По святым местам. Спасо-Елеазаровский монастырь в деревне Елизарово Псковской области

23 ноября 2022 г.

"Москва - Третий Рим" - эта фраза знакома многим еще со школы, а концепция зародилась в Спасо-Елеазаровском монастыре в XVI веке. О главных святынях обители - иконе "Спас Елеазаровский", образе Богородицы "Царьградская" и частице мощей преподобного Гавриила (Зырянова) узнают зрители программы.

В самом начале XV века через непроходимые псковские леса пробирался монах. Он хотел жить в уединении, в молитве и своим трудом, в отдалении от людей. Его подвиг и положил начало Спасо-Елеазаровскому монастырю. Об этой святой обители наш сегодняшний рассказ.

Инокиня Гавриила (Кислякова), экскурсовод Спасо-Елеазаровского монастыря:

– Удивительно, вы приехали в мужской монастырь, но восстанавливала его богослов, литератор, историк Татьяна Беляева, которая принимала здесь постриг. И именно владыка Евсевий дал ей такой крест – восстановить мужскую лавру.

И, наверное, очень промыслительно, что монастырь возрождала богослов, ведь самое главное восстановить не стены, а духовную жизнь.

Инокиня Гавриила:

– Она приняла постриг именно в честь великомученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, которая была покровительницей нашей обители. И когда паломники заходят в главные ворота нашей обители, нашего монастыря, то первая загадка перед ними, что такой величественный Трехсвятительский собор стоит не на горке, а в низине. Но эта загадка разгадывается, когда осмысляешь историю.

Изначально это место предназначалось не для монастыря, а для пустынножительства. Сюда в 1425 году пришел преподобный Евфросин, до этого он дважды совершал паломничество в Константинополь и даже встречался там с главой Православной Церкви.

Инокиня Гавриила:

– Келья его находилась неподалеку от речки Толба. Над речкой ему являются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. В летописях написано так: «Явились святители над речкой, и монастырь стоит поэтому на реке». А разгадка их явления последовала позже, потому что сам преподобный Евфросин своей личностью нам показывает, как быть близко к Богу: нужно иметь смирение, кротость и постижение себя как недостойного. И когда братья выбирали его игуменом, просили стать священником, он, по смирению, отказывался от этого.

Сначала святая обитель была названа в честь трех святителей, как и главный храм, а позже стала Сретенской. В 1458 году в монастырь из Константинополя была передана икона Божией Матери «Царьградская».

Инокиня Гавриила:

– Братия, когда ее встретила, даже переименовала монастырь (вот такое значение было встречи святыни): Сретенский мужской монастырь.

Скончался преподобный Евфросин в возрасте 95 лет 15 мая 1481 года. Перед смертью он принял схиму со своим мирским именем Елеазар, поэтому третье название святой обители – Спасо-Елеазарская. «Москва – третий Рим» – известная всем со школьной скамьи фраза появилась на Руси в первой половине XVI века, и именно в этом святом месте она родилась. Ее автором традиционно считается монах Филофей. В посланиях к дьяку Михаилу Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли мира земного, которую должна занять Москва.  

Инокиня Гавриила:

– У князя еще не было статуса царя, но он его уже называет царем, потому что задача была призвать русский народ к объединению, к духовному осознанию, что нас объединяет именно истинная вера во Христа. Было установлено патриаршество и получила благословение государственная власть – Иван Грозный уже будет царем, помазанником Божиим, – именно по этой формуле: «Два Рима падоши, третий стоит, а четвертому не бывать». Раз не бывать четвертому Риму, это свидетельство того, что на Русскую землю возлагается особая ответственность, и когда светские люди, историки, стали рассматривать эту идею как политическую, это очень страшно, потому что воспитывало гордыню, нацизм, эта тема стала сложной по трактовке. Но очень легко, просто, лирично сама история обители исправляет это толкование одним фактом, что празднование в честь иконы 30 сентября – это день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. То есть здесь не о политике речь, даже не о культуре, которую мы из Византии взяли, а именно то, что составляет сердце жизни – это православная вера и София – мудрость, покорение воле Божией.

