Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игумения Магдалина (Сулеменова), настоятельница Свято-Покровского монастыря:
– Мы, конечно, рады всем, кто приезжает в Верхотурье, в духовный центр Урала, и в нашу святую обитель, ворота открыты. Любой может приехать, поклониться святыням, помолиться у этих святынь.
Останавливалась в Покровском монастыре и одна августейшая паломница и будущая святая. В начале XX века в Верхотурье приезжала святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. На ночлег она останавливалась здесь, в Свято-Покровском монастыре, предполагают даже, что в этом здании, в игуменском корпусе. Но приезд омрачило одно событие – здесь великую княгиню застало известие о начале Первой мировой войны.
Тихон (Затёкин), игумен Вознесенского Печерского монастыря (с 1990 по 1999 год – наместник Верхотурского Свято-Николаевского монастыря):
– Она проживала в Покровском женском монастыре, для нее были подготовлены покои; молилась в Николаевском монастыре, в Крестовоздвиженском соборе. Город тоже готовился к ее приезду – была построена красивая арка, украшенная живыми цветами. Все храмы города встречали ее колокольным звоном – и Троицкий собор, и женский монастырь, и городские храмы. Была помпезная, грандиозная встреча, но прошли сутки – и была объявлена война. Княгиня в срочном порядке покинула Верхотурье, а ее сестра в это время была в Екатеринбурге, принцесса Баттенбергская Луиза (у нее много имен). Они вдвоем предприняли поездку в Пермскую губернию, вместе были в Перми, в Белогорском монастыре. Уже оттуда проехали в Екатеринбург, но только одна осталась в Екатеринбурге, а Елизавета Федоровна сразу проехала в Верхотурье.
А еще через три года Октябрьская революция прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины.
Монахиня Силуана (Черненко), насельница Свято-Покровского монастыря:
– Сначала сестры решили как-то скрыть, что здесь монастырь, образовали сельхозартель «Надежда». Хотя монашеский дух сохранялся, монашеское правило выполнялось, но как будто занимались сельским хозяйством.
Но в 1924 году монастырь все же закрыли, хотя Покровская обитель окончательно не прекратила свое существование – сестры обители расселились по домам Верхотурья. Так было и больше ста лет назад, когда монастырь закрывали в первый раз (в конце XVIII века).
Архимандрит Тихон:
– Монастырь расцвел, был уже построен каменный храм, но пришла екатерининская эпоха, и в 1764 году произошла секуляризация земель. Покровский монастырь обнищал, всё отобрали, не на что было существовать. Храмы Покровского монастыря были обращены в приходские, но монахини остались жить в Верхотурье, жили по домам, совершали свое молитвенное правило, и уже в конце XIX века была открыта община, а в начале XX века дано благословение на открытие официального Покровского женского монастыря.
И вот в XX веке сестры вновь, как и прежде, продолжили нести подвиг иночества. Духовно окормляла сестер монахиня Олимпиада (Шубина), которая была начальницей Покровской обители с 1925 года до самой своей смерти 24 февраля 1963 года. Сейчас в главном храме монастыря есть икона Богородицы «Умиление», под Покровом Царицы Небесной находились и сестры в советские годы.
Архимандрит Тихон:
– Икона находилась в Успенской кладбищенской церкви, и когда передали монастырь, в Успенской церкви проживали сестры дореволюционного Покровского женского монастыря. После того как из ссылки вернулся отец Игнатий (Кевролетин), последний монах Николаевского монастыря, к нему повалили толпы. Стали возвращаться с Казахстана; там отбывал ссылку архимандрит Ксенофонт. И все группировались возле него. А когда он скончался после войны, все стали возвращаться в Верхотурье, селились по домам, прятали отца Игнатия по подвалам, он негласно служил. И, самое главное, вернулась Олимпиада (Шубина), последняя настоятельница монастыря, и возглавила этот негласный женский монастырь.
Эта икона была именно в Успенской церкви, она была написана игуменией Ангелиной (Цепелевой), настоятельницей Успенского женского монастыря близ Верхотурья, где была женская община, а статус монастыря ей дали прямо перед революцией. Игумения Ангелина была рукодельницей: вышивала, писала иконы. Эта икона, написанная и вышитая ею, хранилась в Успенской церкви, и когда открылся монастырь, я попросил отца Спиридона: «Давай эту икону им отдадим, пусть Богородица у них будет Покровительницей и Заступницей».
Возрождение Верхотурского Покровского монастыря шло непросто.
Архимандрит Тихон:
– В Иоанно-Предтеченском храме был морг, гараж, в Старо-Покровской церкви был сделан котлован, там солили капусту – ездил трактор и просто укатывал, уминал капусту, которой заключенных кормили, что были в колонии в мужском монастыре. А в Новопокровской церкви была оборудована баня. Когда владыка Мелхиседек приехал в Верхотурье, был совершен первый крестный ход в женский Покровский монастырь. Там была баня. Ничего не было передано, просто владыка сказал: «Давайте помолимся, совершим первый крестный ход». Для горожан это было нечто, они такого никогда не видели – через весь город крестный ход, народ идет. Весна, грязь, слякоть, в белых облачениях, но тем не менее пошли.
В игуменском корпусе тогда был Дом пионеров, в сестринском – военкомат, а в Покровском храме – баня.
Архимандрит Тихон:
– Мы стоим, поем молитвы, а там люди парятся, крики доносятся «поддай жару», пар идет из окон, из купола – какое сердце выдержит?
Монахиня Силуана:
– Как отвоевали этот храм в 1993 году, это отдельная эпопея. В 1990 году вышел указ по России вернуть все церкви верующим, все монастыри – монашествующим, а в 1991 году в декабре особый указ: возродить Верхотурский женский монастырь. Как только вышел указ, сюда начали приезжать женщины со всех концов, те, которые захотели стать монахинями. Настоятельницей направили сюда монахиню Василису, она с этим указом пришла к властям: «Освободите церковь, будем возрождать монастырь». Власти указ не признали, их сюда не пустили, а дали помещение рядом в соседнем корпусе, а там был Дом пионеров. Его потеснили, и в одной половине дали помещение этим женщинам.
Каково было смотреть инокиням, что храм ежедневно предается поруганию, но сестры смиренно продолжали молитву.
Монахиня Силуана:
– Однажды ночью произошло событие, которое все назвали чудом. В кочегарке рухнула труба, вышел из строя котел – баня перестала действовать по молитвам. Люди назвали это чудом, а власти повесили на дверь большой замок и опять не пускают: «У нас здесь оборудование».
Перевозить баню в другое помещение власти не спешили.
Архимандрит Тихон:
– Матушка Василиса с сестрами прямо зашли туда, закрылись, и было молитвенное стояние. Они просидели там двое суток, потом пришла милиция, дверь взломали, всех вытаскивали, сестры на пол падали, их волокли прямо со ступенек.
Монахиня Силуана:
– Матушку Василису арестовали, а сестер выбросили в сугроб. Матушку держали два дня, издевались, учиняли допросы: почему рухнула в кочегарке труба, почему все разрушилось, остановилось? Она объясняла, что это Промысл Божий, все по молитвам. Два дня мучили, в холодный карцер садили. К концу второго дня приехал председатель райисполкома с угрозой: «Тебя бы расстреляли за захват помещения в другое время». А уже 1993 год на дворе, это все появилось в печати, и так отдали это помещение – отвоевали. Что теперь делать? Теперь надо делать капитальный ремонт.
Здание долго надо было просушивать, полноценно молиться здесь стало возможным только с 1996 года.
Монахиня Силуана:
– Скоро будет 25 лет, как церковь действует. Самые счастливые люди мы – у нас каждое утро литургия, а литургия – это счастье.
Сейчас в монастыре уповают на помощь Бога и неравнодушных людей в восстановлении двух других старинных монастырских храмов.
Игумения Магдалина:
– Это историческое место, здесь начал свое существование Свято-Покровский женский монастырь, поэтому для нас очень важно, чтобы эти храмы были восстановлены, тем более что Старопокровский храм находится в лучшем состоянии, чем храм Рождества Иоанна Предтечи. Нам важно, чтобы и на том историческом месте молитва тоже продолжалась.
А в Новопокровской церкви гостей ждут 5 сентября на празднование 400-летия святой обители.
– В первую очередь это, конечно, духовная, богослужебная жизнь. Литургия у нас совершается ежедневно, все присутствуют на службе, молятся. День начинается с молитвы, а потом уже все остальное. Для нас главное – храм.
Архимандрит Тихон:
– Все дается по вере, по молитве. Если человек молится, верит – чудо присутствует в нашей жизни.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!