Я столкнулась с тем, что многие люди, которые считают себя верующими и даже бывают в церкви, к ангелам и бесам относятся как к какой-то церковной нечисти, грубо говоря. Я застала такой диалог. Женщина сказала своей маленькой внучке, которая поделилась с бабушкой, что боится бесов: «Как же так? Ты же вроде бы христианка и не должна верить во всякую нечисть, а тем более ее бояться». И девочка осеклась, она не нашлась что ответить.
Действительно ли существуют эти бесплотные силы: ангелы и бесы? Или, может, это просто взято из церковного фольклора?
– Нет, это не церковный фольклор. Это действительно реальные духовные сущности, о существовании которых нам говорят и Священное Писание, и Предание Церкви. А то, что часть наших прихожан почему-то относится к этому с некоей насмешкой, – это влияние рационалистического христианства. Они воспринимают христианство как набор моральных заповедей, некую школу жизни, но именно земной, физической. А все, что выходит за границы физики в мистику, для этих людей почему-то не существует и считается каким-то нереальным, средневековым, странным, выдуманным. Это неправильно, это не церковные традиции.
– Кто такие ангелы?
– Ангелы – это бесплотные духовные существа, сотворенные Богом и населяющие собой ту область, которая в Священном Писании условно называется небом. Конечно, это не астрономическое небо. Это область метафизического бытия, выражаясь языком философии.
– Существует ли у ангелов какая-то иерархия? Откуда у людей вообще появились знания об ангелах?
– Наши знания об ангелах базируются на тех местах Священного Писания (Ветхого и Нового Завета), где говорится об их явлении людям. А также на некоторых святоотеческих произведениях, относящихся к так называемому мистическому богословию. И прежде всего это книга «О небесной иерархии» священномученика Дионисия Ареопагита.
– Это же рассуждения богослова, а не какое-то откровение, явленное человеку?
– Дело в том, что богословие – это не только рационализм, схоластика, аристотелевский метод, приложенный к Священному Писанию. В богословии всегда присутствует личный духовный опыт богослова. И только это можно назвать подлинным богословием.
– Получается, о том, что ангелы существуют, мы знаем из опыта…
– Совершенно верно. Из опыта конкретных людей, имевших какие-то откровения, общение с этими ангелами.
– Почему ангелы делятся на разные виды?
– Не знаю. И сам Дионисий Ареопагит пишет о том, что в точности количество, имена и служение ангелов известно одному Богу. Конкретно в иерархии ангелы представляют из себя три триады. Это, конечно, символическое число (триада – это всегда символ совершенства, как и Святая Троица). И эти три ангельские триады прежде всего символизируют совершенство ангельской природы и совершенство и гармонию их служения и отношений с Богом.
– Ангелы-хранители – это какой-то отдельный ангельский чин?
– В иерархии Дионисия Ареопагита это последний, девятый чин ангелов. Они, собственно, так и называются – ангелы. Это как раз те, которые непосредственно общаются с людьми.
– Ангел-хранитель у каждого человека свой собственный?
– Видимо, да. Мы не знаем всего этого до конца. Но кто-то из отцов Церкви писал, что количество ангелов – это мириады мириад. Оно в несметные разы превосходит количество людей. Помните известную евангельскую притчу о заблудшей овце, в которой пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну потерявшуюся? Иногда притча толкуется так, что одна овца – это все человечество, а девяносто девять овец – это ангельский мир. Ангелов намного больше, чем людей. И это позволяет нам предположить, что у каждого человека точно есть свой (а может быть, даже и несколько ангелов).
Есть очень примечательный эпизод из жития святого Василия Блаженного Московского, Христа ради юродивого, когда он ходил по Москве и кидался камнями в дома, где жили хорошие, благочестивые люди. А к домам, в которых жили грешники, он подходил и целовал их стены. И когда люди попытались узнать, что же он делает, он объяснил, что в домах, где живут благочестивые люди, бесам нет места. Они жмутся к углам дома на улице, в них-то он и швыряет камни. А в домах, где живут грешники, нет места ангелам, они с печалью стоят вне их стен, и к ним он подходит и целует их. Исходя из этого можно предположить, что в каждом доме есть не один ангел и не один бес, в зависимости от того, какие люди в нем обитают.
