По святым местам. Михаило-Архангельский храм села Казачий Дюк

22 ноября 2023 г.

Отправимся в село Казачий Дюк и посетим храм Михаила Архангела, которого издревле почитали казаки, живущие на Рязанщине. Также был любим казаками образ Богородицы "Ахтырская", и эта икона с XIX века пребывает с сельской церкви. Храм пытались закрыть в советские годы, но ни репрессии, ни разорение не превратили окончательно Дом Божий в зернохранилище или дом культуры.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Шацкому району Рязанской области. И приехали мы в село под названием Казачий Дюк. Что такое «казачий», думаю, пояснять не стоит. А вот слово «дюк» имеет несколько вариантов происхождения. Один из них звучит так. Здесь проживал местный градоначальник, которого на французский манер называли Дюк. «Дюк» переводится как «князь». Ну а вторая версия следующая. Проживал здесь не градоначальник, а мордва. И на их языке «дюк» это «красивое любимое место». И с последней версией сложно не согласиться: место это действительно красивое, и еще прекраснее его делает местный храм Михаила Архангела.

Священник Сергий Скрипко, настоятель храма Михаила Архангела:

– Мы приехали в село Казачий Дюк. Село это неразрывно связано с историей Шацкого района и города Шацка. Так исторически сложилось, что эту землю населяли преимущественно казаки – выходцы из Казачьей Слободы (тоже древнее село), связанные напрямую с потомками этого села. Казаки из Казачьей Слободы переселились в XIX веке в Казачий Дюк. Было несколько деревень, которые были рядышком друг с другом, некоторых уже совсем не осталось.

А так как казаки считают своим небесным покровителем Архангела Михаила, то решили храм строить в его честь.

Священник Сергий Скрипко:

– И как повествуют летописи, в 1861 году начинается строительство холодного деревянного храма с одним престолом в честь Архистратига Божия Михаила. В 1864 году строительство этого храма завершается, начинаются богослужения и не прекращаются вплоть до сегодняшнего дня.

В годы коллективизации силами активистов-комсомольцев началось разорение церкви. Часть жителей предусмотрительно не вмешивалась, но были и те, преимущественно женщины, что пытались заступаться за родную церковь и ругались с комсомольскими активистами. В книге «Памяти жертв красного террора» есть имена прихожан и Михаило-Архангельской церкви. Устинья Андреевна Струмкина в 1931 году была сослана на полтора года, а когда вернулась, то до конца своих дней была алтарницей в Казаче-Дюковской церкви. Василию Ивановичу Пропалову в 1933-м припомнили, что он был церковным старостой, и его семейство внесли в список зажиточных хозяйств. В 1936-м Прасковья Васильевна Захарова была сослана в Казахстан и сгинула в ссылке. А в 1939-м власти хотели закрыть и сам храм. Сбили маковку церкви, сбросили колокола.

Священник Сергий Скрипко:

– Пытались сделать зернохранилище – не получилось, люди боялись сюда идти. Потом пытались сделать клуб. Некоторое время действительно здесь был клуб, но люди из-за того, что были очень благочестивы, в этот клуб чаще всего не шли. Были попытки начальника местной почты разрушить этот храм, но с Божией помощью ничего не удалось сделать.

А в сороковые годы в Казачий Дюк вернулся священник.

Священник Сергий Скрипко:

– С Божией помощью настоятель этого храма отец Иоанн, долгое время служащий здесь, не поддавался на провокации властей. Будучи сам участником боевых действий во время Великой Отечественной войны, он возвращается в 1944 году сюда, и начинается восстановление храма с Божией помощью. Это один из двух храмов в Шацком районе, которые не были закрыты в советское время. Первый – Никольский храм города Шацка; и второй – как раз храм села Казачий Дюк.

И вот в Архангельском храме начали наводить порядок.

Священник Сергий Скрипко:

– С 1947 года до середины 1970-х здесь служил известный священник Петр Преображенский, который очень потрудился в росписи храма. Были восстановлены повреждения, которые были нанесены в 1939 году. Люди бережно хранили святыни у себя на дому (кто-то иконы успел забрать к себе во время революции), и вот во время отца Петра многие эти святыни вернулись сюда, в храм.

Советские власти не успели разрушить иконостас и снять паникадила, поэтому часть убранства здесь такая, какая была до революции. А вот звонницу прихожане уже восстанавливали сами, хоть и, как видно, с трудом. Кампаны здесь старинные, а вот языки у них часто сделаны из разных подручных средств.

Храм вновь был открыт для богослужений в 1947-м на Михайлов день. И вот в небольшую сельскую церковь пошли люди со всей округи. Те, кто жил в городах, крестили своих детей и внуков в церкви Казачьего Дюка.

Священник Сергий Скрипко:

– Многие люди из Шацкого района приезжали именно сюда для того, чтобы крестить своих детей, чтобы помолиться Господу Богу, потому как зачастую это представлялось невозможным или крайне затруднительным.

Старинная святыня этого храма – образ Богородицы «Ахтырская». Как появилась здесь именно эта икона, точно неизвестно. Но вот история самого образа, с которого делали список, очень интересна. Изначально Ахтырский образ Царицы Небесной был явлен в XVIII веке на Харьковской земле. Местный священник косил траву и увидел эту святыню. Позже по молитвам перед образом Богородицы исцелилась дочь батюшки. Но также важно сказать, что эту икону особо почитают представители казачества. Здесь знают только, что в храме этот образ был еще в XIX веке.

Священник Сергий Скрипко:

– Известно, что до революции здесь находился список этой иконы. И вот по сей день старожилы, бабушки, говорят, что еще в те времена здесь совершались торжественные богослужения, посвященные этой иконе. Люди, которые ассоциируют себя с казачеством, очень чтят этот образ (особенно в Москве или в казачьих станицах). Но и здесь, в нашей епархии, небольшой островок такого оплота благочестия казачества остается по сей день. Каждый год здесь совершаются торжественные праздничные богослужения, посвященные этому образу. Совершается крестный ход к купели, где служится водосвятный молебен, и все люди, которые хотят получить от Господа Бога просимое, обращаются сюда.

Часовня над источником была построена в 2000-е годы на средства местных предпринимателей.

Священник Сергий Скрипко:

В то время был здесь иеромонах Павел (Гусаков). И люди, которые были неравнодушны, сделали здесь источник. В праздники, в Крещение Господне люди приходят на этот источник, имеют возможность помолиться, набрать святой водички.

Вот такое оно, село Казачий Дюк Шацкого района Рязанской области. Школы здесь уже нет, сельский клуб тоже закрыли, местных жителей около 200 человек. Но зато летом сюда приезжают правнуки и праправнуки тех, кто 70 лет назад отстоял Михаило-Архангельский храм. И жизнь, пусть тихая, здесь продолжается. И хочется верить, что у нее начнется новый виток.

Священник Сергий Скрипко:

– Это место очень полюбилось – здесь очень добрые, хорошие, покладистые люди. Ничего плохого не могу сказать об этом месте. Только радостные, светлые, запоминающиеся личности, очень красивая природа, живописные места – и зимой, и летом можно найти свои прелести. Это и реки, и леса, много-много вещей, что связывают людей с этим местом, которые, уезжая отсюда, тем не менее стремятся вернуться сюда. Очень многие (даже те, кто уезжает в Москву) связаны с этим местом, и как только появляется свободное время, со всей семьей приезжают сюда, чтобы провести время вдали от людской суеты. Здесь тишина, покой, и люди стремятся к этому месту.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 28 февраля: 07:45
  • Четверг, 29 февраля: 15:15
  • Пятница, 01 марта: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать