Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Из Евангелия мы знаем, что у Бога все живы. Почти 50 000 жителей города похоронены на Нагорном кладбище, и очень символично, что на этом месте, на горе, находится храм Преображения Господня. Об этой церкви наш сегодняшний рассказ.
Контрастное, острое, запоминающееся по силуэту – таким предстает взгляду паломника здание Спасо-Преображенского храма. Это уже четвертая церковь на местном кладбище.
Протоиерей Сергий Бабурин, председатель приходского совета Спасо-Преображенского храма:
– Это один из последних храмов, построенных и освященных в Воткинске до революции. Заложен он был в 1897 году, а освящен в 1900 году.
Воткинск – город-завод. Еще в XVIII веке рядом с предприятием на площади у плотины построили первый деревянный храм в честь святого Димитрия Ростовского. Святителя канонизировали в 1757 году, а храм в его честь построили спустя всего три года. А когда было решено на этом месте возвести большой Благовещенский собор, деревянную церковь перенесли на кладбище.
Протоиерей Сергий Бабурин:
– Когда деревянный храм Димитрия Ростовского пришел в негодность, стал ветхим, вместо него построили каменное здание часовни, затем пристроили к ней алтарь. Эта часовня находилась на 100–200 метров выше по горе нашего Спасо-Преображенского храма.
В третий раз храм перестроили в 1839 году. Но в конце XIX столетия воткинцы обнаружили трещины в куполе и решили заново возвести Преображенский храм.
Новая церковь, благодаря отоплению, действовала круглый год. Камень для пола и лестниц на пароходах доставляли из Кунгура, а архитектор Иван Чарушин не только создавал проект, но и занимался иконостасом. Трехъярусный, резной – в нем есть что-то от стиля барокко: строгий русско-византийский стиль снаружи компенсируется яркостью и блеском позолоты внутри.
Не зря воткинцы были так упорны в постройке этого храма – церковь выстояла в годы гонений. Перед началом Великой Отечественной войны последний освященный до революции храм остался единственным в городе. Сюда перешли оставшиеся в Воткинске священники, сюда же перенесли иконы и сохранившуюся церковную утварь из других храмов. Например, из разрушенной большевиками Никольской церкви на Ключах удалось спасти части иконостаса. Сейчас они пребывают в Преображенском храме.
Протоиерей Сергий Бабурин:
– В нашем храме сохранилась особо чтимая икона Николая Чудотворца из разрушенной Никольской церкви. Каждый четверг мы совершаем перед ней акафист.
Спасо-Преображенский храм стал кораблем спасения, вокруг которого бушевали волны репрессий и уничтожения всего святого. Сам храм власти не тронули, но решили разграбить кладбище вокруг него.
Протоиерей Сергий Бабурин:
– В советский период здесь прошел комсомольский субботник, когда молодые люди прошлись по кладбищу и разбили все, что смогли: мраморные, гранитные памятники, кресты. Все, что можно было сломать, уничтожили. Поэтому большинство могил − просто холмик, на котором ничего нет, и кто там захоронен, неизвестно. Только могилы, находящиеся на территории нашего храма, сохранили памятники.
По призыву союза воинствующих безбожников на кладбище началась кампания по заготовке гранитного щебня и металлолома. Бригады комсомольцев кувалдами ломали и сбивали кресты с памятников, выдирали металлические барельефы и ограждения. Были уничтожены многие надгробия, в том числе и наиболее уважаемых граждан старого Воткинска. Удалось спасти только несколько надгробий. Даже их формы (капители, колонны, тумбы, саркофаги, плиты) имеют большое художественное значение.
Протоиерей Сергий Бабурин:
– В советские времена (примерно в 70–80-е годы) удалось поставить забор за алтарем храма. Дело в том, что когда забора не было, проходившая мимо церкви молодежь постоянно хулиганила: кидали бутылки, стреляли из рогаток в верхний ярус окон, разбивали стекла. Удалось добиться установки забора, чтобы люди не ходили через территорию храма, а обходили его.
Кладбище наше еще уникально тем, что оно действовало 150 лет. Даже если представить, что на нем хоронили ежедневно по одному человеку, то за 150 лет возник целый город – не меньше 50 000 человек.
Свой последний приют здесь нашел крупнейший вятский врач, доктор медицины Сильвестр Тучемский, лечивший семью Чайковского. Здесь был похоронен металлург Семен Бадаев − создатель высококачественной инструментальной стали, а также целые династии работников завода.
Существует на кладбище семейное захоронение представителей священнической династии Чернышевых. В 1853 году в семье будущего настоятеля Благовещенского собора отца Андрея Чернышева и его супруги Надежды родился сын Николай.
Николай Яковлевич Лапин, краевед:
– Как и отец, Николай окончил Вятскую духовную семинарию, затем вернулся к себе на родину. Здесь он в течение 9 лет был земским учителем и одновременно служил псаломщиком при Благовещенском соборе.
И даже став священником, отец Николай не оставил своей педагогической деятельности. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течение 25 лет он был награжден орденом Святой Анны III степени.
Повальной бедой России в начале XX века стало пьянство. Отец Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем.
Николай Яковлевич Лапин:
– Самым эффективным и многочисленным обществом трезвости было Пантелеимоновское общество трезвости при Воткинском заводе. Оно располагало огромной библиотекой (около 3 000 книг), имело в своем распоряжении так называемый «волшебный фонарь» с картинками. Имелась у общества и собственная чайная, где бесплатно или за незначительную цену раздавали пирожки с капустой, грибами, чай. Но самое главное, в обществе постоянно проводились религиозно-нравственные чтения.
Пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль. Но появились и те, кому не нравилось сильное влияние батюшки на людей.
В это время в Российской империи росли революционные настроения. В декабре 1917 года в Воткинске установилась советская власть, началась национализация, муниципализация, конфискация, атеизация. Все эти большевистские мероприятия сильно ударили по рабочим. Они решили защитить свой город, что привело к крупнейшему восстанию времен Гражданской войны.
Николай Яковлевич Лапин:
– На подавление восстания были брошены отборные силы Красной армии. Рабочие продержались 100 дней, потом у них закончились боеприпасы, начался голод, и восставшие приняли решение бежать. Те, кто не успел уйти, остались один на один с карательными отрядами. Гимназистка Галина Красельникова писала, что после ухода большевиков остались сотни обезображенных трупов.
Врагом же номер один для большевиков была Церковь. И ее представители, не ощущая за собой вины (они не участвовали ни в каких событиях), не могли даже подумать, что новая власть придет и начнет их убивать только за то, что они священники.
В октябре 1919 года отец Николай Чернышев был арестован. Во время ареста его дочь Варвара так крепко обняла отца, что оторвать ее не смогли ни красноармейцы, ни он сам. И они вместе оказались в тюрьме. В трагический день 2 января 1919 года их расстреляли на берегу пруда напротив нынешнего музея Чайковского. Сохранились воспоминания красноармейца, который убил отца с дочерью.
Николай Яковлевич Лапин:
– «Сегодня расстреливали длинногривого: стреляли несколько раз, но никак не получалось его убить. Мы стреляем в него, а он только губами перебирает». − Молился за них. А когда с отца Николая хотели снять крест, он сказал: «Умру – тогда и снимете». Варвара же так и стояла, обхватив отца.
На Благовещение 1919 года к городу подошла армия Колчака, и семья Чернышевых была похоронена у Преображенского храма. За могилой долгое время ухаживала одна местная жительница. Когда расстреливали отца Николая и его дочь Варвару, она была совсем маленькой девочкой. По свидетельству некоторых краеведов, именно в дом ее родителей зашел тот красноармеец, который участвовал в убийстве мучеников, чтобы погреться. Место погребения верующими хранилось в тайне, но народная память о батюшке в Воткинске жила.
Алла Павловна Карпеева, ученый секретарь Музея истории и культуры г. Воткинска:
– В музее работала чудесная женщина Капитолина Константиновна Чепкасова. Она родилась в 1912 году, и сейчас ее уже нет с нами. Она рассказывала семейную легенду. Ей, маленькой девочке, мама говорила: «Если над прудом на месте убийства ты увидишь радугу, которая поднимается не в небе, а низко над водой, знай – здесь батюшка побывал». Вот такое народное представление об этом человеке передавалось из поколения в поколение.
Через 99 лет после трагической гибели мощи святых были подняты из земли.
Протоиерей Сергий Бабурин:
– Отец Николай был в полном священническом облачении, в камилавке, с медным крестом в одной руке и Евангелием в другой. На груди вместо обычного крестика, который мы с вами носим на шее, тоже был медный крест. Когда мощи были подняты на землю, мы все прикладывались к его руке и были свидетелями, что рука нетленная.
В августе, в праздник Преображения Господня, был совершен чин прославления в лике святых протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары. Поклониться их честным мощам можно в Михайловском соборе города Ижевска. А в Преображенском храме Воткинска можно помолиться на том месте, где когда-то были упокоены их тела, а также похоронены тысячи людей, строивших этот город, трудившихся на заводе и защищавших родную землю словом и делом.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!