По святым местам. Псков. Храм Николая Чудотворца

21 декабря 2022 г.

Храм Николая Чудотворца со Усохи считают выдающимся памятником псковского зодчества XVI века. На месте, где стоит церковь, в прежние времена простиралось обширное болото, которое называли «усохой». У храма собиралось вече, а когда Псков посетил Иван Грозный, удар колокола Никольской церкви так напугал коня царя, что колоколу отрубили язык и уши.

Мы в городе Пскове, и храм, о котором сегодня хотим рассказать, церковь Николая Чудотворца, имеет еще очень интересное название: прежде про нее говорили: Кончанская церковь. Дело в том, что «концы» – это районы вольного города Пскова, которые управлялись народным собранием – вечем. Если говорить современным языком, то «кончанское вече» – это районный совет, и собирался он как раз рядом с Никольским храмом. Также в этой церкви велось делопроизводство, хранились ценности и оружие, которые принадлежали вече.

Протоиерей Андрей Большанин, настоятель храма во имя святителя Василия Великого (на Горке):

– Если храм назвали в честь святителя Николая, то народ уже однозначно будет туда заходить. Этот храм играл огромное значение в жизни древнего Пскова – это был мощный духовный, культурный центр, огромный и очень значимый приход, поэтому здесь молилось огромное количество людей. Эта значимость чувствуется и ощущается до сих пор, это не просто приходская церковь, а место, где совершались серьезные службы, огромное количество людей молилось, предстояло Богу, это главный храм окрестности.

Церковь строилась дважды. Первое здание было заложено в 1371 году, а до этого здесь было высохшее болото. От этого и название храма – «Никольский со Усохи».

Протоиерей Андрей Большанин:

– Древние псковичи были богословами, Псков у них был назван «Домом Святой Троицы» – поэтому Троицкий собор. Потом от каждой волости было построено по храмику – вся Псковская земля предстоит перед Святой Троицей, поэтому Троица возвышается, а все храмы уже идут в крепостных стенах – т.е. предстоят Троице. У них (и, надеюсь, у нас, потому что мы имеем к ним отношение) было очень мощное богословие. Псков уникален тем, что находился на рубеже с Западом и в то же время был близок к Москве. Так как псковичи были купцами, ездили и на запад, и на север, и на юг, куда угодно – у них не было предубеждений против других культур. С другой стороны, у них была своя очень мощная культура, которую они хранили, но если что-то видели доброе и хорошее, они спокойно это перенимали, поэтому здесь синтез этого именно в хорошем смысле.

В 1510 году великий князь Московский Василий III прибыл в Псков и объявил его своей вотчиной, положив тем самым конец Псковской республике. Вече больше не собиралось у храма, а в начале XVI века здание храма пострадало от пожаров. Хотя в тот же период сам город активно развивался: здесь переживали расцвет колокололитейное дело, кузнечное ремесло, ювелирное искусство, и в 1536-м на месте старой Никольской церкви был построен современный храм.

С этим храмом связана одна легенда, имеющая, кстати, реальное историческое основание. Дело в том, что во второй половине XVI века царь Иоанн Грозный ехал усмирять непокорный Новгород. Событие это сопровождалось массовым убийством людей и вошло в историю под названием «Новгородский погром». Когда царь ехал обратно через Псков, он проезжал мимо Никольской церкви, в этот момент ударили в колокол, и звук напугал коня царя Иоанна Васильевича. Царский конь шарахнулся в сторону, а разгневанный Иван Грозный приказал снять с церкви колокол и отрубить ему язык и уши. По легенде, из ушей колокола потекла кровь.

Сейчас здание храма кажется несколько приземистым, возможно, даже низким. Обратите внимание, например, на окно – оно практически вровень с землей. Изначально, конечно же, строили церковь не так. Дело в том, что за несколько веков культурный слой поднялся на два метра, и одна из задач реставраторов в будущем – расчистить основание храма.  

Протоиерей Андрей Большанин:

– Во многих псковских храмах маленькие, низенькие двери. Некоторые начинают умствовать и говорить, что они такими и были. Это не так – во многих местах они такими не были, а из-за того, что многие храмы засыпаны, внутри тоже поднимался пол, и двери становились меньше. На самом деле строили именно парадные большие входные двери, чтобы человек чувствовал, куда он входит. Благодаря митрополиту Тихону, нашему действующему сейчас владыке, который имеет пристальное внимание к этому храму, сейчас будет проведена глобальная реставрация, будет понижена земля снаружи, и здесь пол вернется в родное состояние, будет восстановлен южный придел Иоанна Богослова. Здесь планируется один большой культурный центр, молодежный центр, и этот храм будет приведен в великолепное состояние, за храмом будет парк, чтобы молодежь могла собираться и гулять. Планы у владыки очень большие именно на это место. Этот храм был приписан к Троицкому собору.

Еще во второй половине XVIII века с юго-восточной стороны Никольской церкви была пристроена высокая колокольня. Ее разобрали уже после Великой Отечественной войны при реставрации, но и без колокольни этот храм был одним из самых больших в Пскове. Как же построили эти высокие своды?

Протоиерей Андрей Большанин:

– Храм строился из известняка и на известке, поэтому, чтобы все это затвердело, требовались многие годы, для этого ставили связующие конструкции из дерева, которые служили арматурой, пока все это не затвердеет. Во многих храмах вы можете обратить внимание, что эти деревянные связи остались.

На углу вплотную к храму пристроена часовня «Неугасимая свеча». В ней был когда-то помещен чтимый псковичами образ Николая Чудотворца. Свое название часовня и получила потому, что перед иконой всегда горели свечи и лампады. И, образно говоря, неугасимая свеча Никольского храма не потухла, ведь эта церковь является одним из миссионерских центров города.

Иеромонах Анастасий (Байков), монах Псково-Печерского монастыря:

– Я приезжаю сюда по вторникам на мероприятие, которое мы называем: «Поговори с батюшкой». Я здесь дежурю, общаюсь с паломниками, туристами, молодежью, которая учится в университете. Они приходят, поражаются красотам наших древних храмов, и в этой атмосфере мы разговариваем с ними о Боге.

В начале XX века Никольская церковь процветала. Помимо жителей Пскова ее прихожанами были слушатели духовной семинарии и частного учебного заведения для женщин, которым владела Евдокия Костылева. При храме также существовал церковный хор, состоящий из воспитанниц приюта для девочек.

Иеромонах Анастасий:

– Замечательный храм, здесь очень приятно служить, это отмечают все, кто здесь служит, замечательная акустика, множество голосников, и не нужно напрягать связки для того, чтобы получить красивый звук с таким приятным эхом, – и люди впечатляются, и батюшкам приятно служить.

Голосники, которые есть в храме, – это керамические сосуды, которые установлены в кладке стен и обращены отверстием внутрь помещения.

Протоиерей Андрей Большанин:

– Мы с вами видим вот эти точечки, это специальные глиняные горшки, которые вмонтированы в стены, и они очень сильно увеличивают акустику.

Из Византии голосники пришли в древнерусскую архитектуру.

Протоиерей Андрей Большанин:

– В советское время считалось (да и сейчас считается), что в этом храме самая лучшая акустика в городе. Даже я сейчас говорю, и все звучит. В советское время здесь даже проводили концерты. Это необычный храм, который наполнен благодатью. Когда я в свое время служил в Троицком соборе, где многие из нас служили, все мечтали получить настоятельство именно в этом храме; это был самый замечательный храм, как нам казалось. Тогда здесь был музей, при входе сидела музейная работница на стульчике, а здесь была необычайная благодать, было просто потрясающее чувство. Тогда нам казалось, что в куполе прямо просветился образ святого. Сейчас я такого не вижу, купол уже много раз белили.

В новой истории Псковской епархии Никольскому храму выпала почетная и сложная миссия на время принять в своих стенах митрополичью кафедру. Когда на ремонт закроется Троицкий собор, молитвенная жизнь кафедры Пскова перенесется на некоторое время сюда.

Митрополит Тихон, Псковский и Порховский:

– Я скажу честно, никогда в жизни не служил в храме, так поразительно созданном в инженерном плане, с такой удивительной акустикой. Для этого надо было пригласить наш архиерейский хор, чтобы по-настоящему почувствовать, как молились наши предки здесь, во Пскове.

Иеромонах Анастасий:

– Когда туристы заходят, у них на лицах немое удивление, мы подходим к ним, рассказываем об этом храме, они начинают задавать вопросы, и потихонечку разговор завязывается о самом главном.

Протоиерей Андрей Большанин:

– Я думаю, что сейчас, если не брать Санкт-Петербург и Москву, из небольших древних городов Псков самый красивый. Особенно центр города, набережная, храмы. Думаю, что древние псковичи именно в архитектуру и вложили свою любовь к Богу и высокое богословие, и как бы человек ни старался про Бога забыть, если он будет внимательно всматриваться в дела наших предшественников, будет смотреть на эту архитектуру и думать, почему они так сделали и так писали, то постепенно будет проникаться этим, вспоминать о Боге, и со временем туристы станут верующими. Если человек не будет поверхностным, он обязательно придет ко Христу и станет верующим. Был факт, что мусульманский архитектор строил мечеть и за пример взял Святую Софию; и, пока строил, все время на нее смотрел, думал, размышлял, в итоге крестился. А паломники для этого и едут, чтобы почерпнуть то, чего у нас нет, поэтому и для нас важно поехать в любой русский город, увидеть там другое и вернуться домой более обогащенными.

Иеромонах Анастасий:

– Я переехал сюда из Москвы несколько лет назад, у меня было такое ощущение, как будто я приехал жить в Святую Русь. Эти древние храмики-грибочки коренастенькие, где все сделано известкой под перчатку с естественными неровностями, поражают воображение, погружаешься в атмосферу Руси XVXVI веков, представляешь себе этих благочестивых псковичей, которые живут рядом с Домом Святой Троицы и не будут с тобой разговаривать, если ты Символ веры вслух не прочитаешь. Вспоминаешь какие-то ценности, которые вроде бы нами утрачены, но на самом деле они где-то глубоко сидят, надо просто про них вспомнить.

Протоиерей Андрей Большанин:

– Особая земля. Нам, конечно, трудно претендовать на такой уровень, но будем к этому стремиться, к тому же у нас сейчас митрополит – богослов, мы на него равняемся.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 мая: 07:45
  • Четверг, 23 мая: 15:15
  • Пятница, 24 мая: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать