Программа «По святым местам» в городе под названием Алатырь. Самому городу почти пять веков, и его ровесником вполне можно считать Свято-Троицкий монастырь. О нем наш рассказ.
Во многих старинных русских сказаниях есть слово «алатырь» – особый камень. По легендам, он находится в самом центре мира и содержит в себе великую мудрость и силу.
Бел-горюч камень Алатырь –
Всем каменьям в мире мати.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Зачинались ветры чистые.
Из-под камушка, с-под Алатыря,
Протекли реки быстрые
Всему миру на пропитанье,
Всему миру на исцеленье.
Удивительно, но и город Алатырь стоит строго посередине между Саранском, Чебоксарами и Ульяновском, в месте пересечения русской, чувашской и мордовской культур. Алатырь – православный центр Поволжья, и стал он таким благодаря Свято-Троицкому мужскому монастырю.
Иеромонах Лазарь (Белянин), благочинный Свято-Троицкого монастыря:
– Вы приехали в алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь, самый древний монастырь Чувашии. История нашей обители начинается вместе с историей города Алатырь в 1552 году.
В этом году Иван Грозный пошел в поход на Казань и на высоком берегу Суры велел возводить рубленый город. В эпоху Ивана Грозного в городе был построен деревянный Кремль. Крепость до наших дней не сохранилась, но важно заметить, что тогда к ней примыкал Острог. Это была вторая линия укрепления. И вот в Остроге как раз и находился Свято-Троицкий монастырь, а рядом с ним была стрелецкая слобода. Когда в наши дни святой обители подарили декоративные пушки, сначала здесь не знали, что с ними делать. Но потом подумали, что установить их здесь будет очень символично. Ведь когда-то рядом с монастырем жили первые защитники гор.
Иеромонах Лазарь:
– Место это выбрали потому, что оно и географически, и стратегически очень удобное, чтобы разместить военный опорный пункт. И здесь появился город именно как крепость, как военный гарнизон. А у стен города тогда же появился монастырь как своего рода духовная крепость.
С тех пор в обители сохранилась икона Спасителя.
Иеромонах Лазарь:
– Икона «Спас Нерукотворный» находилась на одной из башен алатырской крепости,
впоследствии ее перенесли в наш монастырь и долгое время хранили как особо чтимую. И даже ее чтили как покровительницу Алатыря, поскольку она спасла Алатырь в одном из набегов на город, когда башня была сожжена. Башня сгорела, а икона оказалась невредимой. Когда монастырь закрыли, ее и некоторые другие иконы, наиболее чтимые, перенесли в Крестовоздвиженский храм, который никогда не закрывался. И вот уже когда монастырь стал возрождаться, когда вновь открылся, эти иконы торжественно с крестным ходом вернули в обитель. И вот здесь она у нас сейчас располагается. Оклад, шитый драгоценными нитями, сохранился.
Первыми храмами святой обители были церкви в честь Святой Троицы и Сергия Радонежского. И это не случайно, ведь обитель была приписана к Троице-Сергиевой лавре. Сейчас Троицкий собор – самый величественный храм монастыря, а Сергиевский храм – самый старинный.
Иеромонах Лазарь:
– На сегодняшний день у нас в обители семь действующих храмов. Из них три исторических храма, а четыре построили уже в период возрождения обители, в том числе Троицкий собор.
Вот на старинной гравюре вид собора. Удивительно, но храм постройки середины XVIII века, несмотря на все перипетии века XX (перестройки, пожары и разграбления), простоял до наших дней.
Иеромонах Лазарь:
– Когда встал вопрос о его возрождении, то, изучив здание, пришли к выводу, что оно очень ветхое, даже камень уже рассыпался, и решили его разобрать и на этом месте заново выстроить Троицкий собор.
Также в соборе есть нижний Покровский храм, он построен уже в веке XXI.
Иеромонах Лазарь:
– Мы находимся в Покровском храме. Это нижний храм нашего Троицкого собора. Покровский храм был освящен в 2005 году. Эти два храма мы чаще всего используем в летний период, когда на улице жарко. За счет того, что толстые стены, маленькие окна, в храме всегда прохладно, и большая часть летних богослужений проходит в этих двух храмах – Троицком и Покровском.
Совсем скоро Троицкий собор украсится ветвями деревьев и наполнится многочисленными паломниками, ведь обитель отметит престольный праздник. А в холодное время года молятся в Сергиевской церкви.
Иеромонах Лазарь:
– Это на сегодняшний день самый древний храм нашей обители, в честь преподобного Сергия Радонежского. Он был сооружен в 1801 году. Это сегодня не только самый древний, но и самый вместительный храм у нас. Здесь, пожалуй, чаще всего совершаются богослужения.
В этом храме паломники могут поклониться афонским святыням.
Иеромонах Лазарь:
– Здесь находятся две большие современные иконы Божией Матери «Иверская» и «Троеручица». Эти списки изготовлены на Святой Горе Афон. В 2011 году они прибыли в обитель и сегодня являются наиболее чтимыми иконами. Перед ними каждую неделю служатся акафисты.
А рядом можно попросить помощи у двух, наверное, самых почитаемых и любимых святых – святителя Николая и святителя Спиридона Тримифунтского. Они были не просто современниками, они знали друг друга и, по некоторым сведениям, даже были друзьями. В монастыре Алатыря есть икона Николая Чудотворца и ковчег с частицей мощей святого Спиридона.
Иеромонах Лазарь:
– Он появился относительно недавно, очень чтимый здесь у нас святой, и мы всегда к нему обращаемся с молитвами и просьбами о помощи.
Сергиевский храм очень интересен, ведь под одной крышей здесь расположены сразу три монастырские церкви в честь игумена земли Русской, в честь Казанской иконы Богородицы и в честь святого Серафима Саровского.
Иеромонах Лазарь:
– Этот комплекс зданий в течение всего XIX века достраивался. Сначала сделали один пристрой, потом братские кельи, потом Казанский храм, и позже уже снизу построили Серафимовский храм, то есть три храма дореволюционных. Они располагаются как бы в одном комплексе зданий.
Давайте вместе зайдем в Казанский храм.
Иеромонах Лазарь:
– Храм в честь Казанской иконы Божией Матери появился в монастыре в городе Алатырь не случайно. И его появление, можно сказать, было связано с чудом, совершенным вот от этой иконы Богородицы. В середине XIX века в Алатыре свирепствовала холера, и настолько была эпидемия сильная, что город мог просто вымереть. Не зная уже, где искать помощи, обратились в монастырь и просили служить особые молебны перед этой чудотворной Казанской иконой Богородицы, которая хранилась в монастыре с XVII века. И именно после отслуженных молебнов холера пошла на спад. Икону, кстати, обнесли крестным ходом вокруг города. И чтобы чудо спасения города как-то запечатлеть, засвидетельствовать исторически и Богородицу отблагодарить, было принято решение построить в честь Ее икон отдельный храм, который пристроили прямо к стене Сергиевского храма. И получился Казанский придел.
А теперь спустимся в храм Серафима Саровского.
Иеромонах Лазарь:
– Именуется он у нас также Пещерным храмом. И это своего рода усыпальница, где был погребен блаженный схимонах Вассиан. Этот местночтимый алатырский святой, он подвизался в нашем монастыре в XVII веке. И вот его останки нетленные были обретены при строительстве Троицкого храма в 1748 году. Их освидетельствовали, а позже перезахоронили у стены Сергиевского храма. Это место с тех пор стало местом особого почитания этого святого угодника.
Вера о чудесах по молитвам к монаху Вассиану разносилась странствующими богомольцами по всей России. Паломники, направляясь к преподобному Серафиму Саровскому, считали теперь своим долгом посетить и Свято-Троицкий монастырь в Алатыре.
Со святым Вассианом Алатырским здесь связана одна история. Дело в том, что после революции в обитель пришли красноармейцы, и пришли они сюда, скорее всего, с недобрым умыслом. Почему я так думаю? А потому, что им явился святой Вассиан. И не просто явился, а еще и прогнал их отсюда палкой. Один из красноармейцев так испугался, что не мог двигаться, и его унесли отсюда на носилках. Эту историю рассказал иеромонах Серафим. Он принял постриг в этом монастыре, после закрытия обители прошел войну, был приходским священником. А когда монастырь вновь открылся, отец Серафим вернулся сюда и стал своеобразной ниточкой между старинной обителью и новой, рассказав о покровительстве святого Вассиана.
Иеромонах Лазарь:
– Сюда приходят люди, служат литию и обращаются с молитвой к этому святому подвижнику. До революции даже издавалась брошюра «Сказание о житии и чудесах блаженного схимонаха Вассиана». Там было собрано несколько десятков подтвержденных свидетельств о чудесной помощи после молитвы к сему святому угоднику блаженному схимонаху Вассиану. И мы его также почитаем и чтим именно как покровителя нашего алатырского монастыря.
Из дореволюционной брошюрки можно было узнать, что раньше на гробнице отца Вассиана лежали железные вериги. По преданию, подвижник носил их, но перед кончиной, избегая человеческой славы, попытался скрыть это и бросил их в колодец. Вериги до наших дней не сохранились, а вот колодец в монастыре есть.
Иеромонах Лазарь:
– Есть одна уникальная особенность храма преподобного Серафима – наличие прямо внутри храма небольшой пещеры, в ней располагается колодец. Получается, сам колодец под полом Сергиевского храма. Колодец так и называется – колодец схимонаха Вассиана, а воду мы называем между собой вассиановской. Вода очень вкусная, мягкая и освежающая.
Вассиан Алатырский – местночтимый святой Чувашской митрополии, и храма в его честь здесь пока нет. Но зато есть церковь в честь небесного покровителя монаха. А еще в монастыре самая высокая бетонная монолитная колокольня в России, белочки, живописные подворья и память об архимандрите Иерониме, возродившем монастырь в наши дни.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Отправимся на границу Узбекистана и Афганистана - в город Термез. Еще до революции там построили храм в честь благоверного князя Александра Невского. Сейчас приход и местные власти восстанавливают Дом Божий.
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!