По святым местам. Псково-Печерский монастырь. Часть 2

26 октября 2022 г.

Во второй части программы о Псково-Печерском монастыре мы поговорим о периоде расцвета обители, когда игуменом был преподобный Корнилий. В XVI веке святой построил звонницу, Благовещенский и Никольский храмы, возвел каменные стены, расписал Успенский храм, крестил народ сету. Угодник Божий был убит царем Иоанном Грозным. Также зрители программы узнают о другом подвижнике монастыря - преподобном Лазаре Прозорливом и увидят храм при монастырской больнице, куда обычно вход паломникам запрещен. 

Программа «По святым местам» продолжает свой рассказ об одном из самых известных монастырей России – Псково-Печерской святой обители. Появление монастыря относят ко временам XIV–XV веков. И с того времени молитва здесь не прекращалась.

Периодом расцвета обители считают XVI век. В 1529 году игуменом монастыря стал преподобный Корнилий.

Монах Антоний (Воеводин), древлехранитель Псковской епархии:

– Мы сейчас находимся у мощей особо почитаемого игумена и строителя нашего монастыря, которого еще называют «игуменом на все времена», преподобномученика Корнилия. Преподобномученик Корнилий в юном возрасте был направлен в Мирожский монастырь обучаться иконописи. И он, как говорит предание, с двенадцатилетнего возраста обучался этому тонкому церковному ремеслу. Сюда он прибыл уже в совершеннолетии, его привезли благочестивые родители. С ранних лет он начал жить в монастыре в особом монашеском подвиге: в уединении и молитвословии. В 28 лет (молодым по нашим человеческим меркам) он стал игуменом провинциального, еще в то время небольшого лесного монастыря, который до XVI века был, можно даже сказать, в упадочном состоянии: вдалеке от Пскова, от крупных городов, зачастую бедствовал.

При святом Корнилии братия с 15 человек увеличилась до 200, была возведена звонница. Кстати, второй по величине колокол сохранился здесь со времен святого Корнилия, по повелению которого он и был изготовлен.

Есть такой народ – сету, около 10–14 тыс. человек. Они вобрали в себя особенности русской и эстонской культуры, потому что жили на границе двух государств. Русский народ и сету хорошо ладили друг с другом благодаря деятельности Свято-Успенского монастыря и преподобного Корнилия.

Монах Антоний (Воеводин):

– К заслугам его проповеднической деятельности и миссионерству можно отнести присоединение к православию народности сету, пребывавшей на то время в язычестве. Они до сих пор свято и трепетно чтут память Корнилия. У них даже есть песенный фольклор, в красках рассказывающий о жизни Корнилия.

Именно при святом Корнилии был построен первый каменный Благовещенский храм. Сегодня эта церковь используется как ризница, иногда здесь служат панихиды. Богослужения в Благовещенском храме были восстановлены в 1991 году, поэтому во внешнем убранстве здесь чувствуется определенная эклектика. Например, иконостас сборный, и создан он из иконостасов других храмов. Ну и, конечно же, можно увидеть в этой церкви старинные фрески, которые сохранились до сих пор.

Благоукрашением обители святой Корнилий занимался непрестанно. В Успенском храме убранство относится к XVIIIXIX векам. Но есть и следы более древних поновлений.

Монах Антоний (Воеводин):

– Здесь находятся фрески, которые были написаны в XVI веке под руководством преподобномученика Корнилия. На этой фреске изображены Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский – особые покровители вселенского монашества. Удивительные фрески, которые дошли до нас, были расчищены при архимандрите Алипии (Воронове)… Это – история (XIX век), но и сама красота православия, концентрация напряжения, что мы видим в глазах святых. Это свидетельствует о высокой духовности людей того периода, это направленность на внутреннее делание, а не на внешнюю красоту, лоск (хотя это тоже свидетельствует о торжестве православия). Это напряжение направляло на молитву, на взгляд внутрь себя, а не на внешность.

Также при святом Корнилии возникла одна из визитных карточек монастыря – могучие стены. Глядя на стены и башни монастыря, понимаешь, что святая обитель имела и важное оборонительное значение. Крепость находилась на границах Северо-Запада Руси, поэтому здесь спасали не только души людей, но и их жизни.

В XVI веке монастырь осадили войска польского короля Стефана Батория, и одна военная сила не могла спасти обитель. Помогла молитва. Так, секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах. Были два штурма... Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а дальше – ни с места. Это удивляет всех. Одни говорят, что место заколдовано, другие – что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления». Святой Корнилий сильной рукой защищал монастырь не только от внешних врагов, но и от величайшего в то время зла русской монашеской жизни – так называемых вкладчиков. Изначально это были богатые миряне, сделавшие вклад в монастырь и принявшие монашеские обеты.

Монах Антоний (Воеводин):

– Ревнуя об особом духовном жительстве, бояре и князья приходили в монастырь, оставляя какое-либо пожертвование, и принимали монашество. Но что самое интересное, страсти человеческие не отходили от них, и они, приняв монашество в привилегированном положении, требовали к себе особого отношения. Но Корнилий был действительно монашеского, высокого христианского и морального духа. Он требовал от всех единомыслия и единообразия и уравнивал общежительный устав для всех. Если ты пришел в монастырь – будь добр выполнять послушания и служить Богу как все. Многим не нравилась строгость и суровость Корнилия, они даже начали жаловаться московскому митрополиту. Но митрополит, зная подвиги и богоугодную, благочестивую жизнь Корнилия, говорил, что у них есть свой старец, который сам с ними разберется. Эти люди не успокаивались в своих амбициях и начинали жаловаться царю Иоанну Грозному.

А если вы пришли в монастырь с добрыми намерениями, то уже в XVI веке вас встречал храм святителя Николая. Надвратную церковь также возвели по повелению игумена Корнилия. Но случилось так, что именно через эти врата в святую обитель пришла беда. Вкладчики не успокоились и очень хотели найти на игумена Корнилия управу.

Монах Антоний (Воеводин):

– Зная вспыльчивый нрав царя и его подверженность разным заговорам и клеветам, они стали заходить к нему с тем, что Корнилий своей деятельностью и строительством хочет оградиться, отсоединиться от Руси. К этому была представлена переписка с опальным князем Андреем Курбским, который, как мы знаем, сбежал в Литву. Но что самое интересное, из текста можно увидеть, что Корнилий всеми возможными способами уговаривал и увещевал опального князя покаяться и вернуться обратно: что это чуждая нам вера, чуждый менталитет, нужно вернуться в лоно Церкви и покаяться перед царем. В свою очередь, он обещал в этом особое ходатайство. Но, как мы знаем, чаще всего бывает так: кто и как первым преподнесет информацию – так и происходит. Иоанн Грозный, проходя эти земли, очень жестко подавил восстание в Новгороде, умертвив очень многих знатных людей, и прибыл в Псков.

А после Пскова государь поехал в Успенский монастырь.

Монах Антоний (Воеводин):

– Подходя к Печорам, царь увидел крепостные стены. В то время они были действительно как замковые и могли сдержать серьезный натиск неприятелей. По навету клеветников царь впал в ярость, хотя Корнилий в смирении встречал его с крестом возле святых врат. Царь в гневе убивает Корнилия и его ближайшего сподвижника – преподобного Вассиана.

Историки пишут, что в синодике царя Иоанна Грозного было имя игумена Корнилия. Раскаялся ли государь в случившемся – судить не нам. Но сразу после содеянного он на своих руках нес тело невинно убиенного игумена Корнилия до Успенской площади.

Монах Антоний (Воеводин):

– Дорожка к Успенской площади идет вниз по оврагу, она вся была омыта кровью мученика. До сегодняшнего дня она называется кровавой. Есть и другая версия, которой мы тоже можем найти некоторое подтверждение и в летописях: Корнилий был в делегации, которая встречала Иоанна Грозного в Пскове, и там он был замучен по приказу царя. Причастность Иоанна Грозного к смерти Корнилия подтверждается разными источниками.

Святой был прославлен спустя 120 лет после своей кончины.

Монах Антоний (Воеводин):

– Зачастую мы не можем сразу увидеть игумена нашего монастыря ввиду его различной занятости, но вся братия имеет ежедневный доступ к мощам преподобномученика Корнилия. Каждый, кто приходит в монастырь, в первую очередь берет благословение у Пресвятой Богородицы пред Ее иконой, потому что мы свято верим, что обитель управляется непосредственно Промыслом Божиим и Ее повелением, и подходят к мощам Корнилия, испрашивая его особого благословения на принятие в монастырь, покровительства и ходатайства.

В святой обители есть еще немало подвижников веры. Лазарь Прозорливый – так звали монаха, жизнь которого походила на жизнь древних благочестивых пустынножителей. Над могилой святого Лазаря Вы можете увидеть вериги, которые он носил под одеждой. Они весят около 10 кг. Угодник Божий жил на рубеже XVIIIXIX веков и все время проводил в молитве. Для наставления к нему сюда приезжал даже император Александр I. В беседе с некоторыми из посетителей с чувством глубокой скорби старец повторял: «Люта смерть грешника». Дело в том, что в жизни отца Лазаря было редкое явление, напоминающее нам о Лазаре, которого воскресил Христос. Печерский отец Лазарь трое суток находился как бы совершенно мертвый. Он уже был положен в гроб. Над ним как над покойником совершалось чтение по чиноположению Церкви, все было подготовлено к погребению, но, к общему изумлению и радости, старец ожил.

Кстати, еще во времена Лазаря Прозорливого в Печерском монастыре существовала небольшая церковь при монастырской больнице. Она освящена в честь Лазаря из Вифании и круглосуточно наполнена молитвой: здесь совершается чтение Неусыпаемой Псалтири. Также здесь пребывает частица мощей святого Лазаря Четверодневного. Вместе с частицей мощей еще одной святыней храма является Крест. Его случайно обрели люди в одном из сараев, потому что в центре стал проявляться лик Спасителя. Распятие отреставрировали и передали в монастырь.

«Единственное, что требуется сейчас от каждого из нас, это в мире тьмы нести лучик света. Зажги свою маленькую свечу во тьме вселенной, и она станет чуть менее темной», – говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Псково-Печерского монастыря в XX веке. О том, как жила святая обитель в XIX и XX столетиях, поговорим в следующей программе «По святым местам».

Ведущая Надежда Калинина

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 03 мая: 23:45
  • Воскресенье, 05 мая: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать