По святым местам. Храмы Узбекистана. Часть 1

11 июня 2025 г.

Путешествие по святыням Узбекистана. Узнаем, почему Бухара - ветхозаветный город, как в Среднюю Азию пришел апостол Фома и кто принес мощи пророка Даниила в Самарканд. А также увидим, где похоронены жена и дочь святителя Луки Крымского, и выясним, почему в Коканде в местном храме находятся картины кисти итальянского художника.

Древние города и бескрайние пустыни, изысканные дворцы и чудеса природы, традиции гостеприимства и вкуснейшая кухня  таков Узбекистан для туристов. Но если вы православный паломник, то ко всей этой красоте и многообразию впечатлений прибавится и особое духовное делание  движение навстречу чистоте и святости. Так, 2 000 лет назад сюда пришел и апостол Фома.

Священник Алексий Биренбаум, настоятель храма апостола Фомы, г. Ахангаран:

– Апостол Фома, как вы знаете, один из ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа. Он был необычным апостолом. По преданию, он был вдохновителем среди апостолов. Даже когда дело касалось таких страшных событий, как смерть Христа, он всегда поддерживал апостолов, говорил: «Давайте умрем вместе с Ним». Промыслом Божьим он не был рядом в момент воскресения Христа и в момент успения Пресвятой Богородицы. Считается, что он проходил недалеко от этих земель.

Вместе с караваном он шел через Хиву, Самарканд, Ферганскую долину и Бухару.

Священник Леонид Петров, настоятель храма во имя Архангела Михаила:

– Есть предположение, что апостол Фома по пути к месту своего служения прошел по Великому шелковому пути мимо этого города. Косвенно это подтверждается тем, что уже в первых веках здесь располагались многочисленные христианские общины. Естественно, они не появились на пустом месте, то есть на этих землях была проповедь. И в V веке в этом городе была архиерейская кафедра.

Но история христианства в Бухаре начинается раньше. Ведь это еще и библейский город, ветхозаветный. Его посещал праведный Иов Многострадальный. Увидев страждущих от жажды жителей, он ударил по земле посохом, после чего тут забил пресный источник.

Священник Леонид Петров:

– В этом месте по его молитвам Господь дал чудо источник пресной воды, который до сих пор находится в этом городе. Естественно, Иов Многострадальный пришел в какое-то поселение. То есть задолго до основания Бухары как города здесь уже жили люди.

По преданию, сам Иов жил в древнем Хорезме. Паломники могут пройти по его улочкам. Это музей под открытым небом. Сейчас в Хорезме никто не живет. Зато есть Хорезмийская область, и ее центр  город Ургенч. В Ургенче находится храм во имя Иова Многострадального. Другому ветхозаветному пророку Даниилу можно поклониться в Самарканде  гробница пророка находится в этом городе.

Александр Михайлович Галак, краевед:

– Амир Тимур, который был в одном из походов в Месопотамии, встретил эти мощи и оттуда решил привезти их в Самарканд. Потому что его целью было возвеличить этот город. Он привозил сюда мощи и устанавливал их.

Пророка Даниила почитают в христианстве, в иудаизме и исламе. Во времена Тамерлана большинство людей, живших в Средней Азии, исповедовали мусульманство. Новые христианские общины начинают появляться только с XIX века. Тогда территория современного Узбекистана вошла в состав Российской империи. Сюда стали приезжать русские переселенцы. Покровский храм Самарканда построен именно для них.

Александр Михайлович Галак:

Этот храм находится в той части города, которая раньше называлась Русской слободой. Здесь жили первые поселенцы, которые приехали из России. Они обживались, строили свои дома, и вскоре у людей возникла потребность в своем храме. Одно из прошений легло на стол государю Николаю II. Тот заинтересовался этим вопросом, ознакомился с ним и из своих личных средств выделил 3 000 рублей, которые легли в основу сбора средств.

А для людей военных (Туркестанского военного полка) был возведен Алексеевский собор. Часто переселенцам приходилось осваивать новые земли, и даже названия у населенных пунктов были на русский манер. Так, недалеко от города Бекабада когда-то находилось село Сретенка.

Священник Александр Колотовкин, настоятель храма Сретения Господня, г. Бекабад:

– История православия в этих местах относит нас к концу XIX века, когда сюда стали приходить переселенцы из России. В этих местах стояло военное формирование, которое охраняло южные границы Туркестанского края. Здесь, в предгорьях Тяньаня, проходила, можно сказать, естественная граница этих мест. Буквально в нескольких километрах от нынешнего города стояло военное поселение. Там был построен храм в честь Сретения Господня. Само селение было названо Сретенкой. В советское время храм был переоборудован в школу. Сегодня, если мы это место посетим, то его достаточно трудно будет узнать, потому что здание храма было очень сильно перестроено. В советское время здесь, в самом этом городе, храма не существовало.

Сюда приезжали люди, чтобы возделывать землю. Так, поселок Янги-Чиназ (назывался он тогда Русский Чиназ) был заселен казаками. Они выращивали хлопок. Для них был построен храм в честь Александра Куштского. В то время здесь была создана система орошения земли. По степи протянули водные каналы. Занимался этим великий князь Николай Константинович Романов. Стали появляться русские поселки  Воскресенский, Благовещенский и Богородицкий (сейчас это поселок Джамбул).

Священник Александр Балухатин, настоятель храма Архистратига Михаила, п. Джамбул:

– Селились здесь русские. Первое поселение было на 250 русских, где-то на 25 домов. Первым делом начиналось строительство храмов. В основном именование храмам давали в честь покровителей русских воинов. Воины очень часто участвовали в строительстве железной дороги и храма. Поэтому наш храм посвящен памяти Архистратига Божьего Михаила.

Храм был закрыт в советские годы, но сейчас его восстановили. Также хотят вернуть и прежний вид храму Александра Невского в городе Термезе силами неравнодушных людей и настоятеля.

Священник Родион Исмаилов, настоятель храма во имя благоверного князя Александра Невского, г. Термез:

– На проповеди меня сразу спросили: «Вы сюда служить приехали?» Я им сразу сказал: «Я приехал жить и служить». Многие священники, приезжают из Ташкента на неделю. А здесь нужно было поднимать храм.

В XIX веке в Узбекистан переезжает и духовенство. Так, в 1872 году в Каттакургане стал жить священник Алексий Зеленицкий. Он был настоятелем Владимирского храма и создал в своем доме первую в городе школу.

Священник Тимофей Фишелев, настоятель храма во имя равноапостольного великого князя Владимира:

Пока он преподавал в этой школе, сменилось 15 учителей. Он был единственным, кто постоянно находился в школе и занимался учительской деятельностью. Он всех детей обучал совершенно бесплатно, даже раздавал конфеты тем, кто хорошо учился и отвечал на его уроках.

В 1917 году в Ташкент приехал врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий святитель Лука. Сейчас его памятник стоит рядом с Успенским собором, а в те времена это была скромная церковь при госпитале.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий:

Он взял на себя подвиг архиерейского служения в самые тяжелые годы. Не для чести он принял монашество, священство и архиерейство. А для того, чтобы пострадать за Христа и защитить Православную Церковь на нашей земле. Потому что Церковь была в опасности, в тяжелом положении. А он, будучи очень известным хирургом, известным врачом, ученым человеком, взял на себя мужественный подвиг, чтобы защитить нашу Церковь.

На Ташкентском кладбище при храме Александра Невского похоронена супруга святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он пережил свою Анну на 42 года. После ее ухода он принял монашество. Рядом могила их дочери.

Дети святителя Луки продолжили дело отца, став медиками. Его дочь Елена работала врачом-эпидемиологом. Она жила в Ташкенте и похоронена здесь же, на кладбище, рядом с Александроевским храмом. 

Сейчас святитель Лука входит в собор святых Среднеазиатского митрополичьего округа. В честь тех, кто нес подвиг веры на этой земле, в местечке Уртасарай возведен храм.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий:

Для нас очень отрадно, что на этой земле люди трудились, подвизались и достигали святости, достигали такого совершенства. Главная цель жизни человека на земле  это достичь святости, совершенства. Оказывается, и на нашей земле есть люди, которые совершенствуются. Это для нас отрадно.

