Дорогие друзья, мы продолжаем знакомиться с православием в Сербии и из столицы Белграда отправляемся в Сремскую епархию. Посетим монастырь Гргетег и кафедральный город Сремски-Карловцы.
Священник Душан Михайлович:
– Монастырь появился в XIV столетии. Сначала это была крепость. Кажется, называлась Коро́м. Это венгерское название. Где-то с 1521 года этот городок попал под турецкую власть, как и основная часть Сербии. Иго турецкое продолжалось до 1699 года. В то время, в конце XVII столетия, была большая австро-турецкая война. В 1699 году было подписано перемирие между Турцией и Австрией, и Турция потеряла значительную часть захваченных территорий.
Перемирие было подписано в этом городе, так и кончилась Великая Турецкая война. Город и вся территория под названием Воеводи́на оказались под властью Австрии, что очень заметно, например, по архитектуре.
Экскурсовод:
– Вы видите типичную австро-венгерскую архитектуру того времени. Она полностью сохранилась.
Священник Душан Михайлович:
– Там было средоточие духовное, культурное. Славится Сремски-Карловцы и виноделием. Известное вино «Бермет» во дворцах Вены присутствовало еще пару веков назад.
Но османское завоевание привело к тому, что многие сербы уходили жить в другие земли, а Патриархия была упразднена. Центр духовной жизни переместился в Карловцы.
Священник Душан Михайлович:
– Именно Карловцы были кафедрой сербских митрополитов. Существовало два таких центра. На юго-западе – Черногорская митрополия в Цетинье. И наша церковь до конца Первой мировой войны была разделена. Патриарха не было, хотя именно в Карловцах где-то с первой половиной XIX столетия эти митрополиты себя называли патриархами. В Карловцах есть прекрасный соборный храм, и рядом с ним здание Патриархии. Именно в этом здании около 70 лет находились сербские патриархи, чем Карловцы очень гордятся. Важный момент: уже с конца XVIII столетия, в 1791 году, в городке появляется гимназия. Здание, надо сказать, просто шедевр архитектуры. Сегодня любой гость этого города, когда видит его, не верит, что это вообще гимназия, – великолепное сооружение. Гимназия работает и сегодня. Она сейчас лингвистическая, там можно учиться и арабскому, и новогреческому, и старославянскому языкам.
В 1794 году появляется Карловская семинария. Она тоже гордость этого края и Сремской епархии, потому что считается, что это одна из четырех самых важных и древних семинарий в православии вообще. То есть у них традиция огромная. Буквально несколько месяцев назад праздновали 200 с лишним лет существования этой семинарии.
В мае 1848 года в Карловцах состоялось провозглашение сербской Воеводины – автономии на территории Австро-Венгрии. В том же году был учрежден Карловацкий Патриархат. А в конце XIX столетия в городе построили патриарший дворец. Свою роль он сыграл не только в жизни Сербской Православной Церкви, но и Русской. В 1920 году началась массовая белая эмиграция из России. Уезжали семьями – военные, интеллигенция, казачество, духовенство. Одной из стран, которая приютила эмигрантов, стала Сербия.
Священник Душан Михайлович:
– В 1921 году русские эмигранты приезжают в сербские Карловцы, и там формируется кафедра Русской Заграничной Православной Церкви. Антоний (Храповицкий) и все остальные епископы, покинувшие Россию, находились именно в здании Патриархии. Им наш король Александр и патриарх Димитрий предоставили возможность там находиться и иметь полную автономию. В Сербии в это время были даже корпуса кадетские, школы свои. И полная автономия церковная. Был храм построен в другой части Воеводины. До сих пор он существует. И надо сказать, что эмигранты тогда сыграли очень важную роль в жизни Югославии. Это было сначала государство сербов, хорватов и словенцев. А с 1929 года стало называться Югославией.
После Второй мировой войны центром Русской Православной Церкви Заграницей стал Нью-Йорк.
Священник Душан Михайлович:
– И сегодня Сремски-Карловцы вспоминают историю, это прямо чувствуется. Такой маленький городок, но наполнен историческим содержанием, воспоминаниями. Василий Великий об этом говорил. В семинарии очень этим гордятся. В великолепном здании семинарии тоже чувствуется эта традиция древности. Так что для туристов до сих пор Карловцы – очень интересное место для посещения.
Совсем недалеко от города Сремски-Карловцы есть село и одноименный монастырь с довольно сложно произносимым названием.
Священник Душан Михайлович:
– Это Гргетег. Я думаю, что это венгерское название (на слух типичное для венгерского). Сегодня местечко интересно тем, что там вообще практически нет никого, официально живут 15 человек. В монастыре сейчас больше монахинь, чем жителей этого села.
