Православная азбука. Юродивые

21 ноября 2022 г.

Протоиерей Сергий Ксенофонтов.

– Сегодня мы поговорим о юродивых. Это одно из самых загадочных явлений в Русской Православной Церкви. На Руси юродивых всегда любили и почитали, хотя это были люди, бросающие вызов обществу, их поведение шокировало. Кто же такие юродивые и в чем состоял их подвиг?

– Чин юродивых в Православной Церкви особо выделяющийся. Для самой Церкви ничего в этом странного нет, но для людей, которые только воцерковляются, вникают в духовную жизнь, поведение, внешний вид и вообще суть юродивых очень необычны и иногда приводят даже в некий духовный и психологический шок. Юродивые – это чин блаженных. Это те люди, которые, следуя своей особой духовной дорогой по пути к Богу, совершают во внешнем своем поведении поступки, несогласные с общественной устоявшейся моралью, нравственностью, правилами поведения, социальным общежитием. Это ярко выделяющиеся личности, и цель такого выделения – показать присутствие неправды в тех правилах поведения, которых придерживается большинство.

– Какую цель преследовал, например, Василий Блаженный, когда он камнями кидал в чудотворную икону?

– Мы знаем, что деятельность Василия Блаженного пришлась в разгар ереси жидовствующих. Одним из проявлений ереси, дабы показать бессилие христианского Бога и заблуждение почитания икон, было написание так называемых адописных икон. То есть они писали ад, как они представляли злую силу, а потом сверху записывали тем или иным благочестивым изображением. Это была глубоко тайная секта, она больше носила вид заговора, чем секты, и для последователей было важно то, что православные, поклоняясь такой иконе, сами не понимали, что поклоняются адскому написанию. Духовно для Василия Блаженного было видно, что это так. И после того как камни ударились об эту икону, часть краски отпала – и стало видно это тайное написание.

Для юродивых не является целью сама их жизнь, непохожая на жизнь окружающих. Они живут некой своей духовной жизнью, и она глубоко согласна с христианскими заповедями. Но она несколько радикальна, и поэтому по отношению к устоявшимся в обыкновенной мирской жизни правилам она может выглядеть экстравагантно. Верующие люди, особенно тогда, когда это явление было распространено очень широко в Московской Руси, внимательно наблюдали за такими юродивыми, потому что считали их Божьими людьми и старались видеть в их экстравагантных поступках обличение той неправды, которой они могли приобщиться, и даже не знать об этом. Как в случае с иконами.

– А почему они так внимательно за ними наблюдали? Может, это просто были сумасшедшие?

– Наверняка, как и в любое время, людей психически больных, сумасшедших, было много. Но духовное состояние наших предков было таково, что они явно отличали людей Божьих, то есть юродивых, от просто сумасшедших. То, что говорили эти люди, то, что они делали, и результат их поступков приводил к каким-то глубоким и значимым качественным духовным последствиям. Большинство поступков было направлено на обличение каких-то неправд, будь то социальных неправд, замешанных на нарушениях христианских заповедей, притеснения бедных, вдов, сирот, нарушения строя церковной жизни, нарушения христианской нравственности. Поэтому люди прислушивались, и если их слова сбывались несколько раз – то этот человек выделялся из ряда странных людей и входил в состав Божиих людей, людей юродивых.

– То есть юродивые – это не люди, имеющие психические отклонения. Это Христа ради юродивые?

– Здесь ключевые слова – Христа ради. То есть принятие на себя образа жизни сумасшедшего ради того, чтобы показать: то, что люди считают разумным, правильным и необходимым, на самом деле является безумием. Следуя словам апостола Павла о том, что то, что для окружающих есть разумное, то для Христа может быть и безумным. И наоборот. Например, сказано апостолом Павлом о том, что для окружающих Крест есть безумие. То есть добровольное распятие и Жертва Христа ради искупления людей с точки зрения нормальности, пользы, необходимости для многих до сих пор является безумием. А для нас является основанием веры. И вот когда Христа ради юродивые брали на себя подвиг мнимого сумасшествия, они тем самым показывали: то, что является разумным для большинства, на самом деле может быть безумием для духовной будущей вечной жизни.

Можно привести следующий пример. В Новгороде были юродивые Иоанн Капустник и его оппонент, которые обличали постоянную вражду двух концов Новгорода. А это не просто была некая вражда, она доходила до рукоприкладства, были большие жертвы, наша первая новгородская демократия выглядела очень своеобразно, когда у стен Софии сводились эти концы и победившая сторона потом своих оппонентов торжественно топила в Волхове. Так выглядели наши первые уроки демократии. И в этом смысле, обличая своих сограждан, они постоянно воевали между собой, выкрикивая те лозунги, которые выкрикивали различные партии Новгорода, когда воевали между собой. Тем самым показывая, насколько это безумно выглядит со стороны. Даже политические вопросы не должны решаться так жестко.

Еще интересен новгородский юродивый Никола Салос, который столкнулся с неправильной политикой Ивана Грозного, когда тот пришел с карательным походом в Новгород. После страшного разгрома Новгорода он желал сделать то же самое с Псковом. И буквально святостью одного этого человека был спасен целый город, который уже трепетал в предчувствии этой расправы, причем совершенно незаслуженной. Когда, желая взять у Салоса благословение, зная о том, что он юродивый, Иван Грозный пришел к нему, а был Великий пост, он увидел, что тот вкушает сырое мясо. И Грозный был удивлен и сказал: как же ты, во-первых, сырое мясо вкушаешь, а во-вторых, идет пост, а ты мясо ешь. Для людей того времени это было страшное нарушение канонов. На что Салос сказал: я-то вкушаю сырое мясо, а ты ешь человечину. И предрек ему, что если он пойдет на Псков, то погибнет, а знаком этого будет то, что в ближайшее время погибнет его любимый конь. Так оно и случилось, и Иван Грозный повернул от Пскова. Что поражало современников – это прозорливость Христа ради юродивых, то есть видение тонких сторон души человека, их мотивов, побуждений и как следствие – какие-то их советы, поступки.

– Не пытались ли Церковь и общество справиться с этим явлением, ввести юродивых в более корректное русло?

– Надо сказать, что этим Христа ради юродивым доставалось от всех. И от простых горожан, и от знатных, и от церковных деятелей. Их жизнь была нелегкой не только потому, что она была экстравагантной, когда они скудно ели, на морозе спали, но они терпели и гонения от своих ближних, буквально исполняя слова Христа о том, что будете гонимы, как гоним Христос.

– То есть их за эти обличения и били, и преследовали.

– Одни прислушивались, другие обижали, и не всегда даже авторитет чудес мог их спасти.

– А в наше время есть юродивые?

– Есть в некоторых местах Христа ради юродивые, но не в том классическом виде, как это было в древности. Это лишь часть проявлений их жизни. Это могут быть монахи, находящиеся в затворе, это могут быть и заштатные священники. Они не ведут в полную меру юродивую жизнь, но иногда какое-то их слово, их поступок выглядят безумно.  Я могу привести пример из XIX века, когда к Амвросию Оптинскому пришла некая дама и увидела, что он очищает какую-то помойку и весь такой пахнущий, неприглядный. Она издалека стояла и смотрела. А она пришла за советом, потому что ее жизнь зашла в крайний тупик из-за ее безнравственного поведения. И когда Амвросий обернулся к ней, он сказал: а ведь душа-то твоя пахнет намного страшнее, чем я у этой ямы. Амвросий не был юродивым, но он мог иногда облечь свое изречение или совет в какую-то форму, которая больше, чем притча. В некотором смысле юродство – это притча. Ведь и Христа, Который часто проповедовал притчами, некоторое время почитали за юродивого. Мы знаем из Евангелия, что Его братья и даже Мать приходили Его увести от проповеди, потому что люди почитали Его безумным.

Многие вещи духовного порядка настолько высоко стоят от привычных нам вещей, замешанных на наших страстях и грехах, от нашего оправдания забвения духовной жизни, что нам кажется либо это сказкой, либо ненужным в нашей повседневной жизни. Даже жизнь наших совсем не далеких предков, бабушек и дедушек, нам кажется совсем примитивной. На самом деле они отвечали на происки безумного мира, обличенного грехом, иногда жесткими вещами. И тем самым сохраняли свою духовную целостность, здравомыслие. Мы же понятие здравомыслия часто подменяем. Подчиняясь греховным веяниям, греховной моде, мы становимся безумными, потому что ясно сказано, что безумие есть грех и всякий творящий грех есть раб греха, а раб греха – значит раб безумия. И нужно просто подумать, кто более безумен: юродивый, который обличает грех, или человек, оправдывающий грех.  Потому что грех ведет к смерти. Человек, оправдывающий грех, – оправдывает смерть. Разве можно назвать разумным человека, ведущего к смерти? А мы везде и всюду это видим.

– По традиции нашей программы просим Вашего небольшого пожелания зрителям.

– В жизни каждого человека встречаются такие ситуации, когда наши действия, даже оправданные общепринятыми нормами, приносят вред нашей душе. Я желаю, чтобы наши мысли, наши дела, наше поведение соответствовали тому, чего хочет от нас Бог, то есть исполнению Его заповедей о любви к ближнему и любви к Богу.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 мая: 09:05
  • Среда, 22 мая: 00:30
  • Суббота, 25 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать