Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием

24 апреля 2023 г.

– Сорок дней, от праздника Пасхи и до праздника Вознесения Господня, мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» Но представьте, что мы сейчас выйдем на улицу, встретим знакомого и поприветствуем его словами: «Христос воскресе!» Или придем на работу и скажем коллегам – «Христос воскресе!» Я думаю, будет удивление, потому что эта древняя христианская традиция приветствовать друг друга пасхальным возгласом уже как-то подзабыта. Нам скажут, что Пасха-то уже прошла, Светлая седмица прошла, мы уже куличи съели, всех навестили. И из нашей души эта пасхальная радость постепенно, к сожалению, уходит. Можно и нужно ли удержать в нашем сердце эту пасхальную радость? И как это сделать?

– Если ответить коротко – и можно, и нужно. Что касается реакции удивления на приветствие: «Христос воскресе», – я с Вами тут не соглашусь. Даже в нашем секулярном обществе, когда говоришь громко: «Христос воскресе», то все отвечают – «Воистину воскресе!» Где-то глубоко, в генетической памяти, это в людях осталось.

Что касается того, что мы по своей суетливости перестаем чувствовать чистую пасхальную радость, она как-то заветривается, то да, мы привыкаем к хорошему быстро и потом уже не ощущаем той радости. Но Пасха – это не просто календарное событие, это событие вечное, которое свершилось в жизни всего человечества, изменило ход человеческой истории и судьбу людей в итоге. И если мы умираем со Христом для греха, то  должны совоскресать каждый день со Христом для жизни вечной.

Другой вопрос – мы бываем в разном настроении, с разным самочувствием, в разной обстановке, мы люди, мы Церковь воинствующая, и мы все равно находимся в состоянии борьбы. А самая тяжелая борьба – это борьба с самим собой. Проще победить внешнего врага. Самый сложный враг – тот, который у нас внутри, наша гордыня, наша суетливость. Если мы будем видеть в другом человеке образ воскресшего Господа, то нам будет проще чувствовать пасхальную радость. Ведь преподобный Серафим Саровский эту радость чувствовал своей душой, своим сердцем, потому что он в людях видел в первую очередь Христа. Он не просто вел себя так из вежливости, он говорил то, что чувствовал. И мы все, люди, призваны к этому.

Наша конечная цель – умереть для греха и воскреснуть для жизни вечной. А жизнь вечная – это не просто то, что ждет нас за гробом, это целый необъяснимый пласт чувств, который человеческий разум не может постичь и человеческое сердце не может воспринять, только лишь отголоски. Любовь к музыке и поэзии словами выразить тяжело, но есть некое восторженное чувство в душе, неописуемое. И Сам Христос, Его любовь – это глубочайший, непостижимый мир. И человек, когда будет пребывать в вечности,  бесконечно будет развиваться, и предела этому развитию нет. Это не так, что мы закончили земной путь, попали в какое-то комфортное состояние – и застыли в нем. Если человек во время земной жизни развивается, то он продолжит развитие и там. А если человек деградирует в течение земной жизни, то большой вопрос, что там его ждет. Будет ли способна его душа к развитию, будет ли у нее такой навык? Или она окажется вне Бога и эта деградация продолжится в месте, где нет Бога, то есть в руках врага рода человеческого. Пасхальную радость, конечно, нужно сохранять.

– Но как? Чем подпитывать себя?

– У нас есть богослужения. На каждом богослужении вспоминаются страдания Христовы, Его смерть, Его воскресение. У нас есть молитвы утренние и вечерние, Священное Писание, множество святоотеческой литературы. Нужно уметь видеть начало Божие везде: в творчестве, природе, погоде – где угодно. Но есть и те, кто предпочитает видеть только плохое. Действительно, этот мир разнообразный, и человек не может пребывать все время только в состоянии восторга, он все равно находится в состоянии борьбы. И часто, как результат этой борьбы, приходит состояние удовлетворения, радости, восторга. А иногда, бывает, приходит радость просто так, причины для нее вроде никакой нет – а на душе становится тепло и светло. Это веяние горнего мира, и оно время от времени приходит в сердце человека даже без каких-либо причин.

Мы живые люди, мы находимся в историческом процессе от рождения до смерти. И до последнего удара нашего сердца мы все равно будем периодически находиться в состоянии борьбы, с самими собой в первую очередь.

