В студии митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.
– Вот и закончился пасхальный период, но впереди еще Пятидесятница, впереди лето. А это значит, что, с одной стороны, мы можем подвести итоги, а с другой – поговорить о том, что нас ожидает. И ответить на ваши вопросы.
Начнем с вопроса от Ларисы, который вызвал широкую дискуссию в социальных сетях. «Один из моих оппонентов упрекнул меня словами апостола Павла: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить (1Кор. 14, 34). (Кстати, этим оппонентом был священник, имя которого мы называть не будем.) Что он имел в виду? Молчи, не смей выражать свое мнение, потому что женщина в церкви должна просто находиться и ничего особо не говорить? В ответ на вопрос: «А вы можете что-то говорить?» – он сказал: «Ну конечно, я же мужчина».
Ларису это возмутило и вызвало определенного рода сомнения. В свою очередь она обратилась с этим вопросом к нам и интересуется, насколько женщина имеет право выражать свое мнение и где границы допустимого.
– Во-первых, соцсети – это не Церковь, не храм. Среди наших активных прихожан очень много женщин, которые получают богословское, теологическое образование. И в дискуссиях они должны участвовать как полноправные члены Церкви. А здесь, видимо, у священника не хватило аргументов, и он привел цитату апостола Павла, которая в данном случае совсем не к месту. На мой взгляд, это абсолютно недопустимо, потому что все верующие, все прихожане, все, что являются последователями Христа, приняв крещение, дав обет верности Богу, являются членами Церкви.
– Есть ли какие-то особые служения женщин в Церкви?
– Конечно, есть. Они трудятся преподавателями семинарий, факультетов теологии, многие женщины-катехизаторы, получив образование, готовят людей к принятию таинства Крещения. В советский период были женщины-алтарницы, пожилые девы, монахини. Тогда, в годы гонений, мужчин в храмах практически не было, только в алтаре были священник и дьякон, да один-два прихожанина. А все остальные послушания выполняли женщины; как правило, пожилые. В советский период на их хрупких плечах лежало дело спасения Церкви от полного разрушения.
Роль женщины очень велика. Если кто-то в этом сомневается, то может посмотреть на Богородицу, родившую нам Спасителя. Господь воплотился через Пресвятую Богородицу, представительницу женского пола, настолько Она была чистой.
– Мы понимаем, что люди, которые приходят в храм, должны быть скромно одеты, соответствующе себя вести. Есть ли в данном случае какие-то предписания, предпочтения, советы о том, как человеку одеваться, как выглядеть?
– Для чего мы приходим в храм? Помолиться, получить что-то для души, сконцентрироваться на своем внутреннем состоянии. Если для нас важно пообщаться с Богом, то мы должны одеться прилично, аккуратно, чтобы не выглядеть вызывающе, чтобы не отвлекать на себя внимание. Главное в храме – молящаяся душа, наш разговор с Богом. Если мы одеваемся вызывающе, то мы просто хотим обратить на себя внимание. Значит, мы приходим в храм не для того, для чего нужно. Надо выглядеть прилично. Если мы будем растрепанными, лохматыми, также будем отвлекать на себя внимание других.
Мы пришли пообщаться с нашим Небесным Отцом, приобщиться Тела и Крови Христовых. Для этого литургия и была установлена Спасителем. Если мы поставим вопрос так, то сразу все станет понятно.
Но к людям, которые впервые пришли в храм, конечно, нужно отнестись со снисхождением, с пониманием, потому что они пришли к Отцу. И даже если они пришли со своими какими-то нехорошими привычками, они должны почувствовать, что пришли туда, где их встречает любящий Небесный Отец. И прихожане должны относиться к ним с пониманием, с терпением. У нас, к сожалению, бывает так, что мы готовы сразу человека обругать, а человек выйдет – и больше никогда не захочет прийти в храм. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Человек, потенциальный прихожанин, сын или дочь Небесного Отца, заходит в храм по какой-то причине. Может быть, он зашел случайно, но остаться здесь может навсегда. И от того, как его встретят, будет зависеть, останется или нет.
– Павел Сергеевич задал нам такой вопрос: «Десять-пятнадцать лет назад с неистовым рвением знакомые пришли в Церковь, начали поститься, молиться, исполнять все правила, каноны. Время прошло, и они уже говорят, что поститься – это только для монахов, молиться – это только по желанию. Так, может, и крестик носить не так обязательно? И тут возникает вопрос: что нам исполнять обязательно, а что, так скажем, излишне?»
– Вернемся к началу вопроса. Люди пришли в Церковь и стали исполнять все, что положено. А что они начали исполнять? Вычитывать правила? Поститься и соблюдать диету? Или, может быть, они начали с разумением исполнять заповедь о любви? Скорее всего, они следовали форме, а не содержанию. Форма, конечно, нужна, но без содержания она теряет всякий смысл. Если не было содержания, то не было самого главного – любви. И если пост понимался только как диета, то, конечно же, человек потом просто пришел к выводу, что это ничему не помогает, потому что в его жизни нет самого главного – нет любви, нет Христа.
А если человек пришел с болью, то он понимает, что духовная жизнь – это гораздо более глубокое состояние, нежели простое выполнение внешних правил. Но мера должна быть. Человек, когда приходит в храм, должен как-то стараться соответствовать принятым нормам, с уважением относиться к традициям, но надо понимать, что без содержания никакая форма не поможет. Если человек следует содержанию, то он обязательно и форму будет соблюдать.
– Вопрос от нашего подписчика: «Усопший человек был православным, крещеным, но в церковь не ходил, толком не молился, не причащался. Можно ли за него подавать записки, ставить свечи в храмах?»
– Если человек, подавая записочку за усопшего крещеного, но нецерковного человека, просит Бога о милости и сам молится о нем, польза может быть. А если человек просто подает записку, а сам не молится, то может ее и не подавать, всякий смысл теряется. Мол, я пожертвовал, вы там молитесь, а мое сердце в стороне… Это, мне кажется, может быть даже вредно.
– Как быть, если человеку кажется, что он утрачивает свою веру, что полной веры у него нет? Что ему предпринять?
– Вера предполагает сомнения, потому что человек верит в то, что не видит. Если вы говорите о полной вере (или правильно сказать: об уверенности, о знании), то это уже не область веры, это область знания. А область веры подвергается сомнению, испытанию. Человек, который ищет, рано или поздно все равно столкнется с сомнениями, потому что враг рода человеческого не дремлет. Это нормальное состояние, когда человек чувствует оскудение веры в какой-то момент. Потому что Господь не просто так посылает испытания человеку, а чтобы укрепить его веру. И когда приходят испытания, человек часто укрепляется в вере.
Когда случается беда, человек сразу прибегает к Богу. Когда все хорошо – начинает сомневаться. Есть такие понятия: эпистемия – теоретическое знание; и гносис – опытное. Когда мы начинаем постигать знание опытное, этот процесс должен быть постепенным, иначе все будет поверхностно. Знание должно быть опытным. А вера – это область сердца.
– Что Вы считаете наиболее острым, актуальным и серьезным вызовом для человека и общества в современной культуре, современной цивилизации?
– Самым большим вызовом является, на мой взгляд, то, что люди вообще перестали думать о смысле жизни. Дьявол убедил людей в том, что нет ни его, ни Бога. И люди живут просто как биологические существа, как животные, то есть не задумываются о вечности.
– Еще коснемся такой проблемы, которую сформулировала в своем вопросе Елена. Речь идет о братоубийственном противостоянии, вызванном страшной деятельностью западных политиков. И когда она анализировала Ваши проповеди, ей показалось (а может быть, и не показалось), что конфликты, войны, противостояния имеют под собой такое духовное преступление, как, например, совершение абортов. Люди совершают аборты, а следствием их являются беды там, где их не ждали. Действительно ли это так?
– Скажем так, не только аборты. Наше общество находится в состоянии духовного кризиса. Сейчас говорят о том, что огромное количество людей убивают из-за этого конфликта, который идет по большому счету между Россией и западными странами (но при этом руками украинцев, если так можно выразиться). Родину защищать – это наша необходимость, обязанность, и тут нет злой воли и желания человека просто идти и убивать других людей. А совершая аборт, родители убивают своих детей только по причине того, что им этого ребенка не хочется.
Недавно прочитал, что какая-то девочка родила ребенка, ее сожитель отнес его в лес, и ребенок умер. Все начали возмущаться, привлекать ее к ответственности. Конечно, это надо. Но ведь аборты, которые делаются в таком громадном, космическом количестве, – это то же самое, что сделала она. И почему-то у нас принято считать аборты в большинстве своем нормой, правом женщины. Так, значит, и это – право женщины. До рождения убивают или после рождения – это сути не меняет. Если человек настолько извращен умом, что считает нормой смерть своего ребенка по свободной воле, по своему желанию, тогда на что обижаться? Я еще раз выскажу свое мнение, что это ненормально. Если люди считают это нормой, тогда удивляться нечему. И еще гораздо большие беды могут произойти, и не потому, что Бог нас наказывает, а потому, что мы сами их на себя навлекаем.
– В этом году у нас продолжает свою работу православный детский лагерь «Солнечный». Что-нибудь изменится в программе этого года? Может быть, есть какие-то пожелания к родителям, к самой организации этого важного дела?
– Изменится количество детей в смене. В этом году за три смены у нас должно отдохнуть больше 400 детей. Что пожелать? С пользой для души провести это время детям, которые приедут в лагерь отдыхать. Они не просто отдыхают и занимаются интересными делами, они участвуют в богослужениях. Вы знаете, по итогам прошлого года мы уже многих детей крестили. Пришли дети некрещеные, и за время смены в лагере они пожелали креститься. То есть они увидели, что церковная жизнь не является какой-то отсталой, скучной, как многие себе представляли. Она очень интересная. Да, они в течение смены не пользуются телефонами, но потому, что времени нет, они все время заняты. Они живут, они играют, у них день расписан, он очень насыщенный.
Если вы бывали в лагере, то видели, насколько у детей радостные лица и горящие глаза, насколько они наполнены жизнью. Они всегда активно участвуют во всех мероприятиях, и даже когда стоишь на сцене и задаешь им вопрос – они хором отвечают. Настолько дружная семья создается за эти три недели смены. И поэтому я желаю, чтобы все, кто приедет в лагерь «Солнечный», получили много пользы для души, ума и, конечно, отдохнули физически. И потом, памятуя о своем пребывании в православном лагере, продолжили ходить в храмы, жить настоящей, полной христианской жизнью.
– Владыка, спасибо большое за ответы, комментарии, размышления. Что Вы пожелаете нашим зрителям?
– От всей души желаю всем быть достойными высокого звания человека. Потому что человек является носителем образа Божия.
Ведущий Михаил Орлов
Беседы с батюшкой. О чем мы просим Бога? Священник Олег Герасимов. 18 июля 2025
Евангелие 18 июля. Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную
Церковный календарь 18 июля. Преподобноисповедник Агапит
Прогноз погоды на 18 июля 2025
Этот день в истории. 18 июля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!