Среди Собора святых большинство угодников Божьих  новомученики. В советские годы Средняя Азия стала местом ссылок, но также и местом относительной свободы вероисповедания. В то время на просторах Союза храмы уничтожали, а здесь открывались так называемые молитвенные дома. Верующие покупали частный дом, собирались там на молитву и незаметно от всех возводили дом Божий. Таким был Георгиевский храм Самарканда.

Священник Тимофей Фишелев:

На имя монахини было куплено вот это помещение. Оно было не таким, это был просто маленький саманный домик. И куплен был не как храм, а официально церковная община снимала это здание. Но на самом деле верующие сами собирали деньги, покупали этот дом для того, чтобы здесь молиться. Постепенно его стали перестраивать, расширять, стены подняли, увеличили комнаты, пристроили пекарню. Еще у нас осталось много стареньких келий.

Похожая история и у ташкентского прихода в честь священномученика Ермогена.

Священник Андрей Тугушев, настоятель храма священномученика Ермогена, г. Ташкент:

Территорию сразу купить было невозможно, поэтому ее выкупали постепенно. С сорок восьмого года на этом месте был молитвенный дом. Потом напротив была куплена еще территория. В годы после войны были дарованы определенные религиозные свободы, удалось приобрести достаточную территорию и сначала купить на ней молитвенный дом, а потом обустроить его как небольшой храм.

А в Андижане из жилого дома сделали дом Божий, в храме яблоку негде было упасть.

Зинаида Валькова, прихожанка храма во имя всех святых, г. Андижан:

После войны было много народу. Когда приходили освящать куличи на Пасху, все стояли с куличами на улице, а здесь стоять было невозможно. Здесь все окна были забиты людьми, даже свечку на праздник невозможно было поставить. Нельзя было даже подойти, так было много народу.

Иконы в храмах были написаны сосланными монахинями или местными самоучками. А вот в городе Коканде оказался художник-итальянец. Он был военнопленным и отправлен сюда на работы, но оказался слаб здоровьем. Православные пожалели его и попросили власти перевести художника на работу в храм.

Ядвига Станиславовна Карпович, прихожанка храма в честь Казанской иконы Божией Матери, г. Коканд:

Картины рисовал итальянский художник. В свое время сюда привозили военнопленных, они здесь работали. И он заодно писал эти красивые картины. На память нам осталась ручная работа. Сейчас, конечно, вы таких уже не найдете. Тем более полотна были очень большие по своему размеру.

Самодельные иконы, простой иконостас, ковры на полу. В этих молитвенных домах чувствуешь себя уютно, как в Никольском храме в пограничном с Таджикистаном Хавасте.

Иеромонах Никон (Будура), настоятель храма святителя Николая, п. Хаваст:

– Я как-то временно уезжал поездить по святым местам. Прошло две недели и у меня уже душа рвется обратно ехать. Потому что здесь тоже тепло, хорошо, здесь люди добрые. Поэтому, слава Богу, мы служим с Божьей помощью, во славу Божию. Все хорошо у нас.

На смену молитвенным домам приходят новые храмы. В Ангрене строится церковь в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших».

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий:

– А сейчас мы, конечно, стараемся около этих молельных домов строить новые храмы. Уже около пяти храмов построили на том же месте, где был молитвенный дом. Но, конечно, эти дома уже в аварийном состоянии, поэтому нам приходится принимать трудные решения, чтобы сделать типовой красивый храм.

Но главное, что строят не стены, строят атмосферу добра, мира и согласия.

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 20 июля: 12:45
  • Среда, 23 июля: 07:45
  • Четверг, 24 июля: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Казанский храм в Шихазанах - место необычное. О его существовании знал император Александр II, роспись внутри Дома Божия повторяет фрески церквей Святой земли, а нынешний настоятель до принятия сана был сварщиком, мастерство профессии батюшка применил и при восстановлении храма.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X