У всех вопрос: неужели это та самая древняя икона? Глянем на письмо – это список. Эту икону католики желали украсть. И в Смутное время, когда одно из крыл орла веры пошатнулось – царская власть,  католики-шведы врываются в нашу обитель, и такая у них ревность была, чтобы выкрасть все, что тот корабль, который они наполнили, затонул. Царьградская Божия Матерь, по преданию, находится в Псковском озере.

В VI веке монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли. Тогда было составлено житие основателя преподобного Евфросина, а также проведено редактирование Псковской первой летописи. Есть предположение, что в XVI веке именно в этом монастыре был переписан текст «Слова о полку Игореве», и позже этот список, уже в XIX столетии, попал к известному графу-коллекционеру Мусину-Пушкину.

Благодаря его кропотливой работе удивительный памятник древнерусской литературы дошел до наших дней. А мы с вами вернемся к истории обители, ведь в летописи монастыря есть еще немало тайн.

Инокиня Гавриила:

Как вы успели заметить, история нашей обители вся покрыта тайнами, загадками. Еще не все тайны нам раскрыты. Одна из тайн – икона Спасителя. Это подлинник, самая древняя святыня Псковской земли, не только нашего монастыря. Она явилась в 1352 году, это была година эпидемии моровой язвы. В наше время мы можем уже более осознанно чувствовать это слово «эпидемия». Страшное было время, взмолился народ, просил пощады. В лесу на дереве была обретена эта икона в свету. Это освещение даже испугало первого человека, крестьянина охотившегося, кто увидел эту икону, что он даже отступил от нее, но преодолел страх и, обретя эту икону, предложил народу, священству пройти крестным ходом. По Псковщине, по селам прошли с крестным ходом, моровая язва была остановлена.

На месте явления был построен храм, а потом возник и Спасо-Великопустынный монастырь. При чем же здесь Елеазаровская обитель? А вот эта история связана с реформами Екатерины II. Императрица издает указ упразднить Спасо-Великопустынный монастырь.

Инокиня Гавриила:

– Монахи молятся ночью, вымаливают пощаду, чтобы Господь что-то придумал, сделал, чтобы монастырь не был закрыт. И мы знаем такой факт, что тот монастырь, где икона Спасителя, Великопустынский, сгорел дотла. До сих пор не восстановлен – руины стен, высочайшие громады красного кирпича высятся. А братия с этим образом пришла в наш Сретенский монастырь. Он не закрылся, а, наоборот, поднялся в своем здании, второштатным стал, и братия слилась двух монастырей, и он стал называться Спасо-Елеазаровским.

Икону стали именовать «Спас Елеазаровский». После революции старинную икону заберут в Псковский музей, а чуть позже ее доставят на реставрацию в Москву, где со святыни снимут драгоценный оклад, хотя, впрочем, и уберут более позднее поновление и олифу и уже восстановленную икону вновь передадут в музей. Много лет матушка Елисавета ратовала за возвращение из музея в монастырь чудотворного образа Спаса Елеазаровского. Это долгожданное событие состоялось 19 августа 2010 года во время визита Святейшего Патриарха Кирилла. В настоящее время икона сохраняется в особых условиях температурного и влажностного режима под сигнализацией. Для ее сохранности и безопасности хранения сделан специальный киот, который и предусмотрен для святынь такого уровня.

