Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Николай Яковлевич Лапин, краевед:
– Мы с вами находимся в храме села Перевозное, которое известно с конца XVII столетия. Основали его крестьяне Осинского монастыря, которые сюда переселились на границе XVII–XVIII столетий. Как правило, эти жители носят фамилию Попов, то есть это тот, кто жил у монахов.
А в XVIII веке здесь стали селиться люди по фамилии Казанцевы, так как они пришли со стороны Казани. Это были старообрядцы, поэтому и первый храм здесь был единоверческий, но в конце XIX века православные христиане обратились с просьбой в Синод об открытии своего каменного храма. Десять лет строили эту церковь, и получилось так, что даже в советские годы храм Вознесения Господня оставался одним из немногих действующих в Удмуртии.
Николай Яковлевич Лапин:
– В 1941 году, в июне, буквально перед самым началом войны, арестовали священника Василия Вольхина и председателя церковного совета Ивана Попова, в 1942 году в Ижевске их расстреляли.
Но уже в 1943 году одним из первых был открыт именно Вознесенский храм, а через 10 лет здесь оказалась одна из главных святынь этой земли.
Николай Яковлевич Лапин:
– Сюда были перенесены иконы, которые называют «старинными». Они представляют собой пермскую деревянную скульптуру. Мы не можем точно датировать время их изготовления.
Пермский край граничит с Удмуртией; значит, скорее всего это распятие Спасителя с предстоящими прибыло сюда с Пермской земли.
Николай Яковлевич Лапин:
– Данный храм не входил в Пермскую епархию, поэтому здесь их быть не должно, и здесь их никогда и не было. Ни в одном из документов, которые мы встречаем с момента открытия прихода, эти иконы здесь не фиксируются. Первое упоминание о них в нашей местности – 1947 год, когда они чудесным образом приплыли к нашему берегу.
Произошло это недалеко отсюда в местечке Паздеры. Храма там уже не было, и святыню прятали.
Николай Яковлевич Лапин:
– «В амбаре лежат „старинные иконы”» – это пишет коммунист, председатель сельского совета. Он обращается: «Что мне делать? Они плачут [иконы]». И люди приходят к амбару и пытаются что-то в окошко просунуть. Паломничество было с Татарстана, сверху и снизу по Каме. Иконы «плачут», то есть мы понимаем, что они мироточат.
Сначала власти хотели отправить распятие в музей, но люди не позволили, и тогда святыню передают в храм села Перевозное. С этого времени в церковь Вознесения Господня началось паломничество.
Николай Яковлевич Лапин:
– Ситуация была такая в селе, что уполномоченному пишут: «Разве вы не можете ничего сделать? Что в Перевозном происходит?» Он говорит: «А что мы можем сделать, если у учителей иконы стоят? Если учителя их не сняли в домах, что мы можем с крестьянина простого спросить?» Вот такие стойкие люди были здесь, в Перевозном, они не боялись ничего. Перед выбором быть раскулаченными и сосланными в Сибирь или встать против Церкви они выбрали Церковь и Христа.
Тогда власти решили перенести «старые иконы» в алтарь, думая, что так они не допустят прихожан к святыне.
Николай Яковлевич Лапин:
– Перенесли и вроде бы лишили людей возможности поклонения, но сам храм остался местом паломничества.
Священник:
– И люди стали приезжать сюда и воцерковляться.
А в 1994 году здесь было решено устроить женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Территория святой обители обнесена кирпичной оградой, но паломников и гостей сюда пускают с радостью.
Монахиня Эсфирь (Журавлева), насельница Свято-Успенского монастыря:
– Мы проходим мимо зданий, где у нас живут батюшки, которые приезжают помолиться на большие праздники. А вот здание для паломников, которые также приезжают помолиться, потрудиться во славу Божию.
– То есть к вам в гости можно приехать?
Монахиня Эсфирь:
– Конечно. Несколько дней даже можно пожить, помолиться, потом уже распределяют на какие-то послушания, если человек желает еще остаться. Это беседка, в которой, к сожалению, мы очень редко бываем, потому что постоянно в трудах. Она строилась для отдыха, и иногда все-таки получается в ней немножко отдохнуть. За дорогой находится наш огород, посажены овощи, картошка. Мы все делаем сами, сестры распределяются по способностям, службы у нас каждый день, даже если батюшка приболеет или не сможет по какой-то причине служить, сестры сами совершают обедницу и вечернюю службу.
Три года назад в епархии простились с архимандритом Ювеналием (Рожиным), старейшим клириком епархии.
Монахиня Эсфирь:
– Он является духовным отцом некоторых наших монахинь, послушниц, поэтому попросили, чтобы его могилка была здесь, и сестры довольно часто ходят за благословением к батюшке. Его очень многие любили, у него много духовных чад, он молитвенник за наших сестер и за всех приходящих к нему.
Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии:
– Отец Ювеналий – авторитетнейший в епархии человек. К нему еще подходят с вопросом, а у него уже ответ в голове есть, и почему-то всегда весело на душе. Он после исповеди: «Исправляться будем?» – «Хочется». Не задавливает тебя в твои грехи, а, наоборот, поднимает над ними. Бабки плохо пели, отвратительно, часто он останавливал службу: выйдет с терпением монашеским, уговаривает их. Отслужат: «Ой, батюшка, простите!» – «Да ладно, матушки! И дело сделано, и гордиться нечем».
В Перевозном служил и архимандрит Исаакий (Бортников), также помогавший людям идти к вере.
Священник:
– Мы были как слепые котята тогда. И он нас, молодую семью, когда мы только воцерковлялись с женой, вел тихонько к храму, к Богу. Мы начинали посещать богослужения, он преподавал нам азы православия. Это были наши первые уроки, связанные с этим селом, с этим храмом. Все это было Промыслом Божиим.
Усилиями монастыря на территории был построен деревянный храм в честь Успения Царицы Небесной.
Монахиня Эсфирь:
– Мы трудились сами: и украшали, и красили – все делали. Это место словно кусочек неба на земле, нравится тем, что в нем можно уединиться, помолиться. Службы прекрасные, практически без сокращений каждый день. Можно проявить себя творчески в благоустройстве монастыря, потрудиться во славу Божию и при храме, и на разных послушаниях, найти себя, подумать, понять для чего ты вообще на земле, помолиться, загладить свои былые грехи; может быть, внести небольшую лепту в небесную сокровищницу.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!