Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславoм

2 января 2025 г.

– Владыка, Новый год хоть и скромно, но все-таки мы уже встретили, и сейчас у нас остался один из самых главных праздников православного христианина Рождество Христово. Поэтому я предлагаю сегодняшнюю нашу программу посвятить рождественскому настроению, которое должно предшествовать празднику. Как православные люди, может быть, еще не вошедшие в церковную жизнь, должны провести оставшиеся дни, чтобы достойно встретить Младенца Христа?

– Человек существо духовно-телесное, и подготовка к празднику Рождества Христова находится как бы в двух плоскостях: материальной, вещественной; и в духовной. К очень большому сожалению, многие наши современники уделяют больше внимания первому и считают, что раз приближается праздник, то нужно дома навести порядок, помыть полы, постирать шторы, приготовить вкусный обед, накрыть стол и позвать гостей.

Наверное, все это и нужно, и важно, и значимо, но если подготовка к празднику Рождества Христова этим и исчерпывается, то мы обесцениваем этот праздник. Преподобный Иоанн Лествичник в своей бессмертной книге «Лестница, возводящая на небо» учебнике духовной жизни, часто вспоминаемом нами в рамках нашей передачи, говорит, что человек боголюбивый думает, как встретить праздник добрыми делами, а человек плотолюбивый (или чреволюбивый) заботится о яствах.

Говоря о подготовке к празднику Рождества Христова, нужно понимать, что это не просто праздничная дата в календаре, не просто какой-то определенный день, когда мы воспоминаем события двухтысячелетней давности, а то, с чем можно реально соприкоснуться в земной жизни. В рамках церковного праздника мы не просто вспоминаем, что было когда-то, а, участвуя в богослужениях, мы как бы раздвигаем завесу времени и становимся участниками событий, происходивших в Вифлееме, потому что они принадлежат не только времени, но и вечности.

Каждый из нас имеет возможность поклониться не просто иконе, изображению, а Самому Божественному Младенцу Христу, принести Ему наши посильные дары. И чтобы это произошло, нужно не просто преодолеть какую-то дорожку от подъезда нашего дома до храма, не просто посетить ту или иную церковь и даже поучаствовать там в каком-то богослужении, но и постараться приготовить свою душу и сердце для этой встречи со Христом.

Для этого Церковь и установила Рождественский пост, длящийся сорок дней и предшествующий Рождеству Христову. По сути, это тот духовный путь, который проходит человек подобно волхвам, не сразу получившим возможность явиться ко Христу, поклониться Ему и принести свои дары. Когда-то, увидев на востоке звезду, они отправились в долгое путешествие из далекой Персиды и долго шли, движимые этой звездой.

Так и мы, вступая в Рождественский пост, не просто воздерживаемся от тех или иных видов пищи, но приводим в порядок нашу духовную жизнь. И целью поста является благодатная встреча с Самим Христом Спасителем в праздник Рождества Христова. Поэтому в эти предрождественские дни обязательно нужно исповедоваться, оставить за спиной свои грехи и с очищенной душой и очищенным сердцем вступить в это благодатное рождественское празднование.

Один подвижник когда-то сказал: «Если ты настолько любопытен, что хочешь знать, что значит наслаждаться Словом, Которое есть Сын Божий, то приготовь для этого не ухо, а сердце, потому что этому учат не уста, а благодать». Так вот, для того чтобы благодать Божия обитала в сердце человека, нужно, чтобы это сердце было чистым. Поэтому мы готовим себя молитвой, постом, особенно внимательным и усердным чтением Священного Писания.

Может быть, в предрождественские дни стоит почаще посещать богослужения. Например, в кафедральном соборе Томска в период с 1 по 6 января за вечерними богослужениями, помимо обычных служб, совершается еще повечерие с чтением удивительных предрождественских канонов, позволяющих человеку молитвенно подготовиться к встрече Рождества Христова.

Мне кажется, это очень важная служба. К сожалению, во многих приходских церквях повечерие не совершается. Но мы считаем, что в предрождественские дни его не следовало бы опускать, и в соборе оно совершается. Это наша долговременная традиция, и она помогает должным образом встретить праздник Рождества Христова.

Ну и в сам день Рождества Христова важно не отсидеться дома, пригласив к себе гостей и пообщавшись с родственниками, близкими, друзьями, знакомыми, но прежде всего мы должны прийти в храм Божий, потому что храм это то место, где соприкасаются небо и земля. Храм это пространство, одновременно принадлежащее и земле, и небу. И когда мы приходим в храм, чтобы вознести нашу молитву к Господу, мы, по сути, уже оказываемся на земном небе, соприкасаясь с миром духовным.