Инокиня Гавриила:

– В 1908 году в наш монастырь был поставлен наместником новомученик исповедник Ювеналий Масловский, а у него был духовный отец – старец Гавриил (Зырянов). Удивительный старец до поры до времени был местночтимым Псковской земли, Казанской, сейчас уже прославлен в лике всеобщих святых, но на Синоде осталось только об этом сказать. У него есть особое дерзновение молиться за тех, кто страдает винопитием, наркоманией, даже душевнобольным (в наше время это скорбь молодежи) он помогает. В жизни ему пришлось испытать серьезнейшие искушения в Москве уже в постриге, когда девушка ему вложила записочку в руку, а он с детства весь в молитве (Иисусова молитва журчала у него постоянно в сердце). Он даже, как преподобный Серафим Саровский, сподобился в детстве Матери Божией, Которая сказала: «Ты наш». Он побежал к родителям, говорит: «Я не ваш». – «Чей?» – «Божий». И то искушение, которое было в Москве, оно именно духовное – огонь черный, отчаяние, когда тебя какое-то чувство отвлекает от Господа. И он его переживал два года, пока Матерь Божия его не исцелила от этого чувства, отлучающего от молитвы, от сосредоточенности на Господе. Даже радость монашескую он потерял, будучи монахом с детства. Важно то, что этот опыт сформировал его как духовника Казанской академии, Елизаветы Федоровны, которая стала знакома с ним особенно в Казани, потом, когда его переведут старцем в наш монастырь, она будет к нему приезжать, жить в монастыре неделями, общаясь со старцем Гавриилом (Зыряновым). Очень серьезное искушение старца Гавриила было в Казани. Он сам – чадо Амвросия Оптинского, он монашеский путь начал в Оптиной пустыни. То самое старчество, которое наставляло его в Иисусовой молитве, расположило его дух к возрастанию. Его оклеветали перед новым епископом, что он вор, неправильно использует казну, должник, и осудили его.

Гонимого старца приняли в Спасо-Елеазаровском монастыре, причем приняли с такой любовью, что он чувствовал здесь себя как дома. Но в годы Первой мировой войны на Псковскую землю началось наступление немецких войск, и угроза оказаться на оккупированной территории заставила старца в 1915-м вновь уехать в Казань, там он и почил.

Инокиня Гавриила:

– Мощи находятся в Седмиезерной пустыни. У нас есть часть мощей, он старец-покровитель нашей обители, как и Елисавета Феодоровна, преподобномученица. Она приезжала в наш монастырь к старцу в год по шесть раз, письма писала царской семье, даже приглашала их сюда отдушину получить, и то руководство, которое влияло на старца Гавриила, способствовало тому, что она стала мученицей, а не только молитвенницей за Русь, в каком-нибудь скиту, куда приглашал архимандрит Серафим. Когда 18 июля ее сбрасывали в Алапаевске в шахту, наши восемь монахов, ученики старца Гавриила, вышли на сенокос.

Монахам помогало местное население, и новой советской власти этого оказалось достаточно, чтобы обвинить братию в контрреволюционной деятельности. Иноков повезли в сторону Петрограда, и на Псковском озере они приняли мученическую смерть. А святую обитель вскоре закрыли.

Инокиня Гавриила:

– Наш монастырь очень долго не открывался. Разговоры о его восстановлении были с 1993 года, но что-то мешало. Уже и благословение есть, но землю не отдают монастырю. Собирались документы о прославлении царской семьи, уже все собрали – вначале открылся наш монастырь, под возглас «Христос воскресе!» восстановление обители началось не случайно, 28 мая первая архиерейская служба, владыка Евсевий дает постриг матушке Татьяне, она становится Елизаветой. Сейчас мы стоим возле иконы нашего основателя монастыря преподобного Евфросина, прораба, игумена (хотя по званию он не был ни игуменом, ни священником), но мы молимся, доверяем ему, понимаем, что недостойны жить в этой обители, но братия нас ведет, руководит и помогает строить с помощью Божией. Когда старец умирал, братья обращались к нему с мольбой: «На кого ты нас оставляешь?» И он говорил: «Матерь Божия вас не оставит». И то, что Она явилась ему: «Я буду покровом этой обители».

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 00:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 00:40
  • Воскресенье, 21 апреля: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать