Православная азбука. Смирение

25 июля 2022 г.

 Для людей, далеких от Церкви, смирение – одна из самых труднопонимаемых добродетелей, а для христиан одна из самых труднодостижимых, поэтому священникам часто приходится отвечать на вопросы о смирении. Об этом сложном качестве поговорим сегодня и мы с гостем нашей студии протоиереем Сергием Ксенофонтовым. Начнем с определения, что такое смирение.

– Сколько существует христианство, постоянно были попытки определить, что такое смирение. Я думаю, что под смирением нужно все-таки понимать принятие воли Божией. И здесь важно понять волю Божию, ее принятие и есть смирение пред волей Божией. Христос для нас неоднократно приводил в Евангелии пример детей, которые незлобивые, легко доверяют, и Христос говорил, что наша вера должна быть как вера детей. В чем смирение детей? Они принимают волю родителей не потому, что ее понимают, а потому, что точно знают, что родители их любят. Вот в этом, думаю, и можно определить принятие воли Божией как она есть, именно через осознание любви Бога к тебе.

В одном интервью человек рассказывал о том, что он все принимает со смирением. А я говорю: «Но Вы же бунтарь по жизни!» «Нет, смирение же не просто покорность – оно в том, что ты мирно принимаешь все, что происходит». Это особое искусство, особое качество.

– Это особое состояние души человека, как правильно было сказано, которое приводит к миру. Вокруг тебя могут бушевать самые различные события. Ты сам можешь не понимать причины этих событий, но внутренне можешь быть спокоен. Это, конечно, требует глубокого мужества, но это возможно. Возможно только при одном условии: если человек видит и понимает, что за этими событиями стоит Бог, Который любит человека. И на основе любви можно принять происходящее. Дети не всегда понимают, почему родители поступают с ними так, достаточно вспомнить пример: родитель может взять ребенка за руку, отвести его в больницу и сделать ему укол по необходимости. Ребенок совершенно не понимает, зачем это нужно делать, это боль, страх, но он слушается родителя, следует за ним и исполняет это действие. То же самое со школой, дети очень долго не понимают, зачем их водят в школу, многим она не нравится, но когда они вырастут, то поймут это и сами потом своих детей учат, что это необходимо. Одним словом, смирение – это принятие воли любящего.

– Очень часто у светских людей смирение вызывает бурю негатива. Наоборот, мы ценим людей неравнодушных, кто за нас переживает. Или человек переживает, если происходит какая-то несправедливость, то есть он не остается спокоен. А смирение говорит о том, что человек внутри спокоен.

– Внутри спокоен, но это не означает, что человек не реагирует на происходящее извне. Он как раз и должен реагировать на происходящее извне, особенно христианин, он к этому призван. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. И любовь к окружающим, которые могут не совсем соответствовать твоим представлениям, твоему покою, требует очень большого смирения. Высшее проявление любви – это любовь к врагам. Человек, любящий своего врага, должен быть мирным с самим собой. Смирение – это отнюдь не равнодушие.

– Для светского человека часто смирение – синоним мягкотелости, бесхребетности, хладнокровия.

– Это исходя из своей страстности люди так определяют, чтобы не заниматься этим самым смирением, не допустить его в себя. Такая лживая брутальность просто оправдывает человека в том, что он внутренне несовершенный и не желает с этим ничего делать. Это некая разновидность фарисейства, когда человек хочет быть в обществе авторитетным, брутальным, но работать над собой не желает. То есть страстность, которая коренится в душе человека, обязательно выражается вовне, и это выражение вовне очень опасно. Смирение исходит из другого, оно пытается найти причину происходящего в духовном несовершенстве, и первое, с чем человек борется, – со своим духовным несовершенством. Отсюда и высказывание Спасителя нашего о том, что мы не видим бревна в своем глазу, то есть страстность и смирение несовместимы.

– Бывает, человек сталкивается с ситуацией, например, своей болезни, болезни близкого или какой-то несправедливости, которую он видит, и это его вынуждает вступить в борьбу. Как определить, в какой момент человек должен все-таки вступить в борьбу, а когда должен смириться? И может ли смиренный человек быть борцом?

– Смиренный человек может быть борцом. Мы знаем, что такое прекрасное христианское качество, как смирение, было свойственно многим воинам. Достаточно вспомнить Суворова, который в личной жизни был очень смиренным человеком и смиренным к обстоятельствам, происходящим извне, но всегда боролся за справедливость, пользовался большим авторитетом солдат, умел отстаивать свою точку зрения, перед вышестоящими никогда не раболепствовал. Определение смирения как пассивной позиции по отношению к обстоятельствам – это все-таки определение, идущее вне веры, а вот религиозность человека определяет смирение именно как возможность развития в себе веры, которая дает человеку личное знание Христа и противостояние тому злу, которое вокруг. Именно это может определить ту форму, в которой смиренный человек ответит на что-то, и у всех она будет разной. Один перетерпит, другой защитит, и это будет настолько правильно и своевременно, что диву даешься, потому что это совместное решение человека и Бога. Бог действует в человеке смиренном, гордому Бог противится, смиренному дает благодать. Благодать действующая в смиренном человеке дает удивительные результаты – это мужество и терпение. Поэтому это всегда неоднозначно, только неверующий человек может сказать, что смирение во всех проявляется одинаково пассивно. Нет, оно во всех проявляется по-разному в зависимости от талантов.

– Если христианин работает над тем, чтобы развить в себе это качество смирения, как ему при этом не стать жертвой психологических манипуляций? Сейчас люди часто пытаются друг другом управлять с помощью каких-то психологических приемов.

– Нужно быть верующим человеком, то есть нужно быть со Христом, знать Священное Писание, через которое с тобой говорит Бог, потому что многие манипуляторы не согласны с Писанием, а верующий человек не может себе позволить того, что не согласно с Писанием. Когда мы на практике исполняем заповеди Божии, это дает нам некий опыт знания людей. Потому что мы начинаем познавать себя. Нами манипулируют по большому счету по одной причине: мы не знаем самого главного – себя. Еще философы предупреждали, что надо начинать с самопознания, но опускаться в глубины страстной души, христиане знают, без Христа нельзя – это очень опасно. Но со Христом можно. Исповедь, покаяние – это очень хорошо, когда ты себя узнаешь, и люди иногда даже очень болезненного психологического склада, если человек находится в рамках Церкви, переживают эти вещи более спокойно, а человек, находящийся вне Церкви, становится жестким объектом манипуляций. Большинство манипуляторов поступают двумя методами. Либо они выводят проблему вовне (имеется в виду: кто виноват), либо, наоборот, еще больше загоняют проблему, объявляя человека самого виноватым во всем. Да, мы, христиане, знаем, что духовное несовершенство в нас есть, но мы знаем, как с этим бороться. Это как болезнь; если болеешь, нужно искать врача, лекарства и лечиться, но больной никогда не вылечится, если будет исходить из того, что в болезни есть его вина и все на этом заканчивается. А нужно идти дальше – лечиться.

– Несколько раз в жизни сталкивалась с ситуациями: бывает, человек очень кроткий, лишний раз не ответит, и такая вот кротость человека провоцировала окружающих людей на очень жесткое отношение к нему, вплоть до изгнания из коллектива.

– Такое бывает, но, может быть, это не тот коллектив, в котором надо быть? Это один вариант. Но как ни парадоксально, существует лжесмирение. Лжесмирение заключается в глубоком равнодушии ко всем. Я приведу притчу из патерика, где один монах покорно терпел обиды от своих братьев, совершенно никак на это не реагировал, и когда у него спросили, в чем секрет его такого поведения, ожидая от него, что он скажет о каком-то особом духовном проявлении, он ответил, что на этих окружающих его собак не стоит обижаться. Это было высшее проявление гордыни. Лжесмирение может быть признаком высокой гордыни человека, его духовной лени и нежелания реагировать на окружающие события. Он сам себя успокаивает, что это смирение, но на самом деле это не смирение, а подмена, суррогат смирения. Человек ошибается, пытаясь избежать решения этих проблем, по-настоящему смиренный человек не бежит от проблем, он встречается с ними.

– Людей очень раздражает чужая тишина в душе, провоцирует на то, чтобы спровоцировать человека, а иногда даже оскорбить.

– Христианство само по себе многое провоцирует в обществе, потому что обличает грехи общества, поэтому любое проявление истинного христианства  так или иначе будет вызывать отторжение общества. Мужество могут принять за наглость, а смирение за равнодушие, поэтому очень полагаться на реакцию общества, которое находится в страстности, не стоит. Надо думать о том, что о нас думает Бог, и соответствует ли наше поведение заповедям Божьим. Апостол Павел сказал: «Если человек поступает по закону любви, законы для него уже и необязательны, потому что человек тогда не будет ошибаться». Но именно по законам любви, но общество живет по закону выгоды – это разные вещи.

– Как вообще в себе развить смирение?

– Как и любая добродетель, смирение исходит из веры, и если человек укрепляет свою веру, то смирение станет ее плодом. Любая добродетель не должна быть целью, человек не должен ставить себе цель стать смиренным, человек должен стать верующим. Если люди заметят и оценят, хорошо, главное, чтобы нам этого не заметить, иначе у нас будет противоположность всем добродетелям – гордыня. Известен случай из патерика, когда один благочестивый человек, получив великие дары смирения, любви и помощи ближним, просил Бога, чтобы этого не видеть. Он этого не замечал, и это шло ему на пользу. Поэтому и смирение, и послушание, как и другие добродетели, – это плоды веры. Укрепляйте веру, веруйте в Господа Иисуса Христа, держитесь за Его заповеди, любите Его, тогда все это может проявиться в нас.

– По традиции скажите, пожалуйста, небольшое пожелание нашим зрителям.

– Можно пожелать всем смирения и послушания, но они являются плодами веры, поэтому я всем желаю крепкой веры в Спасителя нашего Иисуса Христа.

Ведущая Ольга Бытко

Записал Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 мая: 09:05
  • Среда, 22 мая: 00:30
  • Суббота, 25 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать