Чувство юмора – одно из самых симпатичных человеческих качеств. Смех заряжает нас позитивом и разряжает конфликтные ситуации. А как относятся к юмору православные христиане, которых часто упрекают в излишней серьезности и даже мрачности? Об этом сегодня поговорим с гостем нашей студии священником Сергием Протасовым.
– Мне попадались в литературе какие-то обрывки воспоминаний или высказываний о том, что к юмору в православии относятся очень аккуратно.
– Православная Церковь не запрещает юмор как таковой, а особенно самоиронию. Вообще для христианина, наверное, это качество необходимо. Когда говорят, что человек должен обладать хорошим чувством юмора, я не совсем с этим согласен. Возможно, хорошее чувство юмора не является чем-то необходимым, а вот самоирония у человека должна быть. И есть святоотеческое правило, что мы, христиане, должны строго относиться к себе и, наоборот, с любовью, снисхождением к нашим ближним. А когда мы начинаем строго относиться к другим, а к себе, наоборот, со снисхождением, то мы даем себе различные послабления, которые в итоге приводят к проблемам в нашей духовной жизни. Мы даем себе духовно расслабиться, а над другими людьми начинаем порой иронизировать, а иногда даже просто издеваться. Поэтому Церковь предупреждает, что человек, который произносит какую-либо шутку, может согрешить грехом смехотворства, ввести другого человека в искушение, соблазн.
– Есть грех смехотворства?
– Да, это один из грехов, он упоминается у апостола Павла и приравнивается в какой-то мере и к пустословию, и к злословию. Да и со сквернословием здесь бывает очень тонкая грань, когда юмор, как говорится, ниже плинтуса, когда он уже перемежается с дурными словами. Для христианина это, конечно, недопустимо. И определенные темы для христианина являются своего рода табу, на эти темы шутить не нужно.
– Я первый раз услышала про такой грех, если честно.
– Когда человек в компании произносит какие-либо шутки, анекдоты, вызывает бурный смех, реакцию, то вроде бы почему это грех? А потому, что, во-первых, человек начинает чувствовать себя центром всеобщего внимания, здесь проявляются и его тщеславие как сопутствующий грех, и гордость. Ну и, конечно, лукавый сразу нас подталкивает к тому, что надо еще дальше шутить. Наверняка в компаниях вы замечали: когда человек произнес одну шутку и она, как говорится, зашла – ему хочется продолжить шутить. Таким образом, как правило, каждая последующая шутка – это уже действие лукавого. Шутки становятся все ниже и ниже уровнем и уже могут перейти в то же сквернословие и тому подобное. Поэтому христианину, даже если он сказал что-то действительно забавное, смешное и окружающие порадовались вместе с ним, важно вовремя остановиться.
– Мы все знаем, что мы созданы по образу и подобию Божию, от Бога в нас и тяга к прекрасному, тяга к творчеству, любовь к людям – много хороших качеств. А вот чувство юмора в нас от Бога или это все-таки происки лукавого?
– Мне кажется, чувство юмора от Бога.
– То есть у Творца есть чувство юмора?
– Однозначно, и в свое время мне очень понравилось, как один миссионер сказал, что Господь, Который сотворил жирафа, это уникальное, удивительное животное, просто обязан обладать чувством юмора. Господь говорит после грехопадения Адаму: Адам, где ты? И уже здесь чувствуется ирония, потому что Господь Всеведущий, Он знает, где Адам. И дальше Он Адаму и Еве говорит: Вы будете, как боги.
– То есть иронизирует над ними.
– Вот здесь, в первых строках Священного Писания, уже присутствует своего рода ирония, поэтому мое мнение: чувство юмора – это все-таки определенный Божий дар, но важно, как человек этот дар использует. Поэтому здесь надо быть, с одной стороны, осторожным, а с другой стороны, святые отцы нам дают хороший пример, образец того, как благодаря своему юмору они помогали своим ученикам, направляли их на правильный путь, помогали им изменить какие-то жизненно важные решения, пересмотреть их. В том числе они помогают и всем нам, что называется, не «забронзоветь». Когда мы «бронзовеем», мы становимся косными и смотрим на других людей так, как будто мы уже святые, а вокруг нас одни грешники.
Есть такой церковный анекдот. Волк решил покаяться в том, что многих убил в своей жизни. Сначала он пришел к курам, говорит им:
− Простите меня, дорогие мои куры, я так много ваших родичей съел!
− Прощаем тебя, − отвечают куры.
Пошел волк к уткам, также попросил прощения:
– Простите меня, ради Бога!
– Прощаем тебя!
Пришел к гусям:
− Гуси, простите меня, я не помню, ел я вас или нет, но мои сородичи наверняка ели, и за них тоже прошу прощения!
А гусь ему в ответ только шипит и шипит. Волк еще раз просит прощения:
− Ради Бога, прости меня, пожалуйста, ну что ты такой вредный?
Гусь опять шипит и ничего не отвечает. Волк и съел этого гуся. Другие животные пришли и говорят:
− Что же ты сделал, зачем его съел? Он бы тебя простил!
− А что же он шипит на меня, святого? − отвечает им волк.
То есть волк почувствовал уже себя святым и, соответственно, не принял того факта, что кто-то не смог его простить, подумал про него что-то плохое.
Вот чтобы нам не «забронзоветь», нам в том числе нужна самоирония, и тогда мы сможем нормально отнестись к ситуации, когда и над нами кто-то пошутит. Мы по-доброму на это отреагируем.
– Если все-таки, как мы думаем, чувство юмора в нас от Бога, а смехотворство – это грех, то чем смехотворство отличается от здорового юмора? Как их отличить?
– При здоровом юморе в первую очередь человек никогда не переходит в своих шутках на личности. Он может высмеять определенную ситуацию, но никогда не упоминает конкретного человека.
Смехотворство все-таки подразумевает то, что мы шутим со злом, злым умыслом. То есть пытаемся своей шуткой или унизить человека, или зацепить его за что-то больное. И для окружающих это будет смешно, но для этого человека – неприятно. И как только мы почувствуем, что другому это неприятно, − мы должны остановиться.
– Мне кажется, сейчас стало достаточно много православного юмора, в социальных сетях возникли многочисленные группы, где выкладываются различные анекдоты, мемы, связанные с церковной жизнью. Как Вам кажется, здесь чувство меры иногда отказывает людям? Или, наоборот, хорошо, что где-то копится этот православный юмор и люди в грустный час могут к нему обратиться?
– Когда я смотрю небольшие видеоролики, они порой вызывают у меня недоуменное чувство, я с ними не согласен. Но мне очень радостно, что такие вещи вообще появляются. И здесь важен принцип: мы выбираем что смотреть. Если нам это не нравится, причиняет какой-то дискомфорт, то просто надо перестать это смотреть. И я уверен, что есть люди, есть своя аудитория, которой этот контент очень полезен и важен. Я вспоминаю свою церковную и личную молодость – тогда не было ничего подобного, в основном молодое поколение в те годы говорило, что в Церкви все постно, грустно, все запрещено, ни в коем случае никаких улыбок не должно быть, тем более каких-то шуток. И сложился такой стереотип, что православие – это грусть. И ролики, которые сейчас появляются, и православный юмор, которого сейчас достаточно на просторах Интернета, – это как раз борьба с этим стереотипом.
Православие – это радость. Радость духовная в первую очередь, но бывает, конечно, у нас и физическая радость, и это нормально, когда человек улыбается.
Нам в жизни, может быть, радости не хватает и солнышко не так часто светит. От этого мы начинаем немного унывать. Но еще раз говорю: все равно мы должны идти к свету, должны стремиться к тому, чтобы уметь искренне радоваться. Не маску надевать, не играть, а искренне радоваться.