Поэтому посещение богослужения в день Рождества Христова тоже является неотъемлемой частью подготовки к вхождению в этот праздник. Если мы делаем все это, то в день праздника Господь наполняет нас особой духовной радостью, а радость, по словам апостола Павла, есть плод Духа Святого. И чтобы испытать полноту этой радости, мы должны прийти ко Христу не с сердцем, забитым чем-то мелочным, скоропреходящим и дешевым, а со свободным сердцем и душой, чтобы в них вошел Господь.

И Господь, когда-то не нашедший Себе места в Вифлееме (ведь Матерь Божия родила Его в убогом вертепе, в загоне для скота), каждый год надеется на то, что сердце наше все-таки окажется тем местом, где найдется для Него вместилище, и Он войдет в нашу жизнь, освящая и благословляя ее.

 Если взглянуть на церковный календарь, то со 2 января и до праздника Рождества мы проживаем период особо строгого Рождественского поста. Но в то же время сейчас проходят детские каникулы и во многих театрах дают какие-то представления, проходят елки. В этот период какие-то развлечения вообще неуместны или все-таки можно куда-то сходить с детьми? Это не возбраняется?

Само слово «развлечение» меня всегда немножко напрягает, потому что за этим, как мне кажется, стоит некая бессмыслица. Ведь развлечение – это когда тебе скучно, и нужно, чтобы тебя развеселило нечто, не приносящее никакой пользы. Думаю, что не только в дни поста, но и в дни, когда поста нет, эти развлечения неполезны.

Но является ли развлечением перечисленное Вами посещение новогодних или рождественских представлений, детских спектаклей, занятие теми или иными видами спорта, прогулки на лоне природы, посещение музеев, театров? Мы же идем туда не для того, чтобы праздно провести время. Мы идем в эти учреждения культуры или спорта с определенной целью.

И когда мы посещаем, например, Третьяковскую галерею, у меня язык не поворачивается назвать это развлечением, потому что вряд ли человек идет в Третьяковскую галерею развлекаться. И когда посещаем тот или иной спектакль, мы идем не развлекаться мы чему-то учимся, извлекаем какие-то уроки, приобщаемся к классике.

Мне до сих пор вспоминается детский спектакль «Аленький цветочек», который я видел еще в дошкольные годы на сцене театра в том городе, где я вырос и воспитывался. С тех пор прошло без малого 60 лет, но я помню сюжет этого спектакля, и это никак не противоречит церковному устроению человека.

А для чего человек занимается, например, спортом? Здоровье – это дар Божий. И если человек занимается спортом, чтобы поддерживать этот дар Божий, разве это развлечение? Это работа, направленная на сохранение Божественного дара.

Я слышал историю (правда, не знаю, было это в действительности либо это история из разряда назидательных) о том, как один священнослужитель любил играть в футбол. И однажды кто-то из прихожан, соблазнившись этим, подошел к нему и сказал: «Батюшка, как же так? Вы священник и играете в футбол. А если бы Вы знали, что завтра умрете и предстанете перед Престолом Божиим, как бы Вы себя вели, чем занимались?» И он ответил: «Я бы играл в футбол». И пояснил: «Если это грех, то этим нельзя заниматься никогда – завтра ты умрешь или через сто лет. А если это не грех, если это направлено, скажем, на оздоровление, то ничего плохого в этом нет».

Поэтому и говорит апостол Павел: все мне позволительно, но не все полезно. Многие мероприятия, проводимые для школьников в рамках зимних каникул, вполне уместны, ведь дети есть дети. А взрослым Господь говорит, что, постясь, не нужно принимать на себя унылые лица, как это делают лицемеры, желая показать всему миру, что они постятся. Господь говорит им: помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Поэтому, мне думается, здесь нет какого-то противоречия.

Вы дали понять, что самый большой подарок, которого ждет от нас Господь, это чистое сердце, добрые дела и душа, открытая для Бога. А если говорить в сугубо земном измерении, что вообще уместно дарить на Рождество?

– Что касается Господа, мы говорили, что Господь ждет от нас единственного чтобы мы принесли Ему нашу чистую и непорочную жизнь, согласную с Его святыми Божественными заповедями. А что касается подарков, то в народе говорят, что дорог не столько подарок, сколько внимание. Здесь нет каких-то определенных параметров.

Думаю, что на Рождество Христово люди дарят друг другу разные подарки. Я даже боюсь представить, какие подарки могут дарить, например, олигархи, самые богатые люди мира, и мы, простые смертные, ограничивающиеся чем-то незначительным. Но праздник Рождества Христова заключается не в том, чтобы мы, приглашая гостей, приобрели что-то для себя, какие-то подарки. Здесь важно общение, внимание, и это самое главное.

А что будет подарком это, может быть, не столь важно и значимо. Наверное, дети всегда ждут каких-то традиционных сладких подарков гостинцев, как их называли в дни моего детства, а взрослым дарят разное. Но если вы хотите подарить подарок (мой совет не столько духовный, сколько практический), поставьте себя на место одариваемого. Иногда говорят, что есть подарки, которые, к сожалению, так и не подарили, а есть подарки, которые лучше бы не дарили. Поэтому не нужно дарить то, что человеку явно не пригодится; или он не будет знать, куда подаренное вами деть.

Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. В качестве церковной темы предлагаю поговорить об Анастасии Узорешительнице: 4 января отмечается день ее памяти. Насколько я знаю, многим людям, оказавшимся в местах не столь отдаленных (как говорится, от тюрьмы да от сумы не зарекайся), эта святая действительно очень сильно помогла. На самом ли деле это так?

Да, это так. Действительно, в России во многих исправительных учреждениях (и Томск здесь не исключение) в честь этой святой освящаются храмы. Например, у нас во 2-й исправительно-трудовой колонии есть небольшой деревянный храм святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Кем же она была и почему именно такое наименование усвоила ей Церковь? Анастасия Узорешительница жила во времена римских императоров, когда христианская Церковь была гонима язычниками. Она не только исповедовала православную веру в глубине души (как многие в наше время говорят, что они верующие, но в душе и что совсем необязательно показывать или выявлять это вовне), но ее вера не могла не проявлять себя и реализовывалась в делах.

Так вот, святая Анастасия не могла сокрыть веру в недрах своего сердца. Она посещала людей, в том числе несправедливо, незаконно арестованных и заключенных, и в первую очередь за исповедание истинной христианской веры. Она собирала для них какие-то пожертвования, облегчая их пребывание в узах. Когда же вера святой Анастасии стала известна, она подверглась гонениям, аресту и затем мученической смерти.

Эта добродетель святой Анастасии Узорешительницы присуща святым и после их земной кончины, потому что на самом деле смерти как таковой нет. Смерть есть изменение формы существования человека, когда душа его идет к Богу. Душа же святого человека предстает перед Престолом Божиим и в Духе Святом созерцает мир нуждающихся, тех, кто обращается к ней с просьбами.

Как при жизни святая Анастасия протягивала руку помощи нуждающимся людям, находящимся в заключении, так и в наши дни она приходит на помощь, и таких историй, таких случаев довольно много. И когда во многих исправительных учреждениях строятся и открываются храмы, не случайно среди других подвижников они посвящаются и этой святой угоднице Божией.

Но я должен сказать, что у нас в Томске есть и наша томская святая, во многом повторившая подвиг святой великомученицы Анастасии. Это святая новомученица Татиана Томская (Гримблит). Она жила в Томске в первой половине ХХ века, и когда начались сильные гонения на христианскую Церковь и священников и епископов арестовывали и бросали в тюрьмы, наша земля стала одним из многочисленных мест массовой ссылки людей. Сюда отправляли в тюрьмы и ссылки священников, епископов из других регионов России.

И вот святая Татиана, уроженка города Томска, очень талантливый человек, поэтесса, будучи христианкой, взяла на себя подвиг оказания всяческой материальной помощи узникам совести, узникам за веру Христову, заключенным священникам, монахам, епископам и мирянам. Она собирала пожертвования, закупала необходимые теплые вещи, продукты питания. И ее бурная деятельность не осталась без внимания со стороны богоборческих властей, она была арестована. Не пожелавшая изменить своим убеждениям и верности Христу, она была отправлена по этапу в Москву, где в конце концов приговорена к высшей мере наказания расстрелу.

Святая новомученица Татиана расстреляна на печально известном Бутовском полигоне под Москвой. Сейчас в центре этого полигона стоит огромный величественный храм в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также есть аллея с многочисленными именами людей, нашедших место своего упокоения в братских могилах на этом полигоне. Среди тех, кто перешел из мира земного в мир небесный на Бутовском полигоне, была и наша подвижница святая новомученица Татиана Томская.

Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей.

«Является ли колядование благочестивым обычаем или это языческая ересь?»

– Языческая ересь это два не совсем совместимых слова, потому что ересью обычно называют искажение христианского вероучения, и языческой ересь быть не может. Это либо язычество, не имеющее ничего общего с христианством, либо ересь. А что касается колядования, того, что сейчас в Церкви принято называть колядованием, на самом деле  посещение группой людей родственников, односельчан, соседей с желанием поздравить их с праздником Рождества Христова.

