По святым местам. Николо-Чернеевский монастырь Скопинской епархии. Часть 1

21 июня 2023 г.

Начинаем знакомство с Николо-Чернеевским монастырем Скопинской епархии. Обитель находится недалеко от города Шацка, и в этом году встретила свое 450-летие. О святом основателе обители преподобном Матфее, о том, почему монастырь называют казачьим, и о скульптуре святителя Николая - наш рассказ.

Мы приехали в село Старое Чернеево Шацкого района Рязанской области. Много веков здесь были просто темные леса, пока сюда 450 лет назад не пришел донской казак по имени Матфей.  Было это во второй половине XVI века. Тогда берега реки Цны находились на границе Русского государства. И вот здесь, в непроходимом лесу, подражая древним пустынножителям, казак Матфей выбрал себе место молитвы.

Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

– Этот монастырь был основан в 1573 году преподобным Матфеем Чернеевским, который пришел сюда с Дона для того, чтобы просвещать местное население. А местное население было языческим и не знало Христовой истины. Преподобный Матфей пришел как раз именно для этого; его подвиг являлся миссионерским, апостольским.    

В монастыре хранится грамота Ивана Грозного «О бережении пустыни». Зачем же понадобилось особо беречь этот монастырь? Дело в том, что на святую обитель не раз нападали. Вот что писал об этом сам основатель монастыря: «И за то наше святое крещение ныне мордва некрещеная мне де попу Матвею и с братами чинят великую всякую пакость и грозит де она мордва и на церковь Николы Чудотворца посквернить да в разор разорить Николин монастырь».

  Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

– Преподобный Матфей Чернеевский прожил в этой местности, в основанном им монастыре, около тридцати лет. Первое время обитель подвергалась различным набегам тех людей, которые противились его проповеди; но преподобный Матфей все равно продолжал проповедовать.  По велению царя Ивана Грозного были высланы в помощь ему для охраны монастыря казаки. И с тех пор на территории Шацкого района существовали засечные черты – это заставы, которые охраняли русские земли от мордвы и черемисов.      

Интересно, что в тех же грамотах царю Ивану Грозному старец Матфей пишет, что на этом месте уже была ветхая церковь святителя Николая. По легенде, еще до святого Матфея сюда пришли с Черного моря три христианина.

Епископ Питирим Скопинский и Шацкий:

– Здесь все начиналось в седой древности, когда, по преданию, сюда пришли от Черного моря три казака (прямо как в сказке), они здесь поселились. Причем один был грамотный, а двое – безграмотные. Через какое-то время грамотный умер. Вы помните сюжет, который даже экранизировали: «Трое нас и трое вас – Господи, помилуй нас»? Только здесь он звучал в другой интерпретации. Когда умер грамотный монах, двое безграмотных не знали, как молиться. У них была икона, на которой было изображение двух святых, поэтому они говорили: «Двое вас и двое нас – Господи, помилуй нас».  

Первым подвижникам здесь, конечно, было трудно. Но все равно они обращали в православие местных жителей; монастырь наполнялся насельниками, был довольно известный. Даже царь Иоанн Грозный знал про этот монастырь, издавал специальные указы для охраны монастыря, чтобы соседние языческие племена не делали никаких пакостей.   

Казаки стали заселять этот край, а святой Матфей зажег огонек веры в этих дремучих лесах. Название Чернеевский как раз и связано с черным лесом.  Со временем отношения с местным населением наладились, монастырь стал пользоваться уважением, это место даже называли Матфеевой пустынью, а если случался неурожай и голод, то обитель открывала свои житницы для нуждающихся.

Монах Матфей прожил 69 лет и скончался в 1611 году. В монастырском синодике записано: «первоначальник Матвей скончался декабря 21, панихида по нем отправляется в субботу пред Рождеством Христовым».

 Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

Преподобный Матфей прославлен в лике святых, но он не так широко известен, как другие святые; например, преподобный Сергий Радонежский. Хотя преподобный Сергий Радонежский стал вдохновителем для преподобного Матфея. Через сто лет преподобный Матфей так же пришел в пустынное место, поселился здесь, основал монастырь, который и сейчас стоит и живет. Хотя это место отдаленное, глухое, но народом почитается.

Здесь верят, что сам святой Матфей приводит сюда людей.

Прихожанка монастыря Марина Владимировна Нестеркина:

– У меня интересная история, связанная с этим монастырем. В моей жизни был тяжелый момент, когда от нас ушел отчим. Мы приехали сюда на машине со своей тетей, вышел монах. Меня сразу поразили его светлые, чистые глаза; и как-то он меня к себе расположил. Я рассказала о своей ситуации, он пригласил меня в храм. Я здесь никогда не была, приехала, как говорится, по скорби. Мы зашли и начали беседовать. У меня было очень тяжелое духовное состояние, хотя я была уже воцерковлена. Проговорили целый час. Это был переломный момент в моей жизни, и монах утешил меня; он много рассказывал, в том числе и о монастыре. Уехала я отсюда удовлетворенная.

Однажды я собиралась в паломническую поездку к одному батюшке, недалеко отсюда, но так сложились обстоятельства, что я туда не поехала, а приехала сюда. И когда зашла в храм, сразу увидела инока. Это был тот инок Симеон; сейчас его здесь нет, к сожалению, он уехал, но я его помню. И когда я его увидела, он спросил: «Как ты сюда попала в такой великий день?» «А что за день?» – спрашиваю. Он говорит: «Сегодня день памяти основателя монастыря преподобного Матфея Чернеевского». И с этого дня я стала посещать этот монастырь, потому что именно здесь нашла духовную пищу.

Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

– Мощи преподобного Матфея не приобретены, они находятся под спудом, хотя наверняка на территории обители. Но святые сами часто скрывают свои мощи, мы знаем несколько таких примеров. Например, святитель Василий Рязанский, блаженная Ксения Петербургская. Вот так же и преподобный Матфей. Мы чувствуем его молитвенное предстательство об этой обители, но мы не можем осязать его мощи. Но, думаю, главное – это наша духовная связь с основателем этого монастыря.

Первые храмы и строения монастыря были деревянными – сейчас все в камне. Никольский собор начали возводить в 1738 году, величественный иконостас занимает здесь всю стену, от солеи до сводов. Храм этот с двумя престолами, второй посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы.

Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

– Дело в том, что первое время обитель называлась Рождество-Богородицкая Матфеева пустынь. А уже современное название Николо-Чернеевский мужской монастырь приобрел примерно к XIX веку.

Уникальность храма в том, что крыша опирается не на стены, а на столб в центре здания.

Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

– Снаружи мы видим пятикупольный собор, которых на Руси было много. Но внутри он интересен тем, что разделен в середине центральным столбом, как одностолпная сводчатая палата. Это редкое явление в храмовой архитектуре. Еще надо отметить, что этот собор не имеет подвала, то есть он стоит на фундаменте, на плите. Здесь недалеко протекает река Цна; как говорят архитекторы, чтобы река не размывала грунт под собором и собор стоял крепче, было принято решение построить его на одном столбе. Действительно, это решение себя оправдало, потому что этот собор стоит с XVIII века.

Особое внимание здесь привлекает скульптурный образ святителя Николая Чудотворца.

Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

– Она была изготовлена в начале XXI века. Было сделано несколько таких скульптур. Одна из них находится на месте служения святителя Николая в городе Миры Ликийские, другая такая же скульптура была передана благотворителем в Николо-Чернеевский монастырь.  Сначала ее хотели поставить на улицу, но потом она гармонично вписалась в интерьер Никольского собора. Сейчас она прекрасно стоит, люди приходят, молятся, поклоняются святителю Николаю.

Другой храм посвящен Архангелу Михаилу. Он двухэтажный. До революции здесь молились в зимнее время года. Дело в том, что небольшой придел Архистратига Михаила легко было протопить; а сейчас, наоборот, здесь молятся летом, потому что здесь много света, воздуха и приятной прохлады.

Архимандрит Феодосий (Иванов), наместник монастыря:

– В Архангельском храме находится Черниговская икона Божией Матери, которая одно время мироточила. Сейчас мироточение прекратилось, но мы все равно почитаем ее как мироточивую чудотворную икону.  

На втором этаже расположен престол, освященный в честь Казанского образа Царицы Небесной. Стены в Казанском приделе полностью расписаны, из-за этого храм очень яркий, торжественный. Он ждет гостей и паломников на престольные праздники 21 июля и 4 ноября.

И в будни, и в праздники в монастыре ждут паломников.

Епископ Питирим Скопинский и Шацкий:

– Начинались монастыри всегда для монахов, а потом привлекали к себе мир. Таким образом, кстати, расширялось и наше государство: сначала монахи бежали от мира, а потом мир бежал за ними. Границы нашего бескрайнего государства раздвигались благодаря миссионерской и просветительской деятельности монастырей. Миряне сюда приходят, потому что они чувствуют, что в монастырях идет продолжительная молитва, монахи посвящают всю свою жизнь молитве и угождению Богу; люди чувствуют благодать, источник. Если бы они здесь не получали эту живую воду, никто не приходил бы. На сухой источник не приходят, а приходят туда, где могут напиться.

11 июня в монастыре торжественно отметили 450-летие со дня основания обители. Среди благодетелей и насельников в этой древней обители всегда было много казаков. Сейчас представители казачества тоже стали приходить сюда. А еще в XIX веке военный писатель Владимир Броневский сообщал, что донские казаки, отправляясь в поход, «преусердно молились угоднику Николаю и избрали они два монастыря: один ниже Воронежа в Борщеве, другой в Шацке. В сих монастырях казаки, потерявшие силу воевать, посвящались в монахи; увечные и раненые, как в инвалидном доме, находили приют, покой и содержание».

Митрополит Марк Рязанский и Михайловский:

– В нашем православном народе всегда почитаются преподобные, монашествующие, а монастыри воспринимаются как духовная здравница, где можно быстрее получить выздоровление, нежели у себя дома.

В следующем выпуске программы «По святым местам» мы продолжим рассказ о Николо-Чернеевском монастыре: поговорим о том, что было со святой обителью в XX веке; узнаем, как здесь появилась своя святая; что здесь было в советские годы и как в 70-е директор музея восстанавливал храмы святой обители.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Ирина Обухова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Уже 30 лет в городе под названием Яровое существует православный приход с храмом в честь святых Бориса и Глеба. Здесь находятся иконы, выполненные в редкой технике облачения в тканевую ризу. А еще всю общину объединила помощь ближним.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать