Мы в городе Пскове. За моей спиной река Великая, на берегу которой стоит одна из древнейших в России святых обителей – Мирожский Спасо-Преображенский монастырь, который славится своими фресками XII века. Заглянем в старинный Спасо-Преображенский собор.
Ирина Александровна Мельникова, старший научный сотрудник отдела хранения монументальной живописи Псковского музея-заповедника:
– Мы находимся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. Этот храм построен в 40-х годах XII века, задолго до монголо-татарского нашествия. Сразу же по возведении его расписали фресками византийские мастера, которые перед этим расписывали храмы в Киеве.
Заказчиком и постройки, и росписи храма был новгородский архиепископ Нифонт. Художники трудились здесь два сезона с мая по октябрь. Это как раз то время, когда можно работать со штукатуркой. Роспись шла сверху вниз.
Ирина Александровна Мельникова:
– Фрески собора уникальны объемом и своей сохранностью – сохранилось порядка 80% фресок XII века. Это единственный храм в России, где сохранился такой объем фресковой живописи XII века.
«Комниновский ренессанс» – так иногда называют этот стиль росписи, потому что появился он в Византии в период возрождения династии Комнинов.
Ирина Александровна Мельникова:
– Здесь есть свои особенности. Например, подробно рассказывается о земной жизни Христа. Храм являлся открытой книгой – Новым Заветом, то есть это была своеобразная публичная библиотека с самой важной Книгой для христиан.
Дом Божий строился как главный храм монастыря и был предназначен для торжественных богослужений в летний период. Псковичи и гости города молились здесь с XII века по 1924 год.
Ирина Александровна Мельникова:
– Последнее богослужение в храме прошло в феврале 1922 года, после этого в храме не было богослужений, он был объявлен памятником архитектуры и истории. Возрождается здесь монашеское служение с 90-х годов. Сначала это были акафисты, небольшие богослужения, а с 2010 года служится литургия, но на особых условиях. Главным является сохранение фресковой живописи, потому очень четко прописаны правила. Например, на службах нельзя использовать свечи – они дают копоть, которая вредит фрескам, и ограничивается количество народа на службе.
Чтобы сохранить фрески, здесь поддерживают определенную атмосферу. Так, на период осадков собор закрывают. В храме сейчас установлены специальные приборы, летом это осушители, а зимой – увлажнители, чтобы поддерживать в помещении постоянный климат, что помогает сохранять фрески. Кстати, на сохранность изображений влияет и количество людей, которые одновременно могут находиться в этой церкви. Даже на соборные богослужения допускается не более 25 человек. Но не всегда так трепетно относились к фрескам собора. Например, в XVII веке их забелили, а еще расширили окна, так что часть изображений тогда была утеряна. Вновь роспись обнаружили через 200 лет, в XIX веке. В 1856 году, к 700-летнему юбилею храма, его начали ремонтировать и при реставрации иконостаса обнаружили уникальную роспись. Но в XIX веке не было научной реставрации, и часть фресок также утратили при расчистке от побелки. А потом фрески решили подновить клеевыми красками. К сожалению, тогда не знали, что и это принесет только вред.
Ирина Александровна Мельникова:
– Подновление завершили в 1902 году, и фрески казались обновленными и отчасти воссозданными, но, к сожалению, клеевая живопись не такая долговечная, как фреска. Уже к 20-м годам XX века потребовалась научная реставрация, когда клеевые краски очень сильно потемнели, растрескались и хлопьями опадали со стен, нарушая в том числе и фреску.
Давайте внимательно посмотрим на одну из фресок. Например, на эту. Ноги святых – это XIX столетие, вернее, так фреска выглядит после подновлений того периода. А если посмотреть чуть выше, то увидим другие краски, и это XII век.
Ирина Александровна Мельникова:
– Уже в советское время ведется научная реставрация, она продолжается до сего времени, около 70% фресок отреставрировано, но еще часть требует к себе внимания.
Есть части, еще не отреставрированные. Видите светлый квадрат? Это XII век. А вокруг более яркая клеевая роспись XIX столетия. Как же жил монастырь, в котором была создана такая красота?
Иеромонах Серафим (Козулин), и.о. наместника Мирожского Спасо-Преображенского монастыря:
– Первое упоминание об обители связано с преставлением игумена монастыря Авраамия, это 1156 год. Существуют сведения, подтвержденные археологическими раскопками, о том, что здесь находились на тот момент одиночные деревянные кельи.
А святитель Нифонт решил возвести здесь обитель. Кстати, название «Мирожский» происходит от реки Мирожки, она именно здесь впадает в реку Великую, а «мрежи» – это «сети», так как издавна около монастыря были рыбные ловли. Сам же город Псков строился на другом берегу реки, и монастырь находился за пределами крепостных стен, а значит, первым принимал на себя удары неприятеля.
Иеромонах Серафим:
– Монастырь регулярно выполнял оборонительные функции, здесь располагались в разное время военные, стрельцы. Монастырь во все времена был малочисленный, до определенного периода в нем был особножительный устав, когда каждый из братии живет своей жизнью хозяйственной, а в храме собираются на совместную молитву. Позднее он стал общежительным монастырем, когда у братии общее имущество, общее послушание, общая трапеза и, соответственно, общая молитва в храме за богослужением.
Сейчас братия молится в надвратном храме, который посвящен первомученику архидиакону Стефану, здесь же пребывает и главная святыня монастыря – Мирожский образ Богородицы.
Иеромонах Серафим:
– Написан он по типу «Оранты» – Матерь Божия изображается с воздетыми руками в знак молитвенного предстательства и ходатайства перед Спасителем. А справа и слева находятся предстоящие пред Ней молитвенники – это дочка Александра Невского княгиня Мария и ее супруг князь Довмонт (в крещении – Тимофей).
В 1192 году был явлен этот образ, но широко известен он стал через 400 лет. Тогда холера пришла на Псковскую землю, и Мирожская икона прославилась чудесным слезотечением, а затем произошло исцеление горожан от смертельного поветрия. После царь Иоанн Грозный, узнав об этом, забрал оригинал иконы, а в Пскове оставил список. Этот древний список сейчас хранится в музее. Братия монастыря уже в наши дни пришла туда и со старинной иконы написала новый образ.
Иеромонах Серафим:
– Логично, что в обители, где в XII веке появились уникальные фрески, одно из направлений послушаний братии – иконопись и реставрация старинных икон. В 1994 году монастырь передали Псковской епархии. По благословению правящего архиерея митрополита Евсевия архимандрит Зинон был определен сюда на послушание наместником. Он же, будучи художником и иконописцем, сразу же дал это направление – возрождение иконописной мастерской.
Братия работает очень кропотливо. Вот эти иконы двунадесятых праздников пишутся уже год.
Иеромонах Серафим:
– Зачастую я являюсь свидетелем того, как они их переделывают, потому как приходит какое-то понимание, осмысление, и братия правит свой собственный труд. Так бывает у всех творческих людей, в процессе они открывают для себя всё новые духовные глубины, поэтому и происходит исправление.
Для создания красок используют только натуральные минералы. Это драгоценные или полудрагоценные камни. Сначала их растирают в ступке, а потом рассыпают на стол из корунда, придавливают тяжелым камнем (это тоже корунд) и затем доводят до состояния порошка. Это, например, афганский лазурит. Ответственно здесь подходят и к написанию икон, и к реставрации. Ценность святынь здесь ощущается особо. Если вы не только захотите посетить монастырь, но и помолиться в древних стенах Спасо-Преображенского собора, то напомним, что прийти сюда на богослужение могут не все желающие. Монастырь анонсирует время и день службы, а дальше вы должны успеть попасть в список из 25 счастливчиков. Если вы опоздаете записаться, то летом многие молятся на улице, а для того, чтобы люди смогли принять таинство Причастия, к ним выходят священники. Так что и музей, и монастырь мирно сосуществуют.
Братья поддерживают духовную жизнь, а специалисты музея сохраняют фрески.
Иеромонах Серафим:
– Ансамбль монастыря состоит из восьми объектов, шесть из которых – в пользовании у монастыря, а два – Преображенский собор и братские кельи, где находится отдел музея, находятся в пользовании у музея. У нас, слава Богу, никаких трений нет.
Сюда приходит немало людей – и паломники, и любители истории.
Иеромонах Серафим:
– Безусловно, для любого христианина (и, в первую очередь, для священника и монаха) не должно быть разделения на верующего и неверующего, паломника или туриста, для нас каждый человек дорог, приятен, мы радуемся, когда он идет в такое святое место что-то понять, постичь в меру своих сил. Кто-то хочет познакомиться с историей, кто-то – с искусством и культурой, а кто-то – вместе помолиться и что-то почерпнуть для себя духовное. Для всех посетителей врата монастыря всегда открыты. Со специалистами музея у нас прекрасные отношения в силу того, что мы занимаемся одним главным для нас делом, тем послушанием, которое каждому из нас предопределено, выполняем его с усердием.
Так случилось, что на протяжении всей своей истории монастырь не был прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Он находится не в сельской тиши, не на опушке леса, а в самом центре города. Возможно, Господь определил монастырю именно это место, чтобы святая обитель была источником евангельской проповеди и миссионерства. И в XII веке, и сейчас увидеть Евангелие в красках доступно всем нам.
Ирина Александровна Мельникова:
– Аналоги фрескам нашего собора находят в мозаиках юга Италии (Сицилия, Палермо), Канады (Монреаль). Мозаики очень близки по стилистике, не менее уникальны. Сам храм – это исторический источник, графический, архитектурный. Это памятник ЮНЕСКО, и, соответственно, у нас есть обязательства перед мировым сообществом сохранить этот памятник. Это очень сложная, продуманная, отчасти даже математическая модель, где постарались объединить всё в гармонии. Это памятник Византии, той, которая существовала не одну сотню лет и стремилась найти идеальную гармонию.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Всенощное бдение 10 июня 2023 года
Божественная литургия 10 июня 2023 года
Этот день в истории. 10 июня
День ангела. 10 июня
Церковный календарь 10 июня. Икона Божией Матери Галичская (Чухломская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!