю, что это какие-то теоретически надуманные проблемы. Другое дело, что когда люди проходят через горячие точки, у них формируется некое свое мировоззрение и они нуждаются не то что в какой-то послевоенной реабилитации, а в особом внимании. Мы знаем это по другим военным конфликтам, через которые прошли и наши соотечественники, и солдаты других армий. Мы знаем, как долго проявлялся и до сих пор еще проявляется «вьетнамский синдром» в Соединенных Штатах Америки.
Поэтому такая задача есть, и над ней уже сегодня работают и соответствующие государственные вузы, и Церковь, которая имеет попечение о военных. Сейчас у служителей Церкви есть возможность присутствовать в самих горячих точках, в отличие, скажем, от времен Афганской войны, когда Церковь была отстранена от подобного рода служения.
Сегодня пастырская помощь оказывается и людям на передовой, и тем, кто возвращается к мирной жизни, и, конечно, это тоже очень важно. Поэтому больших проблем я здесь не вижу, кроме тех, которые могут возникать в человеческом обществе в силу несовершенства самого человека после его грехопадения.
У каждого человека есть свои страсти, эти страсти как-то проявляются, но это связано не с тем, что кто-то откуда-то вернулся. Есть много подобного рода проблем и среди тех людей, которые никогда нигде не служили и через горячие точки не проходили, и у них постоянно возникают какие-то конфликтные ситуации, казалось бы, на пустом месте.
– А идут ли служить в армию семинаристы, после того как они оканчивают духовную семинарию?
– У семинаристов бывает по-разному. Некоторые служат в армии еще до поступления в семинарию. Есть случаи, когда человек, какое-то время проучившись в семинарии, решает, что ему необходимо послужить в армии. Он прерывает свое обучение, служит в армии, а затем возвращается и продолжает обучение в семинарии.
Есть люди, которые оканчивают семинарию и служат в армии, а есть те, которые этого не делают, поскольку принимают священный сан. Православие не возбраняет службу в армии, но для священнослужителей служение в армии, ношение и использование оружия недопустимо. Если человек принял священный сан, в армии он служить не может, но в случае необходимости он может быть призван в качестве, скажем, полкового священника, потому что сейчас во многих частях духовными наставниками воинов являются батюшки. Священники несут свое пастырское священническое служение по окормлению военнослужащих и в горячих точках, и на передовой, то есть везде.
– Владыка, Вы сказали, что армия много Вам дала. Помимо интересных людей, с которыми Вы до сих пор поддерживаете связь, что еще дала Вам армия и можете ли Вы сказать, что это пошло Вам на пользу?
– Ну, здесь можно говорить об очень многом и в разных аспектах. Когда я оказался в необычных для себя условиях, моя вера прошла дополнительную закалку, что ли. Одно дело, когда ты живешь дома, где верующая бабушка, где пусть и неверующие родители, но все же это твоя среда, или когда, скажем, не очень приветливо относятся к твоим убеждениям в учебном заведении, где ты учишься, и пытаются тебя переубедить, перевоспитать.
И совсем другое дело, когда живешь в замкнутом мужском коллективе, где регламентировано все вплоть до мелочей, и ношение креста было большой проблемой в то время, за право носить крестик приходилось бороться. А в те времена это было очень и очень непросто. Поэтому, конечно же, это было некое испытание, закалка и моих убеждений, и моей веры.
Кроме того, армия для меня интересна еще и тем, что тогда для меня открылось большое поприще, что ли, миссионерской деятельности, когда я мог делиться с окружающими меня сослуживцами своей верой. В то время вера была почти под запретом, и этот вопрос вызывал у всех очень большой интерес.
По вечерам вокруг моей кровати всегда собиралась большая группа военнослужащих, некоторые из них пытались со мной поспорить, подискутировать, а некоторые, желая услышать от меня нечто позитивное, начинали беседу о Церкви, о Боге, о Евангелии. И поскольку эта тема была практически неизвестной кому-либо, я начинал свой рассказ о слове Божием, о каких-то духовных, церковных вещах.
Я уже говорил о том, что сейчас иногда пересекаюсь со многими моими сослуживцами, с которыми не виделся десятилетиями. Что же заставляет их выходить на меня? Я думаю, как раз то, что всплывает у них в памяти о тех днях, когда мы говорили о чем-то добром, светлом, духовном, о вере, Евангелии. Эти семена проросли не сразу, у некоторых они начали прорастать уже потом благодаря добрым воспоминаниям о тех временах.
– Переходим ко второму разделу нашей программы: 2 августа Церковь отмечает память святого пророка Божия Илии, я бы даже сказал – величайшего пророка.
