Православная азбука. Жены-мироносицы. Беседа с протоиереем Кириллом Краснощековым

12 мая 2025 г.

В третью неделю после Пасхи Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Этот день еще иногда называют «православным 8 марта». И поэтому наш сегодняшний выпуск мы решили посвятить женщинам. О сильных сторонах слабого пола и об особенном женском пути к спасению мы поговорим с гостем нашей студии протоиереем Кириллом Краснощековым.

 Из Священного Писания мы знаем, что первый человек, Адам,любимое Божие творение.  А зачем Бог создал женщину?

– Зачем Бог создал женщину, нам прямо говорит само Священное Писание, поскольку, сотворив Адама и посмотрев на него, Господь сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Сотворение Евы – это следствие того, что человек не должен жить в одиночестве, он должен иметь кого-то, с кем он может развиваться в любви и общении.

Как Сам Бог не есть одиночество, Он Пресвятая Троица, в любви существующая, так и человек не должен быть одиноким, ему нужен объект любви.  И таким объектом любви для Адама становится Ева, его жена.

 Порой обидная для женщин тема, что Ева вторична, ее создали из ребра Адама. Еще к этому добавляют, что ребро единственная кость, у которой нет мозга. Считает ли Церковь женщину вторичной по отношению к мужчине?

Нет, не считает. Первый сотворенный человек или второй, думаю, не так важно. В конце концов, у нас есть дни творения. Кто сказал, что первый день творения важнее третьего дня творения? Символ творения Евы из ребра Адама – это действительно символ, потому что первые главы Книги Бытия очень символичны. Этот акт творения, скорее всего, говорит о том, что они действительно являют два образа существования в едином человечестве. 

Позволю себе процитировать документ, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Это очень важный документ, мы им руководствуемся во всех современных проблемах. Так вот, цитата: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении». Так что говорить о вторичности женщины, о том, что она в чем-то уступает мужчине, совершенно неправильно.

 В искусстве активно используется и иллюстрируется тема о том, что женщина – это сосуд греха. Из-за нее, по ее инициативе, можно сказать, произошло само грехопадение.  И женщина как источник или сосуд греха предмет размышлений художников многих столетий. Церковь также рассматривает женщину как виновницу трагедии всего человечества?

 Я хочу рассказать такую историю. В IX веке жила одна известная монахиня, преподобная Кассия, творец канонов. В Великую Среду в храмах поется ее стихира «Господи, яже во многие грехи впадшая жена». Она много написала церковных песнопений. Происходила она из очень знатного византийского рода и была претенденткой в царские невесты. А невесты византийским императорам (как, кстати, потом и русским царям) выбирали следующим образом. Девушек свозили со всей империи, учитывая знатность рода, их красоту и ум, выставляли на смотрины, а император шел и выбирал себе жену. В руке он держал золотое яблоко, которое вручал своей избраннице. И вот, подойдя к Кассии, император Феофил сказал ей: «Знаешь, все зло от женщины»,  имея в виду Еву. Но девушка не смутилась и ответила: «Да, государь, но и все добро тоже от женщины», имея в виду Божию Матерь. Император постоял около нее, подумал – и пошел с яблоком дальше. А она ушла в монастырь и стала великим гимнографом.

Так что если Ева и является не то что виновником грехопадения, а просто первой из падших людей (потому что кто сказал, что Адам не виноват в своем грехопадении?), то через женщину же, Пресвятую Богородицу, воплотился Спаситель мира и пришло спасение всему человечеству. Кстати, святитель Иоанн Златоуст, поучая молодоженов и комментируя этот библейский фрагмент, говорил, что дьявол никогда бы не сумел соблазнить Еву, если бы она не была одна. Вот если бы они были с Адамом вместе, то у дьявола не было бы никаких шансов. Поэтому супругам надо всегда пребывать вместе, и тогда все зло от них будет отлетать гораздо быстрее.

 У мужчин и у женщин разные пути к спасению?

 Путь спасения у них одинисполнение заповедей Христовых. Господь никогда не делил заповеди на мужские и женские. Так что путь спасения у них один, но специфика, наверное, у каждого пола своя. Все индивидуально. Девушка-христианка, которая видит перед собой идеал христианской жизни и путь к спасению в том, чтобы быть матерью, женой и домохозяйкой, пусть делает так и ни в чем не сомневается. Христианская девушка, которая видит свой путь к спасению в том, чтобы стать директором школы, а еще лучше православным министром образования,  пусть делает карьеру и становится православным министром образования, она тоже наверняка спасется. А та девушка, которая хочет стать монахиней и уйти в монастырь, а в монастырь надо идти в молодости, когда еще много сил,  пусть уходит в монастырь, и так она тоже спасется. Этих путей еще очень много, и каждый сам для себя выбирает путь. Какой-то эталонной картинки я лично здесь совершенно не вижу.

Апостол Павел писал после прихода в мир Христа: нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Значит ли это, что Церковь отрицает вообще любые гендерные различия?

 Нет, конечно, не отрицает. Апостол Павел говорит удивительные для своего времени вещи, да даже и для нашего времени они удивительны. Он говорит о том, что во Христе стираются все преграды этого мира, нет ни раба, ни свободного. Представляете, произнести такую весть в мире, где господствует рабовладельческий строй, где рабы есть практически у всех! А раб – это говорящая вещь, и вдруг только в Церкви эта говорящая вещь становится твоим братом во Христе. Нет ни варвара, ни скифа, стираются национальные границы, а ведь римляне считали людьми только себя. Те, кто жил за границами Римской империи, были варварами, какими-то условными людьми, людьми наполовину. И вдруг они оказываются такими же людьми...

Действительно, до христианства в античном мире женщина была человеком второго сорта. И если вдруг человек за долги попадал в долговую тюрьму, то как он расплачивался, когда у него не было денег? Сначала он продавал своих детей. Это самый что ни на есть недорогой товар. Если этого не хватало, то он продавал в рабство свою жену. Так что дети, жена – это, в общем-то, были социально низко значимые единицы, легко заменяемые. И лишь христианство сделало женщину человеком в полном смысле этого слова, безусловно, через почитание Пресвятой Богородицы, Которую Церковь почитает выше херувимов и серафимов.

Это очень интересно прослеживается в культуре – например, рыцарское поклонение культу прекрасной дамы.  Помните Дон Кихота с его Дульсиней Тобосской? Это не что иное, как проекция культа Богородицы. Ничего подобного до христианства представить себе было невозможно.

 Я не знаю, как обстояло дело в Церкви, например, 200 или 300 лет назад, но мы живем в такое время, когда после всех страшных событий XX века в Церкви стало мало мужчин. В принципе, и в обществе ощущается нехватка мужчин, а в Церкви-то уж совсем их немного. Сказывается ли это как-то на развитии Церкви? И только ли исторические катастрофы причина того, что в Церкви сегодня больше женщин, чем мужчин?

Я думаю, повлияли исторические катастрофы прежде всего. Две мировые войны и революция, конечно, наше мужское население выкосили. Причем ведь погибают всегда лучшие люди, потому что лучшие себя не берегут, за спинами не прячутся. Это первое.  Второев нашей стране продолжительность жизни мужчин всегда была намного меньше, чем продолжительность жизни женщин. И получается, что, собственно, до пенсионного возраста у нас доживает, может быть, один мужчина на десять бабушек, а возможно, и того меньше. Поэтому бабушек в храмах больше; было больше, особенно если мы говорим про советское время. 

Ведь в советское время кто мог безбоязненно ходить в храм Божий? Только пенсионерки. Потому что их за это нечем было наказать. Ну что с ними сделаешь? Пенсии уж точно не лишишь, с работы не выгонишь, с учебы не отчислишь, на каких-то собраниях не пропесочишь. Вот они и доживают там свой век. И вот эта «безопасная» возможность посещать храм бабушкам-пенсионеркам привела к тому, что сформировался такой тип прихожанки советского времени.

Именно женщины, безусловно, спасли нашу Русскую Православную Церковь во время советской власти, потому что бывали ситуации, когда единственным мужчиной в храме Божием был священник. Все остальное делали женщины. Они носили тяжелые хоругви на крестном ходе, пели, убирались, читали, алтарничали.

Если позволите, я процитирую один документ из архива Саратовской епархии, касается он открытия храма в годы Великой Отечественной войны. Это письмо конца 1943 года, написанное священнику, которого приглашают служить в храм.

«Здравствуйте, уважаемый Гермоген Иванович! Письмо Ваше получили, были очень довольны. Во-первых, о храме. Стоит нерушимый, ремонт небольшой, дело за стеклами в окнах. Храм у нас трехпрестольный: Богоявленский, Казанский, Пантелеимоновский. Все необходимое есть: книги, облачения, сосуды. Нет одного антиминса и мира. Теперь напишем о жизненных условиях. Квартира вам бесплатная: и отопление, и освещение. Лес в двух шагах, у каждого очень много дров. Насчет продуктов  все это будет, граждане все верующие, не оставят вас, каждый принесет и молока, и хлеба. Можем выслать денег на дорогу. Но дело в том, что все никак не отдадут нам церковь. Мы уже и в облпрокуратуру писали, и в РИК делали заявления. Последние говорили, что 26 августа будет заседание райисполкома, на котором разберут наше заявлениео они и не отказывают). После этого разбора будут посылать на утверждение в область, а потом отдадут. В общем, область ссылается на РИК, а РИК ссылается на область. Но мы будем биться до последнего, Гермоген Иванович. Так вот, я сообщаю Вам, что как это все сделают и разрешение дадут нам в руки, так я постараюсь сообщить телеграммой; и деньги вышлем по телеграмме. И прошу Вас, чтобы Вы захватили антиминс и миро, хотя бы на один Богоявленский престол. Еще сообщаю, что церковь наша не служит всего только пять лет, она у нас не закрывалась, только не было священника. И церковный совет весь сохранился, и все годы мы ее оплачивали. Гермоген Иванович, если что еще интересует или что-то непонятно  спрашивайте у меня по адресу: Сталинградская область, Клетский район, поселение Перекопское, Елатонцевой Зое Николаевне. Я 1922 года рождения, работаю на почте, есть дочка трех месяцев. И жду Вас, а со мной и вся верующая молодежь. До свидания». 

Вот такое письмо. Конец 1943 года, этой Зое Николаевне Елатонцевой всего 21 год. И вот в 21 год, с трехмесячным ребенком на руках, она, видимо, является главой всего общества верующих села Перекопское и добивается открытия храма, приглашает священника, обеспечивает ему квартиру, продукты.

И вот таких молодых девушек было очень много в истории Церкви в 1920-е годы. Они действительно открывали храмы, боролись с обновленческим расколом, принимали тайное монашество в 21 год, в 23 года, в 25 лет.  И спасали Церковь тогда, когда все мужчины, видимо, были на фронте. Кому еще этим было заниматься? Вот она и взяла на свои хрупкие плечи такую большую и серьезную ношу.

 День женироносиц ведь не так давно стали отмечать?

 Последние 20 лет.

 То есть это, можно сказать, новый праздник?

Да, и этот праздник наполнен смыслом. За всем этим стоят определенные духовные реальности. И если мы посмотрим на историю праздника святых женироносиц, то поймем, откуда он берет свое начало. Это женщины-христианки, которые служили Господу тем, чем может послужить мужчине женщина: вкусным обедом, чистой одеждой, ночлегом, заботой и верностью.

Их главный подвиг произошел после смерти Спасителя, когда всем казалось, что все пропало, когда разбежались апостолы… А эти жены сделали то, что должны были сделать. Они пошли погребать своего Учителя. Без отчаяния, наверное, со слезами на глазах, но с верностью своему долгу: мы должны, и мы это сделаем. И если в нашей стране все-таки люди будут постепенно переносить женский праздник с 8 марта на неделю жен-мироносиц, то, думаю, многое начнет меняться само собой.

По традиции нашей программы небольшое пожелание для наших зрителей.

 Раз мы сегодня заговорили о фундаментальных, гендерных отличиях в едином человечестве, я пожелал бы всем мужчинам быть настоящими мужчинами, а всем женщинам настоящими женщинами.

Ведущая Ольга Бытко

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 14 июня: 14:05
  • Понедельник, 16 июня: 09:05
  • Среда, 18 июня: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X