– А когда человек умирает, оставляет земную жизнь, что происходит с его ангелом?
– Из Церковного Предания и опыта людей, переживших клиническую смерть, мы знаем, что человеческую душу подхватывают и несут, но в одном случае – ангелы, а в другом случае – бесы.
– В молитвах мы достаточно часто обращаемся к ангелам. Есть даже отдельный канон ангелу-хранителю, который мы читаем перед причастием. То есть человек может и должен со своим ангелом как-то взаимодействовать? Как ангел влияет на его жизнь? Может ли человек его чем-то отогнать?
– В Священном Писании и богословии очень важны имена ангелов, потому что они обычно отражают суть их служения. «Ангел» переводится как «вестник». Служение этих сущностей в том, чтобы возвещать человеку волю Божию. Как они это делают? Иногда напрямую (мы такое встречали в Священном Писании), иногда во сне, иногда через какие-то события, людей, книги, которые вдруг приоткрывают человеку ответы на какие-то вопросы, что он должен сделать, а чего не должен делать. Иногда они действительно отводят от человека внезапную смерть, и многие люди это ощущают. Допустим, летела вниз сосулька – и пролетела мимо. Человек шагнул – а за ним тут же провалился лед на реке и так далее. Как он остался цел? Случайность? Может быть, случайность, а может, это действительно ангел уберег этого человека и спас его.
Если человек живет не так, как ждет от него Бог, то, наверное, это опечаливает его ангела. И он, сколько может, борется за человека, подает ему знаки и вести, что нужно менять свою жизнь. Если этого не происходит, наверное, ангел вынужден отступить от человека, но все равно стоять где-то, как в рассказе Василия Блаженного, за стеной дома и с болью в сердце ждать, не обратится ли этот человек к покаянию, не изменится ли его жизнь.
Очень важно здесь все-таки понять, что ничего механического, а тем более магического в Церкви не бывает. Иногда спрашиваешь у людей на беседах перед крещением, зачем они хотят крестить ребенка. И один из типовых ответов: «Чтобы у него был ангел-хранитель». Ангел здесь как некая страховка от всех несчастных случаев, которого дали ребенку в руки, как воздушный шарик, и он всегда с ним летает.
Но не бывает все так механически. Между человеком и ангелом-хранителем должна быть связь: взаимопонимание и то, что мы называем дружбой, общностью идей, взглядов, интересов, стремлений. И тогда, наверное, происходит их подлинное общение. А если этого нет, как можно предполагать, что ангел, как какая-то страховка, будет хранить человека, несмотря на то, как он живет. Мне кажется, так вряд ли бывает.
– Если это проецировать на нашу жизнь, имея возможность решить вопрос непосредственно с руководителем, вряд ли мы будем обращаться к курьеру, заведующему отделом, а обратимся к руководителю напрямую. Мы, христиане, в молитвах имеем возможность обратиться ко Христу, Святой Троице, Богородице. Почему нужно обращаться к ангелу-хранителю? Очень много существует молитв с обращением к нему. И чем отличается обращение к нему от обращения, например, к Спасителю?
– Обращение к ангелу-хранителю точно такое же, как и обращение к любому святому. И почитание ангелов идет в том же русле, что и почитание святых. Вы сейчас озвучили типично протестантскую точку зрения, в которой святых не почитают и считают, что надо обращаться напрямую к руководителю. Но, честно говоря, наш земной опыт людей показывает, что все-таки удобнее и к руководителю обратиться через хорошего посредника. И именно этот опыт отражен в молитвенном предстательстве святых, в нашем почитании святых не только как примеров христианской жизни, но и как ходатаев о нас перед Престолом Божиим. И ангелы – точно такие же ходатаи.
К тому же, что уж греха таить, часто нам бывает стыдно к Богу и глаза-то поднять. И мы просим за нас попросить, чтобы самим не показываться Ему на глаза со своими грехами. Если есть кому попросить за нас – пусть попросит. Именно этот психологический момент является основанием для почитания святых и ангелов в том контексте, о котором Вы спросили.
– Ангелы – силы бесплотные. А почему тогда на иконах их изображают в человеческом обличье, а не в виде цветка или животного?
– Это действительно хороший вопрос. И в отличие от предыдущих, которые относятся к области Предания, он решался на VII Вселенском Соборе. Это Собор против ереси иконоборчества в защиту святых икон. В частности, там был поднят вопрос о возможности или невозможности изображения на иконах ангелов. Во-первых, ангела нельзя изобразить в виде цветка или животного, потому что это будет ложь. Он не цветок и не животное, поэтому такое изображение сразу отпадает. А вопрос изображения того, что бесплотно, действительно серьезный.
Почему в Ветхом Завете Бог был неизобразим? Потому, что Его нельзя изобразить. А почему Он изобразим в Новом Завете? Потому, что Он стал Человеком. Относительно ангелов можно сказать, что они бестелесны, но не бесприродны. У ангелов есть природа. Какова она – мы толком не знаем. Отцы используют для этого термин «тонкая природа», не физическая. Это не значит, что ее нет.
Мы с вами сейчас не видим воздух, однако он есть. У ангелов тоже тонкая природа, поэтому они изобразимы, поскольку ее имеют. Все, что имеет природу, может быть изображено. Другое дело, как ее изобразить. На поздних иконах XVIII–XIX веков, когда в иконописи присутствовал стиль барокко, классицизм, очень часто можно видеть ангелов как румяных младенчиков вроде амурчиков или как воинов в доспехах с пламенеющими мечами.
Лично мне это не очень подходит. Я считаю идеальным изображение ангелов на иконе Рублева «Спас в силах». Она изображает Второе Пришествие Спасителя во славе, в окружении Сил воинств Небесных. Спаситель на этой рублевской иконе прописан очень четко в Своем человеческом естестве, а ангелы – полупрозрачными белыми штрихами. Они еле угадываются, но их видно. Преподобный Андрей Рублев своим духовным опытом выразил в этой иконе, как он понял, возможность изображения бестелесных, но природных ангелов.
– Участвуют ли ангелы в богослужении и как?
– Участвуют, и об этом нам говорят сами богослужебные тексты: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат», это воспеваем мы во время Великого входа на литургии Преждеосвященных Даров. То есть сама литургия, совершаемая духовенством, совершается невидимо и сонмом ангелов, находящихся в алтаре.
Или на литургии Иоанна Златоуста на малом входе священник молится, чтобы «входу святых ангелов быти», чтобы вместе с духовенством в алтарь вошли святые ангелы для сослужения Богу вместе с людьми. Часто в житиях святых можно увидеть, что тому или иному святому видимым образом сослужил на литургии ангел. Святой видел его стоящим рядом с собой у престола.
– Если немного подытожить тему ангелов, можно сказать, что они – не церковный фольклор, а реально существующие силы. Что мы знаем об ангелах? Я вот думаю, что могла бы та девочка, которой бабушка сказала, что она верит во всякую нечисть, ей ответить? Что мы о них знаем? Во что мы верим?
– Ребенку, который действительно очень нуждается в защите взрослого (мамы, папы, бабушки, дедушки), конечно, нужен ангел-хранитель. И разумная бабушка обязательно бы это использовала и сказала бы девочке, что рядом с ней всегда есть тот, кто ее защитит, даже когда она спит или ей страшно. Она всегда может в молитве обратиться к ангелу-хранителю, поскольку он всегда рядом с ней, и ей никогда не должно быть страшно и одиноко с ним. Ребенок это воспримет настолько радостно и благодатно, что каждый раз будет засыпать с улыбкой, потому что рядом у кроватки стоит ангел. Это очень хорошо.
Ведущая Ольга Бытко
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!