– Когда Церковь празднует день памяти святого пророка Илии, празднуют свой день и десантники, и мы видим, что праздновать можно по-разному. Святейшим Патриархом Алексием II по просьбе десантников было благословлено считать святого пророка Илию небесным покровителем десантников, поскольку именно в день его памяти празднуют свой праздник десантники.
Этот праздник, как мы уже говорили, десантники проводят по-разному. Иногда только что демобилизованные употребляют неумеренное количество спиртных напитков, и потом они ведут себя не очень достойно, причиняя беспокойство окружающим их людям. Но это лишь одна сторона вопроса.
Есть и другая сторона: в день Илии-пророка в целом ряде московских храмов десантники собираются на Божественную литургию, которую иногда совершают иерархи Русской Православной Церкви, и многие десантники (не могу сказать, что все) начинают этот день с Божественной литургии, с молитвы, а потом празднуют свой праздник весьма благопристойно, когда встречаются бывшие сослуживцы, вспоминается армейская служба и все проходит на позитиве.
Когда 2 августа я возвращаюсь с литургии, я часто вижу, как по улицам, в том числе и центральным, проезжают, сигналя, машины и мотоциклы, на которых установлены флаги десантных войск. Мне это кажется очень позитивным и интересным. Но, конечно же, празднование не должно переходить какие-то границы.
Кстати, Илия-пророк, хоть это и ветхозаветный святой, один из самых почитаемых святых в христианской новозаветной Церкви. Он был борцом за правду, справедливость, стоял за истину, не боясь никаких преград, не боясь бросить вызов сильным мира сего. Но иногда ему казалось, что он борец-одиночка, его руки почти опускались, и он взывал ко Господу: «Господи, все Тебя оставили! Я остался один, но моей смерти ищут». Господь укреплял его, и в конце концов Илия-пророк отстоял истину.
Этого святого обычно просят о даровании добрых погодных условий, поскольку из его жития мы знаем, что он, имея дерзновение пред Богом, силой своей молитвы заключил небо на три с половиной года, и оно не давало дождя, а потом разрешил его, и небо разразилось дождем и оросило землю. И когда все мокнет от непрекращающихся дождей или, наоборот, во время засухи люди обращаются с молитвой к святому пророку Божию, чтобы он умолил Господа послал добрую погоду.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Если у меня появится возможность поехать куда-нибудь на недельку трудником, какой монастырь лучше выбрать, что необходимо учитывать?»
– Направляясь в монастырь в качестве трудника, необходимо понимать, что это не экскурсионная прогулка и не развлечение. Жизнь в любом монастыре предполагает погружение в монастырскую среду. В монастыре все основано на молитве и послушании, и если мы приезжаем в монастырь в качестве трудника, мы должны быть готовы принять от настоятеля либо от других уполномоченных на это духовных лиц святой обители то послушание, которое нам будет поручено, вне зависимости от того, хотим мы это делать или не хотим.
И если мы на какое-то время прибыли в монастырь и живем там в качестве трудников, нам нужно будет полностью соотнести свою жизнь с уставом монастыря и, не будучи монахом, по сути, жить так, как живут монахи, выполняя порученные послушания и усердно посещая богослужения вне послушания. Если, скажем, по уставу обители богослужения в этом монастыре начинаются в пять часов утра, то не нужно спать до обеда и, проснувшись, идти на послушание, которое необязательно выполнять утром, а нужно принимать участие во всех сторонах монастырской жизни.
– «Однажды представители одной из христианских конфессий вручили мне на улице небольшие неканонические Евангелия. Скажите, как их лучше употребить?»
– Ну, во-первых, неканонических Евангелий нет. Скажем, в Ветхом Завете есть книги канонические и есть 11 неканонических. Традиционная православная Библия содержит всю полноту и канонических, и неканонических книг.
Те издания, которые выпускаются некоторыми протестантскими сообществами или печатаются для протестантов Библейским обществом, содержат не все книги, поэтому в этом плане Священное Писание не совсем полное. У человека, который пользуется этой Библией, складывается не вполне объективное, неполное представление о Священном Писании.
Что же касается Евангелия, то Евангелие, издаваемое и протестантскими сообществами, и Библейским обществом, и Православной Церковью, одинаково, и если такое Евангелие удобно для использования, то им вполне можно пользоваться. Но есть какая-то литература, которая сопровождается комментариями.
Я видел определенные издания, содержащие не просто священный евангельский текст, но и множество каких-то комментариев. Подобные комментарии не всегда носят православный характер, то есть, по сути, они не только не разъясняют Евангелие, но, отталкиваясь от евангельского текста, вводят человека в заблуждение, сеют семена какого-то лжеверия. Конечно же, такими текстами пользоваться не следует.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 10 октября. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 3 часть
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 2 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!