– Прошел Великий пост, прошла Пасха, и мы возвращаемся к своей прежней жизни, к привычным сериалам, мы ходим в гости, ездим на дачу, готовим шашлыки. Мы себе позволяем все то, что во время поста себе позволить не могли. И радуемся тому, что вернулись к прежней жизни, теперь нам все можно. Не грешно ли радоваться этим плотским удовольствиям, если 40 дней поста мы себя держали в узде?

– Что значит – все можно? Если все можно, то так можно далеко уйти. Апостол Павел говорит: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Люди должны чувствовать радость общения, выезжать на пикники, можно посмотреть хороший фильм, полезный. А можно посмотреть фильм, где одно насилие, смерть, где призыв ко всему нечистому. Человеческое сознание очень легко воспринимает то, что связано с низменными инстинктами. Можно и в Пасху так нагрешить, и во время поста наше сознание может  что угодно себе позволить, и безо всякого фильма. Нужно во всем иметь меру, делать так, чтобы не вытолкнуть из души желание молитвы и богообщения.

– А можно себе самому сказать: «За время этого поста я чего-то достиг»? Можно вообще размышлять на эту тему?

– Я думаю, что можно. Но это не я достиг, а Господь мне помог этого достичь, мы вместе с Господом смогли это сделать. Надо помнить, что если ты сказал: «Это я смог», то твое достижение обречено на провал, это аксиома. Но я не согласен и с тем, как некоторые патерики, святоотеческие учения нам говорят, что мы должны только себя корить.

– Но святые так и жили.

– Они действительно такими себя видели, Господь им это открывал, и они могли это понести. Митрополит Антоний Сурожский рассуждает на эту тему, он говорит, что можно и нужно видеть то хорошее, что в нас есть. Например, читаем мы Евангелие. Какие-то места нас не трогают, прочли  и прочли, а какие-то берут за душу. Можно ковыряться в себе и искать только грязное, но можно ведь найти и что-то хорошее. И если получилось достичь чего-то хорошего, то нужно это хорошее в своей душе возгревать и расчищать от плохого. А если мы будем видеть только плохое, то можем впадать в уныние, в состояние депрессии. А уныние – это страшное состояние, когда у человека такая апатия, что он ничего не может. И некоторые люди идут на суицид в таком состоянии. Надо видеть хорошее, надо видеть участие Бога в нашей жизни.

Чем христианин должен отличаться от нехристианина? Христианин даже в самой скверной, плохой ситуации должен видеть свет и воспринимать все в своей жизни через призму воли Божией, как то, что это послано ему Самим Богом.

– Такой личный вопрос. Вы с детства в храме, воспитывались в религиозной семье, а когда Вы за красотой этого праздника Пасхи поняли, осознали глубокий, вечный смысл этого великого события? Вы не могли бы вспомнить свою первую осознанную Пасху?

– У каждого человека живая встреча с Богом в какой-то момент происходит. У меня этот момент осознанности наступил тогда, когда я учился на втором курсе духовного училища, я читал тогда дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». И в какой-то момент я почувствовал какую-то близость к нему, у меня было ощущение диалога с отцом Иоанном. Я приходил на службу и каждое слово, каждую стихиру, каждую ектению  ловил как что-то сокровенное. Тогда, в тот момент, начался серьезный перелом, сближение с Богом. Такое настоящее христианство должно быть у каждого человека. Кто-то в раннем детстве это почувствует, кто-то в юношестве, а кто-то – в глубокой старости.

– А есть люди, которые вообще этого так и не почувствуют.

– Человек – свободное существо. Мы еще находимся в состоянии Пасхи и слышим слова святого Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи о том, что Господь призывает всех прийти в радость Господа: и тех, кто с утра пришел, и тех, кто пришел в последние минуты, – все призваны, все имеют возможность в любое мгновение начать жить полной жизнью. У нас есть два примера – это разбойники на кресте, оба преступники. Один воспринял в какое-то мгновение слова Христа, они его потрясли, и наступило его внутреннее изменение. А второй так и продолжал глумиться. Вот свобода человека.

– Значит, одного Господь призвал, а другого – не призвал?

– Господь призывает всех. Другой вопрос, что человек не открывает двери своего сердца. Господь заходит туда, где его ждут, где открывают ему дверь. Ни к кому Он насильно не заходит. Стучит в двери через голос совести, через эмоции, через горестные обстоятельства. И если человек открывает двери своего сердца, то Господь заходит.

