Православная азбука. Суеверия

29 августа 2022 г.

Сегодня в гостях у нашей программы протоиерей Сергий Ксенофонтов.

– В жизни нам приходится сталкиваться с огромным количеством суеверий и примет. Совместимо ли с ними христианство? Верят ли приметам в церковной среде? Что это за явление? Откуда оно возникло?

– При исследовании того или иного философского или религиозного явления нужно обращать внимание на само словосочетание. «Суеверие» – славянское слово с корнями «су» и «вера». Корень «су» означает «простота». От него произошли такие слова, как «суемудрие», «суета», то есть пустые мысли, пустое времяпрепровождение.

Пустая вера – это противопоставление тому религиозному чувству, которое направлено на Бога. Слово «Бог» происходит от слова «богатый», то есть тот, который может что-то дать. Значит, противоположность вере в Бога есть пустая вера. Именно поэтому в богословии, особенно в православном, сатана именуется в парадигме пустых вещей и мыслей. Суеверие определяется как сатанинское дело, противоположное Богу. Под суеверием стоит подразумевать то, что искажает веру, ей противостоит, что не может дать тех результатов, которые может дать вера и общение с Богом.

– Церковь осуждает суеверия?

– Да. Она ставит суеверие в один ряд с самым большим искажением – язычеством. «Язык» означает «народ», то есть язычество – это вера простого народа. В ней нет благородства понимания высших истин, которые дает христианство. Язычество признает бытие высших сил, но пытается их приспособить на службу повседневности. Язычество и суеверия есть вещи одного порядка, это искажение религии, искажение истины.

Душа человека никогда не может быть абсолютно пустой. Если человек не занимается высшей истиной, не входит в общение с ней, не прибывает во Христе, то это место занимают падшие сатанинские силы.

Суеверие, как и язычество, имеет две причины. Первая – человек не находится в исследовании своей религиозной жизни и не приобщает ее к высшей истине, то есть ко Христу. Вторая – это пассивное отношение к тому, что его духовное сознание извне искушается чем-то враждебным. С человеком случаются различные события не только из-за проявлений его наивности и глупости. Человек может быть суеверным и очень образованным. Причем давно замечено, что в образованной среде суеверных людей встречается намного больше, чем среди тех, кто не имеет внешнего образования. Когда происходит полусознательное или сознательное нарушение религиозного устоя жизни и мыслей, человек так или иначе попускает действия извне. Ошибка в том, что мы не понимаем, что тонкий духовный мир может быть и со знаком минус. Падшая сатанинская сила может воспользоваться этим искаженным представлением человека о духовном мире и играть на этом поле. А так как духовный мир намного древнее, умнее и хитрее человека, то он на этом поле проигрывает. Ему только кажется, что он понимает какие-то законы, но им руководят. И это заканчивается очень печально, человек приходит к пустым результатам. Он вкладывает свои таланты, данные от Бога, но они ничего не приносят. Это самая большая беда суеверий.

– Какие виды суеверий существуют?

– Их очень много, как древних, так и вновь придуманных. Одно из самых распространенных суеверий – это вера в сглаз и порчу. Этим пользуются различные экстрасенсы, новоявленные колдуны и предсказатели. Все они действуют как некие паразиты на большом организме. Для них очень важно, чтобы то или иное суеверие как-то касалось Церкви. Именно поэтому в суеверных обрядах, оберегах постоянно фигурируют иконы, свечи. Иногда люди приходят причащаться потому, что им велел так экстрасенс. Это часть задуманного ими искаженного религиозного действа. И люди в этом участвуют. На самом деле это кощунство, когда колдуны посылают человека в церковь ставить свечи или молиться. Так они используют авторитет Церкви для поднятия своего.

Суеверий очень много. И есть определенные группы населения и даже профессии, где эти суеверия подбираются, консолидируются, накапливаются и так далее. Каждый священник со мной согласится, что одним из самых больших сборщиков суеверий являются похоронные компании. Экстрасенсы, колдуны и всякие маги зарабатывают на всем, что связано со смертью. А работники этих компаний, будучи нерелигиозными и непосвященными, сами того не осознавая, переносят, концентрируют, добавляют, распространяют суеверия. Через них проходит большое количество народа, и они невольно становятся агитаторами этих вещей. Когда начинаешь общаться по поводу отпевания, похорон, заупокойных молитв, то можно услышать от невоцерковленных людей: «Батюшка, Вы нам про это не говорите, похоронная компания придет, мы с ними договоримся, и они все сделают». Но молиться об усопшем и заботиться о его христианском погребении – забота родственников. Как и завещание. Но часто мы не имеем ни того, ни другого. И люди начинают этим заниматься на коммерческой основе, в том числе экстрасенсы и колдуны.

– Увлечение восточной культурой принесло нам много всяких новшеств. Люди верят в гороскопы, карму, энергетику. Это можно отнести к разряду суеверий или это увлечения?

– Это та самая граница, которая пролегает между язычеством, суевериями и огромным пластом христианской культуры, в которой мы живем. Ослабление духовного организма Церкви во времена гонений и пребывание людей вне ее границ делают их слабыми. Но так как у души человека есть духовная жажда, то она наполняется извне такими суррогатами, в том числе и чисто сатанинскими вещами. Увлечение людей можно понять, но нельзя оправдать. Это скорее заполнение духовной пустоты. Люди, которые увлекаются этим, даже если поначалу находятся в Церкви, впоследствии покидают ее, если не переосмысляют свою позицию и не улучшают качество своего христианского мировоззрения. Такие вещи не могут ужиться с христианским сознанием. Увлечение ими связано с бедственным состоянием души человека. Он ищет духовной жизни, успокоения, того, о чем говорит блаженный Августин: «Душа моя не успокоится до тех пор, пока не найдет Тебя, Господи». Душа ищет духовности, как ребенок ищет своих родителей. Но сатанинский обман в том, что идет подлог.

– Многие люди сталкиваются с тем, что им на Новый год дарят огромное количество всевозможных сувениров. Фигурки животного, лягушки на счастье, талисманы для привлечения денег и так далее. Эзотерика очень плотно вошла в нашу жизнь. Как правильно к этому относиться?

– Любой символ может нести не только позитивную нагрузку, но и негативную. Достаточно вспомнить о том, что на войне мы различаем друзей и врагов по символике (форма, флаги и т. д.). Так и в религиозной жизни. Христианство негативно относится к таким вещам, ведь это враждебные и опасные символы, сатанинские.

С другой стороны, апостол Павел говорит о том, что идолы есть пустота, ничто. Опасность заключается в том, что мы начинаем приобщать их к своим духовным силам, данным нам Богом. Опасностью является то, что мы даем возможность этим силам реально действовать в нашей духовной жизни.

Мы знаем множество священников, которые, будучи проповедниками-миссионерами, ездили по Востоку, привозили большие коллекции идолов и ставили у себя для религиозных исследований. Но они были верующими христианами, поэтому эти идолы не приносили им никакого вреда. Другое дело, когда люди начинают воспринимать их как носителей какой-то духовности. Тогда вера начинает их питать, и они становятся живыми и действующими. В языческих культах были и говорящие статуи, и мироточащие изображения, и чудотворящие какие-то вещи, потому что люди употребляли религиозное рвение, и это давало возможность темным силам просыпаться и действовать. Не сам идол действует, но падшие сатанинские силы. Поэтому эти, казалось бы, безобидные подарки могут ничего не значить, а могут оказаться символами антидуховного войска, вошедшего в наш дом и несущего отрицательную энергию, если человек начинает в них верить. Например, человек носит лягушку с монетами, веря, что это принесет ему деньги и счастье. Постепенно отталкиваясь от таких вещей, люди вырабатывают целую личную философию и проповедуют ее. Но она антихристианская. Желает того человек или нет, но он выходит за рамки христианского мировоззрения.

– Как человеку победить в себе мнительность, веру в суеверия?

– Когда человек со слабым здоровьем постоянно болеет, врачи рекомендуют укреплять иммунитет. Вопрос не в том, что человек может заболеть чем-то, а в том, что он в принципе склонен болеть. А значит – надо вырабатывать иммунитет.

Автоматически избавиться от этих вещей помогает нормальная христианская жизнь, которая прежде всего заключается в приходской общине. Когда есть священник, которому человек доверяет, которого слушает, с которым общается. Когда есть группа людей, за которых он молится и которые молятся за него. Когда человек участвует в таинствах и расширяет по мере возможности религиозное образование.

Присутствие и широкое распространение суеверий связаны с желанием вне христианских рамок сделать то, что даст такие же плоды, какие может дать христианство. Как бы это ни было парадоксально.

Ведущая Ольга Бытко

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 мая: 09:05
  • Среда, 22 мая: 00:30
  • Суббота, 25 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать