Православная азбука. Великий пост. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием

27 февраля 2023 г.

– Наступает весна, а вслед за ней – и Великий пост, время духовного делания, внимательного отношения к себе и снисходительного, доброго, чуткого – к другим.

Владыка, грядет Великий пост, и по доброй традиции он начинается с Прощеного воскресенья. В чем смысл этого дня, каковы его исторические и духовные корни?

– Для того чтобы угодить Богу, необходимо примириться друг с другом, потому что сказано апостолом и евангелистом Иоанном Богословом: если мы говорим, что мы любим Бога, Которого не видим, и при этом ненавидим ближнего своего, которого видим, – мы лжецы. Для того чтобы начать внимательную работу над собой, работу покаянную, тяжелую, непростую, необходимо подойти к этому делу в мире со всеми. Примириться, а не просто формально испросить прощения. И если начинать эту внимательную работу над собой, то, конечно, надо начинать с мира. Это непреложная истина.

Вечером в конце богослужения совершается чин прощения, он имеет особую атмосферу. Священник произносит проповедь, рассказывает о взаимном прощении, потом все подходят друг к другу и примиряются, просят друг у друга прощения, но это примирение не должно быть формальным, оно должно быть реальным. Если мы не имеем такой внутренней потребности, а только делаем вид – мы просто занимаемся карикатурой. К этому нужно правильно подойти, и для этого Церковь установила подготовительные недели, которые мы только что проходили. Все было Церковью установлено так, чтобы человек постепенно подготовил себя к Прощеному воскресенью и Великому посту.

– Бывают люди, которым нравится лелеять свою обиду, у них просишь прощения – а они как будто бы тебя избегают. Как здесь быть?

– Надо сделать то, что от нас зависит, постараться примириться. Но если другая сторона никак не хочет этого сделать, то мы ее не заставим. Господь дал каждому человеку свободу и эту свободу не насилует. И если человек хочет пребывать в обиде, в злости – наша задача постараться сделать так, чтобы человек не имел обиды, но насильно это сделать невозможно. Иногда надо уметь принять прощение, а мы это тоже не всегда можем сделать. Нас обидели, перед нами покаялись, у нас попросили прощения – а мы не хотим простить, нам хочется обижаться. К сожалению, и такое бывает. Это очень непросто – и простить, и принять прощение. И очень часто обиды между близкими людьми бывают долгие годы, десятилетия. Но на самом деле невозможное человеку – возможно Богу. Если человек стремится к прощению и просит Божией помощи, то Господь никогда такого человека не посрамит.

– Духовное делание невозможно, с одной стороны, без молитвы, а с другой стороны, без поста.

– Совершенно верно. Мы вступаем в святую Четыредесятницу, это дни Великого поста. Мы подходим к вопросу о том, что такое пост. Многими он воспринимается как очень строгая диета в пище. На самом деле строгая диета – это одна из составляющих поста, потому что в первую очередь человек воздерживается от вещей, которые гнездятся в его душе, в его сердце. Если человек старается добровольно себя ограничивать от различных развлечений, от плохих мыслей, нехороших поступков, то, конечно же, ему нужно вспомогательное действо. Какое? Конечно, диета. Сперва надо научиться воздерживаться в питании. Если мы не можем воздержаться в питании, то в другом нам еще сложнее будет воздерживаться. То есть это своего рода  духовное упражнение, связанное с физической воздержанностью.

Но человек, который держит пост в пище, конечно же, тоньше чувствует позывы своей души. А какова цель поста? Нам надо приблизиться к Богу. И если мы этого не собираемся делать, а держим пост в питании, то становимся более злыми, более раздраженными. И те страсти, которые у нас были прикормленными, начинают вылезать наружу. И вот для этого мы и воздерживаемся в пище, чтобы более тонко ощущать позывы грехов, страстей, которые живут в нас. Потому что утончается все. Человек покушал, наелся до отвала – и притупляется все то, что его беспокоило; он, можно сказать, начинает дремать. А речь идет о том, чтобы человек стоял на посту своей души, не подпускал ничего злого, того, что может его разлучить с Богом и мешать на пути странствия к Нему.

– Великий пост – это делание и утверждение лучших начал своей души. Иногда нужна помощь, иногда необходимо содействие. Человек чувствует, что ему деваться некуда, он идет к духовнику. А бывает, что духовник советует обратиться к психологу?

– Вы знаете, есть вопросы духовного порядка, а есть чисто физиологические и даже чисто медицинско-психологические. Дело в том, что часто человек бывает раздраженный, недовольный от того, что у него просто не хватает каких-то витаминов в организме. И человек обращается к врачу, сдает анализы, ему выписывают какие-то витамины, препараты – и все становится нормально. Это очень часто бывает. Часто путают хроническую усталость с какими-то психологическими проблемами.