У меня был счастливый момент общения с учеником преподобного Паисия Святогорца − отцом Поликарпом. Мы, паломники, были у него в гостях, общались не более получаса. Он, в принципе, ничего не рассказывал, не проповедовал, он просто сидел с нами за столом, угощал нас кофе, лукумом. Я не помню ни одного его наставления, которое бы он сказал, это был просто разговор на отвлеченные темы. Но у меня в сердце сохранилась та радость, с которой он общался с нами, которую излучал. То есть в том числе и юмор, и радость могут быть не только словесными, но даже вот такими невербальными. От него, как от солнышка, мы получили тепло, свет. И до сих пор это тепло у меня в душе сохранилось, и я всегда вспоминаю его с любовью. Наверное, он перенял это от старца Паисия и передает этот свет другим людям.
Это закон не сохранения, а как раз приумножения духовной энергии. Мы, христиане, призваны делиться. И если радость получили, то как ее сохранить? Надо постараться поделиться ею с другими. И как бы парадоксально это ни звучало, чем больше мы эту радость раздаем, тем больше она в нас приумножается.
Есть замечательная икона Божией Матери Вифлеемская. Это единственная икона, на которой Божия Матерь улыбается. Но раз она есть, раз Православная Церковь ее признает, значит – улыбка допустима.
– Апостол Павел призывал христиан всегда радоваться. В то же время в поучениях святых отцов, во всевозможных проповедях мы слышим постоянный призыв к покаянию, к плачу о своих грехах.
– В жизни всего много. И действительно, есть время радоваться, есть время плакать. Порой мы это путаем и не можем правильно отреагировать на разные жизненные ситуации. Мы не совсем понимаем, что это за плач о грехах, про который у святых отцов читаем. Это не просто наш плач и воздыхание. Мы часто плачем, когда видим какую-нибудь трогательную концовку фильма, например. А плач о грехах – это гораздо более глубокое чувство. И эти слезы, как святые отцы говорят, – дар Божий, когда человек действительно плачет о своих грехах.
Апостол говорит: Всегда радуйтесь. И дальше: Непрестанно молитесь. За все благодарите. И радость здесь подразумевается в первую очередь как радость духовная. Это не значит, что постоянно надо смеяться… Человек иногда должен порадоваться, а иногда подумать о чем-то серьезном. Всему свое время.
Люди спасались разными путями. Люди отличаются друг от друга, и у каждого − свой путь к спасению. Пути Господни неисповедимы. Мы можем видеть человека-весельчака, который с годами, может быть, станет серьезнейшим богословом, а возможно, святым. И мы можем всю жизнь ходить с постными лицами и так и не понять, чего же от нас хотел Господь, каково наше предназначение. Поэтому радость имеет место, и святые порой произносили такие шутки, которые подбадривали их учеников.
В свое время у одного старца спросили, почему брак называют святым. На что он ответил: «Потому что в браке немало мучеников». Вот такой глубокий ответ, жизненный, но в то же время действительно смешной.
Природу смеха полностью мы не можем осознать, понять. Но как и во многих других вещах, есть определенная граница, за которую заступать не нужно, так как это перейдет уже в грех.
Мы ножом нарезаем хлеб, а кто-то может ножом убить человека. Но мы же не можем утверждать, что нож – это плохо. Плох может быть тот настрой, с которым человек этот нож берет. И мы прекрасно знаем, что словом можно поддержать человека, можно направить его на истинный путь, но можно и ранить, практически убить.
И юмор тоже может быть убийственным, мы можем так пошутить над человеком, что нанесем ему душевную травму. Поэтому если чувство юмора у нас от Бога и мы это понимаем и осознаем, то, как и к любому Божиему дару, мы должны к нему трепетно относиться, беречь его и использовать только по назначению.
– Ваше небольшое пожелание для наших зрителей.
– Всем желаю, чтобы в душе была пасхальная радость, чтобы она не заканчивалась отданием Пасхи, чтобы воскресший Господь всегда был с нами!
Ведущая Ольга Бытко
Записала Полина Митрофанова
Беседы с батюшкой. О чем мы просим Бога? Священник Олег Герасимов. 18 июля 2025
Евангелие 18 июля. Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную
Церковный календарь 18 июля. Преподобноисповедник Агапит
Прогноз погоды на 18 июля 2025
Этот день в истории. 18 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!