– А ручка от двери с нашей стороны.

– Да, ручка с нашей стороны.

– Вернемся к нашему пасхальному периоду. До Троицы мы молимся, не вставая на колени. Но ведь жизнь не остановишь, у кого-то в эти дни, может, произошла какая-то печаль, умер близкий человек, какие-то страдания настигли – и он приходит в храм помолиться, ему хочется помолиться именно коленопреклоненно. Не грех ли это?

– Что такое грех? Грех – это то, что для нас вредно. Если человек встанет на колени, то он точно не согрешит. Но в первую очередь должны быть преклонены сердце и душа.

– Я на днях видела, как женщина в храме встала на колени, а другая буквально кинулась к ней со словами: «Встань, так нельзя!»

– А вот это уже превратно понятое православие. Надо было подойти и обнять, спросить, может, ей тяжело и нужно помочь. Люди думают, что они защищают Бога, а на самом деле они наносят вред тому, кто, быть может, первый раз зашел в храм.

Вот история про митрополита Антония Сурожского. Один раз у него была очень короткая и очень жесткая проповедь, когда он сказал людям, стоящим в храме, о том, что накануне в храм пришла женщина в брюках, встала на колени и плакала. Ее начали ругать, тогда она встала – и ушла из храма. И митрополит Антоний сказал тем, кто ругал эту женщину: «Молитесь за нее до конца ваших дней! Если она не придет в храм – грехи ее будут на вас».

– Всегда радоваться – это как? Или все-таки надо находить время и для плача, для печали? Что такое христианская радость, которая должна нас все время сопровождать?

Должна, да не обязана. Это во многом зависит от нас, от нашей натуры. Но тот, кто радуется, должен поддержать того, кто не может радоваться, должен плечо подставить в тяжелую минуту. А есть люди, которые внешне проявляют сдержанность, кажется, что они не умеют радоваться, а внутри у них может быть глубокий внутренний мир, который дает им огромное утешение.

Есть среди наших прихожан, зачастую пожилых женщин, такие, на которых смотришь – а у них глаза светятся. Такая женщина, может, особо и не улыбается, не проявляет эмоций, но от ее души просто идет свет, видно, что этот человек пребывает в Боге.

Я наблюдал такую картину еще в детстве, в юности, когда видел сидящих у подъезда бабулек. Среди них были те, которые ходят в храм, и те, которые не ходят. И видно: одни сидят спокойные, у них умиротворение на лице и в душе, а у тех, которые не ходят в храм, не веруют, на лице и в мыслях суета, они понимают, что жизнь их заканчивается, и этот страх просто читается в их глазах.

У меня дедушкина сестра долго умирала, болела, и когда я приехал к ним, уже будучи священником, от нее только кожа да кости остались, но при этом какая-то внутренняя пасхальная радость была у нее на лице. Это праведный человек, который молился, находил время в течение земной жизни для общения с Богом. И у нее даже после смерти эта радость на лице осталась. А если человек грешил, то всегда его душе перед уходом из жизни бывает очень тяжко.

Радость не означает, что надо скакать и прыгать, к свету идяху Христе, веселыми ногами. Есть время, когда нужно просто созерцать. Тот же владыка Антоний говорил, что человек к концу жизни не должен гореть, но должен светить.

– Как подольше сохранить в себе эту пасхальную радость, к которой мы так стремились, так долго шли?

– Я бы сказал, что ее надо сохранять всегда, а не на какое-то время, потому что это вечное состояние для нас – воскресший Христос. А если мы будем отводить себе на эту пасхальную радость лишь какой-то период, какое-то время, то завтра вычеркнем это событие из жизни – и забудем. Надо всегда помнить о том, кто мы такие, какой ценой имеем спасение и какую радость нам дает Господь. Надо уметь ограничивать себя от того, что нас будет разлучать с радостью богообщения. Если мы позволяем себе лишнее, то просто нарушаем эту живую связь с Богом и подлинной радости не чувствуем. А если  хотим испытывать радость, то нам надо научиться не позволять себе того, что эту радость обрывает.

Ведущая Ольга Стрелкова

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 20 мая: 09:05
  • Среда, 22 мая: 00:30
  • Суббота, 25 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать