– Нет, это совершенно не так. Это просто наивно. Мне все время вспоминается сцена из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: на Патриарших прудах, когда там один человек говорил бесу, что их не существует, кончилось это для него плохо. Не верить в существование противника – это оказаться беззащитным перед ним.
Бес точно такая же духовная реальность, как и ангелы. Бесы – это падшие ангелы. Все, что мы с вами говорили об ангелах, их природе, сущности, в равной степени касается бесов, только со знаком минус. Это ангелы, которые восстали против Бога и вследствие этого восстания отпали от Него. И если воля ангелов есть воля благая, со знаком плюс, то воля падших ангелов, демонов есть воля чистого зла, исключительного зла, только со знаком минус.
Ориген говорил о том, что вследствие отпадения от Бога они облеклись в ледяные тела. Ну, наверное, не буквально ледяные, он просто хотел подчеркнуть этим холод смерти, исходящий от беса. Это опять же какие-то образы. В общем-то, они бестелесны, бесплотны. Претерпела ли их природа изменения вследствие отпадения от Бога? Возможно, но мы не можем об этом сказать.
– А у них есть иерархия?
– Из Священного Писания мы знаем об их предводителе. Он назван либо сатаной, либо Люцифером, либо Денницей, либо драконом. Мы знаем о том, что это был высший ангел. Денница – сын зари. Что значит «сын зари»? Как заря предвозвещает явление солнца, так и этот ангел предвозвещал явление Бога. То есть он был первым после Бога, высшим ангелом – Люцифер светоносный. И вот в гордости он захотел быть сам как Бог, и это-то его и погубило.
Он увлек за собой какое-то количество ангелов. Какое, мы не знаем, но, видимо, их немало. А о том, какие еще внутри них существует иерархии, я не знаю. Да, может быть, и никто не знает.
– А какие задачи у бесов? Какие цели они преследуют?
– У бесов одна цель. После того как они были низвергнуты с неба (это символический язык, то есть отделены от Божественной жизни), они обратили все свое внимание на человека. Так вот, человека Бог наделил образом и даже подобием Божьим, хотя это и затерлось после грехопадения. И для бесов человек стал ненавистен, потому что они увидели в нем конкурента. Они увидели в нем то, чего лишились сами. Поэтому после сотворения человека у бесов одна-единственная цель и задача – испортить ему жизнь, погубить его. Все свои усилия на протяжении этих тысячелетий они направляют именно на это.
Сначала они устроили провокацию в раю, вследствие чего Адам и Ева отпали от Бога. А затем уже в нашей земной человеческой истории губили и губили людей, народы, государства и продолжают это делать.
– А как отделить в себе действие собственных страстей, свойственных нам каких-то качеств от влияния бесов на нас? Я сегодня проснулась, не хочу идти на работу. Это потому, что я ленивая, или потому, что бесы на меня действуют?
– Есть хорошая притча-анекдот. Один игумен, обходя Великим постом кельи своих монахов, видит, как один из них на свечке печет яйцо. Игумен, обличая его, говорит: «Ну как же так?» На что монах отвечает: «Прости, отче, бес попутал». После чего является бес и говорит: «Я бы до такого не додумался». Так что отделить наши личные и греховные наклонности от действий бесов, наверное, можно и нужно.
Прежде всего нужно сказать, что бесы не имеют власти над человеком. Вот это важно. Христианин защищен от действия бесов своей верой, благодатью Божией, ангелом-хранителем. Единственное оружие беса против человека – хитрость, обман и коварство. И вот в хитрости, обмане и коварстве они достигли большого совершенства, поскольку тысячелетиями занимаются только этим.
Бесы следят за каждым человеком очень внимательно. Они изучают его характер, его стремления. Они смотрят, как с возрастом меняются его наклонности, в какую сторону. Это примерно так же, как за нами, скажем, следят поисковые системы в Интернете. Набрали вы там что-то, и вдруг вам посыпалась реклама именно об этом. Искусственный интеллект отследил, что вас заинтересовало, и начинает бомбить вас соответствующей рекламой. Примерно так же действует и бес. Только у них интеллект не искусственный, а настоящий.
Как только они видят, что человек начал проявлять стремление к чему-то нехорошему, они тут же начинают подкидывать угля в огонь. Они начинают создавать ситуации, чтобы усугубить это, чтобы втянуть, увлечь человека во грех. И когда это удается, человек действительно падает в грех, распахивает в своей душе дверь, в которую они могут войти, они туда врываются иногда и целой толпой. Состояние такого человека печально. В крайних формах оно называется беснованием. То есть человек стал бесноватым. Он действительно подпал под полное бесовское влияние, но только потому, что дал им в себя войти. Если же человек имеет какой-то духовный опыт, рассудительность, а тем более веру, то у них против него мало что получается.
И еще по этому поводу хотел бы добавить: как бесы обманывают? У них тоже, в общем, всегда одно и то же. Они всегда пытаются выдать ложные ценности за истинные. Ведь человек, каким бы он плохим ни был, все равно имеет какую-то систему ценностей. Вот это он считает хорошим, это считает плохим. И задача беса заключается как раз в том, чтобы вместо подлинной ценности подсунуть ему ценность ложную.
Например, терроризм – яркий пример. Почему террористы взрывают бомбы в метро? Потому, что они искренне уверены, что этим они служат Богу и людям. Правда же? Они искренне уверены, что совершают дело Божие, что борются за свободу определенных народов и так далее. Революционеры почему совершают революции, в результате которых миллионы людей гибнут? Потому, что они абсолютно уверены, что борются за светлое будущее человечества. Это наиболее яркие примеры бесовских обманов, их в богословии называются искушениями. Ну а в нашей частной жизни каждый, я думаю, знает немало таких историй и о себе самом.
– Если у каждого из нас есть свой ангел, значит ли это, что у каждого есть приставленный к нему бес?
– Вполне возможно. Я обычно рекомендую знакомым прочитать замечательную, на мой взгляд, книгу английского христианина Клайва Льюиса. Книга называется «Письма Баламута». Сюжет ее в том, что бес по имени Гнусик, приставленный к одному англичанину в годы Второй мировой войны, пишет письма своему начальнику по имени Баламут, отчеты о том, как он этого англичанина искушает. Это прекрасная книга по аскетике. Читать святоотеческие труды по аскетике очень хорошо, но тяжело, а Льюис читается на одном дыхании. И люди, как вы говорите, не верящие ни в бесов, ни в ангелов, прочитав эту книгу, очень часто меняют свою точку зрения. У них прямо глаза открываются.
– То есть мы не всегда можем отследить, не имея духовного опыта, где все-таки действия наших страстей, а где действия бесплотных сил, светлых или темных.
– Они очень пересекаются. Все-таки страсть – это движение души человека, и оно первично. Но как только эта страсть показалась вне вас и бес ее подметил, он тут же начинает создавать ситуации, когда она может реализоваться, подхватывает ваше первичное греховное движение. Ее, кстати, можно всегда прервать. Опять же в аскетических, святоотеческих трудах это все очень четко прописано.
Как всевается помысел в человека? Кстати, помысел могут всевать бесы. Непонятно. Вот мы с вами занимаемся чем-то, и вдруг приходит какая-то глупая, отвратительная, нехорошая мысль. Откуда она взялась в нашей голове, мы даже не знаем. И можем очень легко ее выкинуть из головы. Переключите свое внимание, откройте Священное Писание, подумайте о чем-то хорошем, и она уйдет. А можем ее развивать. Она становится прилогом.
Такие образы есть в святоотеческой литературе. Человек смотрит на море, увидел точку на горизонте. Увидел, отвернулся – и все. А можно рассматривать. И вот мы уже видим – это корабль. А сколько же там мачт? Вот сколько. А какое же название? Мы уже название можем прочитать этого корабля. А не сесть ли мне туда? И вот мы уже бежим и садимся на этот корабль. А ведь могли отвернуться. Точно так же и с искушением. От него можно отвернуться, его можно понять, а можно им увлечься – и тогда от помысла до совершения греха может быть выстроена четкая дорожка.
– Где граница человеческой воли? Вот в чем воля должна проявиться, чтобы отделить действия бесов? Либо понадеяться на защиту ангела, что он за тебя это устроит, а не ты будешь стараться что-то хорошее сделать в своей жизни. Где человек в этом окружении бесплотных сил?
– Человек в центре. Ни ангел не может спасти человека, если тот не поможет ему в этом, ни бес не может погубить человека, если сам человек не позволит ему это. Человек в центре. А вот куда он направит свою волю? Кого попросит о помощи? К чему склонится? Это как раз выбор самого человека, выбор его конкретной личности и его конкретной воли.
– Если развить эту мысль, защита от бесов состоит в чем?
– Защита от бесов состоит в том, чтобы жить по заповедям Божиим. Это первое. Есть такое понятие «страсть» в богословии. «Страсть» – это славянское слово, переводится как «страдание». Бесы приносят человеку только страдание. Кстати, это еще тоже очень важно. Ведь во всех искушениях, как я сказал, есть ценность, есть приманка. Вот сделай так – и будет тебе хорошо. На самом деле сделаешь так – и будешь страдать. Страдание, страдание, страдание. Повторюсь, бесы хотят только одного – человеческой гибели, человеческого страдания, человеческого несчастья.
Очень интересный момент есть в аскетической литературе. Когда бес склоняет человека ко греху, он пытается убедить его в милосердии Божием: «Простит Бог». А как тот совершил грех, бес начинает говорить ему: «Бог неумолим, Он никогда тебя не простит». Чтобы ввергнуть человека еще и в отчаяние. Поэтому любое действие греха – это страдание, это мучение.
Так вот, «страстный человек» – что это означает? Во-первых, это страдающий человек. Почему он страдает? Потому, что его мучает грех, а вместе с грехом его мучает бес. Почему человек не может взять и изменить ситуацию? Потому, что воля его уже повреждена страстью, она ослаблена. Какое точное терминологическое понятие – раб греха. Не хочу грешить, понимаю, что несчастен от этого. Очень часто алкоголики, наркоманы понимают, что они гибнут. Гибнут! Воля человека ослаблена, а можно сказать – уничтожена. Раб греха, им владеет страсть. Как он дошел до этого состояния? А начинается с малого, с того, что не живешь по заповедям Божиим. И потихонечку грех становится привычкой. Аскетическая литература употребляет термин «навык». Нам понятно слово «привычка». У меня вот такая привычка, я к этому привык. Так вот, задача человека, если он не хочет дойти до такого состояния, вырабатывать в себе хорошие привычки, благие навыки, а дурных избегать.
– По традиции нашей программы скажите небольшое пожелание для наших зрителей.
– Пожелание здесь, конечно, только одно: чтобы со всеми нами всегда были наши ангелы-хранители, а бесы обходили нас стороной.
Ведущая Ольга Бытко
Записал Максим Заливакин
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!