А есть действительно вопросы более глубинные, более серьезные. Допустим, неполная семья, властная мать, она воспитывает сына, она держит его в ежовых рукавицах, следит за ним. Она ему вбивает в голову, что он самый лучший на свете, самый лучший на земле, самый достойный, и всеми правдами и неправдами это ему показывает и доказывает. Потом мама уходит из жизни, человек остается один, никто его самолюбие больше не подпитывает – и человек переживает серьезные проблемы. Он ищет подтверждения своего особого человеческого статуса, но его не находит, и часто, если человек облечен какими-то полномочиями, властью, он этим злоупотребляет. А подчиненные, естественно, говорят какие-то лицемерные вещи, которые приятно было бы слышать их начальству.

Человек в этом может укореняться, и вместо того, чтобы получить настоящую, хорошую психологическую помощь, человек гибнет. Он сам себя изводит. Это очень серьезный вопрос, и тут действительно больше вопрос к православным психологам. У нас есть содружество православных психологов, которые помогают людям в таких ситуациях. Сейчас, после того как прошла мобилизация, они чаще помогают родственникам мобилизованных. Такая помощь необходима. Но вообще очень много ранимых душ, которые в детстве получили неправильное воспитание, росли в неполной семье или часто терпели побои, издевательства, унижения. Это все действительно переходит во взрослую жизнь. И здесь необходимы и молитва,  и помощь профессионалов. У нас есть сообщество, которое таким людям старается помочь.

– Прошла пандемия, и многое в обществе поменялось. Больше ли стало тех, кто желает поститься, ходить в храм или здесь наблюдается какая-то иная динамика?

– Статистика – это настолько неблагодарное дело! Да, есть, конечно, определенное количество людей, которые как-то отошли от храма. А есть определенное количество людей, которые просто ушли из земной жизни. Но пришли другие люди, Церковь – это живой организм, и в Церковь приходят люди не просто как на собрание, а приходят те, которые чувствуют в этом потребность.

Если мы возьмем первую седмицу Великого поста, то сама атмосфера того же Покаянного канона святого Андрея Критского влияет на человека. Само пение. Бывает, что человек не до конца понимает церковнославянский язык, а ведь у нас в Каноне Андрея Критского приводятся поэтические образы из Ветхого и Нового Заветов, говорится о душе, которая блуждает и которую Христос призывает к покаянию. И эти образы могут быть не всем понятны. Но что проходит лейтмотивом к каждому чтению?  «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Это все прекрасно понимают. И даже Иисусова молитва «Боже, будь милостив ко мне, грешному» в этой особой атмосфере храма непременно влияет на человека. Потому что если мы постоянно повторяем эту фразу, то она невольно на человека влияет. А что значит: «Помилуй меня, Боже»? Не просто помилуй – в смысле прости, а уврачуй, исцели. Покаяние – это же изменение, изменение глубинное, не просто поверхностное изменение, исцеление от каких-то поступков, а от самого зла, от того корня зла, который нас разлучает с Богом.

– Великим постом в будние дни совершается литургия Преждеосвященных Даров. Что это за богослужение, почему оно бывает в такие дни и совершается вечером?

– Литургия вообще – это праздник. А в дни Великого поста полная литургия не совершается кроме субботы и воскресенья, а также особых дней, Благовещения или каких-то других больших праздников. Чтобы укрепить себя принятием Тела и Крови Христовых, на воскресной литургии совершается освящение агнца для того, чтобы совершить литургию Преждеосвященных Даров. То есть самого Евхаристического канона нет, но возможность причаститься и помолиться – есть. И вот такие литургии совершаются по средам и пятницам и в престольные дни. Дело в том, что не так давно была возрождена древняя традиция, когда литургия Преждеосвященных Даров совершалась в вечернее время. Это связано с тем, что, как правило, среда и пятница – это рабочие дни, и люди, которые хотят прийти и помолиться, причаститься, физически не имеют такой возможности, потому что они работают, за исключением пожилых людей. А в вечернее время приходит большое количество людей, в разы больше, чем утром.

– На дни Великого поста выпадают различные праздники, и вот один из таких праздников – 8 Марта. Как Вы думаете, не является ли этот день пережитком советской эпохи? Насколько сейчас этот праздник актуален для православного христианина?