Монастырь этот не находится на дороге, как, например, знаменитый Крушедол. Мы с вами отправимся в горы, в национальный парк под названием Фрушка-Гора.
Священник Душан Михайлович:
– Мы это называем Малый Афон. На этой территории находится десяток монастырей в нескольких километрах друг от друга. И один из них – Гргетег. Никто точно не знает, когда построили этот монастырь. Есть такая легенда, что в 1471 году его построил Вук Бранкович, сын Гргора.
Род Бранковичей занимает особое место в сербской истории и агиографии. Сыновья правителя этой страны Стефан Бранкович и его младший брат Гргур были взяты в заложники султаном Мурадом II и ослеплены в день Пасхи 1441 года.
Священник Душан Михайлович:
– И Гргур, поскольку был слепой, не мог править и стал монахом в Хиландаре на Афоне. Его сын Вук построил этот монастырь, чтобы тело отца можно было сюда привезти. Некоторые говорят, что построили монастырь еще раньше, в 1459 году, он существовал до 1688 года. Как раз когда происходила та самая война, австрийско-турецкая (или венская, как ее еще называют), и уничтожили обитель.
20 лет спустя император Леопольд I определил это место в качестве митрополичьей резиденции для владыки Исаии. Но другая правительница, Мария Терезия, решила упразднить монастырь.
Священник Душан Михайлович:
– Почему-то решили, что надо сократить именно Гргетег, и год он был закрыт, выселили монахов. Год упрашивали императрицу поменять решение. Она все-таки послушалась, и монастырь продолжил свое существование.
К концу XIX столетия святую обитель полностью отреставрировали.
Священник Душан Михайлович:
– По численности монахинь он – второй во всей Сербской Православной Церкви, самый многочисленный в Сремской епархии. Монастырь интересен тем, что его насельницы занимаются иконописью, в тамошней мастерской делают очень качественные иконы. Говорят, что год надо ждать икону, если заказать, потому что огромное число заказов. И тоже интересно для этой территории – женский монастырь имеет свой скит. В этом скиту, полностью закрытом, находится определенное число монахинь, стены по четыре метра. Никто не может туда заходить, и монахини могут выходить только на территорию главного монастыря, но принимать гостей нельзя. То есть закрытая территория, и молитва там идет 24 часа в сутки. Они меняются каждые два часа, читают молитвы, Псалтирь и так далее. Это интересное явление, довольно редкое сейчас. Я такого, честно скажу, даже не слышал, чтобы на территории Сербии были такие подвижники, монастыри с таким уставом. Там устав еще святого Саввы, литургия идет каждый день.
Главная святыня монастыря – список иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица».
Священник Душан Михайлович:
– В 2002 году икону привезли с Афона. Она абсолютно идентична той, что находится в Хиландаре. И она оказалась чудотворной. Первые 10 лет монахини вели постоянно учет, что возле нее происходит. Оказалось, что около 60 пар, у которых по 10–15 лет не было детей, приходили и молились у этой иконы, потом у них появлялось потомство. Монахини говорят, что уже перестали вести статистику, но замечают, что бездетные пары, посетившие монастырь, через какое-то время приезжают с младенцами. Самое частое имя девочек – Мария. Так что если кто-то из россиян или из других стран имеет проблему бездетности, можно сказать, что молитвы перед иконой действительно помогают.
Еще одна причина, по которой паломники едут в монастырь Гргетег, – это игумен Досифей.
Священник Душан Михайлович:
– Он там находится очень долго, больше 30 лет. Это один из самых авторитетных духовников Сербской Церкви. К нему приезжают и монахи, и священники, и миряне за советом, за духовной поддержкой.
Думаю, это главное, что можно сказать о монастыре Гргетег. Он, повторю, не находится прямо на дороге, его надо немножечко поискать, но зато там нет такого шума, как в центральном монастыре Крушедол, где постоянно по 10–15 автобусов, все время народ. Если человек хочет помолиться и действительно у него есть какая-то проблема или он хочет поговорить с игуменом, тогда этот монастырь – то, что надо.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Отправимся на границу Узбекистана и Афганистана - в город Термез. Еще до революции там построили храм в честь благоверного князя Александра Невского. Сейчас приход и местные власти восстанавливают Дом Божий.
У книжной полки. С нами Бог! Жизнеописание и духовные подвиги князя Суворова
У книжной полки. Царь и Россия
Божественная литургия 16 мая 2025 года
Церковный календарь 16 мая. Мученики Тимофей и Мавра
Евангелие 16 мая. Куда Я иду, туда вы не можете прийти
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!