На Руси традиционно были эти люди, которых, наверное, правильно называть христославами, они славили Христа и Его Рождество. Это шествие обычно возглавлял какой-нибудь молодой человек, в руках его была символическая украшенная звезда, утвержденная на древке. Люди стучались в двери, заходили в дома, пели тропарь Рождеству Христову и получали либо приглашение к столу, либо какое-то угощение. Так славили Христа наши предки.

Иногда у некоторых людей это христославление приобретает какой-то негативный характер, когда они забывают о том, что это день Рождества Христова, и превращают это славление Христа в неуместные, невоздержанные гуляния, иногда даже связанные с каким-то непотребством. Конечно, все это совершенно не в рамках христианской традиции, и такого, конечно, быть не должно.

– «Есть ли сведения о том, на каком языке общались строители Вавилонской башни? Ведь тогда можно будет понять, на каком языке праотцы изначально общались с Творцом».

– Ну, этот вопрос не ко мне, а к филологам. Я знаю, что есть огромное количество исследований, направленных на выявление некоего протоязыка, или праязыка. Несмотря на огромное количество существующих в мире языков, есть определенные языковые группы, и одни из них имеют отношение к славянству, другие к латыни, к греко-римскому миру…

Эти группы языков сформировались не сразу, и своими корнями они уходят в более раннюю традицию. Целая группа ученых возводит их к праязыку. Поэтому я полагаю, что праотцы уж точно не общались с Творцом на каком-либо языке из ныне существующих. Хотя, теоретически рассуждая на эту тему, многие богословы полагали, что, может быть, этим языком был иврит, поскольку на нем была написана Библия. Но Библия в написанном виде появилась чуть позднее, поэтому это далеко не факт.

Думаю, вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, на каком языке разговаривали строители Вавилонской башни, когда произошло это разделение. А если посмотреть, на каком языке вообще разговаривали в Вавилоне, в более позднее время, это был так называемый аккадский язык. Но ведь аккадский язык тоже не появился сразу.

Ученые до сих пор не знают, когда начали строить Вавилонскую башню, хотя исторически она существовала, место раскопок и археологического обследования имеется. На протяжении всех эпох существования Вавилона башня периодически разрушалась и восстанавливалась, и есть документы о ее реставрации или восстановлении и времен Хаммурапи, и более поздних.

Когда появилась эта башня, вряд ли тогда был аккадский язык, потому что еще до аккадского языка в Междуречье, особенно в южной его части, был, к примеру, еще более архаичный шумерский язык. Поэтому, наверное, здесь вопрос не столько богословский, сколько лингвистический или филологический.

«Почему в библейские времена именно евреи стали богоизбранным народом?»

Господь избрал этот народ не потому, что он был самым великим, самым сильным. Ведь кем был этот народ в то время, когда Господь его избрал? Это была группка рабов, потомков Авраама, порабощенных, угнетаемых в Израиле. Но Господь избрал самых немощных, самых бессильных, чтобы потом явить Свое спасение не через какую-то внешнюю мощь.

Господь не родился во дворце римского императора или в палатах других высокопоставленных людей того времени. Он родился в самой скромной обстановке, истощив Себя, по словам апостола Павла, до смерти, и смерти крестной, не просто снизойдя до образа Человека, а человека смертного, принесшего Себя в жертву за грехи мира. И поэтому в Библии мы находим много слов, когда Господь, через пророков обращаясь к евреям, иногда начинавшим гордиться, превозноситься и задирать нос, говорил, чтобы они не думали, что были избраны как самый выдающийся, самый изысканный народ. Господь избрал самых немощных, чтобы в этой немощи явить Свое величие.

Так происходит и в жизни человека, ведь Господь часто являет Свою силу, дает Свою Божественную благодать не тем людям, которые облечены какими-то внешними полномочиями или властью. Вспомним, почему преподобный Сергий благословил на Куликовскую битву князя Димитрия, почему именно к нему, простому монаху-пустыннику, приходит за благословением Дмитрий Донской, хотя в то время в Москве было много известных священнослужителей, в том числе и причисленных Церковью к лику святых; например, святитель Алексий, митрополит Московский. Да потому, что Своими особыми дарами, в том числе и даром прозорливости, Господь наделил простого, скромного, смиренного подвижника Сергия в глуши Радонежских лесов.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 18 февраля: 03:00
  • Четверг, 20 февраля: 12:30
  • Воскресенье, 23 февраля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X