– Здесь ведь под каким фокусом этот вопрос рассматривать. Я думаю, что большинство из нас учились в советский период времени в школе, и если мы не будем возвращаться к тому дню, когда Роза Люксембург и Клара Цеткин вывели женщин бороться за свои права, если мы не будем об этом вспоминать, а будем вспоминать наших мам, сестер, жен, делать им какие-то приятные подарки, оказывать внимание, которое и не только в эти дни должно быть, – то здесь я ничего плохого не вижу.

Я приезжаю домой и вижу, что у моей мамы висит на стене мишка, которого я шил на уроке труда, из поролона, с криво пришитым ухом… Но он у мамы висит на стене. А это сколько прошло лет! Это был третий класс, наверное. Тридцать с лишним лет назад – а она хранит! Для матери, наверное, всегда приятно, когда дети оказывают какие-то знаки внимания. И важно вкладывать правильный смысл в это событие, а ведь христианин должен отличаться от других людей тем, что он в любой ситуации должен нести свет, он должен видеть хорошее. А то так можно дойти до того, что мы и многие православные праздники начнем критиковать. Если мы будем возвращаться к истории украшения храмов зеленью, елками – это же ведь больше обрядовая сторона. Но разве в дни Великого поста нельзя уделить внимание матери, сестре, жене? Я думаю, что нужно как-то по-человечески к этому отнестись, правильно. Если человек не хочет, то может этого и не делать.

Другой вопрос, если в этот день устраивается пьянство и гулянка. Вы простите меня, но знаю, что некоторые могут и Пасху так праздновать. В этом ничего хорошего нет. В храм не идут, но зато пьянствуют. Я вспоминаю одного покойного человека, отца моего приятеля, он всегда в Великую Субботу жарил шашлык, как следует выпивал – а на следующий день шел в храм освящать творог, яйца и разговлялся, как он это называл. Вот это можно назвать пережитком советского периода. Но таким образом мы можем, наверное, и 23 февраля критиковать, хотя мы сейчас вкладываем в этот праздник совсем иной смысл.

По поводу новых прижившихся праздников, которые недавно были установлены и которые, в общем-то, поддержаны большинством нашего народа: 4 ноября, День народного единства, освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского. Этот праздник действительно прижился, он стал всенародным праздником. Вместо 7 ноября стало праздноваться 4 ноября.

– Какая литература и духовная, и художественная произвела на Вас в детстве, юношестве самое неизгладимое впечатление? И что бы Вы порекомендовали читать нашей молодежи?

– Рекомендовать очень сложно, надо знать человека, его вкусы, но могу сказать, что на меня повлияло очень сильно, что мне понравилось из классики и духовной литературы. В первую очередь, если говорить о духовной литературе, –  это дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Эта книга, которая была переиздана, неизгладимое впечатление на меня произвела. Я учился на втором курсе духовного училища, когда ее прочитал, и после чтения этого дневника, двухтомника, репринтного издания, конечно же, совсем по-другому стал смотреть на богослужения. Так передалось то, что отец Иоанн описывал.

Митрополит Антоний Сурожский очень сильно повлиял на мое становление, я читал его взахлеб. Я не могу сказать, что он книги писал. Его беседы, его аудиозаписи, проповеди изданы – и до сих пор в них чувствуется его живое слово даже через строку, через аудиозапись, видеозапись.

Что касается классики – могу отметить Федора Михайловича Достоевского, в первую очередь это «Братья Карамазовы», а когда помладше был – «Преступление и наказание». Эти образы и по сей день вспоминаются. Настолько автором, Федором Михайловичем, прочувствована была и сила падения, и сила Божией благодати. А он сам не очень простой образ жизни вел, он грешил, но в то же время он и каялся. Он был игроком, игроманом – и тем не менее, в отличие от того же Льва Николаевича Толстого, все же закончил жизнь глубоко верующим и исстрадавшимся христианином. И это чувствуется в его произведениях, вся эта глубина христианства. Быть приговоренным к смерти и помилованным в последний момент – это удивительное явление в жизни не только нашей русской классической литературы, а вообще в жизни христианской философии. Это удивительный писатель, и человек, и личность.

– Владыка, мы при дверях Великого поста. Что бы Вы пожелали нашим зрителям в это ответственное, важное и трепетное время?

– Поскольку мы встречаемся в преддверии Прощеного воскресенья, я желаю всем мира и примирения друг с другом, искренне испросить друг у друга прощения и примириться. И когда будет мир в душе – Господь всегда будет рядом с нами.

Ведущий Михаил Орлов, декан философского факультета СГУ

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 00:30
  • Четверг, 25 апреля: 08:05
  • Пятница, 26 апреля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать